Автор: Бережная Ирина Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Твоя профессиональная карьера"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразова-
тельная школа № 3 г. Ессентуки
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей техно-
логии, искусства, физической
культуры и ОБЖ
Протокол № 1 от 26.08.2016
Руководитель МО___________
Бережная Ирина Александровна
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора поУВР
Кудинова Елена Давыдовна
«29» августа 2016 года
«УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________
Чуденцова Ада Алексеевна
Приказ от 30.08.2016 № 160
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного предмета «Технология»
«Твоя профессиональная карьера»
Класс: 9
Уровень образования: основное общее образование
(Общеобразовательный уровень)
Срок реализации программы 2016 - 2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего – 34 часа (1 час в неделю)
Рабочая программа написана на основании:
1.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, часть 2
(с изменениями на 23.06.2015)
2.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ
№ 3
3.
Примерные программы для общеобразовательных учреждений «Технология», 5-11
классы, 2004
4.
Авторская программа: «Технология: Обслуживающий труд» под ред. В.Д. Симо-
ненко, Ю.Л. Хотунцева - М. «Вентана-Граф», 2005
Учебник
: В.Д. Симоненко, « Технология, 9 класс», М: «Просвещение» 2013
Рабочую программу составила: Бережная Ирина Александровна,
учитель технологии, специалист высшей категории
2016 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
«Твоя профессиональная карьера»
Предметные результаты
- доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологиче-
ской стороне трудовой деятельности, об основах культуры труда;
- элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности,
- умения ориентироваться в мире профессий,
- элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Учащиеся должны знать:
•
о потребностях и мотивах как условиях активности личности,
•
о типичных ошибках при выборе профессии,
•
о системе профессионального образования,
•
о профессиональной пригодности,
•
о различных профессиях и целях профессиографии,
•
цели и характер трудовой деятельности, процесс и условия труда, предметы и сред-
ства труда,
•
способы трудоустройства и увольнения, повышения квалификации,
•
особенности проявления психики человека в условиях трудовой деятельности,
•
о влиянии состояния здоровья на выбор профессии и осуществление трудовой дея-
тельности,
•
о межличностных отношениях в коллективе,
•
о социальных аспектах трудовой деятельности,
Учащиеся должны уметь:
•
выделять потребности и мотивы по принципу: «хочу», «могу» и «надо»,
•
составлять личный профессиональный план,
•
работать с методикой самооценки индивидуальных возможностей,
•
составлять формулу профессии,
•
подготовить пакет документов для трудоустройства,
•
пользоваться ТК РФ,
пользоваться ресурсами Интернета и других СМИ для получения необходимой ин-
формации и сообщения информации о себе, как потенциальном соискателе
Личностные результаты
- воспитание и развитие социальных и личностнозначимых качеств, индивиду-
ально-личностных позиций, ценностных установок
- уверенность в себе, общительность, самостоятельность, ответственность, толе-
рантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результа-
там.
Метапредметные результаты
- освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в
рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
- умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить
план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять инфор-
мационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выпол-
нять самооценку результата
Содержание обучения
Введение. (1 час)
Ознакомление с предметом и его спецификой.
Личность и профессия. (12 часов)
Профессиональный выбор. Потребности и мотивы, как условия активности личности. Интере-
сы, виды интересов, склонности. Типичные ошибки при выборе профессии. Личный профессио-
нальный план. (4 часа)
Возможности личности в профессиональной деятельности. Психология человека. Взаимодей-
ствие человека с окружающим миром. Здоровье человека и профессиональная деятельность.
Компенсаторные возможности личности человека. (4 часа)
Рынок труда и его требования. Анализ профессий. Компоненты трудовой деятельности. Спосо-
бы трудоустройства. Осуществление трудовой деятельности. (4 часа)
Социальные проблемы трудовой деятельности. (10 часов)
Трудоустройство. Организация своей трудовой деятельности. Отношения с начальством. Отноше-
ния с коллегами и подчиненными. Праздники в кругу коллег. Повышение квалификации. Семья и
карьера. Проблемы гендерности. Увольнение.
Современный профессионал. (6 часов)
Деловые качества личности. Работа в команде. Лидерство. Деловое общение. Конфликты. Этика
деловых отношений.
Проектная деятельность. (4 часа)
Выбор и обоснование темы ТП. Реализация выбранного варианта ТП. Защита ТП.
Итоговое занятие. (1 час)
Тематическое планирование
Разделы програм-
мы
Общее ко-
личество
часов
Теоретиче-
ская часть
Комбинирован-
ная деятель-
ность
Проектная
деятель-
ность
Введение
1
1
-
-
Личность и профес-
сия.
Профессиональный
выбор.
Возможности лич-
ности в профессио-
нальной деятельно-
сти.
