Автор: Шаймерденова Салтанат Газисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ " Детский сад №20"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Отчет по самообразованию
Тема: Использование ИКТ в образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование
БДОУ Г. ОМСКА
«ДЕТСКИЙ САД №317 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
ВИДА»
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2015-2016 УЧ. ГОД.
ГРУППЫ №11 «ВИШЕНКИ».
Воспитатель :
Шаймерденова Салтанат
Газисовна
Обоснование выбора.
Учить ребёнка рассказывать—значит формировать
его связную речь.Происходит совершенствование
всех сторон устной речи . Всё это необходимо для
наиболее полного преодоления дефектов речевого
развития детей,так и для подготовки дошкольников
старшего возраста к предстоящему школьному
обучению.
ТЕМА :» Развитие связной и
диалогической речи у дошкольников
методом наглядного моделирования.»
ЦЕЛЬ :формировать умение
использовать метод наглядного
моделирования во время рассказывания;
развивать навыки связной речи
дошкольников.
ЗАДАЧИ:
o
1.Развивать умение содержательно и выразительно
пересказывать литературные тексты.
2.Расширять словарный запас.
3. Развивать диалогическую и связную речь.
4.Развивать творческую речь (сочинение сказок,
историй ,стихов, придумывание загадок).
5.Воспитывать уверенность в себе.
Предполагаемый результат: улучшение качества
речи, расширение словаря, развитие уверенности в
себе.
Действия и мероприятия ,проводимые в процессе
работы над темой.
чтение сказки;
драматизация; настольный театр;
пересказ сказки ,рассказа;
рассказ по сюжетной картинке;
сравнительное описание предмета;
работа с моделями;
ТРИ ВИДА МОДЕЛИРОВАНИЯ.
1.Сериационный (повторение сказки, драматизация
,предлагаются условные заместители персонажей—круги
,квадраты ,прямоугольники ).
2.Двигательный ( более сложный вид; инсценирование сказки
, подражание движениям,интонации, мимике ).
3.Временно-пространственный.( ст. и подгот.гр.) Ещё более
сложный вид.Если раньше было важно,чтобы дети «схватили»
тот внешний признак ,который выделялся как основной ( цвет,
размер ), то основание ,которое является для них отправной
точкой для общения ,чтобы строить логику сказки с помощью
заместителей. Дальше предлагается более сложный признак—
не наглядный, а связанный с характером персонажа . Если это
добрый персонаж—то он может замещаться светлыми
цветами – голубым,розовым,белым ,а если—злой ,то
чёрным.Так постепенно дети знакомятся с « символической «
культурой отражённой в сказках
ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА.
Наглядная модель высказывания выступает в роли
плана , обеспечивающего связность и
последовательность рассказов ребёнка.
В качестве символов – заместителей при
моделировании творческих рассказов используются:
-предметные картинки
-силуэтные изображения
- геометрические фигуры.
Дети рисуют сказку, делят её на эпизоды.
МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ «ХАВРОШЕЧКА».
1-расположить на магнитной доске фигурки—
заместители персонажей;
2-решить ,какая фигура кого будет изображать и
почему.
3- разбить сказку на несколько эпизодов. Каждый из
них направлен на продолжение сказки.
4- попросить рассказать об эпизоде в 3-й рамочке, 5-й и
т.д.
Модель не давала детям забыть последовательность
сказки.
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ.
Диалогическая речь является наиболее простым видом
связной речи. Он представляет собой самый
распространенный и естественно возникший способ
живого и непосредственного общения между двумя
людьми. Главная особенность диалога состоит в том,
что каждый из его участников то говорит сам, то
слушает своего собеседника. При этом само
содержание диалога определяется не только
первоначальным замыслом каждого его участников, но
и характером реплик обоих собеседников. Благодаря
таким репликам направление диалога, его содержание,
могут существенно изменяться и отклоняться от
первоначального замысла.
