Напоминание

"Роль народного фольклора в воспитании детей раннего возраста"


Автор: Тенькова Галина Алекандровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 24 "Радуга"
Населённый пункт: город Егорьевск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль народного фольклора в воспитании детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них

не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Мы сами,

наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит

этому. А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через

художественную литературу

Мой многолетний опыт позволяет утверждать: черты самостоятельности и произвольности

поведения формируются у детей только при целенаправленной педагогической работе. Всё то, что

приобрёл ребёнок на втором году жизни в частности, возможность общаться с помощью речи,

свободно перемещаться в пространстве, создаёт лишь предпосылки перехода на качественно

новую ступень развития. Первые сказки – “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”, “Колобок” понятны

ребёнку потому, что их герои – животные. Они разговаривают и действуют как люди: выполняют

трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.). Фольклор даёт

возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке,

формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения

учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых,

проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей

складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение

которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких,

его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка

радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с

пальцами, ручками, ножками. Поздним наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных,

прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Содержание небольших произведений

народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления

природы ("Ночь пришла, темноту привела", "Солнышко-ведрышко", "Обогрело телят, ягнят и еще

маленьких ребят", на небе появилась радуга-дуга "высока и туга"), действуют животные (кисонька-

мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи).

Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой -

цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-

белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинка горенку

метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не

пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д. Устное народное творчество таит в себе

неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности,

яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как

можно шире использовать его воспитание детей. Быстротечность и значимость первых лет жизни

ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а

именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность

каждого малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития" (Л.С. Выгодский). Все это позволит

дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего

возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и

методики ознакомления с народной поэзией.

Фольклорно-игровые занятия с малышами - деятельность специфическая и требует

профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен научиться

владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только

тогда он сможет привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении

народных произведений. Тогда фольклорно-игровые занятия будут проходить не в традиционной

форме, а как яркое общение с малышами. Педагог должен знать уровень развития своих

воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности

детского восприятия. В связи с этим я больше использую словесные, наглядные, игровые методы в

ознакомлении с народными произведениями, варьирую методическими приемами.

Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов,

способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять

на себя любую роль. При исполнении народного произведения я стараюсь обеспечить понимание

смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра

голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается

образное восприятие и наглядно-образное мышление.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период

привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими

детьми, взрослыми. Я использую потешки, которые помогают установить контакт с ребенком,

вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку -

воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не

изменяя содержание, в адаптационный период использую такие потешки, как, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка. или:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший!

Ванечка - пригожий!

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир

воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей.

И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые,

короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко,

успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ,топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом,

Топ, топ!

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно

отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Травка - муравка, сосна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку, мышка - за корку,

Детки - за молоко.

При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать потешки:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спят - поспят, всему миру спят велят.

Во время одевания на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем калошики;

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить

народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия,

доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные

стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".

Так же я ввожу в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность

проявить речевую активность. Например, в игре - забаве "Моя доченька" малыши слышат уже

знакомые им "Баю-баюшки-баю", "Катя, Катя маленькая...".

В развлечении "Солнышко, загляни в окошечко":

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить.

В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их

повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка.

Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к

предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек

привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует

развитию разговорной речи.

В предметно-развивающей среде моей группы подобраны соответствующие настольно-печатные

игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые

навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно

использовать эти знания. В книжном уголке размещены книги - игрушки, книги - раскладушки,

книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же размещены фигурки персонажей знакомых

потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же

произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают

иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову.

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей,

и только семья способна развить его эгоистические чувства, интерес и любовь к богатству и

красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и

многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку

колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже

приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более

глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и

улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение

обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Так, родители, лаская своего ребенка,

играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку

- "пшеничный колосочек, лазоревый цветочек" и т.д. создают эмоциональный положительный

фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка.

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша.

Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если

способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит

предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец

духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду. По итогам работы

своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и

взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения малышей к фольклору

на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником

познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей

Родины. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут

сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка

в жизни, становление его как личности.



В раздел образования