Автор: Торбина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ общеразвивающего вида №8 "Земляничка"
Населённый пункт: г. о. Озёры, Московская область
Наименование материала: ООД по исследованию свойств воздуха
Тема: "Богатства нашей планеты Земля"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад №8 «Земляничка»
Организованная образовательная деятельность
по исследованию свойств воздуха
на тему:
«Богатства нашей планеты Земля»
в старшей группе «Малинка»
(день открытых дверей)
Воспитатель первой квалификационной категории:
Торбина Татьяна Владимировна
28 октября 2016 года
1
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к
исследовательской и познавательной деятельности детей..
Задачи:
Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через
элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои
предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у
детей доброжелательного отношения друг к другу.
Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета,
развивать коммуникативные навыки.
Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах ), преодоление боязни
тактильного контакта.
Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия,
закреплять положительные эмоции.
Интеграция образовательных областей;
-художественно-эстетическое развитие
-речевое развитие
-физическое развитие
-познавательное развитие
- социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств
воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование:
карточки-обозначения «Свойства воздуха»; стаканы с водой, трубочки; полиэтиленовые пакеты,
острые палочки; вееры; бутылочки, крышечки, воздушные шары; пёрышки, султанчики; 7 баночек
с плотными крышками; газированная вода, кусочки пластилина; листы бумаги по количеству
детей, краски, кисточки.
Ход занятия:
Организационный момент:
В: Я предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер. Давайте теперь
встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
2
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает?
Д: Дома, деревья, птицы, животные
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным?
Д: Пища, вода, воздух
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух?
Д: Дышать.
В: Сделайте глубокий вдох, выдох. Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без
воды?
Д: Несколько дней.
В: А без воздуха? Не больше 5 минут. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие
ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это
помещение называется?
Д: Лаборатория.
В: Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная
лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория?
Д: Это помещение, где проводят опыты.
В: Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на
столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Давайте отправимся в
нашу лабораторию, проводить опыты
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы.
(Дети садятся за столы)
Мы опыты начинаем,
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Практическая часть
В: Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(Воспитатель надевает халат, шапочку, очки).
3
А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны
соблюдать ряд правил.
Правило №1.
На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2.
Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №3.
Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4.
Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило №5.
Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
В: Итак, начнем наши опыты:
Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь
выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как
вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
Д: Наверно есть.
В: Давайте проверим, правда это или нет! У меня модель, на которой нарисован «глаз». Как вы
думаете, на какой вопрос мы должны найти ответ?
Д: Как увидеть воздух?
Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Возьмите трубочку, опустите один конец в воду, а в другой дуйте.
Что вы увидели?
Д: Пузырьки воздуха.
В: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое
количество?
Д: Нет.
В: Почему?
Д: Сначала дули в трубочку сильно, потом слабо.
Вывод:
Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем
воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: А что такое воздух?
Д: Это то, чем дышат люди и все живое.
В: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а
вы видите воздух?
Д: Нет, не видим.
В: А почему?
Д: Потому, что он не видимый.
4
В: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.
Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?
Д: Они надулись.
В: Что в них находится?
Д: Воздух.
В: Какой он?
Д: Прозрачный.
В: Вы его видите?
Д: Нет.
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек.
Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Д: Воздух.
Вывод:
Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
В: Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет
цвета. Он прозрачный».
Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»
В: Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете?
Д: Воздух, холодок.
В: А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете?
Д: Воздух, струю воздуха.
Вывод:
обнаружили воздух — почувствовали его
В: Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух?
Д: Да.
В: А кто считает по-другому?
В: При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух?
Д: При помощи веера, дули на ладошки.
В: Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо», на какой вопрос мы должны найти
ответ? «Как услышать воздух?»
Эксперимент №4 «Слышим воздух»
В: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?
5
Д: Звук, воздух.
В: Ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком,
чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что
мы слышим?
Д: Писк, воздух.
В: С помощью чего мы услышали воздух коллеги?
Д: Нам помогли бутылочки и шарик.
Вывод:
воздух можно услышать разными способами.
В: Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На доске, какой следующий значок?
Д: «Нос».
В: Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Эксперимент №5 «Узнай по запаху»
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни,
мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого
необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.
В: Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать?
Д: Подуть.
В: Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело
дальше всех, как нужно подуть?
Д: Сильно.
(Проводится упражнение)
В: А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете,
как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик?
Д: Дуть нужно также сильно.
В: Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.
(Проводиться упражнение)
В: Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге
улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.
Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и
подумать к какой профессии относиться этот запах, например, хлеб-пекарь.
Хлеб - пекарь;
Духи - парфюмер;
Лак для ногтей - маникюрша;
Приправа – повар;
Конфета – кондитер;
6
Порошок – прачка;
Опилки – плотник, столяр.
В: Молодцы вы со всем справились.
Динамическая пауза:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг ( ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся)
В: Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что
это?
Д: «весы».
В: Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить?
Д: Имеет ли вес воздух?
В: Кто как думаете? Давайте проверим?
Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?»
«Живой пластилин»
В: Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — чистую воду, во - второй стакан -
газированную.
В: В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). Что
произошло в первом стакане?
Д: В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и
пластилин оседает на дно.
В: Что происходит во - втором стакане?
Д: Во втором стакане вода газированная, пластилин облепили пузырьки и подняли пластилин
наверх.
В: Правильно газированная вода содержит большое количество углекислого газа. Поэтому
кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну,
где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве.
Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа
облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на
поверхность.
Вывод:
воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
7
В: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать?
На столах у вас есть палитры с разведенной гуашью. Возьмите каплю гуаши и поместите ее
на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.
(Дети дуют на каплю гуаши)
В: Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу!
Рефлексия
В: А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
Д: Воздух не имеет цвета. Он прозрачный.
Д: Воздух переносит различные запахи.
В: Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?
Работа по схемам:
(Воспитатель показывает схему (т.е. картинку), а дети отвечают с помощью
чего они узнали о свойстве воздуха)
В: Сегодня мы узнали:
Увидели воздух:
Д: С помощью трубочек и ёмкости с водой.
В: Почувствовали воздух;
Д: С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.
В: Услышали воздух:
Д: С помощью бутылочек, баночек.
- С помощью шарика.
В: Воздух имеет вес:
Д: С помощью газированной воды и пластилина.
В: Воздух переносит запах
Д: С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат
В: Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам
работать в паре и заполнить нашу модель рисунками:
- первая пара рисует, как можно увидеть воздух;
- вторая пара - как почувствовать воздух?
- третья пара – как услышать воздух?
- четвёртая пара – как воздух переносит запах?
- пятая пара – имеет ли воздух вес?
(Дети рисуют картинки)
В: Коллеги, я предлагаю подойти и приклеить свои ответы на модель, напротив указанного
значка.
Посмотрите на модели: (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте их заполним.
8
В: Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами
было сегодня так весело, можно в память о нашей встрече, я вам, подарю маленькие
сувенирчики. Подарки - мыльные пузыри.
9