Напоминание

"Создание в ДОО развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Становкина Евгения Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/сад с. Шерья
Населённый пункт: село Шерья
Наименование материала: Проект
Тема: "Создание в ДОО развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ д/сад с. Шерья

Проект

«Создание в ДОО развивающей предметно – пространственной

среды в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовил:

Воспитатель

МБДОУ д/сад С. Шерья

Становкина Е. Н.

«Воспитывает не только

или не сколько

сам воспитатель,

сколько среда,

которая организуется

наиболее выгодным образом»

А. С. Макаренко

Тип проекта: информационно-исследовательский, ориентированный ,

познавательно- творческий .

Вид проекта: внутренний , групповой

Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по

организации предметно-развивающейся среды в группе

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей

среды в группе ДОО

Продолжительность проекта: годовой.

Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое

оснащение; информационное обеспечение

Этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап: Изучение методической

литературы по данной теме, подготовка Формирование проблемы, цели

задач проекта.

Внедренческий (Основной) этап: Практическая реализация проекта.

Создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с

воспитателями и узкими специалистам , с родителями воспитанников группы

ДОО

Заключительный этап:Подведение итогов. Оформление материалов по

проекту. Создание презентации.

Основные направления работы по проекту:

1 Профилактическое

2. Образовательное

3. Развивающее

4. Духовно-нравственное

6.Гражданско- патриотическое

5. Трудовое

7.Социальное

8.Воспитательное

1. Организационно-подготовительный этап

Проблема

Организовать предметно-пространственную развивающую среду в

соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования

Актуальность проблемы

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный

опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и

сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. В

настоящее время с введением большое внимание уделяется дошкольному

воспитанию. Поэтому одно из важных условий воспитательно-

образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная

организация развивающей предметно-пространственной среды. Решение

программных образовательных задач предусматривается не только в

совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной

деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Каждый

компонент предметной развивающей среды должен быть предназначен для

детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда дает

возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и

демонстрировать свою индивидуальность и творчество, так же станет

является показателем профессиональной компетентности педагога.

Методологические основы проекта

Научно-психологические основы развития образования и основы

организации развивающей среды, как неотъемлемой части такого

образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах

выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского,

С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом

направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А.

Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое

движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической

теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А.

Петровского, Л.Л. Стрелковой.

Предметно-развевающая среда вызывает у детей чувство радости,

эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать

его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной

творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей

дошкольного возраста.

(В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др).

Нормативно-правовая основа

регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и

игровых материалов для построения предметно-развивающей среды:

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»

(приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России)

от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ

18.01..2012)

«Санитарно эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13( Пост. Главного

гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая

2013 г Регистр. N 28564

Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17

октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в

Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр.N 30384

«Федеральные государственные требования к условиям реализации

основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

(утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151,

регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции

РФ).

Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа

Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень

игрового оборудования для учебно-методического обеспечения

дошкольных образовательных учреждений

Перспективный план работы по организации воспитательно-

образовательной деятельности группы

Устав ДОУ

Цель проекта

Создание развивающей предметно-пространственной среды,

комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания

детей дошкольного детства, их гармоничного развития и

саморазвития, формирования основ базовой культуры личности,

всестороннего развитие психических и физических качеств в

соответствии с ФГОС ДО. Привлечь внимание родителей к проблеме

создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

Гипотеза исследования: Проектирование развивающей предметно-

пространственной среды будет способствовать успешному созданию

развивающей предметно-пространственной среды, которая будет оказывать

благоприятное влияние на развитие дошкольников.

Задачи проекта

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации

предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное

развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую

эмоциональному и психическому благополучию в своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей,

наклонностей и интересов.

3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности

дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной,

самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их

интеграция и творческая организация (креативность) в целях

повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса

4.Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях

дошкольного образовательного учреждения и семьи

Планируемый результат

Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и

создаст окружающее пространство позволяющее организовать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

всех воспитанников;

экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с

песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Материально-технические ресурсы

(необходимые для выполнения проекта):

подбор исторической, художественной и методической литературы,

подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации,

фотографии, зарисовки),

подготовка материала для продуктивной деятельности,

дидактические, сюжетно-ролевые игры,

выставки творческих работ детей совместно с родителями

создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление

групповой комнаты, музыкального зала),

использование интерактивных технологий (мультимедийный экран,

проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)

Материалы Интернет.

«Что такое предметно-развивающая среда?» (терминалогия)

Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс

материально-технических, санитарно -гигиенических, социально-

бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-

педагогических , духовных условий, обеспечивающих организацию

жизни детей и взрослых в ДОО.

Развивающая предметная среда - совокупность природных и

социальных культурных предметных средств, ближайшего и

перспективного развития ребенка, становления его творческих

способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает

релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает

разные виды его активности

Формирование предметно-развивающей среды – динамичный

процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество,

привлекая к работе родителей,

организовывать взаимодействие специалистов по формированию

развивающего пространства в группе

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО

Часть образовательной среды, представленная специально организованным

пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием

и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с

особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,

учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Рассматривается как система условий

обеспечивающих всю полноту развития

деятельности ребенка и его личности

Включает обстановку, объекты и

материалы различного функционального

значения.

