Автор: Прокопьева Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 133" г.Чебоксары
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ознакомление детей с лекарственными травами
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей подготовительной группы
Тема «Лекарственные травы»
Составитель:
Прокопьева О.А.
воспитатель,
1 квалификационная категория
Чебоксары. 2016 год
Цель: закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей о лекарственных растениях и растениях, занесённых в Красную
книгу;
Учить различать данные растения по внешнему виду;
Подвести к понятию об умелом использовании лекарственных растений;
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, связную речь, память, наблюдательность, стремление
выражать своё отношение к окружающему;
Воспитательные:
Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью;
Здоровьесберегающие :
Укреплять физическое и психическое здоровье посредством дыхательной гимнастики,
гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, коррекционных упражнений ( ОО «Физическая
культура»)
Оснащение предметно-пространственной среды: сборы лекарственных растений, д /и
«Лекарственные растения», фитоподушечки с душицей, иллюстрации цветов, бокал, заварочные
чайники.
Предварительная работа: беседы о лекарственных растениях, д/и « Вершки и корешки»,
« Определи по запаху», « Узнай растение», чтение стихов, загадок, заучивание стихотворений,
рассматривание энциклопедий.
Ход беседы:
( Дети сидят на стульчиках полукругом ).
Воспитатель : - Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если
заболели, то, как без таблеток недуг излечить.
- Послушайте небольшой рассказ.
« Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала
цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет.
«Вот бабушка обрадуется!» - подумала Красная Шапочка. Но, увидев цветы, бабушка сказала:
«Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать цветы, научись выращивать их
сама».
- Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки? ( Надо бережно относиться к природе).
- Какая самая главная польза от растений? ( Ответы детей).
- Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и
которым мы дышим. Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые,
ни мы с вами. Иногда люди срывают растения, которые занесены в Красную книгу.
- Вы знаете что это за книга? ( Это документ, в него занесены разные виды животных,
растений, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли.
Показ презентации «Красная книга» ).
- Растений на Земле очень много. Среди них есть лекарственные растения. Почему их
называют лекарственными? ( Их используют для лечения различных заболеваний).
Дидактическая игра «Собери растение»
( Дети проходят к столу. На столе разложены части растений: цветки, стебли, листья,
корни, ягоды. Дети из частей собирают лекарственное растение).
(Савелий загадывает загадку про одуванчик ).
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик на дорожке.
Ветерочек прошуршал и развеял этот шар (одуванчик).
Воспитатель: - вы собрали лекарственное растение. Назовите его и расскажите, что вы
знаете об этом растении.
( Дети рассказывают об одуванчике . По необходимости воспитатель дополняет рассказы
детей , показ на мольберте растение ).
Одуванчик
–
лекарственное
растение,
для
лечения
кашля
и
улучшения
аппетита,
используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное
варенье. Молодые нежные листья идут на приготовление салата.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель: - А теперь представим, что семена одуванчика от сильного ветра полетели
вверх, вниз, медленно направо и быстро налево и приземлились к нам на кончик носа.
Воспитатель: - А сейчас пальчиками покажем, как распускаются цветки у растений.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне (руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,
развести пальцы и слегка округлить их).
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питание (ритмичное движение пальцами вместе – врозь)
Дружно дают под землёй корешки (ладони опустить вниз, и тыльной стороной прижать
друг к другу, пальцы развести).
(Савелий загадывает загадку про крапиву).
- Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива).
Воспитатель: -
А,
вы
собрали
какое
лекарственное
растение
?.
Назовите
его
и
расскажите, что вы знаете об этом растении.
Крапива – листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков. Когда мы касаемся
листа, волосок прокалывает кожу и в ранку попадает жгучая жидкость, появляется волдырь. Но
людям есть за что благодарить крапиву, из неё можно приготовить щи и салат, где очень
большое количество витаминов. Много лет назад врачи советовали: « Берём сырую крапиву,
толчем
и
прикладываем
к
свежим
ранам
–
она
раны
вычистит
и
заживит».
В
крапиве
содержится вещества, убивающие микробов. Крапива укрепляет волосы.
Воспитатель: - Давайте похлопаем себя по плечикам, по рукам, ногам, представим, что
крапива нас «ужалила».
Коррекционное упражнение «Крапива».
Воспитатель: - А, теперь я вас познакомлю ещё с одним лекарственным растением -
душицей ( показ на мольберте картины).
Душица
–
цветки,
собранные
в
соцветия,
имеют
приятный
аромат
(воспитатель
предоставляет возможность понюхать сухое растение). Душица помогает при кашле, простуде.
Дыхательное упражнение «Душица»: вдох через и длительный выдох через рот, губы
трубочкой.(использование фитоподушек).
(Савелий загадывает загадку про подорожник).
Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым раны вылечить помог (подорожник ).
Воспитатель: -
А,
вы
собрали
какое
лекарственное
растение
?.
Назовите
его
и
расскажите, что вы знаете об этом растении.
Подорожник – обладает целебными свойствами. Свежий лист подорожника нужно помять
в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу и вскоре станет легче (показ на
мольберте растение ).
Лекарственные
растения
ещё
называют
«
Зелёной
аптекой». И
испокон
веков
люди
запасаются
лекарственными
растениями.
Вы
должны
знать
правила
сбора
лекарственных
растений:
- Собирать растения нужно в сухую погоду.
- Нельзя собирать растения вблизи дорог, в городе. Почему? ( Ответы детей).
-
Сушить
растения
нужно
в
тени
в
подвешенном
состоянии
и
хранить
в
тканевых
мешочках.
- Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
- Не рвать растения занесённые в Красную книгу.
Воспитатель: -
Нужно
помнить,
что
лечение
травами
не
всегда
полезно.
Некоторые
лекарственные
растения
при
необдуманном
употреблении
могут
привести
к
тяжёлым
последствиям, поэтому, сначала нужно побеседовать с врачом. В старину говорили: « Каждая
травка лечит, но и калечит».
Воспитатель: - давайте встанем и поиграем в игру « Я мяч бросаю, а ты лови и
правильно говори !»(дети стоят по кругу ,в центре воспитатель. Воспитатель бросает мяч и
задаёт вопросы детям).
-Что такое лекарственное растение?
-для чего используют лекарственные растения ?
-в какую погоду собирают лекарственные растения?
-почему подорожник так назвали?
-можно ли собирать лекарственные травы вблизи дорог , около домов?
-где можно собирать лекарственные травы?
-что делают из лекарственных трав?
Подводится итог беседы:- о чём мы с вами беседовали? И т.д.
Растения мы знаем, бережём и охраняем,
В книгу Красную они, уж давно занесены.
Люди рвут их не на потеху,
Отнесут их все в аптеку.
Чай с какими травами вы пьёте дома всей семьёй и для чего?
Сюрпризный момент.
Столик, столик отзовись,
Что там прячешь, покажи!
(
на
столе
под
салфеткой
чашки и чайники с заваренным чаем из мяты, мелиссы,
смородины).
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного , парного
Самоварного чайку.
Чаепитие.