Автор: Мартьянов Сергей Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 250
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Основы техники и тактики нападающего удара в волейболе"
Раздел: среднее образование
1
Введение
Нападающие
удары
-
это
самый
эффективный
способ
атакующих
действий
команды.
Выполняются
эти
технические
приемы
в
прыжке
с
разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет
огромное
удовольствие
самим
волейболистам.
Несмотря
на
внешнюю,
кажущуюся, простоту игры, техника волейбола очень сложна. Эта сложность
в
первую
очередь
объясняется
тем,
что
все
технические
приемы
игры
выполняются
при
кратковременном
соприкосновении
рук
и
мяча.
Эти
приемы
нужно
выполнять
всегда
эффективно,
несмотря
ни
на
какие
изменения условий игры.
2
1.1 Техника выполнения нападающего удара
Спортивную
технику
следует
рассматривать
как
систему
элементов
движения,
направленную
на
решение
двигательной
задачи.
Эффективная
техника,
отличаясь
высокой
координированностыо,
устойчивостью
и
экономичностью, позволяет спортсмену достигнуть наивысших результатов
на соревнованиях.
Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок,
собственно
нападающий
удар
и
приземление.
В
свою
очередь
эти
фазы
состоят
из
микрофаз,
характеризующихся
своеобразием
внешней
формы
движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление
техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой
структуре этого действия и позволяет полнее описать особенности отдельных
движений.
Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на
решение двух основных задач — достижения наибольшей высоты прыжка и
максимальной его точности по отношению к траектории полета мяча.
Соотношение
этих
задач
изменяется
по
ходу
развития
двигательного
действия,
обусловливая
вариативность
и
стабильность
его
фазовой
структуры.
Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяется на три микрофазы:
начало, середина и напрыгивание.
В первой, стартовой микрофазе, волейболист, еще не определив характера
траектории
полета
мяча
(второй
передачи),
выполняет
один
или
два
«ступающих» шага в замедленном темпе с характерной для ходьбы двойной
опорой.
Во
второй,
подготовительной
микрофазе,
игрок
определяет
траекторию
полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача
3
занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег.
Если
же
мяч
направлен
по
высокой
траектории,
то
скорость
движения
увеличивается незначительно, а иногда и замедляется.
В третьей микрофазе — напрыгивании — игрок выполняет широкий беговой
шаг,
который
органически
сливается
с
последующими
движениями.
От
слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность
использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега
для прыжка вверх.
При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится с пятки, вторая
нога
присоединяется
к
первой,
выпрямленные
руки
отводятся
назад
для
предстоящего махового движения.
Несмотря на то что отталкивание от опоры протекает в очень короткий
отрезок времени, в нем также отчетливо выделяются три микрофазы. Первая
начинается с постановки пятки стопы на поверхность площадки. Давление на
опору при этом сопровождается реактивным всплеском динамографической
кривой
(в
пределах
300—500
кг).
Эта
сила
образуется
благодаря
стопорящему
движению
стопы
и
зависит
от
веса
тела
волейболиста.
Анатомическая структура этой микрофазы состоит в следующем: пяточная
кость вместе с таранной перемещается вокруг фронтальной оси в поперечном
суставе плюсны (шапаровском) так, что ее пяточный бугор то приближается,
то удаляется от них, располагаясь более вертикально. При этом задняя группа
мышц бедра (его разгибатели) и трехглавая мышца голени сокращаются, а
четырехглавая
мышца
бедра
очень
напряжена.
Такая
работа
мышц
необходима для выпрямленного положения конечности и поддержания стопы
в стопорящем шаге при напрыгивании.
Во
второй
микрофазе
толчка
стопа
полностью
опирается
подошвенной
частью на поверхность площадки. Происходит сгибание ног в коленных
суставах, а туловища — в тазобедренных суставах.
4
Вследствие этого происходит значительное снижение давления на опору,
которое
в
отдельных
случаях
падает
до
нуля.
При
этом
мышечное
напряжение ног становится значительно меньше. Руки волейболиста в этой
микрофазе начинают маховое движение.
Сгибание ног в коленных суставах и туловища в тазобедренных суставах, а
также
маховое
движение
рук
является
решающей
предпосылкой
для
отталкивания волейболиста от опоры.
