Напоминание

Использование ИКТ в образовательном процессе


Автор: Шаймерденова Салтанат Газисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ " Детский сад №20"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Отчет по самообразованию
Тема: Использование ИКТ в образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование





Назад




БДОУ Г. ОМСКА

«ДЕТСКИЙ САД №317 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО

ВИДА»

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ЗА 2015-2016 УЧ. ГОД.

ГРУППЫ №11 «ВИШЕНКИ».

Воспитатель :

Шаймерденова Салтанат

Газисовна

Обоснование выбора.

Учить ребёнка рассказывать—значит формировать

его связную речь.Происходит совершенствование

всех сторон устной речи . Всё это необходимо для

наиболее полного преодоления дефектов речевого

развития детей,так и для подготовки дошкольников

старшего возраста к предстоящему школьному

обучению.

ТЕМА :» Развитие связной и

диалогической речи у дошкольников

методом наглядного моделирования.»

ЦЕЛЬ :формировать умение

использовать метод наглядного

моделирования во время рассказывания;

развивать навыки связной речи

дошкольников.

ЗАДАЧИ:

o

1.Развивать умение содержательно и выразительно

пересказывать литературные тексты.

2.Расширять словарный запас.

3. Развивать диалогическую и связную речь.

4.Развивать творческую речь (сочинение сказок,

историй ,стихов, придумывание загадок).

5.Воспитывать уверенность в себе.

Предполагаемый результат: улучшение качества

речи, расширение словаря, развитие уверенности в

себе.

Действия и мероприятия ,проводимые в процессе

работы над темой.

чтение сказки;

драматизация; настольный театр;

пересказ сказки ,рассказа;

рассказ по сюжетной картинке;

сравнительное описание предмета;

работа с моделями;

ТРИ ВИДА МОДЕЛИРОВАНИЯ.

1.Сериационный (повторение сказки, драматизация

,предлагаются условные заместители персонажей—круги

,квадраты ,прямоугольники ).

2.Двигательный ( более сложный вид; инсценирование сказки

, подражание движениям,интонации, мимике ).

3.Временно-пространственный.( ст. и подгот.гр.) Ещё более

сложный вид.Если раньше было важно,чтобы дети «схватили»

тот внешний признак ,который выделялся как основной ( цвет,

размер ), то основание ,которое является для них отправной

точкой для общения ,чтобы строить логику сказки с помощью

заместителей. Дальше предлагается более сложный признак—

не наглядный, а связанный с характером персонажа . Если это

добрый персонаж—то он может замещаться светлыми

цветами – голубым,розовым,белым ,а если—злой ,то

чёрным.Так постепенно дети знакомятся с « символической «

культурой отражённой в сказках

ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА.

Наглядная модель высказывания выступает в роли

плана , обеспечивающего связность и

последовательность рассказов ребёнка.

В качестве символов – заместителей при

моделировании творческих рассказов используются:

-предметные картинки

-силуэтные изображения

- геометрические фигуры.

Дети рисуют сказку, делят её на эпизоды.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ «ХАВРОШЕЧКА».

1-расположить на магнитной доске фигурки—

заместители персонажей;

2-решить ,какая фигура кого будет изображать и

почему.

3- разбить сказку на несколько эпизодов. Каждый из

них направлен на продолжение сказки.

4- попросить рассказать об эпизоде в 3-й рамочке, 5-й и

т.д.

Модель не давала детям забыть последовательность

сказки.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ.

Диалогическая речь является наиболее простым видом

связной речи. Он представляет собой самый

распространенный и естественно возникший способ

живого и непосредственного общения между двумя

людьми. Главная особенность диалога состоит в том,

что каждый из его участников то говорит сам, то

слушает своего собеседника. При этом само

содержание диалога определяется не только

первоначальным замыслом каждого его участников, но

и характером реплик обоих собеседников. Благодаря

таким репликам направление диалога, его содержание,

могут существенно изменяться и отклоняться от

первоначального замысла.

