Напоминание

Чередующиеся гласные (урок -коммуникация)


Автор: Гапархоева Надежда Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Асаковская СОШ
Населённый пункт: д.Чупряково Московская область Одинцовский район
Наименование материала: методическая разработка урока 6 класс
Тема: Чередующиеся гласные (урок -коммуникация)
Раздел: среднее образование





Назад




Урок включения нового понятия в систему освоенных

(урок-коммуникация)

Цели:

с точки зрения УУД – формировать способность к обобщению, применению способов

исследования; осознавать свою коммуникативную роль на уроке (автора, адресата, критика,

организатора коммуникации).

с точки зрения предметных умений – формировать умения систематизаровать полученные знания и

умения по теме, формировать способность устанавливать место понятия (или правила) в системе

изученных языковых понятий

Структурный

компонент урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

1 .

О р г м о м е н т

(цель:

поставить

цель

на

урок

самостоятельно)

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы

начать пожеланием:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся

сохранить хорошее настроение на весь день

Учитель предлагает ученикам выбрать ленточку

определённого цвета, тем самым деля

обучающихся на 3 группы: синюю, зелёную,

желтую

- Сегодня на уроке вы должны показать своё

умение взаимодействовать в команде. Я

надеюсь на вашу продуктивную работу.

Приветствие

обучающихся.

Выбирают ленточки,

повязывают их и

рассаживаются за

столы.

Определяют

координатора группы

2. Подготовка к

обобщению

изученных правил

и применение

алгоритма (цель:

повторить

определение

понятия и алгоритм

его выведения)

Работа с текстом

У человека на Земле много дел. Надо дерево

посадить, коня к седлу приучить, дом

построить, детей выр…стить. А ещё надо

добрую песню сл…жить. И это далеко не все

дела, которые следует совершить человеку. Но

что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил

ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия,

всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Просит ученика прочитать текст вслух.

- Определите основную мысль текста и

объясните, что хотел сказать нам автор.

- Что важного, поучительного должны взять для

себя из этого текста?

- Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит

приложить усилия, чтобы обобщить знания по

одной важной теме

Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте

на вопрос: «На какие правила пропущены

гласные в словах?»

-Как надо прожить

жизнь.

Излагают свою точку

зрения, обосновывают

свои высказывания

предположения,

обсуждают, приходят к

общему мнению.

-Назовите устно пропущенные буквы.

-Сформулируйте тему урока. Запишите в

тетрадях число и тему урока

«Гласные в корнях с

чередованием»

3. Выявление всех

изученных понятий

и правил по этой

теме (цель: выяснить

родо-видовые

отношения понятий

изучаемой темы

- Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать

буквы в корнях с чередованием?

-Предложите план нашей работы на уроке.

– Какие корни с чередованием гласных вам

известны?

– В чем особенность правописания таких корней?

– От чего зависит правописание чередующейся

гласной в корне слова?

Восстанови таблицу»

Предлагает детям восстановить

деформированную таблицу: установить

соответствие между условиями и корнями (по

группам: синяя группа - от ударения, зеленая – от

последующей буквы, желтая – от суффикса А)

Условия написания гласной в

корнях с чередованием

Корни с чередованием

1. От ударения;

1. -кас-, -кос;

2. -раст-, -рос-, -ращ-;

2. От последующей буквы;

3. -зар-, -зор-;

4. -бер-, -бир- и др.

3. От наличия суффикса А

после корня.

5. -лаг-, -лож-;

6. -гар-, -гор-;

Проверка с доски

Теперь ваша задача состоит в том, чтобы

рассказать про корни: один учащийся приводит

примеры, подтверждающие правило, второй –

исключения из правила, третий должен обобщить

всю информацию и выступить перед классом,

четвертый ученик – анализирует (исправляет,

дополняет) ответ другой группы ( 1 группа

анализирует ответ 2, 2 – 3,3-1)

Составляют план

действий, озвучивают

примерный план.

1.Повторение

теоретических

сведений по теме

2.Выполнение

практических

упражнений,

закрепляющих навык

правописания гласных

в корнях с

чередованием.

3. Проверить

устойчивость навыка

Ученики перечисляют

группы корней.