В третьей микрофазе — отталкивании от опоры — в результате разгибания
ног в коленных, а туловища в тазобедренных суставах вновь увеличивается
давление на опору. Выпрямление ног в коленных суставах происходит за счет
резкого
сокращения
четырехглавой
мышцы
бедра
и
трехглавой
мышцы
голени, работающих при дистальной опоре. Первая мышца, закрепленная на
голени,
тянет
бедро
вперед,
вторая,
фиксированная
на
пяточном
бугре,
перемещает голень и дистальный конец бедра назад. Одновременно большая
ягодичная
мышца
и
задняя
группа
мышц
бедра
(полусухожильная,
полуперепончатая и двухглавая) разгибают туловище.
В
заключительный
момент
толчка
происходит
сгибание
стопы,
то
есть
непосредственное
отталкивание
от
опоры.
Одновременно
с
маховыми
усилиями
рук
это
движение
способствует
завершению
отталкивания
и
сопровождается
дополнительным
давлением
на
опору
(к
мышцам,
сгибающим
стопу,
относятся:
трехглавая
мышца
голени,
задняя
большая
берцовая,
длинный
сгибатель
большого
пальца,
длинная
и
короткая
малоберцовые).
Высота прыжка в значительной степени обусловлена «взрывным» характером
сокращения
мышц,
максимальным
наращиванием
скорости
маховых
движений
рук
в
начале
отталкивания
и
замедленном
движении
в
конце
толчка. Наиболее выгодно замедлять движение рук на уровне головы, так как
5
в этом случае величина реактивной силы (ее тангенциальная составляющая)
будет максимальной.
Существенное
значение
для
высоты
прыжка
имеет
положение
стоп
при
отталкивании.
На
основании
проведенных
исследований
выявлено,
что
наиболее
рациональным
является
естественное
для
игрока
параллельное
положение
стоп
или
небольшой
разворот
их
кнаружи.
Незначительный
поворот стоп носками вовнутрь не оказывает существенного влияния на
высоту
прыжка
у
опытных
спорт сменов
благодаря
б ол ь ш о й
помехоустойчивости
техники.
Однако
у
волейболистов
более
низкой
квалификации такое положение стоп понижает высоту прыжка в среднем на
2–3 см.
Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгибания ног в
коленных
суставах.
Большое
сгибание
ног
(около
120е)
способствует
увеличению
пути
«разгона»
ОЦТ,
но
уменьшает
при
этом
мощность
отталкивания. В то же время малое сгибание ног в коленных суставах (120—
130°) увеличивает мощность усилий при отталкивании, но уменьшает путь
ОЦТ.
Поэтому
при
большой
силе
мышц
нижних
конечностей
выгодно
сгибать ноги в коленных суставах в пределах 100—115°. При относительно
же малой силе ног и преобладании в движениях скоростного компонента (у
юных волейболистов) целесообразно выполнять прыжок с углом сгибания
ног в коленных суставах 120—130°.
Если
прыжок
выполняется
с
места,
то
целесообразно
согнуть
ноги
в
коленных суставах до 80—90°. Это объясняется тем, что в данном режиме
работы (при отсутствии большой ударной нагрузки в фазе амортизации)
мышцы
нижних
конечностей
не
могут
проявлять
максимальную
силу,
и
поэтому для увеличения высоты прыжка следует значительно увеличить путь
перемещения ОЦТ.
6
Ритм разбега, обусловленный особенностями скорости и траектории полета
мяча
для
нападающих
ударов
с
ускоренных
и
заниженных
передач
(полупрострельных,
прострельных
и
коротких),
характерен
для
каждого
отдельного
случая.
Если
при
обычной
высокой
передаче
(к
ее
началу)
нападающий игрок производит незначительный наклон туловища вперед или
один
шаг,
то
при
укороченных
передачах
за
этот
же
отрезок
времени
волейболист
выполняет
вторую
микрофазу
разбега.
В
данном
случае
отчетливо
проявляется
опережающий
характер
разбега
волейболиста
по
отношению ко второй передаче мяча.
При
выполнении
нападающего
удара
с
полупрострельных
передач
окончательная
коррекция
скорости
разбега
и
выбор
места
для
прыжка
производится игроком еще позднее, во время последнего шага-наскока.
