Автор: Худицына Ольга Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Трехгорный, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программно - методическое оснащение по развитию лексико - грамматических категорий у детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №7 «Сказка»
Программно – методическое оснащение по развитию
лексико-грамматических категорий у детей с общим
недоразвитием речи
Разработала учитель – логопед:
Худицына Ольга Валерьевна
Трёхгорный, 2017г.
Содержание
1.
Актуальность выбранной темы.
2.
Методологические основы изучения лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи
3.
Игра как средство исправления нарушений лексико-грамматических категорий.
4.
Цели программно – методического оснащения.
5.
Новизна данной работы.
6.
Пояснительная записка.
7.
Программно-методическое оснащение по развитию лексико-грамматических категорий у детей с общим
недоразвитием речи.
8.
Пояснительная записка.
9.
Приложение (перспективный план по развитию лексико – грамматических категорий у детей с ОНР средняя
группа).
10.Литература.
Актуальность выбранной темы
Впервые проблема развития грамматического строя речи языка встала перед дошкольным воспитанием в первые
послевоенные
годы.
Многие
дети
оказались
сиротами
и
воспитывались
в
детских
домах.
При
относительном
медицинском и гигиеническом благополучии у детей развивались тяжёлые формы психологического и физиологического
недоразвития.
Оказалось,
для
полноценного
развития
ребёнка
необходимы
не
только
пища,
тепло
и
чистота,
а
полноценное общение с близкими взрослыми и детьми. Без общения ребенок не может развиваться. Нарушаются все
психические и физиологические функции, в том числе речь и её основное средство – язык. Чем внятнее, грамотнее и
выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, выстраивать поведение с окружающими его
людьми.
У детей с нормальным развитием не возникают трудности в формировании грамматического строя языка. Они говорят
развернутыми фразами, используют сложносочиненные предложения, правильно согласуют слова с помощью любых
предлогов. А для детей с общим недоразвитием речи грамматическая система русского языка сложна, самостоятельно с
ней
он
справиться
не
может.
У
этих
детей
возникают
трудности
в
активизации
словаря,
словообразовании,
словоизменении слов, согласования, управления падежных окончаний. Это приводит к тому, что речь становится
малопонятной
для
окружающих.
Поэтому
своевременное
формирование
лексико-грамматических
категорий
языка
ребенка является важным условием его полноценного речевого и общего психологического развития.
Для решения задач, связанных с нарушением развития речи у детей с общим недоразвитием речи, необходима система
коррекционного обучения, которая поможет малышу развивать способность к грамотному общению, к постижению
логики языка, его грамматических правил и законов, к активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.
Методологические основы изучения лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием
речи.
Во время диагностики детей, я обратила внимание, на то что
у детей выраженное расхождение в объеме пассивного и активного словаря,
замена признака предмета (не дифференцировали качество предмета, поэтому заменяли),
замена существительных, которые входят в родовое понятие,
невозможность дифференцировать действия (использовали глаголы общего значения),
ограниченность умений в словообразовании и словоизменении,
ошибки при согласовании прилагательных, числительных с существительными,
пропуски и замена предлогов,
ошибки в образовании относительных прилагательных,
низкий уровень в построении предложений.
Отмеченные
недостатки
проявились
в
неумении
ребят
пересказывать,
составлять
рассказ.
Правильно
понимая
логическую взаимосвязь событий, дети ограничивались лишь перечислением действий. Смысловые высказывания детей
отличались
отсутствием
четкости,
последовательности
изложения
и
причинно-следственными
взаимоотношениями
действующих лиц.
Для полноценного формирования лексико-грамматических категорий языка необходимо создать условия, которые бы:
обогатили речь дошкольников грамматическими средствами;
расширили сферы использования грамматических средств языка в различных формах (диалог, монолог);
развили у ребенка лингвистическое отношение к слову, на основе речевых игр.
Такие условия можно создать, используя специальные игры, как во время занятий, так и внеурочное время, потому что
игра – основной вид деятельности дошкольника.
Игра – как средство исправления нарушений лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием
речи
Игра, возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, на протяжении
дошкольного периода становится для ребенка формой активного творчества отражения окружающей его жизни. Ребенок
в играх и речи изображает взрослых людей, эмоционально на нее отзывается, обогащает свои знания и способствует
развитию его познавательных сил.
В игровой деятельности формируется умение управлять своим речевым поведением через освоение игровых правил,
выбранных взрослым. Большое влияние на развитие речи имеют дидактические игры. Подбор этих игр и упражнений
важно организовать так, чтобы дети в практическом плане усвоили правила словообразования. Такую задачу можно
решать в играх как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Прятки», «Чудесный мешочек». В таких играх ребенок
приобретает знания как бы помимо сознания.
Интересными играми со смыслом являются игры-загадки. Осваивая способы отгадывания и загадывания загадок,
ребенок тренирует свой ум, свой язык. Загадка может служить вводной частью к рассказыванию сказок, рассматриванию
предметов
и
картин.
Обосновывая
отгадку,
ребенок
использует
сложноподчиненные
предложения.
В
процессе
отгадывания дети сталкиваются с проблемной ситуацией: вспомнить знакомое слово, определить подходит ли оно для
называния конкретного явления, оценить правильность сказанного.
Процесс формирования согласования слов в предложении интенсивно происходит в сюжетно-дидактических и играх-
драмматизациях. В этих играх сам сюжет побуждает детей использовать предложения разной структуры – простые
нераспространенные, распространенные, сложные.
Необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и положительного влияния на работу у
детей правильных речевых навыков являются игры с мячом. Они отвлекают внимание детей от их речевого дефекта,
помогают разнообразить виды деятельности детей на занятии, развивают общую и мелкую моторику, активизируют
произвольное внимание.
Считаю, что использование детьми во время занятий и свободной деятельности языковых игр приведет к наилучшему
развитию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Что ребенку было легко решать
задачи, предлагаю разбить использование игр на несколько этапов:
на первых этапах перед ребенком ставим задачу понять смысл сказанного;
использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие;
самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомым;
оценить грамматическую правильность речи, определить, можно так сказать или нельзя.
При организации речевых игр и упражнений предлагаю руководствоваться рекомендациями:
игра не должна быть длительной по времени
должна проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок мог исправить свою ошибку
игра должна быть живой, интересной, поэтому должен присутствовать элемент соревнования
игра может быть частью занятия или проводиться как часть из режимных процессов
в игре нужно добиваться активности всех детей
в игре взрослый принимает непосредственное участие.
В итоге можно сказать, что использование речевых игр в обучении лексико-грамматическому строю речи позволяет
наиболее эффективно осваивать все нормы родного языка.
Цели программно – методического оснащения
1.
Определить
место
лексико-грамматических
категорий
в
структуре
поэтапной
подготовки
ребенка
с
общим
недоразвитием речи.
2.
Выделить методы и приемы в освоении лексико-грамматических категорий.
