Автор: Курдюкова Елена Юрьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Аист"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой, Тюменская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
Форма проведения: Круглый стол.
Цель: Обеспечить условия для педагогов ДОУ по изучению и внедрению
в практику ДОУ положений ФГОС ДО.
Задачи:
1.
Содействовать
формированию знаний
и
умений
по
вопросу
взаимодействия с семьями в современных условиях.
2.
Расширять
знания
о
формах
взаимодействия
с
семьями
воспитанников.
3.
Развивать умения представлять свой опыт по методическому
мероприятию, аргументировано отстаивать собственную позицию,
преодолевать трудности и т.д.
Предварительная работа:
1. Работа с творческой группой по подготовке к сетевому мероприятию
(изучение темы, составление сценарного плана круглого стола)
2. Проведение разных форм методической работы (консультации,
выставки, собеседования итд);
3. Работа по самообразованию;
4.
Подготовка
технического
оснащения
к
мероприятию,
подготовка
раздаточного материала, решение организационных вопросов.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, столы,
стулья для участников, листы бумаги, карандаши, ручки, листы с заданиями.
Ход мероприятия:
- Добрый день, уважаемые коллеги и гости! Сегодня в нашем детском
саду сетевое событие, очередное методическое мероприятие.
1. Слово хочу предоставить Ольге Васильевне Медведевой - заведующей
детским садом.
2.
Открытие
мероприятия
- старший методист МАОУ ДПО РДО ИОЦ
«Альтернатива» Екатерина Николаевна Спорышева
3. О важности и актуальности темы – заместитель заведующего по
ВиМР - Альфира Раисовна Хамидуллина.
Вед. Сегодня тема нашего методического мероприятия «ОСОБЕННОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В СООТВЕТСТВИИ
С
ФЕДЕРАЛЬНЫМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
СТАНДАРТАМИ
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ».
Мероприятия
будет
проходить в форме круглого стола.
Цель нашего мероприятия: Обеспечить условия для педагогов ДОУ по
изучению и внедрению в практику ДОУ положений ФГОС ДО.
Задачи:
1.
Содействовать
формированию знаний
и
умений
по
вопросу
взаимодействия с семьями в современных условиях.
2.
Расширять
знания
о
формах
взаимодействия
с
семьями
воспитанников.
3.
Развивать умения представлять свой опыт по методическому
мероприятию,
аргументировано
отстаивать
собственную
позицию,
преодолевать трудности итд.
Надеюсь, наша встреча будет эффективной, информационной и давайте
обсудим правила введения круглого стола.
1. Выслушивать друг друга.
2. Соблюдать временной регламент.
3. Не перебивать друг друга.
4. Будьте внимательны и активны.
Уважаемые коллеги, мне хотелось бы рассказать притчу.
«Давным -
давно
в
старинном
городе
жил
Мастер,
окруженный
учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос,
на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий
луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями.
Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь,
он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или нет?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был - готов в любое
мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
Уважаемые коллеги, а как вы думаете притча связана с современностью
и
изменениями,
которые
происходят
в
дошкольном
образовании?.
(высказывания).
Пожалуй, сегодня, в связи с современными изменениями в дошкольном
образовании,
каждому
из нас, педагогов, стоящих
у
истоков
детства,
необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в
жизни человека - это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его
уникальность, зависит его будущее.
Человек, рожденный в семье, учится радоваться, сочувствовать, у него
формируется характер, складывается эмоционально - нравственный опыт,
уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.
Поэтому так важно нам педагогам помочь, а также понять родителям
воспитанников.
Ежедневное
взаимодействие
с
родителями -
это
неотъемлемая
часть
деятельности педагогов ДОУ.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциации».
ИГРА «АССОЦИАЦИИ».
У каждого педагога взаимодействие с родителями с чем-то ассоциируется?
Задание:
Я
начинаю
фразу
вы
продолжаете
-
для
меня
взаимодействие
с
родителями - это ….
Вед. – действительно процесс взаимодействия это горная тропа: то широкая,
то узкая, с крутыми поворотами, завалами. На ней много подъемов и спусков.