Зависимость скорости разбега и прыжка от качества передач еще в большей
мере
проявляется
при
выполнении
нападающего
удара
с
коротких
и
прострельных
передач.
В
этом
случае
разбег,
а
иногда
и
отталкивание
осуществляются
во
время
первой
передачи.
В
большинстве
же
случаев
отталкивание от опоры при нападающих ударах с коротких и прострельных
передач совпадает с моментом касания рук разводящего игрока с мячом.
Исключение
из
этого
правила
составляет
нападающий
удар
по
мячу,
находящемуся на восходящей ветви траектории полета, когда отталкивание
опережает начало второй передачи.
Техника удара по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь
также,
движения
расчленяются
на
две
микрофазы:
замах
и
собственно
ударное движение.
Замах
правой
руки
для
удара
выполняется
сразу
после
окончания
отталкивания от опоры. В это время левая рука, незначительно сгибаясь в
локтевом суставе, отводится вниз, а правая движется вверх. При дальнейшем
поднимании тела игрока вверх правая рука продолжает движение для замаха,
7
правое плечо отводится назад, ноги игрока сгибаются в коленных суставах, а
туловище прогибается в поясничной части позвоночника.
Все эти движения создают необходимые условия для натяжения больших
мышечных групп груди и живота, мощное сокращение которых способствует
значительной концентрации усилий в момент удара по мячу. Положение
игрока перед ударом иногда называют положением «натянутого лука», так
как по аналогии с натянутым луком мышцы туловища волейболиста в этот
момент безопорной фазы имеют большие потенциальные возможности для
энергичного сокращения при ударе по мячу.
Удар по мячу осуществляется за счет резкого последовательного сокращения
мышц живота, груди и руки. Наиболее эффективным по силе будет такой
нападающий удар, при котором скорость движения проксимального звена
руки (ее плеча), являясь наибольшей в начале движения, уменьшается при
соприкосновении
руки
с
мячом.
Это
способствует
возникновению
реактивных сил, увеличивающих скорость сгибания кисти в лучезапястном
суставе. Такая структура движений особенно необходима при ударах по мячу,
летящему над сеткой.
При ударах по мячу, находящемуся далеко от сетки, сила удара увеличивается
за
счет
большой
амплитуды
ударного
движения
и
«жесткости»
соприкосновения руки с мячом. Увеличение амплитуды обеспечивается более
значительным сгибанием руки в локтевом суставе при замахе, а жесткость
соприкосновения руки с мячом — напряжением пястной и запястной частей
кисти.
Таким образом, различные фазы выполнения нападающего удара состоят не
из повторяющихся циклических движений, а носят весьма разнообразный
характер как по внешней, наблюдаемой форме движений, так и по своей
скоростно-силовой структуре.
8
Современными
исследованиями
установлено,
что
наибольшая
точность
полета мяча при нападающем ударе достигается при угле 160—170° между
рукой и туловищем, то есть когда мяч находится впереди игрока.
Кроме этого, в зависимости от смысловой структуры нападающего удара
выделяются три способа разбега при этом способе техники: скоростной,
коррекционный и универсальный. Первый способ разбега применяется при
«уверенном» выходе на удар, при втором происходит некоторое замедление
(либо
ускорение
по
ходу
разбега
(коррекция)
при
недостаточно
точном
определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих способа.
1.2.Характеристики техники нападающего удара
Нападающий
удар-технический
прием
атаки,
заключающийся
в
перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края
сетки.
Выделяются
два
способа
(прямой
и
боковой)
и
несколько
разновидностей.
Прямой нападающий удар. При прямом нападающем ударе ударное
движение
выполняют
в
сагиттальной
плоскости.
Начальное
положение
аналогично
стойке
при
выполнении
передачи.
Подготовительная
фаза
включает разбег, прыжок в замах. Разбег служит для достижения достаточной
горизонтальной скорости движения и его максимального использования для
прыжка.
Длина разбега 2-4 м (как правило, три шага). Первый шаг относительно
небольшой,
скорость
движения
невелика.
Он
определяет
выбор
общего
направления разбега. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина
шага
увеличена,
времени
на
его
выполнение
тратится
меньше,
скорость
движения
возрастает.