3.
Предложить последовательность практического употребления речевых игр в разных лексических темах.
Новизна данной работы выражается в следующих параметрах:
1.
Наличие и подборка речевых игр с учетом программных требований, на каждом возрастном этапе.
2.
Возможность гибко использовать предложенный материал: на логопедических, общеобразовательных занятиях, в
свободной деятельности детей.
3.
Создание условий как для самостоятельной, так под контролем взрослого, деятельности детей.
В итоге можно сказать, что используя игровую форму, в обучении лексико-грамматических категорий у детей с общим
недоразвитием речи, облегчается формирование навыков самостоятельного использования в речи незнакомых слов,
близких и противоположных по смыслу, при ознакомлении многозначными словами. А также в образовании форм
падежных категорий, в использовании предлогов, согласовании слов в предложении.
Вся работа ведет к успешному обучению в школе, а значит и к лучшей адаптации в обществе.
Пояснительная записка
Чистая, правильная речь ребёнка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче
словарный запас дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать
действительность, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, то есть его
поведение, следовательно, и его личность в целом.
Грамматическая система русского языка сложна ребёнку, особенно с общим недоразвитием речи, самостоятельно он с
ней
не
справится.
Нарушения
грамматического
строя
речи
–
аграмматизмы,
ограниченный
словарь,
трудности
словоизменения, словообразования, согласование, управление падежных и родовых окончаний – занимают ведущее
место, делая речь ребёнка мало понятной. Для детей с общим недоразвитием речи нарушения грамматического строя
речи являются типичным проявлением. Поэтому своевременное формирование лексико-грамматических категорий языка
ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психологического
развития, поскольку
язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации
деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Вашему вниманию предлагается перспективный план на развитие лексико-грамматических категорий у детей с общим
недоразвитием речи. Представленный план составлен в соответствии с ФГОС и основан на образовательных областях
«Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Перспективный план разбит на блоки, каждый блок содержит несколько тем. На каждую тему в удобной форме
предлагается планирование по сетке, которая состоит из пунктов:
словарная работа
словообразование
словоизменение
согласование слов в предложении
предлоги
Распределение лексических тем проводится предварительно на весь учебный год из расчёта 33 недели (с 17 сентября по
17 мая), с учётом особенностей ДОУ. Каждый пункт содержит игры на развитие лексико-грамматических категорий.
Главный
принцип
–
системность,
постепенный
переход
от
простого
к
сложному.
Материал
подобран
с
учётом
возрастного развития, актуальности той или иной темы. Все игры, содержащиеся в перспективном плане, расписаны в
приложении. Достаточно просты в использовании, предполагают активную деятельность дошкольников.
Это методическое пособие поможет педагогам и родителям в развитии речи ребёнка и создаст возможность для
самостоятельной творческой деятельности.
Блок
Тема
Словарь
Лексико-грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Краски осени
Осень
Осень, дождь,
ветер, солнце,
зонтик, листопад,
листья, деревья.
Холодный, мокрый,
дождливый,
разноцветный,
сухой, ветреный.
Идёт, капает,
барабанит, дует,
греет, кружатся,
летят, собирают
«Скажи ласково»,
закреплять умение
образовывать
существительные при
помощи уменьшительно –
ласкательных суффиксов.
«Назови правильно
листья», учить правильно
образовывать
относительные
прилагательные.
«Какого дерева листок?»,
учить образовывать
существительные в
родительном падеже.
«Что происходит в
природе?», закрепление в
речи глаголов,
согласование слов в
предложении.
«Где лежит листик?»,
учить правильно
употреблять предлоги: на,
за, под, в.
Осень
Осень, дождь,
ветер, солнце,
зонтик, листопад,
листья, деревья.
Холодный, мокрый,
дождливый,
разноцветный,
сухой, ветреный.
Идёт, капает,
барабанит, дует,
греет, кружатся,
летят, собирают
«Придумай слова»,
обогащать словарь
прилагательных,
отвечающих на вопрос:
какая, какое, какие.
«Подбери слова»,
обогащать словарь
глаголов, отвечающих на
вопросы: что делает? Что
делают?
«1 – 2 – 5», учить
согласовывать
числительные с
существительными в
роде, числе, падеже.
«Передай листик и назови
признак осени»,
совершенствовать знания
об осени, составлять
предложения,
согласовывая слова в
предложении.
«Выполни инструкцию»,
совершенствовать умение
правильно выполнять
инструкцию и
использовать предлоги:
за, под, на, из-за, из-под.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Краски осени
Урожай
Овощи, фрукты,
ягоды, капуста, лук,
морковь, картофель,
малина, смородина,
вишня, яблоко,
груша.
Круглый, овальный,
красный, жёлтый,
зелёный, вкусный,
сочный, ароматный,
сладкий.
Созрел, мыть,
срывать, кушать,
варить, резать.
«Скажи ласково», учить
употреблять
существительные в
уменьшительно –
ласкательной форме.
«Что из чего?», учить
образовывать
относительные
прилагательные.
«Что в магазине», учить
дифференцировать
существительные
единственного и
множественного числа.
«Закончи предложение»,
учить составлять
сложносочинённые
предложения.
«Скажи наоборот»,
закрепление
дифференциации
предлогов,
обозначающих
направление движения.
Урожай
Овощи, фрукты,
ягоды, капуста, лук,
морковь, картофель,
малина, смородина,
вишня, яблоко,
груша.
Круглый, овальный,
красный, жёлтый,
зелёный, вкусный,
сочный, ароматный,
сладкий.
Созрел, мыть,
срывать, кушать,
варить, резать.
«Один – много», учить
образовывать
существительные во
множественном числе.
«Какие фрукты по
цвету»,
совершенствовать умение
согласовывать
существительные с
прилагательными.
«Составь предложение»,
учить распространять
предложения путем
введения однородных
определений.
«Скажи куда положили»,
учить употреблять
предлоги: на, в, за, под.
Бл
Те
Словарь
Грамматический строй речи
ок
ма
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Краски осени
Грибы
Мухомор, лисичка,
боровик, шляпка,
воротник, ножка,
корзинка, грибник.
Вкусные,
маленькие,
большие,
жаренные, солёные,
ядовитые,
съедобные.
Растёт, стоит,
срезает, солит,
готовит, ищет.
«Один – много», учить
образовывать
существительные во
множественном числе.
«Придумай слова»,
обогащать словарь
прилагательных,
отвечающих на вопрос:
какая, какое, какие.
«1 – 2 – 5», учить
согласовывать
числительные с
существительными в
роде, числе, падеже.
«Закончи предложение»,
учить составлять
сложносочинённые
предложения (у мухомора
красная шляпка, а у
боровика коричневая).
«Где растет грибок»,
совершенствовать
умение правильно
использовать предлоги:
на, под.
Грибы
Мухомор, лисичка,
боровик, шляпка,
воротник, ножка,
корзинка, грибник.