Вывод: Уважаемые коллеги! Участие в
игре
позволила
нам увидеть и
проблемы и возможности практики взаимодействия педагогов ДОУ с семьей .
Мы отметили, что часто звучит
словосочетание
«взаимодействие
с
родителями».
Давайте
мы
с
вами
попробуем
дать
определения.
«Взаимодействие» (высказывания педагогов).
Взаимодействие может рассматриваться как: особый вид совместной
деятельности (Х.И. Лийметс); как особый тип отношений субъектов; как
процесс совместной деятельности и личностного обмена между субъектами и
постоянно
развивающийся
в
пространстве
и
времени
(Н.Ф. Радионова)
Взаимодействие
как
процесс
характеризуют
совокупная
деятельность,
информационная связь¸ взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. А
ФГОС ДО деятельность взаимодействия рассматривает в форме сотрудничество -
это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных
партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе
взаимодействия.
Вывод:
Таким
образом,
взаимодействие
-
это
взаимопонимание,
взаимопроникновение, взаимоотношения, как особый тип отношения между
людьми.
Вед.
При
организации
взаимодействии
дошкольного
образовательного
учреждения с семьями мы пользуемся принципами. Внимание
задание:
назовите
эти принципы: (участники называют и после слайд)
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается
возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Вед. Напомню вам - Главная цель педагогов дошкольного учреждения –
профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а
дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
развитие интересов и потребностей ребенка;
распределение
обязанностей
и
ответственности
между
родителями
в
постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в
семье;
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к
нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
воспитание уважения к детству и родительству;
взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической
компетентности родителей;
оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников
через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков
практической работы с детьми;
использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного
творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Вед. В связи с этим мне хотелось по рассуждать.
ДИСКУССИЯ.
Любой
вопрос
регламентируется
и
обеспечивается
нормативно
-
правовыми документами. Мы ранее изучали с вами эти документы. Мы
поработаем
с
двумя
документами:
ФЗ
от
29.12.2012 г.
№ 273
«Об
образовании Российской Федерации» и Приказ Минобрнауки РФ от
17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
А сейчас я приглашаю вас к разговору.
1. ФЗ «Об образовании РФ».
В ФЗ «Об образовании РФ» остановимся на 44 статье, который говорит
о правах и обязанностях, об ответственности родителей. Мы сейчас поиграем.
Передавая кубик мы будем называть права, а на обратно ответственность.
Таким образом, уважаемые коллеги вы продемонстрировали, что знаете ФЗ
и надеюсь, используете в практике и переходим ФГОС ДО.
2. ФГОС ДО.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования,
определены
основные
положения
по
вопросу
взаимодействия взрослых с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.
Задание по тексту ФГОС ДО. У вас на столах листочки желтого цвета,
найдите их. Вам необходимо найти и вставить пропущенные слова. 2 минуты
вам дается для выполнения задания, начинаем работать.
1.
Личностно
-
…………………………………..…………………………
и
……………………………………. характер взаимодействия взрослых (родителей
(…………………
……………….),
педагогических
и
иных
работников
организации) и детей);
Личностно
- развивающий и
гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников организации) и детей);
2.
…………………………………....................
для
участия
родителей
(законных
представителей)
в
………………………………………………
деятельности;
Создает условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
3. …………………………………………………… с родителями (законными
представителями)
по
вопросам
образования
ребенка, ………………..............
вовлечение их в образовательную ………………………………………., в том
ч и с л е
п о с р ед с т вом
с о зд а н и е
о б р а зо ват е л ь н ы х
п р о е к т о в
………………………………………………. на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования
ребенка, непосредственного вовлечение их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создание образовательных проектов
совместно
с
семьей на
основе
выявления
потребностей
и
поддержки
образовательных инициатив семьи.
4. ………………………………………………………. .
п е д а г о г и ч е с к и х
работников
и
родителей
(законных
представителей)
по
вопросам
…………………………….. и ………………………………………………. детей, в
том числе инклюзивного образования (в случае его организации).