Диалогической речью ребенок овладевает
непроизвольно, поскольку она тесно связана с его
практической деятельностью и используется им для
установления контакта и сотрудничества со взрослым в
процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к
взрослым с различными вопросами и просьбами о
помощи и старается понять их ответы, то есть этот вид
речи ему жизненно необходим .
Особенности диалогической речи старших
дошкольников выявила Н.Ф. Виноградова. К ним
относятся:
- неумение правильно строить предложение;
- неумение слушать собеседника;
- неумение формулировать вопросы и отвечать в
соответствии с содержанием вопроса;
- неумение давать реплики;
- частое отвлечение от поставленного вопроса;
- не владение таким способом усложнения
предложения, как обращение, редкое использование
реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-
дополнений .
Педагогическое воздействие при развитии речи
дошкольников – очень сложное дело. Необходимо
научить детей связно, последовательно, грамматически
правильно излагать свои мысли, рассказывать о
различных событиях из окружающей жизни.
Процесс обучения должен быть для них интересным,
занимательным, развивающим.
Факторы, облегчающие процесс становления связной
речи по мнению С. Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной,
Л. В. Эльконина и др. - наглядность.
МНЕМОТЕХНИКА – эффективный метод развития
диалогической речи детей старшего возраста.
Словесные игры для развития диалогической речи.
1.Что в мешочке?
В мешочек сложить разные предметы (игрушки,
овощи, фрукты, и т.д.). Ребенок должен опустить в него
руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и
назвать то, что он ощупывает. Ребенок вытаскивает
предмет и говорит, например, про мяч. "Это мяч. Он
синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его
можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол".
2.Что из чего сделано?
Взрослый (говорит ребенку): В нашей комнате много
предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду
называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан,
например, стол из чего сделан? (При обследовании некоторые
дети ответили «Из досок».)
Взрослый: Какой стол, если он сделан из дерева?
Дети: Деревянный.
Взрослый: Стакан из стекла?
Дети: Стеклянный.
Взрослый: Ключи из стали? Дети: Стальные и т. д.
3.Кто как работает?
Взрослый рассказывает детям, что есть очень много
профессий.
Взрослый: Что делает врач?
Дети: Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на
«скорой помощи» и т.д.
3.Кто как работает?
Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.
Взрослый: Что делает врач?
Дети: Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на
«скорой помощи» и т.д.
4.Что я не так сказала?
Взрослый (ребенку). Внимательно выслушай, правильно ли я
называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака,
курица, ворона, заяц. (Ребенок исправляет ошибки.)
5.Придумай предложение.
Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать
еще несколько, сочетающихся с данным.
Взрослый: «Солнце греет».
Ребенок: «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».
6.Скажи наоборот.
Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет
ее, называя антоним эпитета.
Мама: Я вижу высокий дом.
Ребенок: Я вижу низкий дом.
Мама: У меня острый нож.
Ребенок: У меня тупой нож.
ВЫВОД. Чем раньше мы будем учить
рассказывать и пересказывать, используя метод
моделирования , тем лучше подготовим детей к
школе, так как связная речь является важным
показателем умственных способностей ребёнка и
готовности к школьному обучению.
ИТОГ РАБОТЫ по развитию связной и
диалогической речи с помощью моделирования
является то, что дети стали составлять развёрнутые
рассказы ,пересказывать литературные произведения,
сочинять свои сказки, истории, стихи.
Наши дети сочинили стихи к 300 -летию Омска, АНЯ
ЖАБИНА заняла 2- е место во Всероссийском
интернет-конкурсе юных талантов.
Литература.
o
1.Программа требования к развитию связной речи.---От
рождения до школы под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой,2014.
o
2.Методики формирования навыков составления
описательных рассказов посредством наглядного
моделирования.—Смышлеева Т.И.
o
3.Развитие связной речи детей дошкольного возраста.—
Нищеева Н.В. «Детство» Пресс,2009.
o
4.О чём рассказывают сказки. Венгер Л.А, Венгер А.Л
.-М.»Просвещение»,1975.
Воспитатель:
ШАЙМЕРДЕНОВА С.Г
Июнь,2016 г.
Спасибо за внимание .