Автор: Сотникова Галина Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №4
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: доклад
Тема: Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования
Раздел: среднее образование
Детская школа искусств № 4
Сотникова Г.Н. – преподаватель фортепиано
Доклад на тему : « Патриотическое воспитание подрастающего
поколения в условиях современной системы
образования.»
Белинский В.Г. В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце
судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное
родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою Родину значит
пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и, по мере
сил, своих способствовать этому.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают
вопросы духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся,
поскольку это затрагивает как судьбы подрастающего поколения, так и судьбу
России. На каком фоне сегодня идёт формирование детей, подростков?
Роль семьи в воспитании в настоящее время чрезвычайна низка, у
родителей нет времени этим заниматься, общеобразовательная школа, как
социальный институт воспитания в современной России, испытывает массу
трудностей. За ворохом бумаг, новых требований порой учитель не успевает
качественно учить, что уж говорить о воспитании. Кроме того, наблюдается
кризис и в досуговой
сфере, дети всё чаще предоставлены сами себе ,
телевидению, компьютеру, которые и влияет на формирование ценностных
о р и е н т а ц и й
ш к о л ь н и к о в .
Патриотическое
воспитание
является
одним
из
приоритетных
направлений
в
системе
образования
России,
так
как
способствует
формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к
выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей
по защите интересов Родины.
Патриотическое
воспитание
—
многоплановая,
систематическая,
целенаправленная
и
скоординированная
деятельность
государственных
органов, общественных объединений и организаций по формированию у
молодежи
высокого
патриотического
сознания,
возвышенного
чувства
верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга,
важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель
патриотического
воспитания —
р а з в и т и е
у
у ч а щ и х с я
гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и
социальных
ценностей,
формирование
у
школьников
профессионально
значимых
качеств,
умений
и
готовности
к
их
активному
проявлению
в
различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому
долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и
дисциплинированности.
Для
достижения
этой
цели
требуется выполнение следующих
основных задач:
создание
научно-методического
обеспечения
функционирования
системы
патриотического воспитания в школе;
создание
новой
эффективной
системы
патриотического
воспитания,
обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников верности к
Отечеству,
готовности
к
достойному
служению
обществу
и
государству,
честному выполнению долга и служебных обязанностей;
утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому
России, к традициям, повышение престижа государственной службы;
формирование у учащихся активной жизненной позиции
формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни
Основополагающие принципы и направления их реализации
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания,
представляющих
собой
исходные
руководящие
положения
при
осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются
- научность;
- гуманизм;
- демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных
ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения
эффективности воспитания;
- направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и
качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация
этих
принципов в
процессе
патриотического
воспитания
молодежи
призвана
обеспечить
развитие
у
нее
нового,
по-настоящему
заинтересованного
отношения
к
военной
и
государственной
службе,
готовности
к
достойному
выполнению
функции
по
защите
Отечества,
и осуществляется по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов
и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни,
способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов,
позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие
высокой
культуры
и
образованности,
осознание
идеи,
во
имя
которой
проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование
высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств
воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историческое —
познание
наших
корней,
осознание
неповторимости
Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к
деяниям
предков
и
современников
и
исторической
ответственности
за
происходящее
в
обществе
и
государстве.
Оно
включает
изучение
многовековой
истории
Отечества,
места
и
роли
России
в
мировом
историческом
процессе,
военной
организации
в
развитии
и
укреплении
общества,
в
его
защите
от
внешних
угроз,
понимание
особенностей
менталитета,
нравов,
обычаев,
верований
и
традиций
наших
народов,
героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость
и самостоятельность страны.
Интернациональное —
воспитание
важнейших
духовно-нравственных
и
культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования
и развития нашего общества и государства, национального самосознания,
образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную
любовь
и
преданность
своему
Отечеству,
гордость
за
принадлежность
к
великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание
национальных
святынь
и
символов,
готовность
к
достойному
и
самоотверженному
служению
обществу
и
государству.
Пропаганда
идей
интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере
интернационализма.
Психологическое — формирование у школьников высокой психологической
устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в
любых
условиях
обстановки,
формирование
важнейших
психологических
качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно
включает
изучение
и
прогнозирование
социально-психологических
процессов
в
школе,
профилактику
негативных
явлений
и
проявлений
девиантного
поведения,
снятие
психологической
напряженности,
преодоление стресса.
Физкультурно-спортивное – пропаганда здорового образа жизни.
Все
эти
направления
органически
взаимосвязаны
между
собой,
объединены
в
процессе
практической
деятельности
целью,
задачами,
духовно-нравственными
и
мировоззренческими
основами,
принципами,
формами и методами патриотического воспитания.
Работа
по
патриотическому
воспитанию
необходимо
проводить
комплексно.
Комплексный
подход
отражает
важнейшую
особенность
воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и
гармонично развитой личности. Современная педагогика подчеркивает, что
процесс воспитания должен строиться как целенаправленное взаимодействие
воспитателей и воспитанников, как организация определенных отношений
между
учащимися,
воспитателями
и
окружающей
жизнью.
Поэтому
мы
можем утверждать, что комплексный подход имеет закономерный характер и
является
одним
из
принципов
воспитания
школьников.
Он
объективно
требует
сочетания
всех
сторон
гармонично
развивающейся
личности;
органической связи задач, содержания, методов и форм организации процесса
воспитания;
четкого
согласованного
взаимодействия
школы,
семьи,
производственных коллективов и общественности; единства воспитания и
с амово спит ания
школьников.