4
4
4
2
3
3
2
1
1
-
-
-
Рынок труда и его
требования
Социальные
проблемы трудовой
деятельности
10
5
5
-
Современный про-
фессионал
6
4
2
-
Проектная деятель-
ность
4
-
-
4
Итоговое занятие
1
1
-
-
Итого
34
19
11
4
Поурочное планирование
№
п/п
Дат
а
уро-
ка
по
пла-
ну
Дат
а
про-
ве-
де-
ния
уро-
ка
Темы разделов
и уроков
Тип
урока
Основные
понятия
Мето-
ды
Обору-
дование
Домаш-
нее за-
дание
I. Введение (1 час)
1
(1)
Ознакомление с
предметом и его
спецификой
Ввод-
ный в
курс
- содержа-
ние курса
-цели
-задачи
озна-
коми-
тель-
ная бе-
седа
Учебник
для 9
класса,
тетрадь
§35,
стр.194-
196, изу-
чать;
дать от-
веты на
вопросы
в пись-
менной
форме
II. Личность и профессия (12 часов)
2.1 Профессиональный выбор (4 часа)
1
(2)
Потребности и
мотивы, как
условия актив-
ности личности
Ввод-
ный в
тему
- мотивация
деятельно-
сти человека
-классифи-
кация моти-
вов
-виды по-
требностей
лекция,
дис-
куссия
--//--
§42,
стр.236-
237, изу-
чать
2
(3)
Интересы, виды
интересов и
склонности
Урок-
иссле-
дова-
ние
-профин-
терес
-определе-
ние
склонности
(ДДО)
лекция,
тести-
рова-
ние
--//--,
лист
опроса
§39,
стр.214-
226, изу-
чать;
выпол-
нить
тест
КОС
3
(4)
Типичные
ошибки при вы-
боре профессии
--//--
- 10 причин
профессора
Климова
- правила
выбора про-
фессии
лекция,
дис-
куссия
Учеб-
ник, тет-
радь
§35,
стр.196-
201, изу-
чать; за-
полнить
табл.2
4
(5)
Личный профес-
сиональный
план
тре-
нинг
-планирова-
ние
-жизненный
план
-профессио-
нальный
план
прак-
тиче-
ская
работа
под ру-
ко-
водств
ом
учите-
ля
--//--
§42,
стр.237-
239, изу-
чать; за-
полнить
табл.31
2.2 Возможности личности в профессиональной деятельности (4 часа)
5
(6)
Психология че-
ловека
Урок
полу-
чения
новых
знаний
-самооценка
-темпера-
мент
-психиче-
ские процес-
сы
лекция
Учеб-
ник, тет-
радь
§40, изу-
чать
6
(7)
Взаимодействие
человека с окру-
жающим миром
Урок-
иссле-
дова-
ние
-характер
человека
тести-
рова-
ние
--//--, бу-
мага и
цветные
каранда-
ши
§41, изу-
чать;
выпол-
нить
тест
«Несу-
ществу-
ющее
живот-
ное»
7
(8)
Здоровье чело-
века и профес-
сиональная дея-
тельность
Урок
полу-
чения
новых
знаний
-требования
профессии к
здоровью
-профессио-
нальная при-
годность
лекция
Учеб-
ник, тет-
радь
§43, изу-
чать
8
(9)
Компенсатор-
ные возможно-
сти личности
человека
Ре-
флек-
сивно-
коррек-
тирую-
щий
- компенса-
торная
способность
человека
-ЭВС психи-
ки человека
лекция,
дис-
куссия
Научно-
попу-
лярная
лит-ра
Напи-
сать эссе
«Что я
хочу в
себе из-
ме-
нить?»
2.3 Рынок труда и его требования (4 часа)
9
(10)
Анализ профес-
сий
Урок,
рас-
кры-
ваю-
-профессия
-профессио-
графия
-профессио-
лекция
Учеб-
ник, тет-
радь
§36, изу-
чать; со-
ставить
профес-
щий
содер-
жание
темы
грамма
-психограм-
ма профес-
сии
сиограм-
му вы-
бранной
профес-
сии
10
(11)
Компоненты
трудовой дея-
тельности
Основ-
ная
часть
темы
-профессио-
нальная про-
ба
-оплата тру-
да
-условия
труда
-социальный
пакет
лекция
--//--
§37,
стр.207-
210, изу-
чать;
охарак-
теризо-
вать тру-
довую
деятель-
ность
роди-
телей
11
(12)
Способы трудо-
устройства
--//--
- пакет доку-
ментов
для трудо-
устройства
- льготы по
организации
личной тру-
довой дея-
тельности
--//--
--//--
Сборник
ТК РФ
Про-
смотр
вакан-
сий по
нашему
городу
12
(13)
Осуществление
трудовой дея-
тельности
Ре-
флек-
сивно-
коррек-
тирую-
щий
- знание ТК
РФ
-личная от-
ветствен-
ность
-моральная
и материаль-
ная удовле-
творенность
рито-
риче-
ский
спор
--//--
Повто-
рение
