Автор: Бодачевская Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 28"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование навыков гигиены полости рта у дошкольников 4-5 лет
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад № 28»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по направлению физического развития детей
г. Дзержинска Нижегородской области
«Формирование навыков
гигиены полости рта у дошкольников 4-5 лет»
Выполнила:
Бодачевская Марина Николаевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №
28» общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением
деятельности по направлению
физического развития детей
Современные
требования
к
системе
образования
подразумевают
обязательное
внедрение
здоровьесберегающих
технологий
в
воспитательно
-образовательный
процесс.
Высокая
общественная
потребность
в
технологиях, укрепляющих
и
сохраняющих
здоровье
дошкольников, обусловлено тем, что уровень здоровья детей снижается.
Поэтому,
в
деятельности
дошкольного
образовательного
учреждения
д о л ж н ы широко
использоваться
технологии,
позволяющие
сберечь
здоровье
и
сформировать
позитивное
отношение
к
здоровому
образу
жизни, укрепить природные защитные механизмы организма ребенка.
Здоровье органов и тканей полости рта дошкольников - важная составная
часть соматического здоровья в целом. А личная гигиена полости рта
является наиболее простым и доступным методом, предупреждающим
заболевания
зубов
и
полости
рта,
и фактором
оздоровления
всего
организма.
Я работаю с детьми 4-5 лет.
В средней группе ставятся следующие задачи гигиенического обучения и
воспитания детей:
1.
Формировать понятия о необходимости тщательно пережевывать
пищу, но не держать ее за щекой
2.
Формировать представления
•
об индивидуальности средств гигиены полости рта,
•
о правилах чистки зубов
3.
Выработать навыки
•
употреблять разнообразную пищу.
•
тщательно пережевывать пищу, не держать ее за щекой
•
ежедневно чистить зубы, превращать это умение в навык
•
полоскать рот после еды
Перспективный план включает в себя следующие темы:
•
Каковы наши зубы? (Дети знакомятся с функциями и строением
зуба,
раскрывают
необходимость
ухода
за
полостью
рта,
учатся
полоскать рот водой)
•
Как сохранить зубы здоровыми? (Дети знакомятся со средствами
гигиены полости рта, находят отличие детской зубной щетки от
взрослой)
•
Для
чего
нужно
чистить
зубы?
(Дети
учатся
понимать
необходимость чистки зубов, знакомятся с приемами и правилами
чистки зубов)
•
От чего болят зубы? (Дети узнают что полезно, а что вредно для
зубов, какая пища помогает сохранить зубы здоровыми)
Обучение детей 4-5 лет целесообразно начать с беседы о роли зубов для
здоровья, необходимости ухода за ними, так как в этом возрасте дети уже
способны воспринять эти знания. Обучение чистке зубов обычно начинают
с демонстрации. Воспитатель сначала сам выполняет все манипуляции с
объяснением их значения и порядка выполнения.
Дальнейшую
деятельность
необходимо
строить
в
форме
интересной,
занимательной игры, т.к. ребенка быстро утомляет однообразная работа.
Важно
сочетать
разнообразные
методы
и
приемы
для
формирования
устойчивого навыка и основы культуры здоровья. Например: дети вместе с
Буратино отправляются в магазин за полезными для зубов продуктами,
сами показывают ему, как правильно чистить зубы.
Гигиенические навыки дети чаще всего приобретают, копируя взрослых.
Если в семье отсутствуют правильные представления и навыки по гигиене
полости рта, то не следует ожидать, что у детей они будут иными, чем у
родителей.
Для
мотивации
родителей
была
представлена
лекция-презентация
о
причинах возникновения кариеса и способах его профилактики. Лекция
завершается
дискуссионным
«круглым
столом»,
в
котором
принимают
участие родители, воспитатели и детский стоматолог. Воспитателями были
разработаны
консультации
на
темы:
«Как
правильно
выбрать
зубную
щетку и зубную пасту», «Научите вашего ребенка ухаживать за зубами»,
памятка для родителей «Чистим зубы правильно или 12 мифов о гигиене
полости рта»
Забота о здоровье ребенка занимает во всем мире приоритетные позиции.
И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие,
гармонично развитые, активные, здоровые. Поэтому необходимо развивать
у
дошкольника
позитивное
отношение
к
здоровому
образу
жизни
и
сохранению своего стоматологического здоровья.