Региональный компонент в экологическом образовании дошкольников ХМАО-Югры
Автор: Романова Ольга Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 "Брусничка" Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: Региональный компонент в экологическом образовании дошкольников ХМАО-Югры Раздел: дошкольное образование
Региональный компонент в экологическом образовании дошкольников
ХМАО-Югры (из опыта работы)
В
дошкольном
возрасте
закладывается
фундамент
конкретных
представлений
и
знаний
о
природе.
Ближайшее
природное
окружение
представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей,
для
формирования
экологической
культуры,
что
влияет
на
развитие
нравственных,
патриотических
чувств
и
интеллектуальных
способностей
детей.
Ценность учёта
регионального
компонента в экологическом
образовании
заключается в том, что, у воспитанников крепнет любовь к
родному краю, его природе, прошлому и настоящему. Наряду с этим, учёт
регионального компонента, выполняет в образовательном процессе ряд очень
важных
функций
и
обладает
определёнными
дидактическими
и
воспитательными
возможностями:
позволяет
педагогам
использовать
в
экологическом
образовании
и
воспитании
индивидуально-личностный
подход;
решает
проблему
целостности
образовательного
пространства,
обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках
региона и страны в целом; делает экологическое образование действенным.
В
нашем
регионе
проведена
определённая
работа
по
созданию
регионального
компонента
в
экологическом
образовании
и
воспитании
подрастающего поколения. На базе естественно-географического факультета
Нижневартовского
государственного
гуманитарного
университета
коллективом преподавателей, при поддержке экологического фонда ХМАО
была создана региональная программа для детских дошкольных учреждений
- «Экология для малышей» - авторы Е.В. Гончарова, О.Н. Гаврилова. Цель
программы:Формирование экологической культуры дошкольников на основе
историко-географических
и
природных
особенностей,
традиционного
и
современного
природопользования
с
учётом
особенностей
этнических
культур ХМАО-Югры.
Для нас данная программа представляет огромный интерес. Научное
обоснование, заложенные идеи, обозначенные цель и задачи, содержание
программы может послужить великолепной основой для построения нашей
работы с детьми. Одной из форм организации работы с воспитанниками
является праздник.
Педагогический смысл экологических праздников и досугов заключается
в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их
природное
содержание.
Эмоции
рождают
отношение,
воздействуют
на
личность ребёнка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить
регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок (но не
чаще
одного
раза
в
1,5
–
2
месяца).
В
сценариях
этих
мероприятий
используется тот материал, который детям хорошо знаком.
Подготовка к любому празднику требует большой работы педагога. Чтобы
дети могли свободно отвечать на вопросы героев сценок и была возможна
импровизации, нужно специально готовить детей и учить их правильным
ответам. Прежде всего, это удобно делать на занятиях, где в игровой форме
сообщают
сведения по экологии. Дети любят участвовать в праздниках,
устают
быть
просто
зрителями.
Детям
интересно
общение
с
главными
героями сценок, и обязательно нужна двигательная активность, поэтому в
сценарий необходимо включать конкурсы, эстафеты, творческие задания и
хороводы.
Праздники дают большие воспитательные возможности. Репетиции и
заучивание наизусть требуют многократного повторения стихов и правил
поведения в природе. Кроме того, дети любят выступать не только друг перед
другом, но и перед родителям, которые в свою очередь, с удовольствием
смотрят и слушают юных артистов. Родителям совсем не безразлично о чём и
как говорят их дети. Таким образом, с помощью сценических образов ребята
рассказывают о живой и неживой природе, о взаимоотношении человека с
ней, не только детям, но и взрослым. Один их наиболее интересных
из нашего опыта и проводимый уже десять лет в нашем городе, стал –
праздник «Слёт юных экологов», проводимый в рамках экологической акции
«Спасти и сохранить»: он создаёт масштаб общего видения планеты, её
значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе как её
важной
части.
Такой
праздник,
хотя
и
требуют
большой
подготовки
со
стороны воспитателей, но остаётся надолго в памяти детей. Каждый год
сценарий праздника на разную тему. Я предлагаю вниманию коллег сценарий
с учётом наших Югорских региональных особенностей.
Слёт Юных экологов «Югорская сказка»
Участники: команды по 5-6 человек воспитанников старшего дошкольного
возраста, детских садов города.
Цель: Систематизировать знания детей о народах Югры, с тем, что вся их
жизнь
связана
с
лесом
и
природой;
о
разнообразии
растительного
и
животного мира ХМАО. Воспитывать чувство ответственного отношения к
природе, любовь к родному краю.
Ход слёта:
Ведущая: - Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех участников Слёта
юных
экологов:
детей,
руководителе
кружков
и
наших
гостей!
Давайте
знакомиться с нашими участниками - это дошкольники- любители и знатоки
природы, которые занимаются в экологических кружках в детских садах
нашего города. Знакомьтесь - юные экологи детского сада№
(команды
выходит
для
самопредставления,
аплодисменты,
затем
возвращаются в зал).
