Автор: Сафронова Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТАПТ
Населённый пункт: пгт Тяжинский, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности инновационных технологий в образовательном процессе техникума
Раздел: среднее профессиональное
Особенности инновационных технологий в образовательном процессе
техникума
Представлен обзор современных образовательных технологий. Показаны особенности
современных образовательных технологий в образовательном процессе.
Одна
из
главных
целей
профессионального
образования
на
современном этапе состоит в том, чтобы подготовить квалифицированного,
компетентного,
ответственного
работника
соответствующего
профиля,
способного
конкурировать
на
рынке
труда,
знающего
не
только
свою
профессию или специальность, но смежные с ними сферы деятельности.
Такой человек должен быть готов к непрерывному профессиональному росту
и образованию в связи с меняющимися производственными требованиями.
При этом задачей преподавателя является создание условий для проявления
инициативы студентов. В интерактивной технологии студенты выступают
равными участниками. Их опыт важен не менее чем опыт преподавателя,
который больше побуждает студентов к самостоятельному поиску знаний,
исследовательской деятельности, чем подаче готовых знаний. Интерактивная
деятельность
предполагает
объединение
и
развитие
общения
-
диалога,
которое ведет к взаимопониманию, решению поставленных задач учебного
занятия. В интерактивной технологии студенты учатся критически мыслить,
анализировать
полученную
информацию,
анализировать,
взвешивать
альтернативные мнения, участвовать в дискуссии и принимать продуманные
решения.
Использование
современных
образовательных
технологий,
которые
обеспечивают развитие личности обучаемого, является главным условием
повышения
качества
образования,
эффективного
использования
учебного
времени, повышения интереса к изучению дисциплин.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- исследовательские методы в обучении;
- проектные методы обучения;
- технология применения в обучении игровых методов (ролевых, деловых,
обучающих игр);
- информационно-коммуникативные технологии;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- здоровьесберегающие технологии и др.
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими
деятельность
обучающихся.
Они
составляют
главную
идею
и
основу
эффективных результатов. К таким
технологиям относят перспективно-
опережающее обучение (С.Н.Лысенкова), проблемного, индивидуального и
др.
Инновационная
деятельность
в
образовательном
процессе
во
многом
определяется
потенциалом
педагога,
который
определяется
следующиими
параметрами:
- творческая способность, проектирование и моделирование новых идей и
представлений в практической деятельности;
- открытость новому, гибкость, толератность личности педагога;
- образованность и культурно-эстетическая развитость;
- готовность совершенствовать свою деятельность;
- ценность инновационной деятельности;
- мотивация инновационной деятельности.
По назначению инновации можно разделить на:
- общие (глобальные концепции современного образования: гуманистические
положения,
оптимизация
учебно-образовательного
п р о ц е с с а ,
информационные технологии и др.);
- частные (авторские нововведения в современном образовании).
В
рамках
методико-ориентированных
обязательным
условием
профессиональной практической деятельности, педагогического мастерства
преподавателя должны стать следующие подходы в современной организации
процесса обучения:
-
личностно-ориентированный
подход: стратегия сотрудничества, помощи,
понимания для достижения личностного роста обучающегося;
-
профессионально-ориентированный
(компетентностный)
подход:
формирование
у
обучающихся
профессиональной
компетентности
и
профессиональных установок;
-
креативно-развивающий подход: творческое отношение к деятельности,
способность творческой личности продуктивно мыслить, научно-творческие
умения и навыки;
-
сущностный
подход:
с и с т е м н о с т ь
з н а н и й ,
у с т а н о в л е н и е
междисциплинарных связей;
-
операционно-деятельностный
подход:
ключевые
позиции
ФГОС
формирования умения действовать в процессе приобретения знаний и их
усвоения в ходе практического применения;
-
акмеологический подход: разработка новых средств, методов обучения и
обновление существующих для формирования самостоятельного мышления,
саморазвития, самоконтроля, самосовершенствования;
-
контекстный
подход:
соответствие
содержания
изучаемых
дисциплин
ФГОС.
Таким
образом,
для
повышения
эффективности
учебного
процесса
необходимо
не
только
увеличение
количества
учебных
часов
по
дисциплинам,
усложнение
программы
обучения,
но
и
применение
инновационных технологий, которые позволяют сформировать комплексный
подход в обучении с учётом профессиональной специализации.
Литература:
1.БорисоваН.Я.
Сопровождение
инновационной
д е я т е л ь н о с т и
педагогов//Среднее профессиональное образование. Приложение к журналу
-2010.- №8.-С.16-21.
2.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.-М., 1987.
3.
Курманова
Э.А.
Инновационная
стратегия
развития
колледжа//Среднее
профессиональное образование.-2011.-№3.-С.28-30.
4.Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.
—М., 1997.
5.Солодухина О.А. Классификационных процессов в образовании//Среднее
профессиональное образование.-2011.-№10.-С.12-13.
6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М., 1998.