Вкусные,
маленькие,
большие,
жаренные, солёные,
ядовитые,
съедобные.
Растёт, стоит,
срезает, солит,
готовит, ищет.
«Скажи ласково», учить
употреблять
существительные в
уменьшительно –
ласкательной форме.
«Чего не стало?», учить
изменять
существительные в
родительный падеж
«Загадай загадку», учить
составлять загадку –
описание, согласовывать
слова в предложении.
«Где растет грибок»,
совершенствовать
умение правильно
использовать предлоги:
на, под.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Краски осени
Ягоды
Смородина, вишня,
малина, земляника,
компот, варенье,
пирог, витамины.
Круглая, спелая,
вкусная, сладкая,
красная, кислая,
полезная.
Сорвал, положил,
помыл, съел,
сварил, собрал.
«Скажи ласково», учить
употреблять
существительные в
уменьшительно –
ласкательной форме.
«Что из чего?», учить
образовывать
относительные
прилагательные.
«1 – 2 – 5», учить
согласовывать
числительные с
существительными в
роде, числе, падеже.
«Чем отличаются?»,
учить составлять
предложения с союзом
«а» (смородина чёрная, а
малина красная).
«Найди ягодку»,
закреплять умение
правильно употреблять
предлоги: под, за, из – за.
Ягоды
Смородина, вишня,
малина, земляника,
компот, варенье,
пирог, витамины.
Круглая, спелая,
вкусная, сладкая,
красная, кислая,
полезная.
Сорвал, положил,
помыл, съел,
сварил, собрал.
«Один – много», учить
употреблять
существительные во
множественном числе.
«Договори»,
активизировать словарь
наречий (после лимона
во рту как? кисло).
«Скажи правильно»,
учить употреблять
существительные в род.,
вин., творительном
падежах.
«Загадай загадку», учить
составлять загадку –
описание, согласовывать
слова в предложении.
«Найди ягодку»,
закреплять умение
правильно употреблять
предлоги: под, за, из – за.
Бл
Те
Словарь
Грамматический строй речи
ок
ма
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Наш быт
Дом, мебель
Дом, мебель,
крыша, труба,
дверь, пол, потолок,
окно, этаж,
лестница, стол,
шкаф, полка, диван,
табурет, стул.
Высокий, низкий,
новый, старый,
деревянный,
кирпичный.
Строить, красить,
открывать,
закрывать, входить,
выходить.
«Скажи ласково», учить
употреблять
существительные в
уменьшительно –
ласкательной форме, с
увеличением (стул –
стульчик, стулище).
«Один – много», учить
употреблять
существительные во
множественном числе.
«1 – 2 – 5», учить
согласовывать
существительные с
существительными.
«Составь предложение»,
учить исправлять
деформированную фразу
(Коля, кирпичный, дом,
живёт – Коля живёт в
кирпичном доме).
«Найди предмет»,
учить употреблять
сложные предлоги
(достала мячик из-за
шкафа).
Дом, мебель
Дом, мебель,
крыша, труба,
дверь, пол, потолок,
окно, этаж,
лестница, стол,
шкаф, полка, диван,
табурет, стул.
Высокий, низкий,
новый, старый,
деревянный,
кирпичный.
Строить, красить,
открывать,
закрывать, входить,
выходить.
«Что из чего?», учить
образовывать
относительные
прилагательные (дом из
кирпича – кирпичный.
Стол из дерева –
деревянный).
«Что можно делать с
мебелью?», учить
изменять глаголы с
помощью приставок
(двигать, задвигать,
передвигать, раздвигать).
«Сходство и различия»,
учить составлять
предложения с союзом
«а» (стул твердый, а
кресло мягкое).
«Найди предмет», Учить
употреблять сложные
предлоги (достала мячик
из-за шкафа).
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Наш быт
Посуда
Тарелка, вилка,
ложка, кастрюля,
сковорода, стакан,
чайник, половник,
дно, крышка, ручка,
носик, стенки.
Большая, глубокая,
стеклянный,
железный,
удобный.
Жарить, варить,
мешать, наливать.
«Что можно делать с
посудой?»,
активизировать словарь
глаголов.
«Скажи какая, какое,
какие?», активизировать
словарь прилагательных.
«Чья, чьё, чьи?»,
согласовывать
существительные с
местоимениями в роде,
числе, падеже.
«Чего не стало?», учить
употреблять
существительные в
дательном падеже (не
стало кастрюли).
«Часть и целое»,
составлять предложение
с предлогом «у» (у
чайника есть носик).
«Готовим еду», учить
употреблять предлог «в»
(соль кладут в пюре.
Сахар кладут в чай).
Посуда
Тарелка, вилка,
ложка, кастрюля,
сковорода, стакан,
чайник, половник,
дно, крышка, ручка,
носик, стенки.
Большая, глубокая,
стеклянный,
железный,
удобный.
Жарить, варить,
мешать, наливать.
«Скажи ласково и с
увеличением», учить
образовывать
существительные с
разными суффиксами
(тарелочка, самоварище).
«Что из чего?», учить
образовывать
относительные
прилагательные (стакан
из стекла – стеклянный).
«Для чего эта посуда?»,
закреплять умение
употреблять
существительное в
родительном падеже (эта
кастрюля для супа).
«Закончи предложение»,
учить составлять
предложения по
картинке (мама варит суп
в … кастрюле).
«Что и куда?», закреплять
умение употреблять
предлог «в» (хлеб кладут
в хлебницу).
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Наш быт
Бытовые приборы
Утюг, холодильник,
лампа, миксер,
телевизор.
Горячий, холодный,
полезный.
Гладить, морозить,
греть, взбивать,
светить, стирать.
«Образуй сложное
слово»,
совершенствование
умений образовывать
сложные слова (сам
варит – самовар).
«Придумай слова»,
обогащать словарь
прилагательных,
отвечающих на вопрос:
какая, какое, какие.
«1 – 2 – 5», учить
согласовывать
существительные с
существительными.
«Кто что делать умеет»,
совершенствовать умение
составлять предложения
и согласовывать слова в
предложении.
«Что где»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги: за,
перед.
Бытовые приборы
Утюг, холодильник,
лампа, миксер,
телевизор.
Горячий, холодный,
полезный.
Гладить, морозить,
греть, взбивать,
светить, стирать.
«Скажи ласково и с
увеличением», учить
образовывать
существительные с
разными суффиксами
«Говорим о чем?»,
закреплять умение
употреблять
существительные в
предложном падеже).
«Сравни предметы»,
совершенствовать умение
составлять предложения
с союзом «а».
«Что где»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги: за,
перед.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Наш быт
Одежда, обувь
Одежда, обувь,
пальто, куртка,
шуба, шапка,
варежки, платье,
рубашка, шорты,
брюки, воротник,
карман, туфли,
ботинки, сапоги,
сандалии,
кроссовки, шнурки,
подошва.