Консультативной
поддержки
педагогических
работников
и родителей
(законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей,
в том числе инклюзивного образования (в случае его организации).
5.
Обеспечение
психолого
–
педагогической
……………….
семьи
и
повышения
компетентности ………………….(законных
представителей)
в
вопросах ……………….и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Обеспечение психолого – педагогической
поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Вывод: Вы хорошо поработали с текстом ФГОС ДО, вы правильно
определили основные положения. Конечно же, это, личностно – развивающий и
гуманистический характер, создание условий в образовательной деятельности,
взаимодействие в непосредственном вовлечение родителей в деятельность,
также родители нуждаются в консультационной поддержки.
Вед: 3. А как вы думаете, что влияет на качество взаимодействия с
семьей? (высказывания участников).
Вывод: компетентность самого педагога влияет качество взаимодействия
с семьями.
Таким образом, в дискуссионной части мы определили, что основными
условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между
ДОУ и семьей, являются следующие:
изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их
образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их
взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
открытость детского сада семье;
ориентация педагога на взаимодействие с детьми и родителями.
Уважаемые коллеги, мы проговорили о нормативном обеспечении, о
условиях взаимодействия. Нам важно сейчас остановиться на самом процессе
взаимодействия. У вас на столах есть карточки зеленого цвета, со словами:
РЕЗУЛЬТАТ,
ЦЕЛЬ,
ФОРМА,
СОДЕРЖАНИЕ,
они
написаны
не
в
последовательности процесса. Наша задача составить алгоритм взаимодействия,
то есть слова расставить по порядку в той последовательности, в которой
осуществляется этот процесс.
На
первое
место
поставим,
а
почему?
На второе,
на
третье,
на
четвертое?
1. ЦЕЛЬ 2. СОДЕРЖАНИЕ 3. ФОРМА 4. РЕЗУЛЬТАТ
Вед. Если определили алгоритм взаимодействия, следует остановиться
на формах взаимодействия детского сада и семьи, Разновидности вы знаете,
это:
1.
Информационно - аналитические
2.
Познавательные
3.
Досуговые
4.
Наглядные
5.
Дистантные
У вас на столах есть листочки с таблицей «Формы взаимодействия с
родителями», вам необходимо заполнить эту таблицу, уважаемые коллеги и вас
гости тоже попрошу немного поработать с нами. Время на выполнения
задания 3 минуты.
Информационно - аналитические формы.
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их
педагогической грамотности.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Опрос, социальные опросы
Анкетирование
Патронаж
Интервьюирование
Наблюдение
Изучение медицинских карт
Психологические методики
Общение на интернет – форуме
Рекламные щиты
Плакаты
Информационные брошюры ДОУ
Презентация ДОУ
Сайт ДОУ
Общение на интернет – форуме
Общение с родителями выпускников и родителей детей, посещающих ДОУ
Информационная корзина
Почтовый ящик
СМИ
Интервью и беседа
Рекламные ролики
Рекламные проспекты
Познавательные формы.
Цель:
ознакомление
родителей
с
возрастными
и
психологическими
особенностями
детей
дошкольного
возраста;
формирование
у
родителей
практических навыков воспитания детей.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Педагогический консилиум
Педагогические конференции
Семинар – практикумы
Тематические консультации
Педагогический совет
Круглый стол
Презентации
Устный педагогический журнал
Симпозиум
Практикум
Вечера вопросов и ответов
Педагогическая беседа
День открытых дверей
Дебаты
Ознакомительные дни
Совместные экскурсии
Туристические походы
Педагогическая лаборатория
Читательская конференция
Аукцион
Семинар – практикум
Душевный разговор
Мастер класс
Ток – шоу
Вечера вопросов и ответов
Родительский университет
Родительские встречи
Дискуссии
Родительские тренинги
Дни добрых дел
Деловые игры
Семейная гостиная
Клубы для родителей
Эпизодические посещения
Родительские чтения
Общие собрания
Досуговые формы.
