Напоминание

Речевой этикет


Автор: Белкина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ "Полевской лицей"
Населённый пункт: д.Полевая Курского района Курской области
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи
Тема: Речевой этикет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Речевой этикет»

Воспитатель 1 категории Белкина О.В.

МБОУ «Полевской лицей»

Программное содержание:

-Познакомить детей с понятием речевой этикет, с правилами ведения беседы, учить

слушать и слышать собеседника, вести вежливый диалог.

-Продолжить учить детей использовать в речи знакомые пословицы и поговорки «к

месту».

-Воспитывать интерес к устной речи, малым формам фольклора.

Оборудование: кукла Баба-Яга, декорация «Площадь красноречия». Дети и воспитатель в

народных костюмах.

Ход занятия:

Воспитатель: сегодня у нас очередное путешествие в чудесную страну «Риторику», и

разговор у нас пойдет о том, как правильно вести себя во время разговора. Чтобы быть

интересным собеседником, чтобы тебя слушали и хотели с тобой разговаривать, нужно

соблюдать следующие правила:

-быть доброжелательным ,

-выбрать нужный тон,

-уметь слушать,

- быть в разговоре учтивым и красноречивым.

(из-за ширмы на столе воспитателя появляется взъерошенная голова Бабы Яги)

Баба Яга: Что за чушь вы здесь несете? Это кого здесь нужно слушать? Быть каким-

каким? Учтивым? Красноречивым? Ерунда!

Воспитатель: Здравствуй, Баба Яга! Ты что так расшумелась? Мы здесь с ребятами

учимся говорить красиво, слушать друг друга, а ты неизвестно откуда появилась, не

поздоровалась, шумишь.

Баба Яга(перебивая): Вот еще! Буду я с какими-то малявками здороваться!

Воспитатель: Вот и слушать ты не умеешь, и ребят ни за что обидела, и элементарных

правил поведения не знаешь, подумай, что ты говоришь.

Говорить не думая,

Что стрелять не целясь.

Баба яга: Можно подумать, что эти вредные дети много думают, они только и умеют, что

бегать, кричать, никого не слушают, от них одни только неприятности.

Воспитатель: Вот они – то как раз и умеют слушать, потому что хотят научиться быть

интересными, талантливыми собеседниками. И им хорошо известно, что:

Красно поле пшеном,

А речь – слушанием!

Баба яга: Какое пшено? Что за ерунда такая? И вообще ничему меня учить не надо, я сама

все знаю. И все меня будут еще как слушать!

Воспитатель: А вот мы у ребят спросим, захотят они тебя слушать?

Дети: Нет!

Баба Яга: Скажите, пожалуйста, не нравится им как я говорю. И не кричу я вовсе.

Воспитатель: Ребята, Баба Яга уже очень старенькая и очевидно забыла, что крик в

беседе совершенно недопустим, напомним ей пословицы о красивой и правильной речи.

Дети:

Много крику, мало толку.

Сперва подумай, а потом скажи.

Лучше не договорить, чем переговорить.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Баба Яга: (призадумавшись):Да, видно я и вправду все забыла. Что-то мне стало стыдно.

Вы уж меня, старую, простите,-«Язык мой - враг мой, прежде ума глотает!»

Воспитатель: Вот видишь, бабушка, и ты вспомнила прекрасную пословицу. Ну что,

ребята, простим Бабу Ягу, возьмем ее в собеседники?

Дети: Да, простим, возьмем!

Воспитатель: А в знак примирения давайте поиграем с нашей гостьей. Мы ее дразнилкой

подразним, а она нас догонять будет, а то мы все засиделись.

Баба Яга, костяная нога,

Печку топила,

Кашу варила,

С печки упала,

Ножку сломала.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Пошла на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на лужайку –

Испугала зайку.

Пошла гулять в сад –

Рассмешила всех ребят.

Пошла в огород –

Рассмешила весь народ.

Воспитатель: Ну как, Баба Яга, не устала, на нашу дразнилку не обиделась? Это мы по –

доброму, дразнилку эту много лет назад придумал народ, для того, чтобы было весело.

Баба Яга: Нет, нет, дорогие мои, не устала и не обиделась, мне так с вами интересно! А

скажите вы еще какие нибудь пословицы знаете об этой, ну, как ее?..

Воспитатель: О красивой и правильной речи?

Баба Яга: Да, да о ней родимой. Уж очень мне стыдно стало, что я и слушать не умею, и

перебиваю, и кричу, и обижаю.

Воспитатель: Мы очень рады за тебя, бабушка. Конечно, ребята еще много пословиц и

поговорок знают. Давайте поиграем в такую игру, я начинаю пословицу, а ты с ребятами ее

продолжаешь, хорошо? Приготовились? А если не знаешь…

Баба Яга: Помню, помню

Не стыдно молчать,

Коли нечего сказать.

Воспитатель:

Доброе слово дом построит,…(…а злое разрушит).

Слово-ключ,..(…которым открывают сердца).

От худого слова - …(…да на век ссора).

Сказанное слово - …(…пущенная стрела).

Недоброе слово…(…больней огня жжет).

Поменьше говори,..(больше слушай).

От учтивых слов…(…язык не отсохнет).

Баба Яга: Ох, и молодцы же вы ребята, так много знаете, так с вами интересно! А можно

мне здесь в саду остаться? Очень мне не хочется в свой дремучий лечс возвращаться,

опять я стану злой и вредной.

Дети: Конечно, оставайся с нами.

Баба Яга: Спасибо, спасибо, дорогие мои. Я здесь стихотворение сочинила, можно

прочитать?

Воспитатель: Конечно, прочти, а ребята послушают, они хорошо умеют слушать.

Баба Яга:

Стук, стук!

Тарарам!

-Это кто стучится к нам?

-Это Баба Яга,

Костяная нога.

-Что вам надо от детсада?

Отвечает им Яга:

-Ой, белы в лесу снега,

Мочи нет одной мне жить,

С вами я хочу дружить.

Надоело мне лететь

В этой старой ступке,

Надоело совершать

Скверные поступки.

У меня в избушке

Есть для вас игрушки.

На сто лет я сказок знаю,

Я сама их сочиняю.

Полюбила я ребят,

К вам хочу я в детский сад.

Воспитатель: Замечательное стихотворение, спасибо тебе, Баба Яга. А вам, ребята,

понравилось?

Дети: Понравилось!

Воспитатель: Давайте еще раз все вместе вспомним, чему мы учили Бабу Ягу.

Дети:

-Слушать, не перебивая.

-Быть учтивым.

-Говорить красиво.

-Выбрать нужный тон.

-Быть доброжелательным.

Воспитатель: Молодцы! Это правила речевого этикета. Впереди у нас еще много занятий,

на которых вы узнаете, как надо грамотно, красиво говорить, чтобы стать интересным

собеседником. И, я думаю, что наша Баба Яга с удовольствием этому будет учиться вместе

с нами.



В раздел образования