Зимняя, летняя,
детская, взрослая,
женская, мужская,
нижняя, верхняя,
старая, новая,
грязная, чистая.
Шить, носить,
надевать, снимать,
застёгивать,
расстёгивать,
обувать, покупать,
чистить.
«Один – много»,
закреплять умение
образовывать
существительные во
множественное число.
«Скажи ласково»,
закреплять умение
употреблять
существительные в
уменьшительно –
ласкательной форме.
«Чьи вещи?», усвоение
местоимений: мой, моя,
мои.
«К чему пришьём?»,
закреплять умение
употреблять
существительные в
дательном падеже
(пуговицу пришьём к
кофте).
«Будь внимательным»,
закреплять умение
составлять предложение
со словом «пальто».
«На что наденем?»,
закреплять употребление
предлога «на».
Одежда, обувь
«Подбери слова»,
активизировать словарь
прилагательных и
глаголов).
«Что из чего», закреплять
умение образовывать
относительные
прилагательные (кофта из
шерсти – шерстяная).
«Любуемся одеждой»,
закреплять умение
употреблять
существительные в
творительном падеже
(любуемся новым
платьем).
«Говорим о чем?»,
закреплять умение
употреблять
существительные в
предложном падеже).
«Исправь ошибку»,
закреплять умение
исправлять
деформированную фразу
(девочка, платье,
красивое, надела).
«На что наденем?»,
закреплять употребление
предлога «на».
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Наш быт
Продукты питания
Мучные,
хлебобулочные,
мясные, молочные.
Вкусный, свежий,
сытный, мягкий.
Варить, жарить,
готовить, стряпать,
тушить.
«Скажи ласково и с
увеличением», учить
образовывать
существительные с
разными суффиксами
(хлебушек, тортище).
«Чашка и стакан»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные в
именительном падеже (я
выпью стакан ряженки и
чашку ряженки).
«Исправь ошибку»,
закреплять умение
исправлять
деформированную фразу.
«Что с чем»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные с
предлогом «с» (кастрюля
с супом, чашка с
клюквой).
Продукты питания
Мучные,
хлебобулочные,
мясные, молочные.
Вкусный, свежий,
сытный, мягкий.
Варить, жарить,
готовить, стряпать,
тушить.
«Что из чего?», учить
образовывать
относительные
прилагательные
(продукты из муки –
мучные).
«1 – 2 – 5», учить
согласовывать
существительные с
существительными.
«Сравни два продукта»,
совершенствовать умение
составлять
сложносочиненные
предложения.
«Что куда кладут»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные с
предлогом «в» (хлеб в
хлебницу).
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Наш быт
Комнатные растения
Бегония, гибискус,
алоэ, хлорофитум,
полив, подкормка,
рыхление, черенок,
отросток.
Рыхлый, влажный,
сухой, хрупкий.
Ухаживать,
поливать, рыхлить,
опрыскивать.
«Какой, какая, какие?»
совершенствовать умение
согласовывать
прилагательные с
существительными.
«Говорим о чем»,
совершенствовать умение
изменять
существительные по
падежам (что, чего, чем,
о чем).
«Сравни два цветка»,
совершенствовать умение
составлять
сложносочиненные
предложения.
«Где стоит растение»,
совершенствовать умение
использовать предлоги: в,
на, над, под.
Комнатные растения
Бегония, гибискус,
алоэ, хлорофитум,
полив, подкормка,
рыхление, черенок,
отросток.
Рыхлый, влажный,
сухой, хрупкий.
Ухаживать,
поливать, рыхлить,
опрыскивать.
«Один – много»,
закреплять умение
образовывать
существительные во
множественное число.
«Скажи ласково»,
закреплять умение
употреблять
существительные в
уменьшительно –
ласкательной форме.
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительными.
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложение
с союзом «потому что».
«Где стоит растение»,
совершенствовать умение
использовать предлоги: в,
на, над, под.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Животный мир
Домашние животные
Кот, кошка, котята,
пёс, собака, щенята,
корова, бык, телята,
конь, лошадь,
жеребята, морда,
лапы, шерсть,
пасть, копыта,
грива, подкова.
Ласковая, мягкая,
пушистая,
лохматая,
сторожевая, добрая.
Ухаживать,
кормить,
сторожить.
«Кто у кого?», учить
образовывать
существительные с
помощью суффиксов:
онок, ёнок, ат, ят.
«Подбери слова»,
обогащать словарь
глаголами, отвечающими
на вопросы: что делает?
«Чей хвост, чья морда?»,
учить изменять
существительные в
родительный падеж.
«Кто чем защищается?»,
закрепление формы
творительного падежа
существительных.
«Составь загадку –
описание», учить
составлять загадку по
плану, согласовывая все
слова в предложении.
«Назови правильно»,
совершенствовать умение
правильно употреблять
предлоги «за – перед»
(собака бежит за кошкой).
Домашние животные
Кот, кошка, котята,
пёс, собака, щенята,
корова, бык, телята,
конь, лошадь,
жеребята, морда,
лапы, шерсть,
пасть, копыта,
грива, подкова.
Ласковая, мягкая,
пушистая,
лохматая,
сторожевая, добрая.
Ухаживать,
кормить,
сторожить.
«Расскажи про
животное», обогащать
словарь
прилагательными,
отвечающими на
вопросы: какой, какое,
какие.
«Гномик и великан»,
учить образовывать
существительные с
помощью суффиксов: ик,
ищ.
«У кого такой
детёныш?», учить
изменять
существительные в
родительный падеж.
«Кто чем питается?»,
закрепление формы
творительного падежа.
«Исправь ошибку»,
совершенствовать умение
исправлять
деформированную фразу
(бежать, лошадь, поле,
по).
«Скажи наоборот»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги:
«к», «от» (котёнок
подошёл к миске –
котёнок отошёл от
миски).
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Животный мир
Домашние птицы
Петух, курица,
цыплята, селезень,
утка, утята, индюк,
индюшка,
индюшата, гусь,
гусыня, гусята,
голова, клюв, лапы,
хвост, крыло, перо,
зерно.
Задиристый,
красивый,
домашний,
пёстрый.
Клевать, кудахтать,
крякать, гоготать.
«Один – много»,
закреплять умение
употреблять
существительные во
множественном числе.
«Кто что делает?»,
закреплять умение
согласовывать
существительные с
глаголами.
«Чей хвост, чьи перья?»,
закреплять умение
употреблять
существительные в
родительном падеже (это
перья петуха).
«Составь предложение по
картинке»,
совершенствовать умение
составлять предложение,
согласовывая слова.
«Угадай, что
изменилось», закреплять
умение правильно
употреблять предлоги:
на, под.
Домашние птицы
Петух, курица,
цыплята, селезень,
утка, утята, индюк,
индюшка,
индюшата, гусь,
гусыня, гусята,
голова, клюв, лапы,
хвост, крыло, перо,
зерно.
