Автор: Жигалова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\с "Антошка"
Населённый пункт: Город Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: "Как помочь гиперактивному ребенку"
Раздел: дошкольное образование
Как помочь гиперактивному ребенку
Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на
одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит,
часто
мешает
другим
детям
и
взрослым.
Такому
ребенку
очень
трудно
сосредоточиться
на
чем-то
одном,
он
легко
отвлекается,
быстро
переключается от одной деятельности к другой, не доводя дело до конца;
задает большое количество вопросов и не дожидается на них ответов; иногда
совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. Ребенок с
такими
признаками
поведения,
скорее
всего,
относится
к
категории
гиперактивных детей.
Синдром
дефицита
внимания
и
гиперактивности
(СДВГ)
—это
не
поведенческая
проблема,
не
результат
плохого
воспитания,
а
проблема,
требующая
своевременной
диагностики
и
комплексной
коррекции:
педагогической, психологической и медицинской. Успешная работа возможна
при
условии,
если
она
проводится
вовремя.
Объективная
диагностика
ребенка
проводится
в
возрасте
5—7
лет.
Признаки
гиперактивности
как
повышенной двигательной активности исчезают по мере взросления ребенка,
а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.
Распознать гиперактивность как двигательную подвижность можно по
следующим проявлениям:
-Наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп; ребенок крутится и
вертится, сидя на стуле.
-Часто встает со своего места в ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
-Обычно не может сидеть тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
-Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается
куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
-Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему
прикрепили мотор.
Импульсивность можно распознать по следующим проявлениям:
-Не умеет подчиняться правилам.
-Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца.
-Обычно с трудом дожидается своей очереди в игре, на занятиях,
-Не может отложить получение вознаграждения,
-Нередко мешает другим, пристает к окружающим,
-Болтлив не в меру, вмешивается в беседы других.
-Требует к себе внимания.
-Горячится, во время разговора часто повышает голос.
-Часто меняется настроение.
Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем
самым помочь им в процессе его воспитания?
1. Необходимо изменить поведение взрослого и его отношение к ребенку:
1)Определите для ребенка рамки поведения: что можно и что нельзя, причем
вы должны четко знать, что ваш ребенок понимает и принимает эти правила.
Важно, чтобы и вы были последовательны, и если сегодня нельзя залезать на
забор и прыгать с него, то и завтра тоже нельзя, а также послезавтра и после
послезавтра.
2) Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Как это ни банально звучит,
но прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и
то же время.
Гиперактивные
дети
должны
справляться
с
обычными
для
всех
подрастающих
детей
проблемами.
Их
нельзя
отстранять
от
требований,
которым подчиняются другие дети.
3) Четко требуйте выполнения правил,касающихся безопасности и здоровья
ребенка. Правил не должно быть много, иначе гиперактивный ребенок просто
не сможет их запомнить.
4) Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании:
если сказали, обязаны это выполнить.
5) Помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными.
6)
Избегайте,
с
одной
стороны,
чрезмерной
мягкости,
а
с
другой
—
завышенных требований к ребенку.
7) Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите,
повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте одного в комнате
(но не в темной)).
8) Автоматически, одними и теми же словами повторяйте многократно свою
просьбу (нейтральным тоном).
9) Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за
проступок.
10) Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную
стимуляцию, а еще лучше —покажите, как надо сделать.
11)
Не
требуйте,
чтобы
ребенок
был
одновременно
внимательным,
аккуратным и усидчивым.
12)
Говорите
конкретно,
по
делу
(не
более
десяти
слов),
сдержанно
и
спокойно.
13) Избегайте повторения слов «нет», «нельзя».
14) Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: чаще
хвалите ребенка, касаясь его, обнимая и т. д.
Поощрений должно быть больше, чем наказаний. Например:
-положительное
подкрепление
того,
что
ребенок
уже
умеет,
с
помощью
жеста, улыбки и т. д.;
-приятное событие, сюрприз в выходной день;
-предоставление возможности заняться любимыми развлечениями.
Помните, что порицания действуют на таких детей сильнее, чем на других,
поэтому:
-Не
прибегайте
к
физическому
наказанию!
Если
же
в
нем
есть
необходимость,
то
для
сверхактивного
ребенка
простое
прекращение
его
бурной деятельности и принудительное нахождение в определенном месте —
уже наказание.
-Можно в качестве наказания запретить телефонные разговоры, просмотр
телепередач и т. д.
-Можно использовать прием «выключенного времени» (изоляция, «домашний
арест» и т. д.).
-Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в
магазинах, на рынках и других местах, где находится много людей, оказывает
на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.
-Если ребенок осознал поступок, то с ним необходимо провести беседу,
чтобы он усвоил, почему был наказан, и запомнил, что такое поведение не
поощряется.
2. Очень важен психологический микроклимат в семье.
1) Проводите досуг вместе всей семьей.
2) Устраните влияние «всепрощающих» взрослых; требования всех членов
семьи не должны быть противоречивыми.
3) Избегайте двух крайностей: с одной стороны, проявления чрезмерной
жалости и вседозволенности, с другой —постановки непосильных, часто
невыполнимых задач.
4) Не допускайте ссор в присутствии ребенка.
5) Поддержка, доброе, спокойное отношение —основа достижений ребенка.
6) Оберегайте ребенка от эмоционального переутомления. Если он только что
целый час играл с ребятами на улице, не надо ему, придя домой, смотреть
мультфильм про человека -паука, а в довершении вечера приглашать друзей к
себе домой и играть в индейцев.
7) Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию, ему важно
ощущать себя умелым.
8)Чаще
обнимайте
своего
ребенка.
Помните,
что
для
душевного
благополучия каждый день ребенку требуется минимум четыре объятия.
9) А вечером для гиперактивного ребенка очень полезен расслабляющий
массаж и сказка наночь.
3. Следите за выполнением режима дня. Организуйте место для занятий без
посторонних отвлекающих предметов.
1) Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности наравне с
другими членами семьи, например, приведение в порядок постели после сна
или уборка в своей комнате и т. д. Особенно важно, чтобы папа или мама не
выполняли эти обязанности за ребенка.
2)
Старайтесь,
чтобы
ребенок
высыпался.
Недостаток
сна
ведет
к
еще
большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может
стать неуправляемым.
3) Заранее договаривайтесь с ребенком о временных рамках для игр и другой
деятельности, а об истечении отведенного времени пусть ребенку сообщает
не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет
способствовать снижению агрессивности.
4) Не позволяйте ребенку приниматься за другое дело, пока не доделает
первое.
6) Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил
поведения в группе или дома и обсудите систему поощрений и наказаний за
желательное
и
нежелательное
поведение.
Просите
ребенка
вслух
проговаривать эти правила.
7) Оградите ребенка от длительных занятий за компьютером и просмотра
телевизионных программ, особенно агрессивного содержания.
8) Для ребенка полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе,
длительные прогулки, бег.
9) Нежелательны для гиперактивных детей занятия различными видами
борьбы.
Список литературы:
1.
Болотовский
Г.В.,
Чутко
Л.С.
Гиперактивный
ребёнок:
развитие,
воспитание, обучение // Вектор, 2009.
2. Глушакова О.А., Дубовец Ж.В., Медведская С.Ф. О психологии воспитания
детей // ОДО «Образовательная компания «Содействие», 2009.
3. Ломакина Г.Р. Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой
–М.: Центрполиграф, 2009.