Автор: Тарасова Ольга Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 28"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы как условие успешного приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
Тема: Статья
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие
инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-
оздоровительной работы
как условие успешного приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
Для того чтобы у дошкольника формировалась мотивация на сохранение и
укрепление своего здоровья, чтобы он успешно осваивал нормы и правила здорового
образа жизни, необходим личный пример взрослых. Такой пример ребенку мы можем
показать лишь при слаженном взаимодействии инструктора по физической культуре
и воспитателя.
Основными
компонентами здорового
образа
жизни являются:
правильное
питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение
стабильного психоэмоционального состояния.
На сегодняшний день складывается ситуация, что воспитатели не
заинтересованы в активном участии в физкультурных занятиях или развлечениях.
Просто присутствуя, не проявляют интереса к происходящему. Это происходит по
разным причинам: одни считают, что если есть инструктор, значит, воспитатели
свободны от деятельности. Другие просто не знают, что и как делать.
В первую очередь, необходимо поговорить о физкультурном занятии. Так как
эта форма ограничена временными рамками, здесь просто необходимы слаженные
действия инструктора по физической культуре и воспитателя, чтобы оно прошло
эффективно.
Воспитатель помогает специалисту:
• осуществлять страховку;
• контролировать качество выполнения упражнений;
• осуществлять индивидуально-дифференцированный подход.
Типовое занятие по физической культуре делиться на три части: вводная часть,
основная
часть,
заключительная
часть,
во
время
которых воспитатель принимает
непосредственное участие.
Действие воспитателя в процессе физкультурного занятия:
Вводная часть: Воспитатель наблюдает за поведением детей, контролирует
соблюдение дистанции во время движения, правильность выполнения.
Основная часть: Воспитатель участвует в оказании индивидуальной помощи
детям по необходимости, помогает контролировать правильность выполнения
общеразвивающих упражнений детьми.
Воспитатель помогает специалисту расставлять необходимый спортивный
инвентарь для основных видов движений и убирает его после выполнения детьми
упражнений.
Заключительная часть: Воспитатель выражает свое мнение о том, как прошло
мероприятие, кто из детей справился с заданием, что для них было трудным.
Существуют разные способы организации детей во время проведения занятия:
фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки.
При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу
всеми
детьми,
а инструктор
и
воспитатель следят
за
качеством
выполнения
упражнений, осанкой. Этот способ эффективен для достижения высокой плотности
занятия и обеспечения большей активности детей.
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из
которых
выполняет
свое
задание. Инструктор занимается
с
одной
группой,
а воспитатель с
другой.
Этот
способ
требует
от
детей
самостоятельности,
сознательного и ответственного выполнения задания.
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений
каждым
самостоятельно. Это позволяет обратить внимание каждого ребенка на
качество
движения;
значит,
задача инструктора
и
воспитателя –
помочь
ему
увидеть основные недостатки, а при необходимости – быть рядом с ребенком.
Применение
метода
круговой
тренировки
на
занятиях физической
культурой дает возможность задать правильную физическую нагрузку на все группы
мышц, позволяет обеспечить высокую моторную плотность, развивает общую и
силовую
выносливость,
совершенствует
дыхательную
и
сердечно-сосудистую
системы. При организации данного метода, воспитатель и инструктор выбирают
место там, где нужно страховать и следят за качеством выполнения упражнений.
Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор, должен
знать
игру,
выучить
с
детьми
слова,
заранее
обговорить
правила
игры.
Участие воспитателя в
подвижных
играх
и
игровых
упражнениях
повышает
эмоциональный
настрой
детей,
оказывает
положительное
влияние
на
уровень
двигательной активности.
П о
о ко н ч а н и и
з а н я т и я
п р и
п о д в е д е н и и инструктором
итогов,
воспитатель может выразить свое мнение, охарактеризовать: как прошло занятие,
действия каких детей понравились и почему, что сегодня детям не удалось.
Все,
что
выполняют воспитанники
на
занятиях, воспитатель обязательно
закрепляет
с
ними
в
группе
и
на
улице
в
процессе
индивидуальной
работы.
Воспитатель организует
индивидуальную р а б о т у
с
д е т ь м и,
н а
о с н о в е
рекомендаций инструктора.
Для
с о ве р ше нс т во ва ния
на в ы ко в ,
полу ч е нны х
на физкультурных
занятиях, воспитатель в тесном контакте с инструктором создает условия в группах и
на участке для двигательной деятельности, учитывая возрастные особенности детей и
их интересы.
Воспитатель является первым и незаменимым помощником инструктора по
физической
культуре
при
организации и
подготовке
различных
мероприятий
физкультурно-оздоровительной направленности. Сам процесс подготовки сплачивает
детей и педагогов единством цели и общими задачами.
Подготовка к мероприятию – это составление сценария, распределение ролей и
обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление
площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. д.
Большую роль в приобщении детей к здоровому образу жизни играют прогулки
и
походы.
Данную работу
проводят,
к а к инструктор,
так
и
во с пит ат е ль.
Инструктор з а р а н е е
г о т о в и т с я
к
п р о в е д е н и ю
п о х о д а ,
с о в м е с т н о
с воспитателем разрабатывают его план и маршрут, предусматривая места для отдыха
и игр, подготавливают инвентарь.
Таким образом, можно сделать вывод: успешное приобщение к
здоровому
образу жизни дошкольника будет успешным только при непрерывном и комплексном
взаимодействии инструктора по физической культуре и воспитателя.