Напоминание

"Как помочь гиперактивному ребенку"


Автор: Жигалова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\с "Антошка"
Населённый пункт: Город Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: "Как помочь гиперактивному ребенку"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как помочь гиперактивному ребенку

Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на

одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит,

часто

мешает

другим

детям

и

взрослым.

Такому

ребенку

очень

трудно

сосредоточиться

на

чем-то

одном,

он

легко

отвлекается,

быстро

переключается от одной деятельности к другой, не доводя дело до конца;

задает большое количество вопросов и не дожидается на них ответов; иногда

совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. Ребенок с

такими

признаками

поведения,

скорее

всего,

относится

к

категории

гиперактивных детей.

Синдром

дефицита

внимания

и

гиперактивности

(СДВГ)

—это

не

поведенческая

проблема,

не

результат

плохого

воспитания,

а

проблема,

требующая

своевременной

диагностики

и

комплексной

коррекции:

педагогической, психологической и медицинской. Успешная работа возможна

при

условии,

если

она

проводится

вовремя.

Объективная

диагностика

ребенка

проводится

в

возрасте

5—7

лет.

Признаки

гиперактивности

как

повышенной двигательной активности исчезают по мере взросления ребенка,

а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

Распознать гиперактивность как двигательную подвижность можно по

следующим проявлениям:

-Наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп; ребенок крутится и

вертится, сидя на стуле.

-Часто встает со своего места в ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

-Обычно не может сидеть тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.

-Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается

куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

-Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему

прикрепили мотор.

Импульсивность можно распознать по следующим проявлениям:

-Не умеет подчиняться правилам.

-Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца.

-Обычно с трудом дожидается своей очереди в игре, на занятиях,

-Не может отложить получение вознаграждения,

-Нередко мешает другим, пристает к окружающим,

-Болтлив не в меру, вмешивается в беседы других.

-Требует к себе внимания.

-Горячится, во время разговора часто повышает голос.

-Часто меняется настроение.

Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем

самым помочь им в процессе его воспитания?

1. Необходимо изменить поведение взрослого и его отношение к ребенку:

1)Определите для ребенка рамки поведения: что можно и что нельзя, причем

вы должны четко знать, что ваш ребенок понимает и принимает эти правила.

Важно, чтобы и вы были последовательны, и если сегодня нельзя залезать на

забор и прыгать с него, то и завтра тоже нельзя, а также послезавтра и после

послезавтра.

2) Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Как это ни банально звучит,

но прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и

то же время.

Гиперактивные

дети

должны

справляться

с

обычными

для

всех

подрастающих

детей

проблемами.

Их

нельзя

отстранять

от

требований,

которым подчиняются другие дети.

3) Четко требуйте выполнения правил,касающихся безопасности и здоровья

ребенка. Правил не должно быть много, иначе гиперактивный ребенок просто

не сможет их запомнить.

4) Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании:

если сказали, обязаны это выполнить.

5) Помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными.

6)

Избегайте,

с

одной

стороны,

чрезмерной

мягкости,

а

с

другой

завышенных требований к ребенку.

7) Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите,

повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте одного в комнате

(но не в темной)).

8) Автоматически, одними и теми же словами повторяйте многократно свою

просьбу (нейтральным тоном).

9) Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за

проступок.

10) Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную

стимуляцию, а еще лучше —покажите, как надо сделать.

11)

Не

требуйте,

чтобы

ребенок

был

одновременно

внимательным,

аккуратным и усидчивым.

12)

Говорите

конкретно,

по

делу

(не

более

десяти

слов),

сдержанно

и

спокойно.

13) Избегайте повторения слов «нет», «нельзя».

14) Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: чаще

хвалите ребенка, касаясь его, обнимая и т. д.

Поощрений должно быть больше, чем наказаний. Например:

-положительное

подкрепление

того,

что

ребенок

уже

умеет,

с

помощью

жеста, улыбки и т. д.;

-приятное событие, сюрприз в выходной день;

-предоставление возможности заняться любимыми развлечениями.

Помните, что порицания действуют на таких детей сильнее, чем на других,

поэтому:

-Не

прибегайте

к

физическому

наказанию!

Если

же

в

нем

есть

необходимость,

то

для

сверхактивного

ребенка

простое

прекращение

его

бурной деятельности и принудительное нахождение в определенном месте —

уже наказание.

-Можно в качестве наказания запретить телефонные разговоры, просмотр

телепередач и т. д.

-Можно использовать прием «выключенного времени» (изоляция, «домашний

арест» и т. д.).

-Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в

магазинах, на рынках и других местах, где находится много людей, оказывает

на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.

-Если ребенок осознал поступок, то с ним необходимо провести беседу,

чтобы он усвоил, почему был наказан, и запомнил, что такое поведение не

поощряется.

2. Очень важен психологический микроклимат в семье.

1) Проводите досуг вместе всей семьей.

2) Устраните влияние «всепрощающих» взрослых; требования всех членов

семьи не должны быть противоречивыми.

3) Избегайте двух крайностей: с одной стороны, проявления чрезмерной

жалости и вседозволенности, с другой —постановки непосильных, часто

невыполнимых задач.

4) Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

5) Поддержка, доброе, спокойное отношение —основа достижений ребенка.

6) Оберегайте ребенка от эмоционального переутомления. Если он только что

целый час играл с ребятами на улице, не надо ему, придя домой, смотреть

мультфильм про человека -паука, а в довершении вечера приглашать друзей к

себе домой и играть в индейцев.

7) Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию, ему важно

ощущать себя умелым.

8)Чаще

обнимайте

своего

ребенка.

Помните,

что

для

душевного

благополучия каждый день ребенку требуется минимум четыре объятия.

9) А вечером для гиперактивного ребенка очень полезен расслабляющий

массаж и сказка наночь.

3. Следите за выполнением режима дня. Организуйте место для занятий без

посторонних отвлекающих предметов.

1) Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности наравне с

другими членами семьи, например, приведение в порядок постели после сна

или уборка в своей комнате и т. д. Особенно важно, чтобы папа или мама не

выполняли эти обязанности за ребенка.

2)

Старайтесь,

чтобы

ребенок

высыпался.

Недостаток

сна

ведет

к

еще

большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может

стать неуправляемым.

3) Заранее договаривайтесь с ребенком о временных рамках для игр и другой

деятельности, а об истечении отведенного времени пусть ребенку сообщает

не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет

способствовать снижению агрессивности.

4) Не позволяйте ребенку приниматься за другое дело, пока не доделает

первое.

6) Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил

поведения в группе или дома и обсудите систему поощрений и наказаний за

желательное

и

нежелательное

поведение.

Просите

ребенка

вслух

проговаривать эти правила.

7) Оградите ребенка от длительных занятий за компьютером и просмотра

телевизионных программ, особенно агрессивного содержания.

8) Для ребенка полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе,

длительные прогулки, бег.

9) Нежелательны для гиперактивных детей занятия различными видами

борьбы.

Список литературы:

1.

Болотовский

Г.В.,

Чутко

Л.С.

Гиперактивный

ребёнок:

развитие,

воспитание, обучение // Вектор, 2009.

2. Глушакова О.А., Дубовец Ж.В., Медведская С.Ф. О психологии воспитания

детей // ОДО «Образовательная компания «Содействие», 2009.

3. Ломакина Г.Р. Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой

–М.: Центрполиграф, 2009.



В раздел образования