Автор: Сидорова Лариса Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16
Населённый пункт: село Киевское
Наименование материала: проект
Тема: "Помощь и поддержка семьям воспитанников "
Раздел: дошкольное образование
Проект .
Тема: « Помощь и поддержка семьям воспитанников».
Работу выполнила: воспитатель Сидорова Лариса Анатольевна.
Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Если
мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решить эту
проблему «всем миром»: детский сад и семья, взявшись за руки.
Почему необходима данная работа? По данным наблюдений, анкетирования и
опроса участников образовательного процесса, выделили некоторые
проблемные зоны, препятствующие эффективному взаимодействию ДОУ с
семьями воспитанников:
- низкий уровень социально-психологической культуры
участников взаимодействия (родителей и воспитателей, а значит, неумение
общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество;
- неумение родителей анализировать собственную воспитательную
деятельность;
-низкий уровень родителей , непонимание своих детей.
- непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и
методов работы детского сада с семьей социальными заказчиками
выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;
- недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и
деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях
и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.
Цель работы: Помочь семье находить ответы на интересующие вопросы
в воспитании эмоционального благополучия и развития детей, привлекать их
к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Задачи работы:
1. Выработка единого стиля воспитания и общения с ребенком в ДОУ
и семье;
2. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи
родителям по проблемам воспитания эмоционального благополучия и
развития ребенка;
3. Формирование у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы,
доверия к окружающему миру;
4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка
их уверенности в собственных педагогических возможностях.
При взаимодействии семьи и ДОУ работу необходимо строить на основе
следующих принципов:
- принцип гуманизации
- принцип индивидуализации
- принцип открытости и доброжелательности
-принцип психологической комфортности
-принцип дифференцированного подхода к взаимодействию с родителями с
учетом специфики каждой семьи
-принцип индивидуального подхода во взаимодействии к каждому семье, к
каждому члену семьи.
Методы изучения семьи: анкетирование; наблюдение за ребенком;
посещение семьи ребенка; беседы с ребенком; беседы с родителями.
Основные направления работы во взаимодействии ДОУ с семьями
воспитанников:
Просветительское: направлено на психолого-педагогическое просвещение
родителей, повышение родительской компетентности по
вопросам воспитания подрастающего поколения, пропаганду семейных
ценностей, воспитание и сохранение семейных традиций, пропаганду знаний
по психологии семьи;
Практически-действенное: направлено на развитие мотивации у родителей на
выполнение общего интересного дела; способствует проявлению творческих
способностей, возможностей реализации собственных идей каждым
родителем; создает условия для полноценного общения, желания обменяться
мнением, опытом семейного воспитания для улучшения эмоционального
благополучия ребенка.
Педагоги М ДОУ детского сада №16, участвующие в данном направлении
работы : воспитатели, заведующий , музыкальный руководитель.
Предполагаемые формы взаимодействия с семьёй:
- Презентация дошкольного учреждения
- Педагогические ситуации
- Конференции с родителями
-Игровые тренинги
- Семейные презентации
- Семейные проекты
- Газета для родителей : «Вместе весело шагать »
Массовые:
- Собрания-беседы на воспитательные темы
- Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье
-Тематические выставки «Игрушки наших родителей» «Новогоднее
украшение участка », «Осенние фантазии»
- Информационные бюллетени, памятки.
- Настольная тематическая информация
- Анкетирование
- Дискуссии
-мастер-класс
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Родители становятся полноправными участниками образовательного
процесса.
2. Активизация интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей,
улучшению детско-родительских отношений:
вместе с детьми участвуют в проектах, конкурсах, выставках, тренингах,
праздниках;
больше внимания уделяют социально-коммуникативному развитию Ребёнка;
выступают инициаторами мероприятий, которые можно провести в группе и
на уровне детского сада, на уровне района, города .
3. Обогащение семейного опыта взаимодействия членов семьи, что
способствует сплочению взрослых и детей в общих делах, а главное –
созданию в семьях условий для успешной социализации дошкольников:
родители берут на себя ответственность за воспитание детей;
повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и
правовых вопросах.
сохранение семейных ценностей и традиций. Увеличение количества
обращений с вопросами к воспитателям, за индивидуальными консультации к
специалистам, в «родительскую почту».
4. Рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ по вопросам
эмоционального благополучия ребенка.
5. И, возможно главное, формирование у ребёнка уверенности, чувства
комфорта, положительной самооценки, идентификации себя полноценным
членом
Список литературы.
1.
Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия
семьи в современных условиях.Детский сад отА до Я-2010.
2.
Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с
семьей.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.
3.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском
саду. Пособие М.: Айрис – пресс, 2008.