Задиристый,
красивый,
домашний,
пёстрый.
Клевать, кудахтать,
крякать, гоготать.
«Скажи ласково»,
закреплять умение
употреблять
существительные в
уменьшительно –
ласкательной форме.
«Назови какой, какая»,
закреплять умение
образовывать сложные
слова (белая голова –
белоголовая).
«Кто как голос подает»,
Обогащать словарь
глаголами (курица
кудахчет).
«Составь предложение по
двум словам»,
совершенствовать умение
составлять предложение
по двум опорным словам
(доярка – корова, Доярка
подошла к корове).
«Какое слово
пропустили?»,
совершенствовать умение
определять пропущенный
предлог (в, на, под).
(петух уселся…забор.
Коровы пасутся…лугу).
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Животный мир
Дикие животные
Волк, волчица,
волчата, лис, лиса,
лисята, медведь,
медведица,
медвежата, заяц,
зайчиха, зайчата,
пасть, зубы, морда,
шерсть, лапы, нора,
логово, берлога.
Быстрый, хитрая,
неуклюжий, злой,
лохматый.
Бегать, охотиться,
ухаживать, кормить.
«Кто у кого?», учить
образовывать
существительные с
помощью суффиксов:
онок, ёнок, ат, ят.
«Гномик и
великан»,учить
образовывать
существительные с
помощью суффиксов: ик,
ищ.
«Чей хвост, чья морда?»,
учить изменять
существительные в
родительный падеж (у
лисы лисья морда).
«Кто чем защищается?»,
закрепление формы
творительного падежа
существительных (лиса
защищается зубами).
«Найди отличия», учить
согласовывать слова в
сложносочинённом
предложении.
«Какое слово
пропустили»,
совершенствовать умение
составлять предложения
с предлогами «в, на, под»
(лиса – лезть – нора).
Дикие животные
Волк, волчица,
волчата, лис, лиса,
лисята, медведь,
медведица,
медвежата, заяц,
зайчиха, зайчата,
пасть, зубы, морда,
шерсть, лапы, нора,
логово, берлога.
Быстрый, хитрая,
неуклюжий, злой,
голодный,
лохматый.
Бегать, охотиться,
ухаживать, кормить.
«Подбери слова»,
обогащать словарь
глаголами, отвечающими
на вопросы: что делает?
«Расскажи про
животное», обогащать
словарь
прилагательными,
отвечающими на
вопросы: какой, какое,
какие.
«У кого такой
детёныш?», учить
изменять
существительные в
родительный падеж.
«Кто чем питается?»,
закрепление формы
творительного падежа
(медведь питается
рыбой).
«Дополни предложение»,
совершенствовать умение
распространять
предложение путём
введения однородных
определений (лиса
чистит шёрстку. Лиса
чистит гладкую шёрстку.
Лиса чистит гладкую,
пушистую, чистую,
мягкую шёрстку).
«Кто где живёт?»,
совершенствовать умение
составлять предложения
с предлогом «в» (белка
живёт в дупле).
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Зима
Народная игрушка
Матрёшка, кукла,
оберег, игрушка,
платок, сарафан,
фартук, барыня,
кавалер, животные.
Русская,
дымковская,
богородская,
филимоновская,
глиняная,
деревянная,
тряпичная,
соломенная.
Шить, вышивать,
вырезать, дарить,
играть, лепить.
«Скажи ласково»,
закреплять умение
употреблять
существительные в
уменьшительно –
ласкательной форме.
«Назови какой, какая»,
закреплять умение
согласовывать
прилагательные с
существительным.
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительными.
«Найди отличия», учить
согласовывать слова в
сложносочинённом
предложении.
«Кто за кем, что за чем»,
совершенствовать умение
ориентироваться в
пространстве.
Народная игрушка
«Один – много»,
совершенствовать умение
образовывать
существительные во
множественном числе.
«Что из чего»,
совершенствовать умение
образовывать
относительные
прилагательные.
«О чем, о ком»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные в
косвенных падежах.
«Дополни предложение»,
совершенствовать умение
распространять
предложение путём
введения однородных
определений.
«Кто за кем, что за чем»,
совершенствовать умение
ориентироваться в
пространстве.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Зима
Зима
Снег, мороз,
снежинка, снеговик,
санки, лёд, сугроб,
ветер, пурга,
метель.
Холодный,
серебристый,
искристый,
колючий, ледяной,
морозный.
Падает, кружится,
дует, заметает,
метёт,
замораживает.
«Бывает – не бывает»,
активизировать словарь
по теме.
«Придумай слова»,
расширять словарь
прилагательных
(снежинка какая?
Маленькая, хрупкая,
красивая лёгкая).
«Заготовим на зиму»,
совершенствовать умение
изменять
существительные в
родительном падеже (я
приготовила компот из
слив).
«Что происходит в
природе зимой»,
совершенствовать умение
отвечать на вопросы и
умение их задавать,
согласовывая все слова.
«Кто, где спрятался»,
совершенствовать умение
употреблять сложные
предлоги (дети
спрятались за сугробом.
Они выскочили из – за
сугроба).
Зима
Снег, мороз,
снежинка, снеговик,
санки, лёд, сугроб,
ветер, пурга,
метель.
Холодный,
серебристый,
искристый,
колючий, ледяной,
морозный.
Падает, кружится,
дует, заметает,
метёт,
замораживает.
«Хорошо – плохо»,
знакомить с
противоречиями
окружающего мира.
«Скажи какой»,
совершенствовать умение
образовывать
относительные
прилагательные (снег –
снежный).
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительными (одна
снежинка, две снежинки,
пять снежинок).
«Закончи предложение»,
совершенствовать умение
составлять
сложносочинённые
предложения (зимой
ветер холодный, а летом
теплый).
«Кто, где спрятался»,
совершенствовать умение
употреблять сложные
предлоги (дети
спрятались за сугробом.
Они выскочили из – за
сугроба).
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Зима
Новогодний калейдоскоп
Дед Мороз,
Снегурочка, ёлка,
хоровод,
украшения,
мишура, хлопушка,
подарки.
Колючая, зелёная,
нарядная, высокая,
стройная, весёлый,
добрый, лесной.
Наряжать, петь,
танцевать, смешить,
смеяться.
«Подбери слово»,
совершенствовать умение
подбирать
прилагательные к
существительным.
«Что из чего»,
совершенствовать умение
образовывать
относительные
прилагательные.
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительными.
«Исправь ошибку»,
совершенствовать умение
правильно согласовывать
слова в предложении (это
моя подарок).
«Где подарок»,
совершенствовать умение
правильно употреблять
предлоги: под, на.
Новогодний калейдоскоп
Дед Мороз,
Снегурочка, ёлка,
хоровод,
украшения,
мишура, хлопушка,
подарки.
Колючая, зелёная,
нарядная, высокая,
стройная, весёлый,
добрый, лесной.