Ведущая: - Наш край Ханты- Мансийский автономный округ красив и богат.
Коренные жители края это народы ханты и манси – оленеводы, рыбаки и
охотники, шаманы, собиратели, поэты и сказочники очень любят свой край и
берегут его. Сегодня мы с вами заглянем в гости к одной мудрой хантыйке
Бабушке Аннэ.
(Приглушённый
свет,
на
сцену
выносятся
атрибуты,
Бабушка
Аннэ
занимается каким-нибудь делом, звучит хантыйская мелодия, на экране
меняются слайды ХМАО в сопровождении песен и стихов).
Бабушка :- Ой, сколько народу-то, стара я уже, глаза плохо видят – толь
браконьеры понаехали, толь туристы, аль добрые люди пожаловали?! – Если
добрые
люди,
дак
порадовать
вас
надо,
повеселить.
–
Дайте-ка
я
вас
испытаю! Пойдёте вы к моим соседям, они-то вас и проверят, с добром
пришли вы сюда или нет. Если хорошо край родной знаете, значит и вреда
ему, не сделаете. Нате вам карту, чтоб с пути не сбились, в болоте топком не
увязли.
Аннэ раздаёт карты всем командам. Дети в сопровождении своих
руководителей следуют по маршруту, встречаются с соседями бабушки
Аннэ, отвечают на вопросы, получают памятные дары.
Хант-оленевод :-
Здравствуйте,
дети!
Знаете
ли
вы,
что
олени
чудесные
животные, у них красивые ветвистые рога, тонкие ножки, хвостик как у
зайчишки, шерсть мягкая, глаза добрые, доверчивые, поэтому ханты и манси
приручили диких северных оленей и теперь есть не только дикие, но и
домашние северные олени. Я Хант-оленевод пасу своё стадо по бескрайним
нашим краям и с места на место переезжаю со своим домом и семьёй. Мои
сыновья помогают мне разводить оленей, а малютка дочка любит пить оленье
молоко.
А
вы,
можете
что-нибудь
рассказать
об
этих
животных?
–
Как
называется детёныш оленя? – Что едят северные олени? – Могут ли олени
переплыть через небольшую реку? Правильно, молодцы, вот вам от меня
игрушка олень.
Хант – охотник :- Здравствуйте, дети! Я люблю животных, изучаю их, много
про них знаю. В наших краях зимой сильные морозы, и нашему народу
нужна тёплая одежда, которую мы шьём их шкурок пушного зверя (белок,
зайцев, соболей). Но на охоте я соблюдаю несколько правил: - Не убиваю
зверьков
больше,
чем
нужно
моей
семье;
не
охочусь
на
самочек
с
детёнышами; попадаю с первого раза, раненых животных не бросаю; стерегу
свои лесные угодья от браконьеров – людей, которые убивают животных для
продажи. Кроме этого, я ещё и рыбак, и собиратель шишек, ягод, грибов,
лекарственных трав.
Я люблю природу, потому, что природа меня кормит и одевает.
А, вы случайно не браконьеры? (Нет) Хорошо, вот вам на память о нашем
знакомстве клюковку – ягоду полезную.
Хант – рыбак :- Я Хант-рыбак, умею ловить рыбу сетями, удочкой, мордой.
Ловлю рыбу и зимой и летом. Народы ханты и манси любят рыбу варёную,
печёную,
жареную,
сушёную,
вяленую
и
даже
сырую.
–
Назовите
рыб,
которые живут в наших северных реках. – Как называется самая большая
река в наших краях? Молодцы, вот вам на память рыбка сушёная.
Хант – шаман : - Я шаман – хранитель спокойствия, здоровья, обычаев
нашего народа ханты и манси. Все жители наших северных краёв идут ко мне
за советом, я главный человек на всех народных праздниках. Особенно меня
любят дети, я им рассказываю сказки. А вам я подарю хантыйскую загадку,
но сначала кое о чём вас поспрашиваю: - Какое животное у народов ханты и
манси считается священным? – В какое время года, в наших краях, длинная
ночь и короткий день? – В какое время года на небе можно увидеть северное
сияние? – В какое время года белые ночи? – Какой музыкальный инструмент
есть у шамана? – Из чего сделан мой бубен? Молодцы, вот вам обещанный
подарок.
Хантыйка – хозяйка : - Здравствуйте, ребята. Хозяйство у меня не большое –
приготовить еду, сшить одежду. Печурка каменная, разная домашняя утварь:
посуда из бересты, сумки из кожи оленя, иголка из косточки, нитки из
жилочек, нож острый и любовь к родному краю крепкая. Придёт мой муж с
охоты, рыбалки – принесёт добычу, я и еду сготовлю, песню спою, дом
согрею. А скажите, дети, знаете ли вы, как называется жилище (дом) народов
ханты и манси? – Почему чум тёплый, из чего его делают? – Я, вам говорила,
что некоторые мои корзиночки, чашечки сделаны из бересты – что такое
береста? Ребятки, когда я шью одежду, то хочу, чтобы получилось красиво,
поэтому я украшаю её хантыйским орнаментом из бисера. Ещё из бисера я
делаю украшения и обереги. Вот я вам подарю оберег.