Диалогической речью ребенок овладевает

непроизвольно, поскольку она тесно связана с его

практической деятельностью и используется им для

установления контакта и сотрудничества со взрослым в

процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к

взрослым с различными вопросами и просьбами о

помощи и старается понять их ответы, то есть этот вид

речи ему жизненно необходим .

Особенности диалогической речи старших

дошкольников выявила Н.Ф. Виноградова. К ним

относятся:

- неумение правильно строить предложение;

- неумение слушать собеседника;

- неумение формулировать вопросы и отвечать в

соответствии с содержанием вопроса;

- неумение давать реплики;

- частое отвлечение от поставленного вопроса;

- не владение таким способом усложнения

предложения, как обращение, редкое использование

реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-

дополнений .

Педагогическое воздействие при развитии речи

дошкольников – очень сложное дело. Необходимо

научить детей связно, последовательно, грамматически

правильно излагать свои мысли, рассказывать о

различных событиях из окружающей жизни.

Процесс обучения должен быть для них интересным,

занимательным, развивающим.

Факторы, облегчающие процесс становления связной

речи по мнению С. Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной,

Л. В. Эльконина и др. - наглядность.

МНЕМОТЕХНИКА – эффективный метод развития

диалогической речи детей старшего возраста.

Словесные игры для развития диалогической речи.

1.Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки,

овощи, фрукты, и т.д.). Ребенок должен опустить в него

руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и

назвать то, что он ощупывает. Ребенок вытаскивает

предмет и говорит, например, про мяч. "Это мяч. Он

синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его

можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол".

2.Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку): В нашей комнате много

предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду

называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан,

например, стол из чего сделан? (При обследовании некоторые

дети ответили «Из досок».)

Взрослый: Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети: Деревянный.

Взрослый: Стакан из стекла?

Дети: Стеклянный.

Взрослый: Ключи из стали? Дети: Стальные и т. д.

3.Кто как работает?

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много

профессий.

Взрослый: Что делает врач?

Дети: Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на

«скорой помощи» и т.д.

3.Кто как работает?

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

Взрослый: Что делает врач?

Дети: Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на

«скорой помощи» и т.д.

4.Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку). Внимательно выслушай, правильно ли я

называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака,

курица, ворона, заяц. (Ребенок исправляет ошибки.)

5.Придумай предложение.

Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать

еще несколько, сочетающихся с данным.

Взрослый: «Солнце греет».

Ребенок: «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».

6.Скажи наоборот.

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет

ее, называя антоним эпитета.

Мама: Я вижу высокий дом.

Ребенок: Я вижу низкий дом.

Мама: У меня острый нож.

Ребенок: У меня тупой нож.

ВЫВОД. Чем раньше мы будем учить

рассказывать и пересказывать, используя метод

моделирования , тем лучше подготовим детей к

школе, так как связная речь является важным

показателем умственных способностей ребёнка и

готовности к школьному обучению.

ИТОГ РАБОТЫ по развитию связной и

диалогической речи с помощью моделирования

является то, что дети стали составлять развёрнутые

рассказы ,пересказывать литературные произведения,

сочинять свои сказки, истории, стихи.

Наши дети сочинили стихи к 300 -летию Омска, АНЯ

ЖАБИНА заняла 2- е место во Всероссийском

интернет-конкурсе юных талантов.

Литература.

o

1.Программа требования к развитию связной речи.---От

рождения до школы под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой,2014.

o

2.Методики формирования навыков составления

описательных рассказов посредством наглядного

моделирования.—Смышлеева Т.И.

o

3.Развитие связной речи детей дошкольного возраста.—

Нищеева Н.В. «Детство» Пресс,2009.

o

4.О чём рассказывают сказки. Венгер Л.А, Венгер А.Л

.-М.»Просвещение»,1975.

Воспитатель:

ШАЙМЕРДЕНОВА С.Г

Июнь,2016 г.

Спасибо за внимание .



В раздел образования