Наряжать, петь,
танцевать, смешить,
смеяться.
«Один – много»,
совершенствовать умение
образовывать
существительные во
множественном числе.
«Скажи ласково»,
закреплять умение
употреблять
существительные в
уменьшительно –
ласкательной форме.
«Чего много»,
совершенствовать умение
изменять
существительные в
родительном падеже.
«Измени предложение»,
совершенствовать умение
распространять
предложение путем ввода
однородных определений
(на ёлке мишура. На ёлке
красивая мишура. На
ёлке красивая, блестящая
мишура).
«Кто где?»,
совершенствовать умение
правильно употреблять
предлоги: под, из-за, из-
под.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Зима
Зимующие птицы
Синица, воробей,
голубь, снегирь,
крылья, клюв,
хвост, пух, грудка,
зёрна, крошки,
кормушка, гнездо.
Коричневый,
красногрудый,
желтогрудая.
Воркует, клюёт,
летает, прыгает,
сидит, чистит,
кормить, насыпать.
«Один – много, много –
один», совершенствовать
умение образовывать
существительные во
множественном и
единственном числе
(сорока – сороки, сороки
– сорока).
«Кто что делает?»,
закреплять умение
согласовывать
существительные с
глаголами.
«Чей хвост, чьи перья?»,
закреплять умение
употреблять
существительные в
родительном падеже (это
перья воробья).
«Составь предложение по
двум словам»,
совершенствовать умение
составлять предложение
по двум опорным словам
(синица – кормушка.
Синица подлетела к
кормушке).
«Кто где?»,
совершенствовать умение
правильно употреблять
предлоги: под, из-за, из-
под.
Зимующие птицы
Синица, воробей,
голубь, снегирь,
крылья, клюв,
хвост, пух, грудка,
зёрна, крошки,
кормушка, гнездо.
Коричневый,
красногрудый,
желтогрудая.
Воркует, клюёт,
летает, прыгает,
сидит, чистит,
кормить, насыпать.
«Скажи ласково»,
закреплять умение
употреблять
существительные в
уменьшительно –
ласкательной форме.
«Назови какой, какая»,
закреплять умение
образовывать сложные
слова (белая голова –
белоголовая).
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительными.
«Исправь ошибку»,
совершенствовать умение
исправлять
деформированную фразу
( снегирь, у грудка,
красная).
«Кто где?»,
совершенствовать умение
правильно употреблять
предлоги: под, из-за, из-
под.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Я в мире человек
Семья
Семья, сын, дочь,
внук, внучка,
сестра, брат, имя,
фамилия, отчество.
Вверху, внизу,
сзади, спереди,
слева, справа.
Любит,
воспитывает,
помогает,
заботится.
Родная, любимая,
нежная, ласковая.
«Скажи правильно»,
учить образовывать
притяжательные
прилагательные.
Игра «Семья», учить
детей разбираться в
родственных связях,
употреблять слова,
обозначающие
родственников.
«Кто чем делает?», учить
употреблять
существительные в
творительном падеже.
«Скажи наоборот», учить
подбирать антонимы.
«Составь предложение»,
учить составлять
предложение с союзом
«а».
«Скажи где?», учить
правильно употреблять
предлоги: на, в, под, из,
за.
Семья
Семья, сын, дочь,
внук, внучка,
сестра, брат, имя,
фамилия, отчество.
Вверху, внизу,
сзади, спереди,
слева, справа.
Любит,
воспитывает,
помогает,
заботится.
Родная, любимая,
нежная, ласковая.
«Скажи ласково», учить
образовывать
существительные в
уменьшительно –
ласкательной форме.
Побери слово», учить
составлять
словосочетание с
прилагательным.
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительным (1 внук
– 2 внука – 5внуков).
«Составь предложение»,
учить составлять
простые
распространённые
предложения по
сюжетным картинкам.
«Скажи где?», учить
правильно употреблять
предлоги: на, в, под, из,
за.
Бл
Те
Словарь
Грамматический строй речи
ок
ма
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Я в мире человек
Дружба
Дружба, друг,
подруга, спасибо,
пожалуйста, до
встречи, выручка.
Надёжный, лучший,
близкий.
Дружить, помогать,
общаться, делиться.
«Скажи ласково», учить
образовывать
существительные в
уменьшительно –
ласкательной форме.
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительным.
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
с союзом «а».
«Играем в прятки»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги:
под, над.
Дружба
Дружба, друг,
подруга, спасибо,
пожалуйста, до
встречи, выручка.
Надёжный, лучший,
близкий.
Дружить, помогать,
общаться, делиться.
«Один – много, много –
один», совершенствовать
умение образовывать
существительные во
множественном и
единственном числе.
«Мой, моя, мои»,
совершенствовать умение
согласовывать
существительные с
местоимениями: мой,
моя, мои.
«Ассоциации»,
совершенствовать умение
составлять предложение
по 3 заданным словам.
«Играем в прятки»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги:
под, над.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Я в мире человек
Наши защитники
Армия, солдаты,
командир, форма,
оружие, защитник.
Военный, сильный,
бесстрашный,
сильный, смелый.
Командует,
защищает,
помогает, спасает.
«Один – много, много –
один», совершенствовать
умение образовывать
существительные во
множественном и
единственном числе.
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительными.
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
с союзом «а»,
образовывать
сравнительную степень
прилагательных (у
старшего брата руки
сильные, а у солдата еще
сильнее).
«Кто на чем»,
совершенствовать умение
употреблять предлог: на.
Наши защитники
Армия, солдаты,
командир, форма,
оружие, защитник.
Военный, сильный,
бесстрашный,
сильный, смелый.
Командует,
защищает,
помогает, спасает.
«Много чего?»
совершенствовать умение
образовывать
существительные
родительного падежа
единственного и
множественного числа
(много чего? – снарядов,
патронов).
«Мой, моя, мои»,
совершенствовать умение
согласовывать
существительные с
местоимениями: мой,
моя, мои.
«Ассоциации»,
совершенствовать умение
составлять предложение
по 3 заданным словам.
«Кто на чем»,
совершенствовать умение
употреблять предлог: на.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Я в мире человек
Быть здоровыми хотим
Части тела,
человек, локти,
колени,
позвоночник,
подбородок.
Длинные, короткие,
светлые, темные,
высокий, низкий,
старый, молодой.
Смотреть, слушать,
говорить, сгибать,
поворачивать.
«Скажи ласково»,
формировать умение
образовывать
существительные в
уменьшительно –
ласкательной форме.
«Один – много»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные во
множественном числе.
«Что чем делаешь»,
совершенствовать умение
согласовывать
существительные в
творительном падеже.
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
с союзом «а».
« Дарики - комарики»,
совершенствовать умение
употреблять предлог: за.
Быть здоровыми хотим
Части тела,
человек, локти,
колени,
позвоночник,
подбородок.