Цель:
установление
эмоционального
контакта
между
педагогами,
родителями, детьми.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Дни открытых дверей
Праздники, развлечения, досуги
Кружки
КВН, викторины
Просмотр фильмов
Коллекционирование
Концерты
Соревнования
Совместные походы и экскурсии
Праздники, развлечения
Вернисаж
Совместные проекты
Выпуск семейных газет
Выставки
Семейные коллекции
Реликвий
Клубы отцов, бабушек
Семейные вернисажи
Благотворительные акции
Домашние гостиные
Совместные походы и экскурсии
Наглядные формы.
Цель:
ознакомление
родителей
с
работой
дошкольного
учреждения,
особенностями
воспитания
детей;
формирование
у
родителей
знаний
о
воспитании и развитии детей.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Тематические выставки
Информационные проекты
Организация дней открытых дверей
Выпуск газет
Организация мини – библиотек
Фотомонтаж из жизни группы, в кругу семьи
Анкетирование
Информационное оснащение группы (папки – передвижки, буклеты, информация о
знаменательных датах)
Совместные дела (фотоконкурсы на различные темы)
Семейная летопись
Информационные листы
Как мы живем (интересные события)
Какие мы молодцы (размещаются успехи детей, педагогов, родителей)
Книга отзывов и предложений
Родительские газеты
Видеофильмы
Дистантные.
Это дистанционные формы взаимодействия с семьями.
Ф
ОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
контакты
сети интернет
Особо хотелось выделить те формы, которые помогут вовлечь родителей в
образовательный процесс. Обсудим их.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Спасибо, уважаемые коллеги.
Домашнее задание.
Круглый
стол
трудно
представить
работу
без
представления
опыта
работы. Одной из форм наглядной формы взаимодействия с родителями являются
буклеты для родителей. Мы преступаем к выполнению домашнего задания.
Каждой группе нужно защитить буклет для родителей.
(тема, с какой целью, содержание, на что направлена).
1 требование: «Уважение взрослых к человеческому достоинству детей,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях» - Яна Дмитриевна и Надежда
Викторовна вам слова.
2 требование: «
Использование в образовательной деятельности форм и методов
работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей)» - Вера Константиновна и Мария Ивановна слова вам.
3
требование:
«Построение
образовательной
деятельности
на
основе
взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития»
- Ирина
Вячеславовна и Анна Вячеславовна вас слова.
4
требование:
«Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного
отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности» - Светлана Петровна и Екатерина Львовна слова вам.
5
требование:
«Поддержка
инициативы
и
самостоятельности
детей
в
специфических для них видах деятельности» - Татьяна Леонидовна Алексеева.
6 требование:
«Возможность выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения» - Елена Валерьевна Сергеева.
7
требование:
«Защита детей от всех форм физического и психического
насилия
»
- Зульфия Юнусовна и Юлия Викторовна слова вам.
8
требование:
«Поддержка
родителей
(законных
представителей)
в
воспитании
детей,
охране
и
укреплении
их
здоровья,
вовлечение
семей
непосредственно в образовательную деятельность» - Татьяна Павловна и Екатерина
Николаевна слова вам.
С домашним заданием вы все великолепно справилась, вы показали свое
видение к оформлению буклетов, вы смогли раскрыть все требования и
сможете в доступной форме рассказать данные темы нашим родителям.
Сегодня была не только тема для обсуждения и был сделан анализ
сложившейся практики мнений, а ценность еще и в том, что мы можем
определить дальнейшую деятельность по теме. Внимание задание: в течение 30
секунд вам нужно сказать какую перспективу по теме видит каждый из групп,
одной фразой.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Наше методическое мероприятие подходит к концу. Как вы, считаете, цель
нашего
мероприятия
достигнута?
Участвуя в мероприятии каждый из вас по-
разному реагировал на содержание. Прошу высказать собственные впечатления от
участия
(высказывают
мнения).
Таким
образом,
надеюсь,
что
содержание
деятельности круглого стола теперь мы можем использовать в практической
работе.