Их нельзя проверить

ударением

Дети называют условия

зависимости написания

гласной в корнях с

чередованием: от

последующей буквы,

от наличия суффикса А

после корня, от

ударения

Выбирают свою группу

корней, затем

восстанавливают

общую таблицу

Рассказывают, приводя

примеры, анализируют

выступления других

групп

4 .

О б о б щ е н и е

з н а н и й

о

понятии/правиле

(цель:

определить

его

классификационны

е основания)

Работа по карточкам (карточки с заданием у

каждого ученика)

Прочитайте

внимательно

каждое

слово,

выделите корень, вставьте пропущенные буквы

Спишите,

вставьте

пропущенные

буквы,

подчеркните

те

слова,

для

о бъ я с н е н и я

правописания

которых

можно

применить

одно

правило:

1)

Расст.лался, ум.раю, заг.раю,

к.саюсь;

2)

Подг.реть, з.ря, зам.реть, уг.реть;

3)

Предл.жение, р.стение, зар.сли,

к.сание

Выполняют задание,

данное учителем

Ученики

самостоятельно

выполняют задание,

при необходимости

обращаясь за помощью

к координатору или

консультанту.

Взаимопроверка в

парах

5.

Самостоятельная

р а б о т а (цель:

проверить

сформированность

знаний и умений по

теме)

Каждой группе учитель предлагает создать свой

проект по выбранной группе корней с

чередованием:

1.

Сочинить лингвистическую сказку (желтая

группа)

2.

Придумать текст на тему «Люблю тебя,

мой край родной!», используя слова с

данной орфограммой (зеленая группа)

3.

Сочинить синквейн о корнях с

чередованием

(синяя группа)

Создают проекты

Читают свои проекты

6 .

И т о г

у р о к а

(цель:

формировать

умение обобщать и

оформлять

определение)

Задает вопросы:

-Важна ли та деятельность, которой мы

занимались сегодня на уроке?

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед

собой в начале урока?

-Оцените работу своих одноклассников, сделайте

комплимент другу за осознанную и

продуктивную деятельность на уроке. (Приём

«Подари улыбку»)

-Как вы оцениваете собственную работу на

уроке?

Ответы на вопросы

учителя.

Самооценка и оценка

деятельности других

участников

образовательного

процесса.

7.Задавание на дом

(цель:

тренировать

письменный

навык

употребления

изученного

понятия)

Дает дифференцированное домашнее задание.

1.

Составить тест на тему: «Гласные в корнях

с чередованием»

2. Выполнить упражнение 191

Рефлексия

При планировании урока учитывала особенности данного классного коллектива и индивидуальные

особенности личности учащихся. В классе достаточно много ребят с высокой учебной мотивацией и

гуманитарными способностями

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной

деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных задач

урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал

мотивом познавательной деятельности, ставила перед учениками посильные познавательные

проблемы

На организационном этапе урока проверила готовность рабочих мест учащихся, четко предъявляя

требования. Это помогло учащимся быстро мобилизоваться, сосредоточиться. Приветствие, улыбка,

подчеркивающая доброжелательное отношение, помогли добиться нужного настроя учащихся.

При проверке домашнего задания использовала сочетание индивидуальных и фронтальных форм

деятельности учащихся.

Учащиеся

самостоятельно

определяли

цель

урока,

составляли

план,

действовали

по

плану,

оценивали результат своей работы.

Извлекали информацию из предложенных источников, ее анализировали классифицировали

Ребята

формулировали

свою

позицию,

способны

к

пониманию

других,

считыванию

явной

информации или подтекста, к сотрудничеству.

Неплохо

ориентировались

в

тексте,

выбирали

правильные

направления,

способны

оценивать

поступки, находить мотивы совершенным действиям.

На этапе закрепления учебного материала стимуляция мышления осуществлялась такой

увлекательной формой как проект. Учащиеся имели возможность применить полученные знания на

практике, показать осознанность этих знаний. Это позволило ребятам почувствовать уверенность в

своих силах.

Старалась, чтобы учащиеся в течение всего урока больше общались, прививала культуру поведения

в разговоре и постоянно стимулировала учащихся к активному выражению собственного мнения,

умения доказывать его.

На уроке было реализовано право учащихся на ошибку и право на творчество. Активность и

работоспособность учащихся на всех этапах урока хорошая. Школьники проявили интерес к

содержанию и процессу деятельности, работали дружно, совместно, сплоченно. Психологическая

атмосфера комфортная.



В раздел образования