Автор: Ананьева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Самарское художественное училище им.К.С.Петрова-Водкина"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Рисунок - основа изобразительного искусства"
Раздел: среднее профессиональное
Рисунок - основа изобразительного искусства.
Процесс познания художником окружающего мира состоит в раскрытии
законов
природы.
Глубокое
и
всестороннее
знание
мира,
знание
его
закономерностей
есть
основное
условие
реалистического
искусства.
Правильно
понять
и
глубоко
правдиво
изобразить
действительность
без
знания ее законов невозможно.
Реалистическое искусство требует от художника тесной связи с жизнью и
высокопрофессионального
мастерства.
Отсюда
особое
внимание
к
художественной
школе,
к
методам
овладения
языком
изобразительного
искусства. Реалистическое искусство пользуется языком, ясным для всех, оно
доступно
людям
всего
земного
шара
и
стремится
отображать
реальную
действительность правдиво, без искажений.
Основой всех видов изобразительного искусства является рисунок. Это не
только
искусство,
но
и
наука,
обучающая
мыслить
формой,
понимать
конструктивную
основу,
изображать
пластическую
структуру
предмета
и
плоскости.
Рисунок
–
средство
выражения
мыслей,
чувств,
фантазии,
представлений в любой композиционной и проектной работе.
Одной из задач учебного академического рисунка и является раскрытие
путей
познания
реальной
действительности
в
процессе
построения
изображения, раскрытие приемов и методов изучения форм природы.
Программа
по
рисунку,
основывающаяся
на
использовании
лучших
традиций мировой и русской реалистической школы, ориентирует учащихся
на
углубленное
изучение
натуры.
Последовательность
заданий,
постепенность
процесса
рисования
с
натуры,
принятые
в
высшей
художественной
школе,
позволяют
сочетать
изучение
натуры
с
ее
художественной
интерпретацией.
Необходимо
уделять
внимание
краткосрочным постановкам по рисунку, наброскам, рисованию по памяти и
по представлению, работе по изображению античных слепков, интерьеров,
архитектуры
в
пейзаже,
театрально-декорационных
постановок,
учебно-
творческой и самостоятельной практике студентов.
1
Пути постижения человека и природы раскрывали художники прошлых
столетий.
Для
нас
большой
интерес
представляют
их
высказывания,
трактаты, многие положения из которых по сей день не утратили своего
значения.
Начальная практика рисования гипсовых слепков – это хорошая подготовка
учащихся к дальнейшему изучению человека на последующих курсах. Эта
работа
приучает
к
точности
изображения,
тренирует
зоркость
глаза,
дисциплинирует художника, воспитывает в нем эстетический вкус. Рисование
предусматривает решение учебных и творческих задач в единстве, являясь
строгой
системой
обучения
и
воспитания
и
вместе
с
тем
развития
творческого
потенциала.
При
рисовании
необходимо
приучаться
ясно
представлять себе объем в целом, иметь ввиду и те части, которых не видно с
данного места. Все части рисунка, все детали должны жить только в связи с
другими. Сумма частей в искусстве не равна целому, так как целое – это
сумма частей плюс целостность, единство, собранность и соподчиненность
этих частей.
Светотеневые отношения (сила света, теней и полутеней) в
общем
ансамбле
рисунка
должны
подчиняться
определенной
гармонии.
Каждый полутон, свет, рефлекс и блик должны дополнять и поддерживать
друг друга так, как это мы наблюдаем в музыке, где каждый звук аккорда
согласован с соседним, дополняет его, создавая впечатление единого целого.
С
самого
начала
обучения
необходимо
осваивать
многочисленные
технические
приемы
рисования,
различные
материалы.
Надо
делать
наброски, зарисовки (рисовать от себя, по представлению), развивая остроту
глаза и наблюдательность.
Со
временем
приходит
умение
рисовать,
опуская
предварительное
построение, держа его в уме, ориентируясь на основные опорные пункты.
Появиться возможность отойти от строгой дисциплины, сухости, которые так
необходимы в процессе изучения, но навсегда должно остаться стремление
анализировать и точно передавать натуру.
Формирование
художника-реалиста
предусматривает
вооружение
учащихся художественных учебных заведений определенной суммой научно-
2
теоретических знаний и практических навыков. Художник-профессионал тем
и
отличается
от
дилетанта,
что
он
должен
хорошо
знать
и
понимать
сложности
реалистического
изображения,
закономерности
зрительного
восприятия действительности и уметь творчески их использовать в работе.
Изучая
рисунки
старых
мастеров,
начинающий
рисовальщик
иногда
замечает в них отступления от правил, нарушение закономерности строения
формы, и ему начинает казаться, что правила вообще не нужны, главное —
эмоциональная
выразительность
рисунка.
Это
проистекает
из-за
непонимания
различия
между
творческим
рисунком
и
учебным.
То,
что
бывает возможно для мастера, недопустимо для ученика. Познавая в рисунке
законы линейной перспективы, ученик обязан строго соблюдать все правила.
Мастер же может делать отступления.
Профессиональная
квалификация
художника
находится
в
прямой
зависимости от суммы и качества знаний и навыков, которыми обладает
художник,
а
также
от
его
умения
использовать
их
в
процессе
своей
творческой работы.
Овладевая
профессиональными
знаниями
и
навыками
на
занятиях,
учащийся
художественного
учебного
заведения
должен
постоянно
активизировать свою творческую деятельность, развивать художественный
вкус. Этого можно добиться путем развития образного видения, образного
мышления,
систематических
занятий
и
изучением
произведений
великих
мастеров. Занятия учебным рисунком помогают художнику правильно видеть
и понимать реальную действительность, указывают правила и способы ее
верного изображения.
Рисунок, тончайший инструмент художника для выражения творческих
замыслов, в то же время и средство изучения действительности во всем ее
бесконечном многообразии.
Современная
школа
академического
рисунка
наследовала
лучшие
традиции русской и мировой культуры, в основе ее методов обучения лежит
рисование с натуры. Основы школы реалистического рисунка были заложены
3
еще художниками Древней Греции, они проявляли живой интерес к реальной
действительности, стремились с математической точностью познать законы
природы и на их основе добиться полной достоверности в изображениях.
Художники эпохи Возрождения продолжили эту линию, но уже с новых
позиций
и
с
более
глубоким
научно-теоретическим
обоснованием.
В
трактатах
Альберти,
Леонардо
да
Винчи,
Дюрера
искусство
рисунка
определяется как наука, а в основу обучения кладется рисование с натуры как
наилучший
метод
познания
реальной
действительности.
В
XVII—XVIII
веках рисование выделяется в самостоятельную учебную дисциплину —
академический
рисунок,
который
в
дальнейшем
становится
главнейшим
учебным предметом во всех художественных учебных заведениях.
Рисунок
-
основа
изобразительного
искусства.
Курс
академического
рисования ставит своей задачей научить правильно наблюдать и познавать
предметы окружающей нас природы.
Наша художественная школа должна использовать все лучшее, что было в
системах
старых
академических
школ,
развивать
дальше
те
принципы
и
методы, которые давали высокие результаты, а не отвергать достижения
прошлого. В настоящее время реалистическое искусство не потеряло интерес
и
необходимость
в
дальнейшем
сохранении
лучших
традиций
русской
школы.
Автор статьи: Е.Ананьева
4