Автор: Розова Надежда Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа № 584 "Озерки"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В.Г. Короленко "В дурном обществе". Семья Тыбурция"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Урок: литература
Тема урока: В.Г. Короленко «В дурном обществе». Семья Тыбурция.
Дата проведения урока: 22.02.2017
Класс: 5 В
ОУ: ГБОУ № 584 «Озерки»
Учитель-предметник: Розова Н.С.
УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2010 г.
Цели для ученика
Обучающие:
продолжить
знакомство
с
повестью
В.Г.
Короленко
«В
дурном
обществе»;
учиться анализировать портретную характеристику героя и определять ее роль
в повести; учиться давать сравнительную характеристику героев.
Развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать и
аргументировать свою точку зрения, обогащать словарный запас
Воспитывающие:
воспитывать
культуру поведения, умение слушать и слышать собеседника,
принимать во внимание различные точки зрения.
Цели для учителя
Образовательные:
продолжить знакомство учащихся с повестью В.Г. Короленко «В дурном обществе»;
формировать умение анализировать портретную характеристику героев и определять ее
роль в повести; давать сравнительную характеристику героев.
Развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; излагать и
аргументировать собственную точку зрения, обогащать и активизировать словарный
запас
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к слову; доброту и чувство сострадания через
восприятие художественного произведения
Тип урока
Комбинированный
Форма урока
Традиционная (урок-практикум)
Опорные понятия, термины
Портрет
Портретная характеристика
Сравнительная характеристика героев
Литературный персонаж
Образ
Авторская оценка
Повесть
Новые понятия
Развитие понятия портрет
Развитие понятия портретная характеристика
Развитие понятия сравнительная характеристика героев
Формы контроля:
Домашнее задание
1
Фронтальный опрос
Индивидуальная работа
Прочитать главы VII-VIII повести «В дурном обществе», письменно ответить на вопрос:
Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла
через нашу»?
Индивидуальные задания:
1.Выбрать из повести все упоминания о старом Януше и подготовить выборочный
пересказ об этом персонаже.
2.Выбрать из повести все пейзажные зарисовки и подготовить сообщение о роли пейзажа
в повествовании.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые
методы, приемы,
формы
Формируемые УУД
Результат
взаимодействия
(сотрудничества).
I. Мотивация
2 минуты
Включение в деловой ритм.
Мотивация учебной
деятельности.
Создание проблемной
ситуации
.
Подготовка к работе.
Самоопределение.
Чтение эпиграфа, ответы на
вопросы учителя.
Приложение 1
Словесная форма.
Постановка
проблемного вопроса.
Личностные:
самоопределение;
регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Психологический
настрой учителя и
учащихся на
совместную
работу.
II. Актуализация
знаний
5 минут
Объяснение целеполагания
урока.
Организация работы с
иллюстративным материалом
к повести и таблицей
«Портретные характеристики
героев» (проверка д/з)
Определение цели учебной
деятельности.
Формулировка темы урока, запись
эпиграфа и темы урока в тетрадь.
Рассматривают иллюстрации
Фитингофа к повести, зачитывают
цитаты из таблицы «Портретные
характеристики героев»
Приложение 2
Беседа
Иллюстративно-
словесный метод.
Личностные:
самопроверка, оценивание
своего ответа;
познавательные:
анализ объектов с
целью выделения признаков.
Отработка умений
давать
определение
литературных
понятий.
Умение делать
сопоставительный
анализ.
III. Работа по теме
урока
1. Работа со
справочным
материалом
Организует работу со
справочным материалом.
Организует работу по анализу
глав повести.
Корректирует выполнение
задания
Устанавливает осознанность
Работают со словарем
литературоведческих терминов.
Комментируют понятие
«портрет».
Приложение 3
Выразительно читают фрагменты
Работа со словарями
Фронтальня беседа
Комментированное
чтение
Выразительное чтение
Аналитическая беседа
Личностные:
ориентация в социальных
ролях и межличностных
отношений.
Регулятивные
контроль, оценка;
поиск и выделение
Умение работать
со справочным
материалом.
Умение с
достаточной
полнотой и
точностью
2
2 минуты
2.Анализ глав
повести.
10 минут
восприятия.
повести.
Устно отвечают на вопросы.
Участвуют в коллективном
диалоге.
Анализируют портретные
характеристики героев и
определяют их роль в повести.
Дополняют таблицу «Портретные
характеристики героев»
недостающими цитатами.
Приложение 4
необходимой информации,
умение строить речевое
высказывание;
саморегуляция.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество
в
поиске и выборе
информации.
выражать свои
мысли,
выслушивать и
принимать во
внимание чужое
мнение.
IV. Лингво-
физкультминутка.
1 минута
Объясняет задание.
Выполняют упражнения.
Приложение 5
Здоровьесбере-
гающая технология.
V. Актуализация
новых знаний.
1.Практическая
работа (составление
плана для
сравнительной
характеристики
героев).
2 минуты
2. Самостоятельная
работа в группах
(заполнение таблицы)
7 минут
3. Презентация
Материала
3 минуты
Устанавливает осознанность
восприятия.
Организует деятельность по
применению полученных
знаний .
Распределяет задания по
группам.
Корректирует выполнение
заданий
Составление плана для
сравнительной характеристики
героев.
Заполнение таблицы
«Сравнительная характеристика
героев» по составленному плану.
Составление монологического
высказывания.
.
Приложение 6
Групповая работа.
Практический метод.