На
третьем
шаге
горизонтальная
скорость
разбега
преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Длина шага небольшая;
ОЦТ тела значительно снижается, скорость движения еще больше возрастает.
Последний шаг обычно выполняют скачком (стопорящий): ногу (обычно
9
правую) выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в
положении разгибания. Только при такой жесткой постановке правой ноги на
опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем шаге игрок
отталкивается от опоры и через небольшой промежуток времени подставляет
ее к правой.
Для
координации
движений
звеньев
тела
в
безопорном
положении
важно расположение стоп при отталкивании. Наиболее рационально немного
повернуть
их
носками
внутрь
или
расположить
параллельно.
При
уменьшении длины разбега и переходе на двухшажный разбег выполняют
второй и третий шаги, при одношажном -только третий, стопорящий.
Одновременно
с
стопорящим
шагом
обе
руки
отводят
назад.
При
отталкивании движение в первую очередь начинают руки по дуге сзади-вниз-
вперед. Это маховое движение заканчивается резкой остановкой рук в тот
момент, когда кисти вынесены над головой.
Ноги включают в движение отталкивания несколько позже, когда ОЦТ
тела игрока находится сзади опоры; их при этом разгибают во всех суставах.
Высота прыжка зависит от махового движения рук и величины сгибания ног
в коленях в конце разбега. Однако этот угол не должен быть меньше 90'.
С момента отрыва ног от опоры тело игрока приобретает движение
вверх и несколько вперед -это фаза взлета. Для борьбы с так называемым
горизонтальным сносом следует в момент отрыва ног от опоры верхнюю
часть
туловища
отводить
назад.
Такое
движение
в
известной
мере
перераспределяет
массу
тела
вокруг
ОЦТ
тела
и
создает
некоторый
вращательный момент, направленный в противоположную горизонтальной
составляющей
силы
сторону.
Это
способствует
уменьшению
длины
траектории полета тела.
Одновременно
со
взлетом
правой
рукой
делают
замах
вверх-вниз.
Таким образом, движение рук в подготовительной фазе состоит из махового,
10
тянущего усилия замаха, увеличивающего путь разгона ударной массы. Эти
две части разделяет небольшая пауза при смене направления движения. При
замахе предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх,
правое
плечо
отводят
назад.
Высота
подъема
локтя
варьируется
в
зависимости от индивидуальных особенностей игроков, но в любом случае
локоть должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают
так называемое положение «лук» -прогибаются в грудной и поясничной
частях, ноги сгибают в коленях, голень отводят назад. Левая рука принимает
активное участие в движении замаха: ее отводят в сторону, в результате чего
растягивается большая грудная мышца.
Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной
оси, выведения вперед и поднимания правого плеча. Это движение задает
начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее
выпрямляют
в
локте
и
вытягивают
вверх
и
несколько
вперед,
этим
обеспечивается достаточная высота удара по мячу. Кисть накладывают на мяч
в расслабленном состоянии сверху-сбоку (угол наклона руки -примерно 750)
хлестообразным движением. При этом плечо проводят дальше вперед, руку с
мячом продвигают вперед-вниз, кисть сгибают в луче-запястном суставе.
Мяч
удерживают
от
выскальзывания
дистальными
фалангами
пальцев
и
направляют вперед-вниз. Затем плечо выводят еще дальше вперед и вниз, оно
выполняет роль опоры движущейся вперед-вниз руки. Скорость движения
руки увеличивается плавно, к моменту удара она должна быть наибольшей.
Эффективными при ударе могут быть:
опускание
подбородка,
оно
позволяет
использовать
эффект
шейно-
тонических рефлексов, при которых в этом положении напрягаются группы
мышц передней поверхности туловища игрока;
выдох
во
время
удара,
что
способствует
более
быстрому
его
выполнению, так как ряд мышц отвлекается от функций дыхания.
11
После выполнения удара игрок приземляется, обязательно сгибая ноги
в коленях.
Разновидности нападающего удара определяются параметрами второй
передачи и имеют некоторые особенности. При передачах, различающихся по
длине
(длинных,
коротких,
укороченных),
характер
движений
во
время
выполнения
нападающих
ударов
практически
одинаков,
однако
с
увеличением времени полета мяча изменяется темпо-ритмическая структура
разбега: увеличивается время выполнения первого и второго шагов разбега,
улучшается
согласование
действий
нападающего
игрока
с
передачей.