узловых
момен-
тов
темы
III. Социальные проблемы трудовой деятельности (10 часов)
1
(14)
Трудоустрой-
ство
Ввод-
ный в
тему
-кадровое
агентство
-связи
-психология
момента
лекция,
тре-
нинг
Научно-
попу-
лярная
литера-
тура по
теме
Описать
5 при-
чин, по
которым
можно
трудо-
устроит
ься
2
(15)
Организация
своей трудовой
деятельности
Основ-
ная
часть
темы
-корпоратив-
ность
-индивиду-
альность
-решение
физических
проблем
лекция
--//--
Нарисо-
вать
свое ра-
бочее
место
3
Отношения с
Урок-
-психологи-
обсу-
--//--
Эссе «Я
(16)
начальством
раз-
мыш-
ление
ческие типы
начальников
- проблемы
делового и
личного об-
щения
ждение
ситуа-
ций-
приме-
ров
– прези-
дент»
4
(17)
Отношения с
подчиненными
и коллегами
Ре-
флек-
сивно-
коррек-
тирую-
щий
-психология
управления
-качества ру-
ководителя
обсу-
жде-
ние,
иссле-
дова-
ние
--//--
Прине-
сти
оформ-
ленный
отрыв-
ной ка-
лендарь
5
(18)
Праздники в
кругу коллег
Урок
откры-
тых
мыс-
лей
-этикет кор-
поративных
праздников
-послед-
ствия
работа
над си-
туаци-
ями
--//--
Соста-
вить по-
здравле-
ние
6
(19)
Повышение ква-
лификации
Основ-
ная
часть
темы
-способы
повышения
квалифика-
ции
-кто и за что
платит?
лекция
--//--
Подго-
товить
матери-
ал о сво-
ей семье
7
(20)
8
(21)
Семья и карьера
конфе-
ренция
- помощь и
противодей-
ствие семьи
-женский
выбор
обсу-
ждение
докла-
дов
--//--
§2,3 и
§4,5 для
самосто-
ятельно-
го .озна-
комле-
ния
9
(22)
Проблемы ген-
дерности
Урок
полу-
чения
новых
знаний
- гендер
-противосто-
яние
-служебный
роман
лекция
с эле-
мента-
ми
дис-
куссии
--//--
§6,7 для
самосто-
ятельно-
го озна-
комле-
ния
10
(23)
Увольнение
--//--
-юридиче-
ская сторона
-психологи-
ческая сто-
рона
лекция
--//--
Напи-
сать
заявле-
ние об
увольне-
нии
IV.Современный профессионал (6 часов)
1
(24)
Деловые каче-
ства личности
Ввод-
ный в
тему
-психология
делового че-
ловека
-стресс
лекция
--//--
§8,9 для
самосто-
ятельно-
го озна-
комле-
ния
2
(25)
Работа в ко-
манде
Основ-
ная
-«один в
поле не
лекция,
тести-
--//--
§10 для
самосто-
часть
темы
воин»
-психологи-
ческая сов-
местимость
-типы участ-
ников ко-
манды
рова-
ние
ятельно-
го озна-
комле-
ния
3
(26)
Лидерство
--//--
-качества
лидера
-ответствен-
ность
лекция
--//--
Сообще-
ние о
знаме-
нитости
4
(27)
Деловое обще-
ние
--//--
-деловое
взаимодей-
ствие
--//--
--//--
Научить
ся зна-
комить-
ся с
людьми
5
(28)
Конфликты
--//--
-ситуация
конфликта
-причины
конфликта
-разрешение
конфликт-
ной ситуа-
ции
--//--
--//--
Приду-
мать
кон-
фликт-
ную си-
туацию
6
(29)
Этика деловых
отношений
Ре-
флек-
сивно-
коррек-
тирую-
щий
-имидж
-мастерство
делового
взаимодей-
ствия
обсу-
ждение
ситуа-
ций
--//--
Соста-
вить
пере-
чень
«Не …»
V. Проектная деятельность (4 часа)
1
(30)
Выбор и обос-
нование темы
ТП
Рас-
кры-
ваю-
щий
содер-
жание
темы
-актуаль-
ность
-информа-
ция
-оформление
объяс-
ни-
тельно-
иллю-
стра-
тив-
ный
Приме-
ры вы-
полнен-
ных ра-
бот
§45, стр.
252-253,
изучать
2
(31)
3
(32)
Реализация вы-
бранного вари-
анта ТП
Основ-
ная
часть
темы
-реферат, как
исследова-
тельская ра-
бота
-правила
оформления
консул
ьтация
Научно-
попу-
лярная
литера-
тура
§45,
стр.253-
256 и
стр. 256-
259, изу-
чать
4
(33)
Защита ТП
Контро
льно-
обоб-
щаю-
щий
-критерии
оценки
-правила за-
щиты
обсу-
ждение
--//--
§45, стр.
259-262,
изучать
VI. Итоговое занятие
1
(34)
Итоговое заня-
тие
обоб-
щаю-
-подведение
итогов рабо-
беседа
---
Повто-
рение
щий
ты по курсу
изучен-
ного ма-
териала