Хантыйка – мать : - Здравствуйте дети, какие вы большие, наверно скоро в
школу пойдёте? Мои дети то же в школу уезжают и учатся там до самых
каникул, потому что школа далеко – в городе. А маленькие дети здесь со
мной, дочки учатся, как за домом ухаживать, а сыночки отцу помощники. Мы
любим своих детей и делаем им игрушки деревянные, костяные, меховые,
вот, какие красивые куколки. _На кого эта куколка похожа? – Чем я украсила
куколку? Давайте я вам куколку на память подарю.
Хантыйка – собиратель :- Здравствуйте, дети, бабушка Аннэ просила меня
познакомиться
с
вами
и
рассказывать
вы
мне
будете
сейчас
о
наших
бескрайних таёжных лесах.
-Назовите,
какие
хвойные
деревья
растут
в
наших
краях?
–
Назовите
лиственные деревья, растущие в наших таёжных лесах. - Какие кустарники
есть в наших лесах? – Назовите лекарственные растения, растущие в нашем
крае.
Молодцы, ребята, вот вам от меня на память орешки кедровые.
Хантыйка – собиратель :- Здравствуйте, дети, хорошо ли вы знаете, что в
наших лесах растёт
много разных грибов? – Ответьте мне, пожалуйста –
Какие грибы для людей ядовитые?
- Почему мухоморы в лесу нельзя топтать? – Какие грибы растут под
берёзами? – Какие грибы растут под осинами? Назовите ягоды, какие растут
в наших краях. Молодцы, я вам подарю на память сушёные грибы.
Обойдя всех соседей, команды строятся в один общий круг. Появляется
бабушка Аннэ:
- Знаю, знаю, что вы добрые люди, соседи мне всё сообщили, сердце моё
радуется от встречи с вами, глаза мои прозрели, вижу какие вы умные да
красивые. Надо вас
порадовать, повеселить. Мы, народы ханты и манси
работящие, трудолюбивые, весёлые. Часто у нас бывают праздники, тогда мы
устраиваем весёлые состязания на ловкость и выносливость. Давайте я вас
научу в наши игры играть.
Бабушка Аннэ организует и проводит игры: «Бег по медвежьи», «Болотная
женщина»,
«Заячьи
прыжки»,
«Ловля
оленей»,
«Таёжный
медведь».
В
заключении прощается с детьми.
Подвижные игры народов севера.
«Бег по-медвежьи»
Цель: Развивать силу рук и ног, координацию движений, ловкость.
Перед началом игры-состязания в начале и в конце дистанции проводятся
линии старта и финиша. Все участники – мальчики, располагаются вдоль
стартовой линии; принимая исходное положение – стоя на четвереньках. По
команде ведущего - начинается бег по-медвежьи, который выполняется так:
оттолкнувшись двумя руками, подтягивает ноги.
«Болотная женщина»
Цель: Развивать реакцию, ловкость, координацию движений.
Считалкой выбирается «болотная женщина». Ей завязывают глаза платком,
затем
поворачивают
вокруг
себя
3
раза,
после
этого
девочки-игроки
разбегаются в разные стороны, не выбегая за границы болота Мальчики,
взявшись за руки образуют круг – «болото». Болотная женщина» ходит по
«болоту»
и
старается
схватить
кого-либо
из
девочек-игроков,
которые
уворачиваются от неё. Тот, кого поймали, становится «болотной женщиной».
«Заячьи прыжки»
Цель: Развивать силу ног, выносливость, координацию движений.
Перед игрой определяют дистанцию. Все участники становятся у стартовой
линии,
принимая
исходное
положение
–
соя,
ноги
врозь.
По
команде
ведущего все участники начинают выполнять «заячьи прыжки», стараясь как
можно быстрее преодолеть всю дистанцию. Кто сделает это первым, тот
становится
победителем.
Прыжки:
оттолкнуться
двумя
ногами
и
приземлиться на одну ногу, затем, оттолкнувшись ею, приземлиться опять на
две ноги и так далее.
«Ловля оленей»
Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие – пастухи. Пастухи
берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени гуляют по всей
площадке.
По
сигналу
-«Лови!»
пастухи
стараются
поймать
оленей
и
замкнуть круг. Олени стараются не попасть в круг.
«Таёжный медведь»
«Медведь» - ребёнок сидит в «берлоге». Он спит. Дети подходят к нему и
говорят слова:
Медведушка – бабушка,
Медведушка – бабушка,
Твою чернику собираем,
Твою бруснику выбираем.
Хорошую ягоду себе берём
Плохую выбрасываем.
«Медведь» просыпается и бежит за детьми, стараясь поймать кого-нибудь.
Дети убегают за линию тайги.
Разработала: воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 «Брусничка»