Позволяет педагогу решать конкретные

образовательные задачи, вовлекая детей в

процесс познания и усвоения навыков и

умений обеспечивая максимальный

психологический комфорт для каждого

ребенка

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает

максимальную реализацию образовательного потенциала пространства

группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей

дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей

и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна

обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и

взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых

группах, двигательной активности детей, а также возможности для

уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы,

участка) должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в

образовательном процессе;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него

условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых

осуществляется образовательный процесс.

Принципы организации

развивающей предметно-пространственной среды

Насыщенность среды: среда соответствует содержанию образовательной

программы,

разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным

особенностям детей.

Трансформируемость пространства: связана с полифункциональностью

предметной среды, т.е. представляет возможность изменений, позволяющих

по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Полифункциональность: . представляет возможность изменений,

позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию

пространства.

Вариативность: периодическая сменяемость игрового материала,

появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую,

познавательную, игровую, двигательную активность детей .

Доступность: свободный доступ детей к играм,

игрушкам, материалам, пособиям.

Безопасность соответствие ее элементов

требованиям по обеспечению надежности и

безопасности. Материалы и оборудование

должны иметь сертификат качества и отвечать

гигиеническим и эстетическим требованиям.

Функции развивающей предметно-пространственной среды

Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об

окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов,

что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее

форм к более сложным

Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее

организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития»,

возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности,

стремления и способности.

Основные составляющие

при создании развивающей предметно-пространственной среды

Пространство

Время

Предметное окружение

Варианты (линии) изменения при создании развивающей предметно-

пространственной среды

времени

освоенности

стратегического и оперативного изменения

единый комплекс различных модальностей: цветовой, звуковой,

кинестетической

Условия для создания

развивающей предметно-пространственной среды

Реализуемой в ДОУ образовательной программы;

Требования нормативных документов;

Материальных и архитектурно-пространственных условий ;

предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

Общих принципов построения предметно-пространственной среды

Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между

воспитателем и ребенком.

Особенности организации

развивающей предметно-пространственной среды

Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной

деятельности,

развитие познавательных интересов и творческое отражение

впечатлений в различных видах продуктивной деятельности

участие педагогов, детей и родителей в преобразовании предметно –

развивающей среды

Учет основных образовательных областей ФГОС ДО

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Факторы, которые следует учитывать при организации

развивающей предметно-пространственной среды

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния

игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и

вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты,

связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый

интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию

детского возраста.

Антропометрический фактор обеспечивает соответствие росто-

возрастных характеристик параметрам предметной развивающей

среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями

САНПиН и ФГОС

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации

образовательных областей в образовательном процессе, а также

режимных моментах и иметь место для организации самостоятельной

деятельности детей

Внедренческий (Основной) этап

Краткое описание помещения и участка группы

Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-

эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной

безопасности. В группе оборудованы отдельная спальная и раздевальная

комнаты, туалетная комната, есть закрытый балкон. Территория участка

группы благоустроена: большое количество зеленых насаждений,

разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты газоны. В

групповых комнатах созданы центры активности. Развивающая ПРС

организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную реализацию

образовательного потенциала пространства группы и участка, а так же

материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного

возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и

укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их

развития.

Развивающая предметно -пространственная среда

Центров активности группы:

Содержательно-насыщенная;

Трансформируемая;

Полифункциональная;

Вариативная;

Доступная и безопасная

Заключительный этап

Критериями положительных результатов выполнения проекта являются

анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации поставленных

задач анализ, знаний и умений детей. Изучение уровня организации ПРС

проводится на основании ФГОС ДО. Отслеживание результатов

эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со

стороны администрации ДОО, а также через отношение самих детей к ПРС

группы и мнения родителей.

Вывод (Заключение)

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная

среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка,

стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких

качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная

среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни

ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными,

ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и

навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды

объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и

родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она

всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися

интересами детей.

В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности

Технологическая

- Умение планировать этапы своей деятельности.

- Умение довести начатое дело до конца.

- Умение устанавливать причинно-следственные связи.

- Умение планировать этапы своей деятельности.

- Умение довести начатое дело до конца.

- Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Социально-коммуникативная

Умение получать необходимую информацию в общении.

- Умение принимать участие в коллективных делах.

- Умение уважительно относиться к окружающим людям.

- Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых

Информационная

Умение ориентироваться в информационных источниках.

- Умение делать выводы из полученной информации.

- Умение задавать вопросы по данной теме.

Рекомендация по организации ПРС

1.

При создании развивающего пространства в групповом помещении

необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

2.

Среда должна выполнять все функции образовательного процесса и

работать на развитие ребенка с опорой на личностно-ориентированную

модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми.

3.

Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов

ребенка имея гибкое и вариативное использование пространства

4.

Среда должна быть ориентирована на безопасность и возрастные

особенности детей.

5.

Пространство группового помещения должно быть

полифункциональным , а элементы декора легко сменяемыми в

зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения,

образовательной программы

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными

тонами.



В раздел образования