В
практике
передачи
высокие
и
средние
по
высоте
медленные,
а
низкие
-ускоренные
и
скоростные.
Техника
выполнения
нападающего
удара
с
высоких (средних) медленных передач нами уже описана. Для нападающего
удара с низких скоростных (ускоренных) передач характерны:
уменьшение длины разбега до 1-2 шагов;
более быстрое отталкивание в результате меньшего сгибания ног в
конце разбега;
меньшая
амплитуда
замаха
и
меньшее
сгибание
руки
в
локте
при
отведении назад;
меньшее
сопровождающее
движение
руки
после
удара.
При
выполнении нападающего удара с отдаленной от сетки (более 1 м) передачи
существуют некоторые особенности:
место
удара
определяется
вытянутой
рукой,
угол
наклона
800
-одновременно
с
ведением
руки
в
ударном
движении
игрок
сгибается
в
тазобедренных суставах;
Руку в ударном движении ведут в направлении верхнего края сетки.
12
Особенности
техники
нападающих
ударов
при
их
тактической
реализации (варианты нападающих ударов).
В
современной
игре
нападающие
удары
основное
средство
атаки,
позволяющее
выиграть
очко.
Общей
тактической
задачей
в
этом
случае
является достижение выигрыша с помощью нападающих ударов, точных,
скоростных,
специфических
для
борьбы
с
блоком
соперника.
По
направлению полета мяча нападающие удары подразделяют на удары по ходу
(направление разбега игрока совпадает с направлением полета мяча после
удара) и удары с переводом руки или поворотом туловища (направление
полета мяча не совпадает с направлением разбега). По скорости полета мяча
после удара их делят на медленные (до 10 м/с), ускоренные (до 16 м/с) и
скоростные (более 16 м/с -такой удар часто называют силовым).
При выполнении нападающих ударов на точность используют прямые
ускоренные удары (их часто называют кистевыми).
Ускоренный
нападающий
удар.
Структура
подготовительной
фазы
удара (разбег, прыжок, замах) аналогична структуре описанного скоростного
удара. В ударном движении руку выносят вверх несколько согнутой в локте.
Собственно удар осуществляют выпрямлением руки в локте одновременным
хлестообразным движением кисти. После удара по мячу движение руки резко
тормозится, она останавливается; сопровождающее движение минимально.
Для
увеличения
скорости
полета
мяча
используют
варианты
нападающих
ударов:
прямые,
скоростные
по
ходу,
боковые.
При
этом
амплитуда замаха увеличивается, туловище прогнуто в грудной и поясничной
частях (положение «лук»), ноги согнуты в коленях, ударное движение имеет
значительную амплитуду.
В
игре
(особенно
команд
старших
и
высших
разрядов)
точные
и
скоростные нападающие удары могут и не принести ожидаемого эффекта, так
13
как
соперник
организует
у
сетки
надежную
защиту
блок.
Поэтому
используют варианты борьбы против блока:
удары мимо блока -прямой скоростной нападающий удар с поворотом
туловища, прямой ускоренный с переводом рукой;
удар выше блока прямой ускоренный по ходу;
обман выше блока прямой медленный удар по ходу;
обман мимо блока прямой медленный удар с переводом руки;
удары по блоку с отскоком в аут прямой скоростной по ходу.
Нападающий удар с поворотом туловища. Удар выполняют в три этапа:
1-й
этап
подготовительные
действия
(разбег,
прыжок,
замах),
выполняемые, как и при обычном ударе. Особенности их таковы: при ударе с
переводом вправо игрок оставляет мяч с правой стороны ударной зоны (он не
долетает до игрока); ударная зона находится между сагиттальной осью и
вытянутой вперед-вверх правой рукой; при выполнении удара с переводом
влево
мяч
должен
быть
с
левой
стороны
ударной
зоны
(игрок
немного
пропускает его);
2-й этап поворот тела в воздухе вправо или влево;
3-й этап выполнение нападающего удара походу в новом направлении,
не совпадающем с продолжением направления разбега.
