Автор: Сторожева Юлия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Новозыбковская школа-интернат
Населённый пункт: город Новозыбков, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Лингвистический калейдоскоп" (урок-игра по русскому языку)
Раздел: среднее образование
Лингвистический
калейдоскоп
(
для
школы
I – II
вида
)
Цели:1.
Развивать умения:
составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов; распространять
предложение;
составлять слова из слогов; накапливать в памяти слоговые образы; определять
семантические связи (предмет – действие, предмет – признак;
повторить основные лингвистические термины по теме «Синтаксис».
2.Развивать внимание, память, логическое мышление.
3.Формировать у учащихся интерес к изучению русского языка.
4.Развивать речь и остаточный слух, корректировать произношение
учащихся.
I.
Оргмомент.
II.
Слово учителя.
Ребята, у нас сегодня будет не совсем обычный урок: мы не будем изучать новые
правила, выполнять привычные упражнения. На сегодняшнем уроке мы будем играть,
но наши игры так или иначе будут связаны с русским языком. И я надеюсь, что вы
увидите: этот предмет не только важный, но и очень интересный.
III.
Игры, конкурсы.
1.
Кроссворд.
В качестве определений слов, которые необходимо разгадать, учащимся
предлагаются карточки с графическим изображением:
По горизонтали:
1.
…
2. ССП (какое это
предложение?)
3.
.
4.
СПП( какое это
предложение?)
5.
ПО-МОЕМУ
Ответы:
1.
многоточие;
2.
сложносочинённое;
3.
точка;
4.
сложноподчинённое;
5.
дефис.
По вертикали:
1.
?
(какой это знак?)
2.
:
3.
–
4.
( )
5.
БСП (какое это
предложение?)
6.
!
(какой это знак?)
7.
« »
8.
,
Ответы:
1.
вопросительный;
2.
двоеточие;
3.
тире;
4.
скобки;
5.
бессоюзное;
6.
восклицательный;
7.
кавычки;
8.
запятая.
2.
«Пограничники».
Учащимся необходимо определить границы предложений, расставив в тексте
точки.
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поёт салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
3.
«Домино»
Одно домино у учителя: *** - тра.
Ученикам необходимо составить слово, найдя его вторую часть.
У детей: ва – зи; ма– пе; бы - днев; ка – фар; тук – зу; нал – вил; ник – я; зык – ме; лок –
лам; па – ок; но - ***.
4.
«Подвижные слова» (собери предложение)
Ученикам необходимо собрать из отдельных слов предложение, при этом соблюдая
правильный порядок слов.
Примечание: для слабых учащихся возможно облегчить задание, поместив предлог с
существительным вместе. Также возможно составление вопросных схем или
графических схем с последовательным изображением членов предложений.
1. за яркое лесом скрылось солнце
2. окно сильно стучит в дождь
3. школьников у интересных много дел
4. дежурил в сегодня Ваня классе Иванов
5. морозе на скрипит снег ногами под
6. мы вокруг липы посадили и школы берёзы
7. на уроках ремонтировали труда ребята парты школьные
8. выстроились на ученики линейку торжественную
5.
Перепутаница
Ученикам необходимо подобрать к существительным подходящий по смыслу глагол.
Перепутаница 1
Ножницами забивают гвозди
Молотком пилят
Топором стригут
Пилой рубят дрова
Клещами ловят рыбу
Плугом выдёргивают гвозди
Зубной щёткой бреют
Бруском точат
Удочкой меряют температуру
Бритвой пашут
Градусником чистят зубы
Перепутаница 2
Собака хрюкает
Волк блеет
Овца лает
Свинья гогочет
Гусь кудахчет
Кузнечик мяукает
Кошка стрекочет
Курица воет
6.
Распространи предложения.
Ученикам необходимо распространить предложения ( в соответствии с
поставленными вопросами).
1.Катя рисует (что?) (чем?) (где?).
2.(Чьи?) родители наказали (кого?) (за что?).
3.Максим играет (с кем?) (во что?) (где?).
4.(Когда?) я буду отдыхать (с кем?) (где?).
7.
«Превращение»
Переставьте буквы так, чтобы получилось новое слово:
лось (соль)
рига (игра)
шпала (лапша)
насос (сосна)
зола (лоза)
руда (удар)
лига (игла)
фара (арфа)
камыш (мышка)
IV.
Подведение итогов, награждение активных участников.
Урок
занимательно
й
грамматики
(в 10 классах)
Подготовила и провела:
Тулупова Ю.Н.