Автор: Становкина Евгения Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/сад с. Шерья
Населённый пункт: село Шерья
Наименование материала: Проект
Тема: "Создание в ДОО развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ д/сад с. Шерья
Проект
«Создание в ДОО развивающей предметно – пространственной
среды в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовил:
Воспитатель
МБДОУ д/сад С. Шерья
Становкина Е. Н.
«Воспитывает не только
или не сколько
сам воспитатель,
сколько среда,
которая организуется
наиболее выгодным образом»
А. С. Макаренко
Тип проекта: информационно-исследовательский, ориентированный ,
познавательно- творческий .
Вид проекта: внутренний , групповой
Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по
организации предметно-развивающейся среды в группе
Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей
среды в группе ДОО
Продолжительность проекта: годовой.
Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое
оснащение; информационное обеспечение
Этапы реализации проекта
Организационно-подготовительный этап: Изучение методической
литературы по данной теме, подготовка Формирование проблемы, цели
задач проекта.
Внедренческий (Основной) этап: Практическая реализация проекта.
Создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с
воспитателями и узкими специалистам , с родителями воспитанников группы
ДОО
Заключительный этап:Подведение итогов. Оформление материалов по
проекту. Создание презентации.
Основные направления работы по проекту:
1 Профилактическое
2. Образовательное
3. Развивающее
4. Духовно-нравственное
6.Гражданско- патриотическое
5. Трудовое
7.Социальное
8.Воспитательное
1. Организационно-подготовительный этап
Проблема
Организовать предметно-пространственную развивающую среду в
соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования
Актуальность проблемы
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный
опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и
сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. В
настоящее время с введением большое внимание уделяется дошкольному
воспитанию. Поэтому одно из важных условий воспитательно-
образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная
организация развивающей предметно-пространственной среды. Решение
программных образовательных задач предусматривается не только в
совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной
деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Каждый
компонент предметной развивающей среды должен быть предназначен для
детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда дает
возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и
демонстрировать свою индивидуальность и творчество, так же станет
является показателем профессиональной компетентности педагога.
Методологические основы проекта
Научно-психологические основы развития образования и основы
организации развивающей среды, как неотъемлемой части такого
образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах
выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского,
С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом
направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А.
Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое
движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической
теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А.
Петровского, Л.Л. Стрелковой.
Предметно-развевающая среда вызывает у детей чувство радости,
эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать
его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной
творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей
дошкольного возраста.
(В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др).
Нормативно-правовая основа
регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и
игровых материалов для построения предметно-развивающей среды:
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»
(приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России)
от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ
18.01..2012)
«Санитарно эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13( Пост. Главного
гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая
2013 г Регистр. N 28564
Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17
октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в
Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр.N 30384
«Федеральные государственные требования к условиям реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
(утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151,
регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции
РФ).
Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа
Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень
игрового оборудования для учебно-методического обеспечения
дошкольных образовательных учреждений
Перспективный план работы по организации воспитательно-
образовательной деятельности группы
Устав ДОУ
Цель проекта
Создание развивающей предметно-пространственной среды,
комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания
детей дошкольного детства, их гармоничного развития и
саморазвития, формирования основ базовой культуры личности,
всестороннего развитие психических и физических качеств в
соответствии с ФГОС ДО. Привлечь внимание родителей к проблеме
создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
Гипотеза исследования: Проектирование развивающей предметно-
пространственной среды будет способствовать успешному созданию
развивающей предметно-пространственной среды, которая будет оказывать
благоприятное влияние на развитие дошкольников.
Задачи проекта
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации
предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное
развитие дошкольников.
2. Организовать развивающую среду, способствующую
эмоциональному и психическому благополучию в своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей,
наклонностей и интересов.
3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности
дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной,
самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их
интеграция и творческая организация (креативность) в целях
повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса
4.Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения и семьи
Планируемый результат
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и
создаст окружающее пространство позволяющее организовать:
•
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников;
•
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
•
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики;
•
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Материально-технические ресурсы
(необходимые для выполнения проекта):
•
подбор исторической, художественной и методической литературы,
•
подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации,
фотографии, зарисовки),
•
подготовка материала для продуктивной деятельности,
•
дидактические, сюжетно-ролевые игры,
•
выставки творческих работ детей совместно с родителями
•
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление
групповой комнаты, музыкального зала),
•
использование интерактивных технологий (мультимедийный экран,
проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)
•
Материалы Интернет.
«Что такое предметно-развивающая среда?» (терминалогия)
Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс
материально-технических, санитарно -гигиенических, социально-
бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-
педагогических , духовных условий, обеспечивающих организацию
жизни детей и взрослых в ДОО.
Развивающая предметная среда - совокупность природных и
социальных культурных предметных средств, ближайшего и
перспективного развития ребенка, становления его творческих
способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает
релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает
разные виды его активности
Формирование предметно-развивающей среды – динамичный
процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество,
привлекая к работе родителей,
организовывать взаимодействие специалистов по формированию
развивающего пространства в группе
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО
Часть образовательной среды, представленная специально организованным
пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием
и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Рассматривается как система условий
обеспечивающих всю полноту развития
деятельности ребенка и его личности
Включает обстановку, объекты и
материалы различного функционального
значения.
