Автор: Кожемякина Анастасия Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Ужурский детский сад № 1"
Населённый пункт: Красноярского края города Ужура
Наименование материала: статья
Тема: Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приемами мнемотехники
Раздел: дошкольное образование
Тема:
«Моделирование
связной
речи
у
детей
с
общим
недоразвитием речи приемами мнемотехники».
Актуальность темы.
В
настоящее
время
проблема
развития
речи
становится
особенно
актуальной.
Главной
и
отличительной
чертой
современного
общества
является
подмена
живого
человеческого
общения
зависимостью
от
компьютера.
Недостаток
общения
родителей
со
своими
детьми,
игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с
недостатками речи.
Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР,
когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать
необходимые
лексико-
грамматические
средства
для
точного
оформления
своих высказываний. Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку
речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому
эта проблема представляется для меня сегодня актуальной.
У детей с ОНР мы видим множество проблем.
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
-
Односложная,
состоящая
лишь
из
простых
предложений
речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
-Бедность речи.
- Употребление нелитературных слов и предложений.
-
Бедная
диалогическая
речь:
неспособность
грамотно
и
доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
-
Неспособность
построить
монолог:
например,
сюжетный
или
описательный
рассказ
на
предложенную
тему,
пересказ
текста
своими
словами.
-
Отсутствие
навыков
культуры
речи:
неумение
использовать
интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи и.т. д.
- Плохая дикция.
Необходимо
научить
детей
связно,
последовательно,
грамматически
правильно
излагать
свои
мысли,
рассказывать
о
различных
событиях
из
окружающей жизни. Одним из факторов, облегчающих процесс становления
связной
речи
является наглядность. Рассматривание
предметов,
картин
помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые
с
ними
действия.
В
качестве
второго
вспомогательного
фактора
можно
выделить создание плана высказывания.
Формирование
связной
речи
–
наиболее
сложный
раздел
коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей с ОНР –
очень
сложное
дело.
Поэтому
на
ряду
с
общепринятыми
приемами
и
принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих
методик,
эффективность
которых
очевидна.
Одной
из
таких
методик,
является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника
– система
различных
приемов,
облегчающих
запоминание
и
увеличивающих
объем
памяти
путем
образования
дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным.
Основной
секрет
мнемотехники
очень
прост
и
хорошо
известен.
Когда
человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг
фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из
образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные
образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши
команды,
например,
команду
запомнить.
Но
где
взять
такие
программы,
которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты,
номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника является такой
программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций,
благодаря
которым
удается
наладить
контакт
с
мозгом
и
взять
под
сознательный
контроль
некоторые
его
функции,
в
частности,
функцию
запоминания.
Использование
приемов
мнемотехники,
способствует
увеличению
объема
памяти.
Все
это
достигается
путем
образования
ассоциаций.
Абстрактные
объекты,
факты
заменяются
образами.
Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным
значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько
дней.
Для
прочного
и
легкого
запоминания
следует
наполнить
слово
содержанием
(с
помощью
приемов
мнемотехники).
Связать
его
с
конкретными
яркими
зрительными
образами,
с
сильными
ощущениями.
Приемы
мнемотехники
не
совершенствует
память,
она
только
облегчает
запоминание.
Мнемотехнику
в
педагогике
называют
по
–
разному:
сенсорно-
графические
схемы,
предметно
–схематические
модели,
блоками
–
квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.
Цель – применение приемов мнемотехники при развитии связной речи
у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях
Задачи:
-
Упражнять
детей
в
умении
выделять
и
называть
предметы,
их
признаки, состояния, действия.
- Развивать память (тренинг по разным приемам запоминания);
- Учить расширять высказывания описательного характера.
- Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в
знакомых
сказках
(
в
какой
последовательности
появлялись
герои,
разворачивались события или действия).
- Уметь анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы,
целое, умение систематизировать;
- Развивать логику;
- Развивать образное мышление;
-
Учить
связно
мыслить,
составлять
рассказы,
перекодировать
информацию;
- Развивать смекалку, тренировать внимание;
-
Разработать
дидактический
материал
по
развитию
связной
речи,
занятия, мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы.
-
Разработать
систему
игр
и
заданий,
направленных
на
развитие
внимания, памяти, мышления дошкольников.