Автор: Тенькова Галина Алекандровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 24 "Радуга"
Населённый пункт: город Егорьевск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль народного фольклора в воспитании детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них
не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Мы сами,
наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит
этому. А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через
художественную литературу
Мой многолетний опыт позволяет утверждать: черты самостоятельности и произвольности
поведения формируются у детей только при целенаправленной педагогической работе. Всё то, что
приобрёл ребёнок на втором году жизни в частности, возможность общаться с помощью речи,
свободно перемещаться в пространстве, создаёт лишь предпосылки перехода на качественно
новую ступень развития. Первые сказки – “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”, “Колобок” понятны
ребёнку потому, что их герои – животные. Они разговаривают и действуют как люди: выполняют
трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.). Фольклор даёт
возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке,
формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения
учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых,
проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей
складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение
которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких,
его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка
радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с
пальцами, ручками, ножками. Поздним наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных,
прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Содержание небольших произведений
народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления
природы ("Ночь пришла, темноту привела", "Солнышко-ведрышко", "Обогрело телят, ягнят и еще
маленьких ребят", на небе появилась радуга-дуга "высока и туга"), действуют животные (кисонька-
мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи).
Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой -
цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-
белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинка горенку
метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не
пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д. Устное народное творчество таит в себе
неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности,
яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как
можно шире использовать его воспитание детей. Быстротечность и значимость первых лет жизни
ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а
именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность
каждого малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития" (Л.С. Выгодский). Все это позволит
дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего
возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и
методики ознакомления с народной поэзией.
Фольклорно-игровые занятия с малышами - деятельность специфическая и требует
профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен научиться
владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только
тогда он сможет привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении
народных произведений. Тогда фольклорно-игровые занятия будут проходить не в традиционной
форме, а как яркое общение с малышами. Педагог должен знать уровень развития своих
воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности
детского восприятия. В связи с этим я больше использую словесные, наглядные, игровые методы в
ознакомлении с народными произведениями, варьирую методическими приемами.
Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов,
способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять
на себя любую роль. При исполнении народного произведения я стараюсь обеспечить понимание
смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра
голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается
образное восприятие и наглядно-образное мышление.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период
привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими
детьми, взрослыми. Я использую потешки, которые помогают установить контакт с ребенком,
вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку -
воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не
изменяя содержание, в адаптационный период использую такие потешки, как, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка. или:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший!
Ванечка - пригожий!
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир
воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей.
И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые,
короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко,
успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ,топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно
отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Травка - муравка, сосна поднялась,
Птица - синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку, мышка - за корку,
Детки - за молоко.
При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать потешки:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам...
Спят - поспят, всему миру спят велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем калошики;
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить
народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия,
доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные
стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".
Так же я ввожу в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность
проявить речевую активность. Например, в игре - забаве "Моя доченька" малыши слышат уже
знакомые им "Баю-баюшки-баю", "Катя, Катя маленькая...".
В развлечении "Солнышко, загляни в окошечко":
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить.
В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их
повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка.
Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к
предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек
привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует
развитию разговорной речи.
В предметно-развивающей среде моей группы подобраны соответствующие настольно-печатные
игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые
навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно
использовать эти знания. В книжном уголке размещены книги - игрушки, книги - раскладушки,
книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же размещены фигурки персонажей знакомых
потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же
произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают
иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей,
и только семья способна развить его эгоистические чувства, интерес и любовь к богатству и
красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и
многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку
колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже
приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более
глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и
улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение
обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Так, родители, лаская своего ребенка,
играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку
- "пшеничный колосочек, лазоревый цветочек" и т.д. создают эмоциональный положительный
фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка.
Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша.
Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если
способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит
предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец
духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду. По итогам работы
своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и
взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения малышей к фольклору
на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником
познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей
Родины. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут
сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка
в жизни, становление его как личности.