Позволяет педагогу решать конкретные
образовательные задачи, вовлекая детей в
процесс познания и усвоения навыков и
умений обеспечивая максимальный
психологический комфорт для каждого
ребенка
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей
и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых
группах, двигательной активности детей, а также возможности для
уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы,
участка) должна обеспечивать:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в
образовательном процессе;
● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него
условия;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
Принципы организации
развивающей предметно-пространственной среды
Насыщенность среды: среда соответствует содержанию образовательной
программы,
разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным
особенностям детей.
Трансформируемость пространства: связана с полифункциональностью
предметной среды, т.е. представляет возможность изменений, позволяющих
по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Полифункциональность: . представляет возможность изменений,
позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию
пространства.
Вариативность: периодическая сменяемость игрового материала,
появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую,
познавательную, игровую, двигательную активность детей .
Доступность: свободный доступ детей к играм,
игрушкам, материалам, пособиям.
Безопасность соответствие ее элементов
требованиям по обеспечению надежности и
безопасности. Материалы и оборудование
должны иметь сертификат качества и отвечать
гигиеническим и эстетическим требованиям.
Функции развивающей предметно-пространственной среды
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об
окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов,
что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее
форм к более сложным
Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее
организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития»,
возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности,
стремления и способности.
Основные составляющие
при создании развивающей предметно-пространственной среды
Пространство
Время
Предметное окружение
Варианты (линии) изменения при создании развивающей предметно-
пространственной среды
•
времени
•
освоенности
•
стратегического и оперативного изменения
•
единый комплекс различных модальностей: цветовой, звуковой,
кинестетической
Условия для создания
развивающей предметно-пространственной среды
Реализуемой в ДОУ образовательной программы;
Требования нормативных документов;
Материальных и архитектурно-пространственных условий ;
предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
Общих принципов построения предметно-пространственной среды
Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между
воспитателем и ребенком.
Особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды
Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной
деятельности,
развитие познавательных интересов и творческое отражение
впечатлений в различных видах продуктивной деятельности
участие педагогов, детей и родителей в преобразовании предметно –
развивающей среды
Учет основных образовательных областей ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Факторы, которые следует учитывать при организации
развивающей предметно-пространственной среды
•
Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния
игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и
вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты,
связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый
интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию
детского возраста.
•
Антропометрический фактор обеспечивает соответствие росто-
возрастных характеристик параметрам предметной развивающей
среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями
САНПиН и ФГОС
•
Предметная развивающая среда должна способствовать реализации
образовательных областей в образовательном процессе, а также
режимных моментах и иметь место для организации самостоятельной
деятельности детей
Внедренческий (Основной) этап
Краткое описание помещения и участка группы
Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-
эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной
безопасности. В группе оборудованы отдельная спальная и раздевальная
комнаты, туалетная комната, есть закрытый балкон. Территория участка
группы благоустроена: большое количество зеленых насаждений,
разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты газоны. В
групповых комнатах созданы центры активности. Развивающая ПРС
организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства группы и участка, а так же
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их
развития.
Развивающая предметно -пространственная среда
Центров активности группы:
Содержательно-насыщенная;
Трансформируемая;
Полифункциональная;
Вариативная;
Доступная и безопасная
Заключительный этап
Критериями положительных результатов выполнения проекта являются
анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации поставленных
задач анализ, знаний и умений детей. Изучение уровня организации ПРС
проводится на основании ФГОС ДО. Отслеживание результатов
эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со
стороны администрации ДОО, а также через отношение самих детей к ПРС
группы и мнения родителей.
Вывод (Заключение)
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная
среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка,
стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких
качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная
среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни
ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными,
ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и
навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды
объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и
родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она
всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися
интересами детей.
В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности
Технологическая
- Умение планировать этапы своей деятельности.
- Умение довести начатое дело до конца.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Умение планировать этапы своей деятельности.
- Умение довести начатое дело до конца.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Социально-коммуникативная
Умение получать необходимую информацию в общении.
- Умение принимать участие в коллективных делах.
- Умение уважительно относиться к окружающим людям.
- Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых
Информационная
Умение ориентироваться в информационных источниках.
- Умение делать выводы из полученной информации.
- Умение задавать вопросы по данной теме.
Рекомендация по организации ПРС
1.
При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
2.
Среда должна выполнять все функции образовательного процесса и
работать на развитие ребенка с опорой на личностно-ориентированную
модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми.
3.
Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов
ребенка имея гибкое и вариативное использование пространства
4.
Среда должна быть ориентирована на безопасность и возрастные
особенности детей.
5.
Пространство группового помещения должно быть
полифункциональным , а элементы декора легко сменяемыми в
зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения,
образовательной программы
6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными
тонами.