Нападающий удар с переводом рукой. Подготовительная фаза здесь
такая же, как и в ударе по ходу. В ударном движении при переводе вправо
руку ведут по дуге влево-вперед так, чтобы кисть ложилась на мяч с левой
стороны.
Одновременно
кисть
проецируют,
большой
палец
правой
руки
опускают; правое плечо несколько поднимают, а левое опускают. После удара
по мячу руку немного опускают, придавая направление полету мяча.
14
В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука
движется по небольшой дуге вперед-вправо так, чтобы кисть ложилась на
мяч
сверху
и
справа.
Одновременно
кисть
супинируют,
большой
палец
поднимают вверх. Вместе с движением руки левое плечо несколько выводят
вперед. После удара по мячу руку опускают вниз-вперед.
Медленные удары (обманы). Иногда в игре необходимо направить мяч
близко к сетке, перебросить за блок или в зону, где отсутствует страховка.
При обманах выше блока используют прямой медленный удар по ходу. Все
подготовительные действия выполняют, как в обычном нападающем ударе. В
ударном движении руку перемещают, как в ускоренном нападающем ударе;
на вертикаль выносят несколько согнутой, локтем вперед, удар по мячу
осуществляют
разгибанием
в
локте,
дистальными
фалангами
пальцев,
сложенными
«рюмкой»
(по
образцу
передачи
сверху
одной
рукой).
При
обманах мимо блока используют медленный нападающий удар с переводом
руки вправо или влево.
1.3. Характеристики тактики нападающего удара.
Общая
тактическая
задача
при
выполнении
нападающего
удара-
выиграть очко. Частными тактическими задачами являются:
нападающие
удары
точные,
имеющие
целью
направить
мяч
на
определенное
(свободное)
место
площадки
соперника;
на
игрока,
слабо
владеющего приемом мяча; между двумя игроками для внесения разногласий
в их действия;
Нападающие удары скоростные, имеющие целью уменьшить время
полета мяча и тем самым -время на подготовку и выполнение приема мяча на
стороне соперника;
15
нападающие удары против блока соперника, имеющие целью борьбу с
первым эшелоном обороны соперника: мимо
блока (удары с переводом),
выше блока, «блок-аут», за блок (обманы).
Групповые тактические действия игроков в нападении складываются из
индивидуа льных
действий,
которые
выполняют ся
в
с т р о го й
последовательности:
первая
передача
начало
атаки,
вторая
передача-развитие
атаки,
нападающий удар собственно атака.
В
игровом
процессе
выявлена
определенная
повторяемость
ряда
игровых ситуаций с большими или меньшими изменениями -это типичные
тактические
построения
и
нападении,
наиболее
часто
используемые
в
игровом
процессе.
Такие
типичные
построения
принято
называть
«комбинациями»,
под
которыми
понимаются
взаимодействия
игроков,
направленные
на
создание
одному
из
них
оптимальных
условий
для
завершения атаки.
В зависимости от количества игроков, принимающих участие в атаке в
групповых
тактических
действиях
нападения,
тактические
построения
(комбинации) делятся на:
- одноступенчатые, где атака производится одним игроком после второй
передачи партнера;
-двухступенчатые,
где
атакующие
действия
выполняются
двумя
-четырьмя игроками в две очереди после второй передачи.
Если в нападении участвуют два атакующих игрока, где атакующий
первой очереди действует рядом с передающим (связующим) игроком, а
атакующий второй очереди -дальше от него, такие действия называются
«прямыми».
16
Если
рядом
с
передающим
(связующим)
игроком
действует
игрок
второй очереди атаки, такие действия называются «обратными».
Если рядом с передающим игроком оба атакующих (первой и второй
очереди) действуют рядом -такие действия называются «смешанными».
Всею
установлено
четыре
типа
моделей
групповых
тактических
построений в нападении, при этом один нападающий игрок атакует в первую
очередь
с
низкой
скоростной
(ускоренной)
передачи,
другой
-во
вторую
очередь с высокой (средней) передачи.
Волна:
выход
к
сетке
игроков
первой
и
второй
очереди
атаки
характерен
наличием
параллельных
путей
перемещения.
Комбинация
построена на обыгрывании блока соперника по фронту с использованием
всей длины сетки или по разнице времени атаки двух игроков (первой и
второй очереди).
