Напоминание

Ознакомление детей с лекарственными травами


Автор: Прокопьева Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 133" г.Чебоксары
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ознакомление детей с лекарственными травами
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей подготовительной группы

Тема «Лекарственные травы»

Составитель:

Прокопьева О.А.

воспитатель,

1 квалификационная категория

Чебоксары. 2016 год

Цель: закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о лекарственных растениях и растениях, занесённых в Красную

книгу;

Учить различать данные растения по внешнему виду;

Подвести к понятию об умелом использовании лекарственных растений;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, связную речь, память, наблюдательность, стремление

выражать своё отношение к окружающему;

Воспитательные:

Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью;

Здоровьесберегающие :

Укреплять физическое и психическое здоровье посредством дыхательной гимнастики,

гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, коррекционных упражнений ( ОО «Физическая

культура»)

Оснащение предметно-пространственной среды: сборы лекарственных растений, д /и

«Лекарственные растения», фитоподушечки с душицей, иллюстрации цветов, бокал, заварочные

чайники.

Предварительная работа: беседы о лекарственных растениях, д/и « Вершки и корешки»,

« Определи по запаху», « Узнай растение», чтение стихов, загадок, заучивание стихотворений,

рассматривание энциклопедий.

Ход беседы:

( Дети сидят на стульчиках полукругом ).

Воспитатель : - Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если

заболели, то, как без таблеток недуг излечить.

- Послушайте небольшой рассказ.

« Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала

цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет.

«Вот бабушка обрадуется!» - подумала Красная Шапочка. Но, увидев цветы, бабушка сказала:

«Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать цветы, научись выращивать их

сама».

- Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки? ( Надо бережно относиться к природе).

- Какая самая главная польза от растений? ( Ответы детей).

- Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и

которым мы дышим. Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые,

ни мы с вами. Иногда люди срывают растения, которые занесены в Красную книгу.

- Вы знаете что это за книга? ( Это документ, в него занесены разные виды животных,

растений, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли.

Показ презентации «Красная книга» ).

- Растений на Земле очень много. Среди них есть лекарственные растения. Почему их

называют лекарственными? ( Их используют для лечения различных заболеваний).

Дидактическая игра «Собери растение»

( Дети проходят к столу. На столе разложены части растений: цветки, стебли, листья,

корни, ягоды. Дети из частей собирают лекарственное растение).

(Савелий загадывает загадку про одуванчик ).

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик на дорожке.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар (одуванчик).

Воспитатель: - вы собрали лекарственное растение. Назовите его и расскажите, что вы

знаете об этом растении.

( Дети рассказывают об одуванчике . По необходимости воспитатель дополняет рассказы

детей , показ на мольберте растение ).

Одуванчик

лекарственное

растение,

для

лечения

кашля

и

улучшения

аппетита,

используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное

варенье. Молодые нежные листья идут на приготовление салата.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: - А теперь представим, что семена одуванчика от сильного ветра полетели

вверх, вниз, медленно направо и быстро налево и приземлились к нам на кончик носа.

Воспитатель: - А сейчас пальчиками покажем, как распускаются цветки у растений.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне (руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,

развести пальцы и слегка округлить их).

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание (ритмичное движение пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землёй корешки (ладони опустить вниз, и тыльной стороной прижать

друг к другу, пальцы развести).

(Савелий загадывает загадку про крапиву).

- Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива).

Воспитатель: -

А,

вы

собрали

какое

лекарственное

растение

?.

Назовите

его

и

расскажите, что вы знаете об этом растении.

Крапива – листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков. Когда мы касаемся

листа, волосок прокалывает кожу и в ранку попадает жгучая жидкость, появляется волдырь. Но

людям есть за что благодарить крапиву, из неё можно приготовить щи и салат, где очень

большое количество витаминов. Много лет назад врачи советовали: « Берём сырую крапиву,

толчем

и

прикладываем

к

свежим

ранам

она

раны

вычистит

и

заживит».

В

крапиве

содержится вещества, убивающие микробов. Крапива укрепляет волосы.

Воспитатель: - Давайте похлопаем себя по плечикам, по рукам, ногам, представим, что

крапива нас «ужалила».

Коррекционное упражнение «Крапива».

Воспитатель: - А, теперь я вас познакомлю ещё с одним лекарственным растением -

душицей ( показ на мольберте картины).

Душица

цветки,

собранные

в

соцветия,

имеют

приятный

аромат

(воспитатель

предоставляет возможность понюхать сухое растение). Душица помогает при кашле, простуде.

Дыхательное упражнение «Душица»: вдох через и длительный выдох через рот, губы

трубочкой.(использование фитоподушек).

(Савелий загадывает загадку про подорожник).

Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым раны вылечить помог (подорожник ).

Воспитатель: -

А,

вы

собрали

какое

лекарственное

растение

?.

Назовите

его

и

расскажите, что вы знаете об этом растении.

Подорожник – обладает целебными свойствами. Свежий лист подорожника нужно помять

в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу и вскоре станет легче (показ на

мольберте растение ).

Лекарственные

растения

ещё

называют

«

Зелёной

аптекой». И

испокон

веков

люди

запасаются

лекарственными

растениями.

Вы

должны

знать

правила

сбора

лекарственных

растений:

- Собирать растения нужно в сухую погоду.

- Нельзя собирать растения вблизи дорог, в городе. Почему? ( Ответы детей).

-

Сушить

растения

нужно

в

тени

в

подвешенном

состоянии

и

хранить

в

тканевых

мешочках.

- Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

- Не рвать растения занесённые в Красную книгу.

Воспитатель: -

Нужно

помнить,

что

лечение

травами

не

всегда

полезно.

Некоторые

лекарственные

растения

при

необдуманном

употреблении

могут

привести

к

тяжёлым

последствиям, поэтому, сначала нужно побеседовать с врачом. В старину говорили: « Каждая

травка лечит, но и калечит».

Воспитатель: - давайте встанем и поиграем в игру « Я мяч бросаю, а ты лови и

правильно говори !»(дети стоят по кругу ,в центре воспитатель. Воспитатель бросает мяч и

задаёт вопросы детям).

-Что такое лекарственное растение?

-для чего используют лекарственные растения ?

-в какую погоду собирают лекарственные растения?

-почему подорожник так назвали?

-можно ли собирать лекарственные травы вблизи дорог , около домов?

-где можно собирать лекарственные травы?

-что делают из лекарственных трав?

Подводится итог беседы:- о чём мы с вами беседовали? И т.д.

Растения мы знаем, бережём и охраняем,

В книгу Красную они, уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

Чай с какими травами вы пьёте дома всей семьёй и для чего?

Сюрпризный момент.

Столик, столик отзовись,

Что там прячешь, покажи!

(

на

столе

под

салфеткой

чашки и чайники с заваренным чаем из мяты, мелиссы,

смородины).

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного , парного

Самоварного чайку.

Чаепитие.



В раздел образования