Напоминание

Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приемами мнемотехники


Автор: Кожемякина Анастасия Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Ужурский детский сад № 1"
Населённый пункт: Красноярского края города Ужура
Наименование материала: статья
Тема: Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приемами мнемотехники
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема:

«Моделирование

связной

речи

у

детей

с

общим

недоразвитием речи приемами мнемотехники».

Актуальность темы.

В

настоящее

время

проблема

развития

речи

становится

особенно

актуальной.

Главной

и

отличительной

чертой

современного

общества

является

подмена

живого

человеческого

общения

зависимостью

от

компьютера.

Недостаток

общения

родителей

со

своими

детьми,

игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с

недостатками речи.

Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР,

когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать

необходимые

лексико-

грамматические

средства

для

точного

оформления

своих высказываний. Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку

речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому

эта проблема представляется для меня сегодня актуальной.

У детей с ОНР мы видим множество проблем.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

-

Односложная,

состоящая

лишь

из

простых

предложений

речь.

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

-Бедность речи.

- Употребление нелитературных слов и предложений.

-

Бедная

диалогическая

речь:

неспособность

грамотно

и

доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-

Неспособность

построить

монолог:

например,

сюжетный

или

описательный

рассказ

на

предложенную

тему,

пересказ

текста

своими

словами.

-

Отсутствие

навыков

культуры

речи:

неумение

использовать

интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи и.т. д.

- Плохая дикция.

Необходимо

научить

детей

связно,

последовательно,

грамматически

правильно

излагать

свои

мысли,

рассказывать

о

различных

событиях

из

окружающей жизни. Одним из факторов, облегчающих процесс становления

связной

речи

является наглядность. Рассматривание

предметов,

картин

помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые

с

ними

действия.

В

качестве

второго

вспомогательного

фактора

можно

выделить создание плана высказывания.

Формирование

связной

речи

наиболее

сложный

раздел

коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей с ОНР –

очень

сложное

дело.

Поэтому

на

ряду

с

общепринятыми

приемами

и

принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих

методик,

эффективность

которых

очевидна.

Одной

из

таких

методик,

является использование мнемотехнических приемов.

Мнемотехника

система

различных

приемов,

облегчающих

запоминание

и

увеличивающих

объем

памяти

путем

образования

дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным.

Основной

секрет

мнемотехники

очень

прост

и

хорошо

известен.

Когда

человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг

фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из

образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные

образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши

команды,

например,

команду

запомнить.

Но

где

взять

такие

программы,

которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты,

номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника является такой

программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций,

благодаря

которым

удается

наладить

контакт

с

мозгом

и

взять

под

сознательный

контроль

некоторые

его

функции,

в

частности,

функцию

запоминания.

Использование

приемов

мнемотехники,

способствует

увеличению

объема

памяти.

Все

это

достигается

путем

образования

ассоциаций.

Абстрактные

объекты,

факты

заменяются

образами.

Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным

значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько

дней.

Для

прочного

и

легкого

запоминания

следует

наполнить

слово

содержанием

помощью

приемов

мнемотехники).

Связать

его

с

конкретными

яркими

зрительными

образами,

с

сильными

ощущениями.

Приемы

мнемотехники

не

совершенствует

память,

она

только

облегчает

запоминание.

Мнемотехнику

в

педагогике

называют

по

разному:

сенсорно-

графические

схемы,

предметно

–схематические

модели,

блоками

квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.

Цель – применение приемов мнемотехники при развитии связной речи

у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях

Задачи:

-

Упражнять

детей

в

умении

выделять

и

называть

предметы,

их

признаки, состояния, действия.

- Развивать память (тренинг по разным приемам запоминания);

- Учить расширять высказывания описательного характера.

- Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в

знакомых

сказках

(

в

какой

последовательности

появлялись

герои,

разворачивались события или действия).

- Уметь анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы,

целое, умение систематизировать;

- Развивать логику;

- Развивать образное мышление;

-

Учить

связно

мыслить,

составлять

рассказы,

перекодировать

информацию;

- Развивать смекалку, тренировать внимание;

-

Разработать

дидактический

материал

по

развитию

связной

речи,

занятия, мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы.

-

Разработать

систему

игр

и

заданий,

направленных

на

развитие

внимания, памяти, мышления дошкольников.



В раздел образования