Приём
познавательной
активности через
творческое задание.
Самостоятельная
работа
Личностные:
самопроверка, ориентация в
социальных ролях и
межличностных отношениях.
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция
умение структурировать
знания;
поиск и выделение
необходимой информации,
анализ объектов с целью
выделения признаков.
Коммуникативные:
управление поведением
партнера – контроль,
коррекция, оценка действий
партнера.
Развитие умения
составлять
монологическое
высказывание,
выслушивать и
принимать во
внимание чужое
мнение
Умение делать
сопоставительный
анализ, давать
сравнительную
характеристику
герою.
VI. Подведение
Устанавливает осознанность
Отвечают на вопросы учителя,
Словесная форма.
Коммуникативные:
Проявление
3
итогов
4 минуты
восприятия.
Организует деятельность по
применению полученных
знаний.
участвуют в коллективном
диалоге.
Приложение 7
Задают вопросы друг другу по
теме урока.
Приложение 8
Фронтальная беседа
инициативное сотрудничество
в поиске и выборе
информации.
толерантности.
Умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли.
VII. Рефлексивно-
оценочный этап
2 минуты
Организует рефлексию.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты
Беседа
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
Познавательные:
рефлексия;
Личностные:
смыслообразование.
Умение оценивать
себя.
VIII. Домашнее
задание
2 минуты
Объясняет домашнее задание.
Слушают и записывают в дневник.
Приложение 1
Задание
Прочитать эпиграф.
4
Эпиграф записан на доске :
Хорошо, что твоя дорога
Пролегла через нашу…
Ответить на вопросы:
Кому принадлежат эти слова?
Кому они адресованы?
Какой смысл Тыбурций Граб вкладывает в слово «дорога»?
Постановка проблемного вопроса:
Почему Тыбурций считал, что встреча с детьми подземелья – это хорошо для Васи?
Приложение 2
Задание
Рассмотреть илюстрации к повести и ответить на вопросы.
Кто изображен на иллюстрациях?
Какими изобразил героев художник?
Как называется изображение внешности героя в художественном произведении?
Задание
Открыть таблицу «Портретные характеристики героев» и зачитать цитаты, с помощью которых автор создает портреты героев.
Имена героев
Портреты
героев в
цитатах
Чьими
глазами
дается
портрет
Авторское отношение
к героям,
проявившееся в
описание их
внешности.
Вася
Валек
Маруся
Соня
Тыбурций
Приложение 3
Задание
Прочитать в словаре литературоведческих терминов определение слова «портрет».
Прокомментировать понятие портрет примерами из текста.
5
Приложение 4
Анализ главы «Знакомство продолжается"
1.
Выразительно прочитать фрагмент главы «Знакомство продолжается» с начала главы до слов «Тыбурций все знает».
2.
Вписать в таблицу «Портретные характеристики недостающие цитаты для портретов Маруси и Сони.
3.
Ответить на вопросы (аналитическая беседа)
Когда Вася отправлялся в гости к Валеку и Марусе?
Какие подарки Вася носил детям подземелья? Как это его характеризует7
Какие чувства вызывала у Васи Маруся?
Почему Маруся была слабенькой и бледной?
Какую правду о судьбе Валек сообщил Васе?
Анализ главы «Среди серых камней"
1.
Выразительно прочитать фрагмент главы «Среди серых камней» с начала главы до слов «Ступай за мной».
2.
Ответить на вопросы (аналитическая беседа)
Где жили Валек и Маруся?
Какое чувство вызвал у Васи полуразрушенный склеп?
Как выглядело подземелье?
Что заставляло Валека воровать?
Какую правду узнал Вася о детях подземелья?
Почему он горько плакал перед сном?
Анализ главы «На сцену является пан Тыбурций"
1.
Выразительно прочитать фрагмент главы «На сцену является пан Тыбурций» с начала главы до слов «рука пана Тыбурция только еще сильнее..».
2.
Расскажите, как дети подземелья готовили еду и обедали.
3.
Ответить на вопросы (аналитическая беседа)
Почему Валек боялся, что Вася больше не придет к ним?
Почему Тыбурций не хотел, чтобы Вася ходил к его детям?
Что изменилось в облике Тыбурция во время приготовления обеда?
В чем был смысл жизи Тыбурция Граба?
Приложение 5
Задание
Закрыть глаза и представить себя на мгновение среди «серых камней»… рядом с Валеком, Марусей, Тыбурцием...
Описать кратко то, что представили.
Приложение 6
Задание
1.Составить план для сравнительной характеристики героев ( Валек – Вася, Тыбурций - судья)
2.Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика героев» по плану.
6
Для 1-ой группы
Валек – Вася
Общее
Различное
1
2
3
И т.д.
Для 2 -ой группы
Тыбурций - судья
Общее
Различное
1
2
3
И т.д.
Приложение 7
Задание
Ответить на вопросы учителя.
Что такое портрет?
Зачем в художественном произведении используются портреты героев?
Чьими глазами могут даваться портреты героев?
Какую роль сыграли портреты Васи и Валека, Маруси и Сони, Тыбурция в повести?
Как изменился Вася после встречи с семьей Тыбурция? Почему он изменился?
Почему Тыбурций считал, что встреча с детьми подземелья – это хорошо для Васи?(ответ на проблемный вопрос)
Приложение 8
Задание
Сформулировать и задать любой вопрос по теме своим одноклассникам.
Выбрать вопрос-победитель, объяснив свой выбор.
7