Длинные, короткие,
светлые, темные,
высокий, низкий,
старый, молодой.
Смотреть, слушать,
говорить, сгибать,
поворачивать.
«Назови правильно»,
совершенствовать умение
употреблять названия
частей тела с суффиксом
ищ.
«Скажи наоборот»,
совершенствовать умение
употреблять антонимы
(тесно – просторно, тихо
– шумно, спокойно –
тревожно, широко –
узко).
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложение
с союзом «чтобы».
« Дарики - комарики»,
совершенствовать умение
употреблять предлог: за
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Я в мире человек
Профессии
Учитель, продавец,
музыкант, повар,
воспитатель,
водитель,
библиотекарь,
пекарь, врач.
Добрый,
заботливый,
аккуратный,
чистый, умный.
Учит, продает,
играет, варит, печет,
воспитывает, водит,
лечит.
«Назови правильно»,
совершенствовать умение
употреблять названия
профессий с суффиксом
«ищ» (кто носит багаж –
носильщик).
«Кто что делает»,
активизировать словарь
глаголов.
«Угадай, кому нужны эти
вещи», совершенствовать
умение употреблять
существительные в
дательном падеже (указка
– учителю).
«Загадай загадку»,
совершенствовать умение
составлять загадку –
описание.
«Умей найти своё место»,
совершенствовать
предложно – падежные
конструкции: за, перед,
между, впереди, сзади
(Коля за Костей, Серёжа
впереди Кости).
Профессии
Учитель, продавец,
музыкант, повар,
воспитатель,
водитель,
библиотекарь,
пекарь, врач.
Добрый,
заботливый,
аккуратный,
чистый, умный.
Учит, продает,
играет, варит, печет,
воспитывает, водит,
лечит.
«Скажи какой, какая»,
активизировать словарь
прилагательных.
«Кто, чем работает»,
совершенствовать форму
существительных в
творительном падеже).
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
с союзом «а».
«Сделай, не ошибись»,
совершенствовать
употребление предлогов
и предлогов наречий
(положи мяч справа от
куклы).
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Я в мире человек
Мамин день
Подарок,
поздравление,
праздник,
внимание, букет,
цветы.
Добрая, заботливая,
внимательная,
красивая, ласковая,
нежная.
Помогать, любить,
жалеть, дарить.
«Скажи какой, какая»,
активизировать словарь
прилагательных.
«Один – много»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные во
множественном числе.
«Мой, моя, мои»,
совершенствовать умение
согласовывать
существительные с
местоимениями.
«Составь предложение»,
совершенствование
составлять предложение
с союзом «потому что».
«Выполни правильно»,
совершенствовать умение
выполнять инструкцию,
употреблять предлоги: за,
перед.
Мамин день
Подарок,
поздравление,
праздник,
внимание, букет,
цветы.
Добрая, заботливая,
внимательная,
красивая, ласковая,
нежная.
Помогать, любить,
жалеть, дарить.
«Скажи ласково»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные в
уменьшительной форме.
«Поговорим о маме»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные в
именительном,
дательном, винительном,
предложном падежах.
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
с союзом «а».
«Выполни правильно»,
совершенствовать умение
выполнять инструкцию,
употреблять предлоги: за,
перед.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Я в мире человек
Мой город, транспорт
Город, дома, улицы,
здания, жители,
грузовик,
автомобиль,
автобус, пассажир,
водитель.
Чистый, любимый,
грузовой, легковой,
новый.
Любоваться,
гордиться, возить,
перевозить.
«Скажи какой, какая»,
активизировать словарь
прилагательных.
«Один – много»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные во
множественном числе.
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительным.
«Составь предложение»,
совершенствование
составлять предложение
с союзом «потому что».
«На чём поедем»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги: в,
на.
Мой город, транспорт
Город, дома, улицы,
здания, жители,
грузовик,
автомобиль,
автобус, пассажир,
водитель.
Чистый, любимый,
грузовой, легковой,
новый.
Любоваться,
гордиться, возить,
перевозить.
«Скажи ласково»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные в
уменьшительной форме.
«Скажи наоборот»,
совершенствовать умение
употреблять антонимы
(тесно – просторно, тихо
– шумно, спокойно –
тревожно, широко –
узко).
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
с союзом «а».
«На чём поедем»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги: в,
на.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Я в мире человек
Зоопарк
Зоопарк, клетки,
служитель,
ветеринар,
животные, вольеры,
экскурсовод.
Дикий, большой,
интересный, бурый,
полосатый.
Приходить,
смотреть,
наблюдать,
ухаживать.
«Сложные слова»,
формировать умение
образовывать сложные
слова (у жирафа длинная
шея – он длинношеий).
«Скажи ласково»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные в
уменьшительной форме.
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительными.
«Составь предложение с
предлогом «у» (У жирафа
длинные ноги).
«Кто где находится»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги: в,
под, на.
Зоопарк
Зоопарк, клетки,
служитель,
ветеринар,
животные, вольеры,
экскурсовод.
Дикий, большой,
интересный, бурый,
полосатый.
Приходить,
смотреть,
наблюдать,
ухаживать.
«Скажи какой, какая»,
активизировать словарь
прилагательных.
«Один – много»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные во
множественном числе.
«Говорим о ком»,
совершенствовать умение
изменять
существительные по
падежам (кто, кого, кем, о
ком).
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
по схеме:
существительное +
глагол +
существительное (Лось
жует траву).
«Кто откуда выскочил»,
совершенствовать умение
употреблять сложные
предлоги: из-под, из-за.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Весна
Перелётные птицы
Грач, скворец,
ласточка, кукушка,
стриж, цапля,
гнездо, скворечник,
корм, птенцы, стая.
Перелётные,
водоплавающие,
болотные, лесные,
дикие, быстрые,
проворные.
Кормить, выводить,
клевать, нырять,
взлетать.
«Сложные слова»,
формировать умение
образовывать сложные
слова (у ласточки
длинный хост – она
длиннохвостая).
«Говорим о ком»,
совершенствовать умение
изменять
существительные по
падежам (кто, кого, кем, о
ком).
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
по схеме:
существительное +
глагол +
существительное
(ласточка кормит
птенцов).
«Кто где вьёт гнездо»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги: в,
на, под.
Перелётные птицы
Грач, скворец,
ласточка, кукушка,
стриж, цапля,
гнездо, скворечник,
корм, птенцы, стая.
Перелётные,
водоплавающие,
болотные, лесные,
дикие, быстрые,
проворные.
Кормить, выводить,
клевать, нырять,
взлетать.
«Скажи какой, какая»,
активизировать словарь
прилагательных.
«Один – много»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные во
множественном числе.
«Чей хвост, чьи перья?»,
закреплять умение
употреблять
существительные в
родительном падеже (это
перья воробья).
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
с союзом «а».
