Напоминание

Особенности инновационных технологий в образовательном процессе техникума


Автор: Сафронова Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТАПТ
Населённый пункт: пгт Тяжинский, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности инновационных технологий в образовательном процессе техникума
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности инновационных технологий в образовательном процессе

техникума

Представлен обзор современных образовательных технологий. Показаны особенности

современных образовательных технологий в образовательном процессе.

Одна

из

главных

целей

профессионального

образования

на

современном этапе состоит в том, чтобы подготовить квалифицированного,

компетентного,

ответственного

работника

соответствующего

профиля,

способного

конкурировать

на

рынке

труда,

знающего

не

только

свою

профессию или специальность, но смежные с ними сферы деятельности.

Такой человек должен быть готов к непрерывному профессиональному росту

и образованию в связи с меняющимися производственными требованиями.

При этом задачей преподавателя является создание условий для проявления

инициативы студентов. В интерактивной технологии студенты выступают

равными участниками. Их опыт важен не менее чем опыт преподавателя,

который больше побуждает студентов к самостоятельному поиску знаний,

исследовательской деятельности, чем подаче готовых знаний. Интерактивная

деятельность

предполагает

объединение

и

развитие

общения

-

диалога,

которое ведет к взаимопониманию, решению поставленных задач учебного

занятия. В интерактивной технологии студенты учатся критически мыслить,

анализировать

полученную

информацию,

анализировать,

взвешивать

альтернативные мнения, участвовать в дискуссии и принимать продуманные

решения.

Использование

современных

образовательных

технологий,

которые

обеспечивают развитие личности обучаемого, является главным условием

повышения

качества

образования,

эффективного

использования

учебного

времени, повышения интереса к изучению дисциплин.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- разноуровневое обучение;

- исследовательские методы в обучении;

- проектные методы обучения;

- технология применения в обучении игровых методов (ролевых, деловых,

обучающих игр);

- информационно-коммуникативные технологии;

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

- здоровьесберегающие технологии и др.

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими

деятельность

обучающихся.

Они

составляют

главную

идею

и

основу

эффективных результатов. К таким

технологиям относят перспективно-

опережающее обучение (С.Н.Лысенкова), проблемного, индивидуального и

др.

Инновационная

деятельность

в

образовательном

процессе

во

многом

определяется

потенциалом

педагога,

который

определяется

следующиими

параметрами:

- творческая способность, проектирование и моделирование новых идей и

представлений в практической деятельности;

- открытость новому, гибкость, толератность личности педагога;

- образованность и культурно-эстетическая развитость;

- готовность совершенствовать свою деятельность;

- ценность инновационной деятельности;

- мотивация инновационной деятельности.

По назначению инновации можно разделить на:

- общие (глобальные концепции современного образования: гуманистические

положения,

оптимизация

учебно-образовательного

п р о ц е с с а ,

информационные технологии и др.);

- частные (авторские нововведения в современном образовании).

В

рамках

методико-ориентированных

обязательным

условием

профессиональной практической деятельности, педагогического мастерства

преподавателя должны стать следующие подходы в современной организации

процесса обучения:

-

личностно-ориентированный

подход: стратегия сотрудничества, помощи,

понимания для достижения личностного роста обучающегося;

-

профессионально-ориентированный

(компетентностный)

подход:

формирование

у

обучающихся

профессиональной

компетентности

и

профессиональных установок;

-

креативно-развивающий подход: творческое отношение к деятельности,

способность творческой личности продуктивно мыслить, научно-творческие

умения и навыки;

-

сущностный

подход:

с и с т е м н о с т ь

з н а н и й ,

у с т а н о в л е н и е

междисциплинарных связей;

-

операционно-деятельностный

подход:

ключевые

позиции

ФГОС

формирования умения действовать в процессе приобретения знаний и их

усвоения в ходе практического применения;

-

акмеологический подход: разработка новых средств, методов обучения и

обновление существующих для формирования самостоятельного мышления,

саморазвития, самоконтроля, самосовершенствования;

-

контекстный

подход:

соответствие

содержания

изучаемых

дисциплин

ФГОС.

Таким

образом,

для

повышения

эффективности

учебного

процесса

необходимо

не

только

увеличение

количества

учебных

часов

по

дисциплинам,

усложнение

программы

обучения,

но

и

применение

инновационных технологий, которые позволяют сформировать комплексный

подход в обучении с учётом профессиональной специализации.

Литература:

1.БорисоваН.Я.

Сопровождение

инновационной

д е я т е л ь н о с т и

педагогов//Среднее профессиональное образование. Приложение к журналу

-2010.- №8.-С.16-21.

2.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.-М., 1987.

3.

Курманова

Э.А.

Инновационная

стратегия

развития

колледжа//Среднее

профессиональное образование.-2011.-№3.-С.28-30.

4.Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.

—М., 1997.

5.Солодухина О.А. Классификационных процессов в образовании//Среднее

профессиональное образование.-2011.-№10.-С.12-13.

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М., 1998.



В раздел образования