Автор: Белкина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ "Полевской лицей"
Населённый пункт: д.Полевая Курского района Курской области
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи
Тема: Речевой этикет
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Речевой этикет»
Воспитатель 1 категории Белкина О.В.
МБОУ «Полевской лицей»
Программное содержание:
-Познакомить детей с понятием речевой этикет, с правилами ведения беседы, учить
слушать и слышать собеседника, вести вежливый диалог.
-Продолжить учить детей использовать в речи знакомые пословицы и поговорки «к
месту».
-Воспитывать интерес к устной речи, малым формам фольклора.
Оборудование: кукла Баба-Яга, декорация «Площадь красноречия». Дети и воспитатель в
народных костюмах.
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня у нас очередное путешествие в чудесную страну «Риторику», и
разговор у нас пойдет о том, как правильно вести себя во время разговора. Чтобы быть
интересным собеседником, чтобы тебя слушали и хотели с тобой разговаривать, нужно
соблюдать следующие правила:
-быть доброжелательным ,
-выбрать нужный тон,
-уметь слушать,
- быть в разговоре учтивым и красноречивым.
(из-за ширмы на столе воспитателя появляется взъерошенная голова Бабы Яги)
Баба Яга: Что за чушь вы здесь несете? Это кого здесь нужно слушать? Быть каким-
каким? Учтивым? Красноречивым? Ерунда!
Воспитатель: Здравствуй, Баба Яга! Ты что так расшумелась? Мы здесь с ребятами
учимся говорить красиво, слушать друг друга, а ты неизвестно откуда появилась, не
поздоровалась, шумишь.
Баба Яга(перебивая): Вот еще! Буду я с какими-то малявками здороваться!
Воспитатель: Вот и слушать ты не умеешь, и ребят ни за что обидела, и элементарных
правил поведения не знаешь, подумай, что ты говоришь.
Говорить не думая,
Что стрелять не целясь.
Баба яга: Можно подумать, что эти вредные дети много думают, они только и умеют, что
бегать, кричать, никого не слушают, от них одни только неприятности.
Воспитатель: Вот они – то как раз и умеют слушать, потому что хотят научиться быть
интересными, талантливыми собеседниками. И им хорошо известно, что:
Красно поле пшеном,
А речь – слушанием!
Баба яга: Какое пшено? Что за ерунда такая? И вообще ничему меня учить не надо, я сама
все знаю. И все меня будут еще как слушать!
Воспитатель: А вот мы у ребят спросим, захотят они тебя слушать?
Дети: Нет!
Баба Яга: Скажите, пожалуйста, не нравится им как я говорю. И не кричу я вовсе.
Воспитатель: Ребята, Баба Яга уже очень старенькая и очевидно забыла, что крик в
беседе совершенно недопустим, напомним ей пословицы о красивой и правильной речи.
Дети:
Много крику, мало толку.
Сперва подумай, а потом скажи.
Лучше не договорить, чем переговорить.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Баба Яга: (призадумавшись):Да, видно я и вправду все забыла. Что-то мне стало стыдно.
Вы уж меня, старую, простите,-«Язык мой - враг мой, прежде ума глотает!»
Воспитатель: Вот видишь, бабушка, и ты вспомнила прекрасную пословицу. Ну что,
ребята, простим Бабу Ягу, возьмем ее в собеседники?
Дети: Да, простим, возьмем!
Воспитатель: А в знак примирения давайте поиграем с нашей гостьей. Мы ее дразнилкой
подразним, а она нас догонять будет, а то мы все засиделись.
Баба Яга, костяная нога,
Печку топила,
Кашу варила,
С печки упала,
Ножку сломала.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Пошла на улицу –
Раздавила курицу.
Пошла на лужайку –
Испугала зайку.
Пошла гулять в сад –
Рассмешила всех ребят.
Пошла в огород –
Рассмешила весь народ.
Воспитатель: Ну как, Баба Яга, не устала, на нашу дразнилку не обиделась? Это мы по –
доброму, дразнилку эту много лет назад придумал народ, для того, чтобы было весело.
Баба Яга: Нет, нет, дорогие мои, не устала и не обиделась, мне так с вами интересно! А
скажите вы еще какие нибудь пословицы знаете об этой, ну, как ее?..
Воспитатель: О красивой и правильной речи?
Баба Яга: Да, да о ней родимой. Уж очень мне стыдно стало, что я и слушать не умею, и
перебиваю, и кричу, и обижаю.
Воспитатель: Мы очень рады за тебя, бабушка. Конечно, ребята еще много пословиц и
поговорок знают. Давайте поиграем в такую игру, я начинаю пословицу, а ты с ребятами ее
продолжаешь, хорошо? Приготовились? А если не знаешь…
Баба Яга: Помню, помню
Не стыдно молчать,
Коли нечего сказать.
Воспитатель:
Доброе слово дом построит,…(…а злое разрушит).
Слово-ключ,..(…которым открывают сердца).
От худого слова - …(…да на век ссора).
Сказанное слово - …(…пущенная стрела).
Недоброе слово…(…больней огня жжет).
Поменьше говори,..(больше слушай).
От учтивых слов…(…язык не отсохнет).
Баба Яга: Ох, и молодцы же вы ребята, так много знаете, так с вами интересно! А можно
мне здесь в саду остаться? Очень мне не хочется в свой дремучий лечс возвращаться,
опять я стану злой и вредной.
Дети: Конечно, оставайся с нами.
Баба Яга: Спасибо, спасибо, дорогие мои. Я здесь стихотворение сочинила, можно
прочитать?
Воспитатель: Конечно, прочти, а ребята послушают, они хорошо умеют слушать.
Баба Яга:
Стук, стук!
Тарарам!
-Это кто стучится к нам?
-Это Баба Яга,
Костяная нога.
-Что вам надо от детсада?
Отвечает им Яга:
-Ой, белы в лесу снега,
Мочи нет одной мне жить,
С вами я хочу дружить.
Надоело мне лететь
В этой старой ступке,
Надоело совершать
Скверные поступки.
У меня в избушке
Есть для вас игрушки.
На сто лет я сказок знаю,
Я сама их сочиняю.
Полюбила я ребят,
К вам хочу я в детский сад.
Воспитатель: Замечательное стихотворение, спасибо тебе, Баба Яга. А вам, ребята,
понравилось?
Дети: Понравилось!
Воспитатель: Давайте еще раз все вместе вспомним, чему мы учили Бабу Ягу.
Дети:
-Слушать, не перебивая.
-Быть учтивым.
-Говорить красиво.
-Выбрать нужный тон.
-Быть доброжелательным.
Воспитатель: Молодцы! Это правила речевого этикета. Впереди у нас еще много занятий,
на которых вы узнаете, как надо грамотно, красиво говорить, чтобы стать интересным
собеседником. И, я думаю, что наша Баба Яга с удовольствием этому будет учиться вместе
с нами.