Автор: Поситнева Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДС№60
Населённый пункт: г. Нальчик Кабардино-Балкарская Республика
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Валеологическое занятие "На лесной поляне"
Раздел: дошкольное образование
Валеологическое занятие
«На лесной поляне»
(Образовательная ситуация в средней группе с участием родителей)
Воспитатель: Поситнева Светлана Владимировна
Задачи:
Уточнять знания детей о разнообразии природы: звери, птицы, деревья, кустарники,
травянистые растения, грибы.
Формировать желание заботиться о своем здоровье, используя знания о лекарственных
растениях, съедобных и несъедобных грибах. Показывать значимость труда каждого
человека для ее сохранения. Усиливать эмоциональные ощущения при восприятии
природы через музыку и движения. Доставлять детям эстетическое удовольствие
посредством музыки и изобразительных средств.
Оборудование и материалы. Силуэтные изображения, рисунки ,растениях, загадки; модели
«Сезонные изменения»; модели «Правила поведения в лесу»; Организация обстановки.
Лесная поляна, кафе — сервированные столы.
Интеграция образовательных областей:
«Социализация» - формирование представлений о дружеских взаимоотношений между
сверстниками.
«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым и детьми, умения подбирать
«Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности.
«Познание» – расширение кругозора, закрепление
«Музыка» -
«Здоровье», «Физическая культура» - укрепление здоровья с помощью лекарственных
растений, фиточай, ароматерапия
Предварительная работа. С помощью слайд-фильма показать разных животных, уточняя
знания об их жизни, повадках, строении, окрасе.
Вспомнить вместе с детьми животных — героев сказок, стихотворений, и рассказов (С.
Маршака, В. Бианки, К. Чуковского).
Рассматривая иллюстрации Е. Чарушина к книгам «Волчишко», «Зайчата». дать
элементарные представления о работе художника-иллюстратора, обратить внимание, как
художник передает внутреннее состояние своих героев. Проект «Лес»
Рисование разнообразных картин-пейзажей: лес, пустыня, рисование ладошками.
С помощью иллюстраций и лекарственного сбора познакомить детей с лекарственными
растениями: липа, мята, ромашка, шиповник; учить различать их по внешнему виду и на
вкус.
Слушание грампластинки «Голоса леса». Имитация движения животных. Разучивание
песен о лесе.
Ход ситуации
Звучит грамзапись «Голоса птиц», дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы с вами оказались в чудесном волшебном
лесу. Посмотрите, какие красивые деревья: и березки, и елочки, и клены! А сколько здесь
цветов! От этой красоты нам стало весело, и даже птицы это почувствовали. Они весело
запели. (Дети «гуляют по лесу» и узнают голоса птиц.) релаксация.
Ребята, посмотрите, что это за указатель? Оказывается, где-то недалеко на лесной поляне
открылось кафе «Боярышник». Кафе, наверно, необычное, лесное, для здоровья, ведь
плоды
и цветы боярышника приносят огромную пользу здоровью.
А что такое кафе, вы знаете?
Дети: Кафе — это место, куда приходят родители вместе с детьми отдохнуть, поесть
мороженое, послушать музыку, попить кофе, чай, сок.
Воспитатель: Посмотрите, в кафе уже есть первые посетители (родители), давайте и мы
пройдем в кафе. Садитесь рядом со своими мамами.
Не случайно кафе открылось именно в лесу: здесь чистый воздух, тихо и красиво.
А кто мне напомнит, что такое лес?
Дети: Лес – это дом для диких животных, птиц, растений.
Воспитатель: Правильно. Люди говорят: «Лес — наше богатство». Как вы думаете,
почему родилась такая пословица, скажите нам мамы? (Предположения родителей) Лес
— это зеленый наряд Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес — это кладовая,
щедро отдающая свои дары: грибы, ягоды, орехи.
Воспитатель: А почему мы с лесом дружим? Для чего он нужен людям?
Д е т и: В лесу чистый воздух, очень красиво, растут деревья, лекарственные растения,
орехи, грибы, ягоды, живут звери и птицы...
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о лесе знаете вы?
Дети и родители.
Невысок лесок, а от ветра защита.
Срубил дерево — посади два.
Зеленое царство — лучшее лекарство.
Лучше дальний путь в лес, чем ближний в аптеку.
На поляне появляются дети с мамой, разводят костер, едят, разбрасывают мусор,
громко кричат и уходят, оставляя после себя беспорядок.
Воспитатель: Уважаемая! Вы что, здесь делаете? Вы мешаете нам отдыхать.
Мама: Мы тоже пришли сюда отдыхать. Впервые за долгую зиму мы выбрались на
природу подышать свежим воздухом, погулять, порезвиться.