«Кто где вьёт гнездо»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги: в,
на, под.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Весна
Приведём планету в порядок
Космос, планета,
космонавт, ракета,
земля, солнце,
скафандр, спутник,
звезды, луна,
невесомость.
Космический,
звездный, опасный,
научный.
Работать, изучать,
наблюдать.
«Подбери слово»,
совершенствовать умение
подбирать родственные
слова к слову «космос».
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительными.
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
по опорным словам.
«Выполни верно»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги: за,
перед.
Приведём планету в порядок
Космос, планета,
космонавт, ракета,
земля, солнце,
скафандр, спутник,
звезды, луна,
невесомость.
Космический,
звездный, опасный,
научный.
Работать, изучать,
наблюдать.
«Подбери признаки»,
совершенствовать умение
подбирать
прилагательные к словам:
космонавт, ракета.
«Говорим о ком»,
совершенствовать умение
изменять
существительные по
падежам (кто, кого, кем, о
ком).
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
с союзом «а».
«Выполни верно»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги: за,
перед.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Весна
Весна
Сосулька, оттепель,
проталина, ручей,
первоцвет, трава,
птицы, ледоход,
почки, верба.
Рыхлый,
ноздреватый,
грязный, весенний,
солнечный.
Набухать,
прилетать, таять,
распускаться.
«Бывает – не бывает»,
активизировать словарь
по теме.
«Придумай слова»,
расширять словарь
прилагательных (солнце
какое – яркое, тёплое,
ласковое).
«Весенние слова»,
совершенствовать умение
согласовывать
существительные с
прилагательными.
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
по опорным словам: тает,
на, сосулька, солнце.
«Скажи правильно»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги:
над, под (бабочка порхает
над цветком).
Весна
Сосулька, оттепель,
проталина, ручей,
первоцвет, трава,
птицы, ледоход,
почки, верба.
Рыхлый,
ноздреватый,
грязный, весенний,
солнечный.
Набухать,
прилетать, таять,
распускаться.
«Дерево родственных
слов», формировать
умение образовывать
родственные слова к
слову «весна».
«Скажи какой»,
совершенствовать умение
образовывать
относительные
прилагательные.
«Чей лист»,
совершенствовать умение
употреблять
существительные в
родительном падеже (это
лист берёзы).
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
с союзом «а».
«Скажи правильно»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги:
над, под.
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Весна
Деревья
Деревья, клен,
тополь, осина, дуб,
береза, рябина,
сосна, яблоня,
роща, лес, дубрава,
бор, чаща, кора,
ствол.
Хвойные,
лиственные,
фруктовые,
кленовый,
берёзовый.
Шелестеть,
качаться,
распускаться.
«Один – много»,
совершенствовать умение
образовывать
существительные
множественного числа.
«Образуй слово»,
совершенствовать умение
образовывать
однокоренные слова.
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительными.
«Сравни деревья»,
совершенствовать умение
составлять предложения
с союзом «а».
«Скажи правильно»,
совершенствование
умения употреблять все
формы косвенных
падежей
существительных в
единственном числе
(птица сидела на высоком
дереве, от дерева, по
дереву, с дерева).
Деревья
Деревья, клен,
тополь, осина, дуб,
береза, рябина,
сосна, яблоня,
роща, лес, дубрава,
бор, чаща, кора,
ствол.
Хвойные,
лиственные,
фруктовые,
кленовый,
берёзовый.
Шелестеть,
качаться,
распускаться.
«Чей лист»,
совершенствовать умение
образовывать
относительные
прилагательные.
«Добавь приставку»,
совершенствовать умение
образовывать глаголы с
помощью приставок.
«Говорим о ком»,
совершенствовать умение
изменять
существительные по
падежам (кто, кого, кем, о
ком).
«Исправь ошибку»,
совершенствовать умение
исправлять
деформированную фразу.
«Скажи правильно»,
совершенствование
умения употреблять все
формы косвенных
падежей
существительных в
единственном числе
(птица сидела на высоком
дереве, от дерева, по
дереву, с дерева).
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Весна
День Победы
Солдат, защитник,
враг, танк, самолет,
помощь,
красноармеец.
Смелый, гордый,
добрый, железный,
скорый,
бесстрашный.
Защищать,
помогать, бороться.
«Подбери слова»,
совершенствовать умение
подбирать синонимы к
слову: смелый (храбрый,
отважный,
бесстрашный).
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительными.
«Объясни пословицу»,
совершенствовать умение
правильно объяснять
пословицу (мир строит, а
война разрушает).
«Наоборот»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги: в,
из (в танк – из танка).
День Победы
Солдат, защитник,
враг, танк, самолет,
помощь,
красноармеец.
Смелый, гордый,
добрый, железный,
скорый,
бесстрашный.
Защищать,
помогать, бороться.
«Подбери родственные
слова», совершенствовать
умение подбирать
родственные слова к
герой, защита.
«Говорим о ком»,
совершенствовать умение
изменять
существительные по
падежам (кто, кого, кем, о
ком).
«Объясни пословицу»,
совершенствовать умение
правильно объяснять
пословицу (мир строит, а
война разрушает).
«Наоборот»,
совершенствовать умение
употреблять предлоги: в,
из (в танк – из танка).
Блок
Тема
Словарь
Грамматический строй речи
Словообразование
Словоизменение
Согласование слов в
предложении
Предлоги
Весна
Цветы, насекомые
Василек,
колокольчик,
лютик, ромашка,
мак, жук, бабочка,
кузнечик.
Яркий, красивый,
лесной, луговой,
душистый.
Собирать,
любоваться, плести,
дарить, мять.
«Один – много»,
совершенствовать умение
образовывать
существительные
множественного числа.
«Образуй слово»,
совершенствовать умение
образовывать
однокоренные слова.
«1 – 2 – 5»,
совершенствовать умение
согласовывать
числительные с
существительными.
«Составь предложение»,
совершенствовать умение
составлять предложения
по схеме:
существительное +
глагол +
существительное
(бабочка порхает
крыльями).
«Скажи правильно»,
совершенствование
умения употреблять все
формы косвенных
падежей
существительных в
единственном числе
(муравей сидел около
листочка, под листочком,
на листочке, к листочку).
Цветы, насекомые
Василек,
колокольчик,
лютик, ромашка,
мак, жук, бабочка,
кузнечик.
Яркий, красивый,
лесной, луговой,
душистый.
Собирать,
любоваться, плести,
дарить, мять.
«Скажи какой, какая»,
активизировать словарь
прилагательных.
«Говорим о ком»,
совершенствовать умение
изменять
существительные по
падежам (кто, кого, кем, о
ком).
«Составь предложение с
предлогом «у» (у
кузнечика зелёное тело).
«Скажи правильно»,
совершенствование
умения употреблять все
формы косвенных
падежей
существительных в
единственном числе
(муравей сидел около
листочка, под листочком,
на листочке, к листочку).