Крест: выход к сетке игроков первой и второй очереди атаки характерен
наличием
пересечения
пути
перемещения
этих
игроков.
Комбинация
построена
на
обыгрывании
блока
соперника
по
разнице
времени
атаки
игроков первой и второй очереди.
Эшелон: выход к сетке атакующих игроков характерен определенной
последовательностью
и
их
расположением.
Игрок
первой
очереди
атаки
выходит непосредственно к сетке и демонстрирует выполнение нападающего
удара. Игрок второй очереди атаки выходит на место, несколько отдаленное
от сетки, «за спину» игрока первой очереди, откуда и производит атаку.
Комбинация построена на обыгрывании блока соперника по разнице времени
атаки игроков первой и второй очереди.
Возврат: выход к сетке игрока первой очереди атаки производится по
обычной схеме. Игрок второй очереди атаки демонстрирует выход к сетке по
типу комбинации «крест» или «обратная волна», но в заключительной части
17
возвращается
в
свою
зону
атаки
и
в
ней
выполняет
нападающий
удар.
Комбинация построена на стремлении «увести» блокирующего обманным
перемещением из зоны возможной атаки.
Одним
из
важных
факторов,
определяющих
структуру
групповых
тактических построений в нападении и их применение в игровом процессе
является место действия игроков атаки из начального состояния -либо в
своей, либо в соседней зоне. При одном атакующем на линии атаки игрок
может выполнять нападающий удар с любой по высоте и длине передачи
связующего игрока (из любой зоны), как в своей зоне (например, в зоне 4),
так и в соседней зоне (например в зоне 3).
При
двух
атакующих
на
линии
атаки
каждый
игрок
строго
регламентирует свои действия в составе групповой комбинации. Если оба
атакующие (первой и второй очереди) играют в своих зонах, то при этом оба
начинают и действуют в своих зонах (в нашем примере -это игроки зон 3 и 4).
Если один из двух игроков атаки действует в своей зоне, а другой в
соседней, то типичной комбинацией здесь может быть «крест» (прямой или
обратный),
«волна»
(прямая
или
обратная)
или
«эшелон»
оба
игрока
начинают действовать в своих зонах (3 и 4), затем игрок зоны 4 действует в
соседней зоне 3 в первую очередь атаки, а игрок зоны 3 -в своей зоне во
вторую очередь атаки.
Если оба игрока атаки действуют в соседних зонах, то типичными
комбинациями
здесь
могут
быть
«волна»
(прямая
и
обратная),
«крест»
(прямой и обратный) и «эшелон». В нашем примере оба игрока начинают
действовать в своих зонах (4 и 2), затем игрок зоны 2 атакует в соседней зоне
3 в первую очередь, а игрок зоны 4 -также в соседней зоне 3 атакует во
вторую очередь.
Во всех случаях согласование действий между партнерами в групповых
тактических построениях осуществляется в парах: связующий -атакующий
18
первой очереди, связующий -атакующий второй очереди, атакующий второй
очереди -атакующий первой очереди.
При трех атакующих на линии атаки каждый игрок так же, как и в
ранее
описанных
построениях,
строго
регламентирует
свои
действия
в
составе групповой комбинации. Действия трех атакующих игроков во всех
ситуациях -это действия двух пар атакующих при одном связующем игроке.
Так, действия игроков (в качестве примера) могут быть:
Трех игроков в своих зонах -это пара атакующих в комбинации «прямая
волна» и пара атакующих игроков в комбинации «смешанная волна»; -двух
игроков в своих зонах и одного игрока в соседней зоне -что пара атакующих
игроков
в
комбинации
«прямая
волна»
и
пара
атакующих
игроков
в
комбинации «прямой крест»;
-одного игрока в своей зоне и двух игроков в соседней зоне это пара
атакующих игроков в комбинации «прямая волна» и пара атакующих игроков
в комбинации «эшелон»;
-трех
игроков
в
соседних
зонах
это
пара
атакующих
игроков
в
комбинации
«прямая
волна»
и
пара
атакующих
игроков
в
комбинации
«смешанный крест».
В каждом тактическом построении могут участвовать игроки задней
линии
в
комбинациях
любой
пары
атаки,
при
этом
они
выполняют
атакующие действия только во вторую очередь. Чаще всего здесь встречается
комбинация «эшелон».