Только
при
правильном
у ч е т е
методологической
обусловленности
комплексного
подхода
мы
можем
раскрыть
его
наиболее
существенные
характеристики
как
принципа
коммунистического воспитания. Нам кажется, что в обучении объективно
уже
заложены
возможности
и
факторы
воспитательного
влияния,
но
их
превращение в действительность не может происходить автоматически, без
умелых действий и специального внимания учителя.
Богатым источником воспитательного влияния процесса обучения является
его
содержание.
Руководствуясь
пониманием
роли
своего
предмета
во
всесторонним
и
гармоничном
развитии
личности
школьника,
учитель
выделяет
в
содержании
образования
ведущие
мировоззренческие
идеи,
важные в воспитательном отношении понятия, законы и теории.
Воспитательное
влияние
процесса
обучения
во
многом
зависит
и
от
характера учебной деятельности школьников, поэтому в качестве факторов
реализации воспитания в процессе обучения выступают также и методы
обучения.
В
тесной
связи
с
содержанием
методы
обучения
влияют
на
развитие диалектическою мышления школьников, вооружают их умением
связывать
обучение
с
жизнью.
От
правильного
выбора
и
использования
методов обучения зависит развитие познавательной активности школьника,
образование
социально
ценных
мотивов
учения,
превращение
приобретаемых знаний в глубокие личные убеждения учащихся.
Мы можем говорить о сформированности патриотического сознания
человека лишь тогда, когда данные нам знания помогли ему определить свою
жизненную
позицию
и
когда
эта
позиция
выросла
в
убеждение,
определяющее
весь
его
жизненный
путь.
Работа
по
формированию
мировоззрения требует от учителя выхода за рамки урока, школы, умения
связать свой предмет с жизнью, практикой. Преподавание необходимо вести
так, чтобы перед школьниками стояли «задачи, для него значимые, для него
притягательные,
которые
он
считает
своими,
в
решение
которых
он
вовлекается».
Огромное значение в воспитательной работе отдаётся общению с
природой,
изучение
родного
края.
человека.
Не
остаётся
без
внимания
экономический
аспект
охраны
природы.
С
каждым
годом
всё
более
истощаются богатства недр страны. Именно поэтому необходимо научить
будущих граждан ценить природный материал, научить необходимости его
рационального использования и возможности его экономии и т.д.
Приоритетным направлением содержания программы по музыке является
русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка
религиозной
традиции
(в
том
числе
и
русской
православной
церкви),
современные направления музыкального искусства формируют у учащихся
национальное
самосознание,
бережное
отношение
к
родным
истокам,
к
традициям
своего
народа,
понимание
значимости
своей
культуры
в
художественной
картине
мира.
На
уроках
музыки
учитель
раскрывает
школьникам
глубокий
смысл
понятия
«Родина»
через
эмоционально-
открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным проблемам
жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.
Патриотическая
тема
проходит
буквально
во
всех
классах
с
первого
по
восьмой.
Общение
с
классической,
народной
и
современной
музыкой
патриотической направленности обогащает мировосприятие детей, обостряет
чувства и эмоции, помогает глубже чувствовать и понимать реальную жизнь
и себя в этой жизни.
Система работы педагогов школы по патриотическому воспитанию
учащихся:
- патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность
- патриотическое воспитание учащихся через работу музеев
- патриотическое воспитание учащихся через участие в мероприятиях
различных уровней: акции, выставки, конкурсы, экскурсии, фестивали,
работа с ветеранами и т.д.
Необходимо всегда помнить, что при всех богатых воспитательных
возможностях
процесс
обучения
не
может
решить
весь
комплекс
задач
всестороннего и гармоничного развития личности школьника. Это возможно
лишь
на
основе
неразрывной
связи
процесса
обучения
с
внеклассной
и
внешкольной работой, на основе комплексного объединения воспитательных
влияний школы, семьи, ученических организаций, общественности.
Важным моментом, который необходимо учитывать, является то, что без
семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир,
малое
общество.
Только
в
семье
человек
может
быть
по
–
настоящему
счастлив. Здесь созревает личность.
Но многим из нас сегодня не ведомо, что такое истинная семья, простые
семейные
радости.
Мы
утратили
семейную
преемственность,
отошли
от
традиций. Вот почему на помощь семье призвана прийти школа.
Как показывают многочисленные исследования, большинство россиян
идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность.
Социальный мирок, воспринимаемый как мир родины, отчего дома, родства,
позитивно
влияет
на
развертывание
жизненных
сил
личности,
снижает
уровень напряженности и конфликтности.
Несмотря
на
изменения,
Россия
относится
в
большей
степени
к
традиционному
обществу.
Для
нее
характерно
ориентирование
на
национальные
ценности,
воплощаемые
прежде
всего
в
человеческой
духовности, всесторонне развитой личности, полноценной семье и здоровом
образе жизни.
В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является
изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития
народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи.
Одним из направлений можно
считать
краеведение,
где
ребятам
предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Интерес
вызывают
занятия,
связанные
с
темой
«Моя
родословная»,
где
ребятам
предлагается вместе с родителями составить родовое древо своей семьи,
собрать старые фотографии, изучить семейный архив.
Любимым занятием является и составление народного календаря, который
дает
представление
о
русском
фольклоре,
народных
и
православных
праздников, которые постепенно входят в дома наших учеников.
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это
путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в
сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе
отношений
ребенка
к
действительности,
его
творческой
самоотдаче.
Показатель
его
действительности
–
убежденность,
патриотическая
направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию
измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению
своего
гражданского
и
патриотического
долга,
их
умением
и
желанием
сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым
ими в дело процветания Отечества , родного края и малой родины.