Воспитатель: Но вы неправильно ведете себя на природе. Дети посмотрите во что они
превратили поляну. Разве так можно.
Дети: Нет нельзя, в лесу сорить нельзя, нельзя шуметь.
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в лесу, а кто их еще не знает,
познакомится с ними. (Показывает модели, дети объясняют правила.) Я думаю, что эти
правила надо оставить на лесной поляне, чтобы тот, кто захочет отдохнуть в лесу,
прочитал их и стал соблюдать.
Мама: Теперь мне все понятно. Дети давайте вместе наведем порядок на поляне.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что за мусор здесь был: железные банки — их можно
закопать под корни молодых деревьев, чтобы они лучше росли. Банка будет ржаветь и
выделять в почву железо, которое необходимо для роста деревьев. И животные не
поранятся. А стеклянные банки можно оставлять в лесу? (Нет.) Почему?
Дети: Они могут разбиться, осколками могут пораниться и люди, и животные.
Родитель: А еще от маленького стёклышко в очень сухую солнечную погоду может
случиться пожар. На стеклышко падают солнечные лучи, и оно действует как лупа. А
пластиковые бутылки оставим в лесу? (Нет.) Как их можно использовать?
Д е т и: Из них можно что-нибудь смастерить: ведра, совки, формочки.
Воспитатель: А посмотрите, какие красивые вазочки сделали ваши мамы из пластиковых
бутылок. Они стоят у вас на столах.
Воспитатель: Лес — это дом для зверей и птиц, наши дети хорошо знают его обитателей.
А сейчас я предлагаю поиграть в игры. Посмотрим, сможете вы угадать обитателей леса
по описанию.
Игра (для детей). Загадки о животных. Отгадки появляются на экране.
Игра (для родителей). «Изобрази зверя так, чтобы все догадались, кто это».
Игра (для детей) «Четвертый лишний» (домашние и дикие животные)
гимнастика для глаз
Про животных есть очень много детских песен. Я хочу узнать ,как хорошо вы знаете эти
песни и как вы красиво умеете петь .
Я предлагаю немного отдохнуть. Приглашаю на веселый танец .
(пока дети танцуют, приносят и ставят на столы варенье)
Воспитатель: Лес может подарить нам много вкусного. Какие ягоды растут в лесу?
Дети: Клюква, брусника, малина, черника, рябина...
Воспитатель: Ягоды вы знаете хорошо. А сможете ли вы определить на вкус, из каких
ягод сварено варенье?
(Дети и родители пробуют варенье и называют ягоду.)
Дети: У меня варенье из малины – малиновое варенье.
Воспитатель: Погода в нашей местности часто меняется. Но все-таки можно выделить
Характерные признаки для каждого времени года. Какое сейчас время года?
Из-за непостоянной погоды мы иногда простываем, болеем. Что нужно делать, чтобы не
болеть?
Дети: Закаляться. Повышать иммунитет.
Воспитатель: Правильно мы должны закаляться и повышать иммунитет, и в этом нам
помогают дары леса лекарственные растения. Какие лекарственные растения вы знаете?
Дети и родители называют. (слайды)
Молодцы! Я желаю вам поменьше болеть, а если вы все-таки простудились, то лучше
используйте лекарственные растения, чем таблетки. Ведь сама природа позаботилась о
вашем здоровье. Ребята, а как мы еще с вами оздоравливаемся в группе.
Дети: После сна нюхаем лекарственные травы.
Воспитатель: А мамы знают ли чем, полезна липа, чабрец, ромашка. Зачем мы нюхаем.
Родители: Чабрец убивает вредные микробы.
Игра «Угадай по запаху» (дети угадывают, родители объясняют, чем полезна эта трава).
Воспитатель: Пока мы с вами играли, нам принесли чай, а сможете ли вы на цвет и вкус
определить, из каких лекарственных растений он приготовлен?
Дети и родители пробуют чай и называют: мята, липа, ромашка, шиповник.
Воспитатель: Молодцы! Вот и подходит к концу наше с вами встреча в этом чудесном
кафе. На память о нашей встрече я предлагаю оставить следы от наших теплых ладошек.
Помните, каждый из вас отпечатал свою ладошку, и мы их теперь превратим в волшебный
лес, где будет всем просторно, хорошо и уютно.
Дети и родители совместно дорисовывают ладошки, превращая их в обитателей леса. Под
веселую музыку.
Воспитатель: Если мы с вами ребята будем любить природу и беречь, то наша Земля будет
светлей и еще веселей, а давайте про это сполем песню.
Исполняется песня