Напоминание

"Рисунок - основа изобразительного искусства"


Автор: Ананьева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Самарское художественное училище им.К.С.Петрова-Водкина"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Рисунок - основа изобразительного искусства"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Рисунок - основа изобразительного искусства.

Процесс познания художником окружающего мира состоит в раскрытии

законов

природы.

Глубокое

и

всестороннее

знание

мира,

знание

его

закономерностей

есть

основное

условие

реалистического

искусства.

Правильно

понять

и

глубоко

правдиво

изобразить

действительность

без

знания ее законов невозможно.

Реалистическое искусство требует от художника тесной связи с жизнью и

высокопрофессионального

мастерства.

Отсюда

особое

внимание

к

художественной

школе,

к

методам

овладения

языком

изобразительного

искусства. Реалистическое искусство пользуется языком, ясным для всех, оно

доступно

людям

всего

земного

шара

и

стремится

отображать

реальную

действительность правдиво, без искажений.

Основой всех видов изобразительного искусства является рисунок. Это не

только

искусство,

но

и

наука,

обучающая

мыслить

формой,

понимать

конструктивную

основу,

изображать

пластическую

структуру

предмета

и

плоскости.

Рисунок

средство

выражения

мыслей,

чувств,

фантазии,

представлений в любой композиционной и проектной работе.

Одной из задач учебного академического рисунка и является раскрытие

путей

познания

реальной

действительности

в

процессе

построения

изображения, раскрытие приемов и методов изучения форм природы.

Программа

по

рисунку,

основывающаяся

на

использовании

лучших

традиций мировой и русской реалистической школы, ориентирует учащихся

на

углубленное

изучение

натуры.

Последовательность

заданий,

постепенность

процесса

рисования

с

натуры,

принятые

в

высшей

художественной

школе,

позволяют

сочетать

изучение

натуры

с

ее

художественной

интерпретацией.

Необходимо

уделять

внимание

краткосрочным постановкам по рисунку, наброскам, рисованию по памяти и

по представлению, работе по изображению античных слепков, интерьеров,

архитектуры

в

пейзаже,

театрально-декорационных

постановок,

учебно-

творческой и самостоятельной практике студентов.

1

Пути постижения человека и природы раскрывали художники прошлых

столетий.

Для

нас

большой

интерес

представляют

их

высказывания,

трактаты, многие положения из которых по сей день не утратили своего

значения.

Начальная практика рисования гипсовых слепков – это хорошая подготовка

учащихся к дальнейшему изучению человека на последующих курсах. Эта

работа

приучает

к

точности

изображения,

тренирует

зоркость

глаза,

дисциплинирует художника, воспитывает в нем эстетический вкус. Рисование

предусматривает решение учебных и творческих задач в единстве, являясь

строгой

системой

обучения

и

воспитания

и

вместе

с

тем

развития

творческого

потенциала.

При

рисовании

необходимо

приучаться

ясно

представлять себе объем в целом, иметь ввиду и те части, которых не видно с

данного места. Все части рисунка, все детали должны жить только в связи с

другими. Сумма частей в искусстве не равна целому, так как целое – это

сумма частей плюс целостность, единство, собранность и соподчиненность

этих частей.

Светотеневые отношения (сила света, теней и полутеней) в

общем

ансамбле

рисунка

должны

подчиняться

определенной

гармонии.

Каждый полутон, свет, рефлекс и блик должны дополнять и поддерживать

друг друга так, как это мы наблюдаем в музыке, где каждый звук аккорда

согласован с соседним, дополняет его, создавая впечатление единого целого.

С

самого

начала

обучения

необходимо

осваивать

многочисленные

технические

приемы

рисования,

различные

материалы.

Надо

делать

наброски, зарисовки (рисовать от себя, по представлению), развивая остроту

глаза и наблюдательность.

Со

временем

приходит

умение

рисовать,

опуская

предварительное

построение, держа его в уме, ориентируясь на основные опорные пункты.

Появиться возможность отойти от строгой дисциплины, сухости, которые так

необходимы в процессе изучения, но навсегда должно остаться стремление

анализировать и точно передавать натуру.

Формирование

художника-реалиста

предусматривает

вооружение

учащихся художественных учебных заведений определенной суммой научно-

2

теоретических знаний и практических навыков. Художник-профессионал тем

и

отличается

от

дилетанта,

что

он

должен

хорошо

знать

и

понимать

сложности

реалистического

изображения,

закономерности

зрительного

восприятия действительности и уметь творчески их использовать в работе.

Изучая

рисунки

старых

мастеров,

начинающий

рисовальщик

иногда

замечает в них отступления от правил, нарушение закономерности строения

формы, и ему начинает казаться, что правила вообще не нужны, главное —

эмоциональная

выразительность

рисунка.

Это

проистекает

из-за

непонимания

различия

между

творческим

рисунком

и

учебным.

То,

что

бывает возможно для мастера, недопустимо для ученика. Познавая в рисунке

законы линейной перспективы, ученик обязан строго соблюдать все правила.

Мастер же может делать отступления.

Профессиональная

квалификация

художника

находится

в

прямой

зависимости от суммы и качества знаний и навыков, которыми обладает

художник,

а

также

от

его

умения

использовать

их

в

процессе

своей

творческой работы.

Овладевая

профессиональными

знаниями

и

навыками

на

занятиях,

учащийся

художественного

учебного

заведения

должен

постоянно

активизировать свою творческую деятельность, развивать художественный

вкус. Этого можно добиться путем развития образного видения, образного

мышления,

систематических

занятий

и

изучением

произведений

великих

мастеров. Занятия учебным рисунком помогают художнику правильно видеть

и понимать реальную действительность, указывают правила и способы ее

верного изображения.

Рисунок, тончайший инструмент художника для выражения творческих

замыслов, в то же время и средство изучения действительности во всем ее

бесконечном многообразии.

Современная

школа

академического

рисунка

наследовала

лучшие

традиции русской и мировой культуры, в основе ее методов обучения лежит

рисование с натуры. Основы школы реалистического рисунка были заложены

3

еще художниками Древней Греции, они проявляли живой интерес к реальной

действительности, стремились с математической точностью познать законы

природы и на их основе добиться полной достоверности в изображениях.

Художники эпохи Возрождения продолжили эту линию, но уже с новых

позиций

и

с

более

глубоким

научно-теоретическим

обоснованием.

В

трактатах

Альберти,

Леонардо

да

Винчи,

Дюрера

искусство

рисунка

определяется как наука, а в основу обучения кладется рисование с натуры как

наилучший

метод

познания

реальной

действительности.

В

XVII—XVIII

веках рисование выделяется в самостоятельную учебную дисциплину —

академический

рисунок,

который

в

дальнейшем

становится

главнейшим

учебным предметом во всех художественных учебных заведениях.

Рисунок

-

основа

изобразительного

искусства.

Курс

академического

рисования ставит своей задачей научить правильно наблюдать и познавать

предметы окружающей нас природы.

Наша художественная школа должна использовать все лучшее, что было в

системах

старых

академических

школ,

развивать

дальше

те

принципы

и

методы, которые давали высокие результаты, а не отвергать достижения

прошлого. В настоящее время реалистическое искусство не потеряло интерес

и

необходимость

в

дальнейшем

сохранении

лучших

традиций

русской

школы.

Автор статьи: Е.Ананьева

4



В раздел образования