Напоминание

"Формирование экологической культуры дошкольников посредством организации природоохранной деятельности"


Автор: Котова Анна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35"
Населённый пункт: Томская область, г.Северск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формирование экологической культуры дошкольников посредством организации природоохранной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад

«Формирование экологической культуры

дошкольников посредством организации природоохранной

деятельности»

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №35»,

Котова Анна Михайловна

Томская область, г.Северск, 2017 г.

Глобальные проблемы современного мира, несущие угрозы человеческой

цивилизации,

вызвали

необходимость

экологического

образования

и

воспитания.

Сегодня

стоит

вопрос

о

необходимости

изменения

своего

отношения

к

природе

и

обеспечение

соответствующего

воспитания

и образования нового поколения.

Работа

с

родителями

по

экологическому

воспитанию

дошкольников

является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только

опираясь на семью, совместными усилиями можно решить главную задачу –

воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Дошкольный

возраст

самоценный

этап

в

развитии

экологической

культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе

позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок

начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-

ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-

э к о л о г и ч е с к и х

п о з и ц и й

л и ч н о с т и ,

к о т о р ы е

п р о я в л я ю т с я

во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Для достижения поставленной цели выделили следующие задачи:

1. создать

поэтапную

систему

по

экологическому

воспитанию

дошкольников

с

составлением

перспективных

планов

работы

с

детьми

и с родителями;

2. развивать

любознательность,

коммуникативные

спо собно сти

(отзывчивость, гордость достижений) детей с учётом индивидуальности;

3. прививать чувство доброго отношения к окружающему нас миру, навыки

культуры взаимодействия в окружающей природно-социальной среде;

4. обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ

– семья.

Свою работу мы начали с создания предметно – пространственной среды

в группе и на участке, отвечающей современным требованиям, что позволило

бы

детям

узнать

о

растениях,

заботиться

о

них,

наблюдать

за

их

ростом

и развитием:

- оформили уголок природы и мини- огород на окне;

- пополнили

наглядный

и

демонстрационный

материал:

календари

природы,

иллюстрации,

фотографии,

картины,

слайды

(птиц,

растений,

животных, времен года и т.д.);

- собрали библиотечку книг с экологическим содержанием;

- изготовили с помощью родителей костюмы животных и растений

- проложили экологическую тропу на территории детского сада;

- разбили огород на участке.

Также

разработали

и

провели

экологиче ские

м е р о п р и я т и я

с воспитанниками и родителями:

- организовали

сказочную

гостиную

(изучение

экологических

сказок

«О чем плачет синица», «О чем шепчет ручеек», «Победим мы злой огонь, или

как звери лес спасали» (Неволина Г.), «Небо без заплаток», «Кукушкин пруд»

(Нагорный

А.),

«Лесной

пожар»

(Мирясова

В.),

«Поучительная

история»

(Мутик М.);

- провели экскурсию «В гости к опасным растениям», «За здоровьем –

на лесную поляну!»;

- разработали

и

оформили

экологическую

тропинку

«Большой

мир

в миниатюре» (кругосветка по территории ДОУ);

- использовали

дидактические

игры

с

экологическим

направлением

в режимных моментах;

- проводили

экологические

беседы

«Чистый

лес!»,

«Почему

нельзя

разорять гнезда птиц» и т.д.;

- провели КВН «Знатоки природы» (совместно с родителями);

- составили

цикл

занятий

по

изоэкологии

(«История

пластилиновой

яблоньки»);

- разучивали и играли в подвижные игры на экологическую тему «Лиса

и заяц», «Хороводная огородная», «Сова» и т.д.;

- занимались исследовательской деятельностью с детьми;

- сделали

выставку

поделок

и

игрушек

из

природного

и

бросового

материала (совместно с родителями);

- провели

экологический

карнавал

«Костюмы

из

мусора»

(совместно

с родителями);

- участвовали

(совместно

с

родителями)

в

экологическом

конкурсе

на лучшее оформление участка;

- провели консультацию для родителей на тему «Экология вокруг нас»,

акцию «Встречаем скворцов», «Покормите птиц зимой»;

- подготовили информационные материалы: фотогазеты по экологическому

десанту «Выходной день нашей семьи», фотовыставку «Красота родного края»;

- провели детско-родительскую экологическую акцию «Мусор Земле не к

лицу»,

- подготовили

и

провели

познавательно - развлекательный

конкурс

«Приглашаем по грибы»;

- изготовили макет «Чистый двор»;

- сделали преобразование предметно - развивающей среды группы с целью

усиления экологического компонента;

- провели повторное анкетирование родителей на предмет экологических

новообразований у детей за истекший период.

Завершили

работу

по

формированию

экологической

культуры

дошкольников

посредством

организации

природоохранной

деятельности

открытым мероприятием для педагогов и родителей «Костюмированным шоу».

Итогом совместной работы с родителями стало создание:

1. экологической фотогаллереи на сайте ДОУ;

2. выставки детских творческих работ (рисунки, поделки);

3. мультимедийной

презентации

экологической

направленности

для

мероприятий с родителями и педагогами;

4. картотеки экологических опытов;

5. сборника экологических сказок;

6. видеотеки «Мы и природа»;

7. анкет

для

родителей

(констатирующий

и

контрольный

варианты

позволяющие

оценить

новообразования

детей

в

области

экологической

культуры и грамотности);

8. наглядно-информационных материалов для родителей, рекомендаций по

экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях;

9. картотеки

экологических

дидактических

игр

для

детей

среднего

дошкольного возраста.

При

организации

воспитательно - образовательного

процесса

по

экологиче скому

во спитанию

было

обе спечено

единство

ц е л е й

и преемственности всех участников проекта. Проведенная в течение года работа

по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

д е т и стали

больше

интересоваться

окружающей

природой,

миром

растений и животных;

Совместная деятельность позволит, в свою очередь:

педагогам

повысить

сво е

профе ссиона льно е

мастерство

п о

экологическому воспитанию дошкольников;

родителям

понять

значимость

выработки

у

детей

первых

навыков

экологически

грамотного

и

безопасного

поведения

в

природе

и

в

быту,

приобретению умений, позволяющих участвовать в посильной практической

деятельности по охране природы родного края.

В

перспективе

планируется

расширение

межведомственного

взаимодействия

в

области

формирования

экологической

культуры

дошкольников (взаимодействие с учреждениями общего и дополнительного

образования), а также создание постоянно действующей творческой группы

педагогов и родителей ДОУ вовлеченных в экологическое воспитание детей.

Используемая литература:

1. Николаева

С.Н.

«Программа

экологического

воспитания

в

детском

саду», 2010 г. – 112 с.;

2. Соломенникова

О.А.

Формирование

элементарных

экологических

представлений

у

детей

дошкольного

возраста

в

условиях

реализации

Программы воспитания и обучения в детском саду / О.А. Соломенникова //

Современное дошкольное образование.-2010.-№2.-С.8-12.;

3. Рыжова Н.А. «Экологическое развитие детей в детском саду», 2005 г.



В раздел образования