В реальной практике групповые тактические действия при четырех
атакующих
и
одном
передающем
(связующем)
игроке
встречаются
сравнительно редко. Однако теоретически можно конструировать подобные
тактические
построения,
опираясь
на
общие
закономерности
таких
конструкций. В качестве примера: в нападении участвуют один передающий
19
игрок в зоне 2, атакующие игроки в зонах 2, 3, 4, 6 -здесь будут реализованы
три парных тактических комбинации:
-в зоне 3 игрок этой зоны атакует в первую очередь (в своей зоне), а
игрок зоны 4 -во вторую очередь (в своей зоне) -комбинация «прямая волна»;
-в зоне 3 игрок этой зоны, как и ранее, атакует в первую очередь (в
своей зоне), а игрок зоны 2 -но вторую очередь в зоне 2 (в своей зоне)
-комбинация «смешанная волна»;
-в зоне 3 игрок этой зоны, как и ранее, атакует в первую очередь (в
своей зоне), а игрок задней линии зоны 6 -во вторую очередь (в своей зоне)
-комбинация «эшелон».
Во
всех
случаях
лидером
тактических
построений
как
центра
согласования действия всех партнеров является:
-атакующий
игрок
первой
очереди,
если
атака
первой
очереди
осуществляется с низкой передачи (т.н. «взлет»);
-связующий игрок, если атака первой очереди осуществляется с низкой
ускоренной передачи (т.н. «метр», «низкая» и т.д.).
20
Список литературы
1. Амалин, М.Е. Методика оценки соревновательной деятельности в
спортивных играх. / М.Е. Амалин, О.С Шилов // Теория и практика ФК.
-1980. –№9. -19-22 с.
2. Беляев, А.В. Волейбол на уроках физической культуры. - 2-е изд. /
А.В. Беляев. - М.: Физкультура и Спорт, 2005.- 144с.
3. Беляев, А.В. Волейбол. Учебник для вузов. - 4-е изд. / А. В. Беляев,
М.В. Савин. - М.: ТВТ Дивизион, 2009.-360с.
4. Всероссийская Федерация Волейбола. Волейбол (сборник статей).
Москва, 2000.
5. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного
мастерства. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. Учеб. для студ. высш. учеб.
заведений.- М.: Издательский центр Академия, 2004.- 400 с.
6. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика обучения. /
Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений.-
М.: Издательский центр Академия, 2001.- 520с.
7.
Железняк,
Ю.Д.
Волейбол.
Примерная
программа
спортивной
подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детско-юношеских
школ
олимпийского
резерва
(этапы:
спортивно-
оздоровительный,
начальной
подготовки,
учебно-тренировочный).
/
Ю.Д.
Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников. - М.: Советский спорт, 2005. —
112 с.
9. Козырева, Л.Е. «Волейбол». / Л.Е. Козырева М.: «Физкультура и
спорт», 2003, с.
21
10.
Кондаков,
В.Л.
Организация
и
проведение
соревнований
по
волейболу в ВУЗе. / В.Л. Кондаков, О.Э. Сердюков, О.В. Селезнева. : учебно-
методическое Пособие.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2010.- 44с.
11.
Клещев,
Ю.Н.
«Волейбол.
Школа
тренера».
/
Ю.Н.
Клещев.
Издательство «Физкультура и спорт». 2003 - 399с.
12. Клещев, Ю.Н. Волейбол (Серия Школа тренера) / Ю.Н. Клещев. -
М.: Физкультура и Спорт, 2005. - 400с.
13.
Платонов,
В.Н.
Общая
теория
подготовки
спортсменов
в
Олимпийских видах спорта. / В.Н. Платонов. Киев: Олимпийская литература.
1997, с. 583.
14. Фурманов, А.Г. Волейбол. / А.Г. Фурманов. - Минск: 2009.-240 с.
15. Фурманов, А.Г. Подготовка волейболистов. / А.Г. Фурманов.
-
Минск: МЕТ, 2007.- 329с.: ил.
22
СПб ГБОУ СОШ №250 Кировского района
Методическая разработка
Основы техники и тактики нападающего удара в волейболе
Составитель: Мартьянов Сергей Анатольевич
учитель физической культуры СОШ №250
Санкт-Петербург, 2016