Автор: Мыльникова Татьяна Владиславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 120" МО г. Братска
Населённый пункт: город Братск Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
Мыльникова Татьяна Владиславовна
Старший воспитатель
МБДОУ «ДСКВ № 120» г. Братск
Иркутской области
СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК ОДИН
ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сегодня
человеческие
отношения
находятся
в
процессе
трансформации, и мы видим, что они, к сожалению, меняются
не
всегда в лучшую сторону. Наблюдается нарушение гармонии детско-
родительских связей. Образовалось много неполных семей. Теряются
традиции
семейной
культуры.
А
ведь
это
целый
спектр
знаний,
представлений
и
моделей
поведения,
на
которых
все
держалось:
привязанность к родителям, взаимоподдержка, доверие, сочувствие,
дружба,
уважение
к
личности
каждого
в
семье.
Как
отмечает
Л.С.Выготский: «Семья – социальный институт воспитания, в ней
осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что
включает
в
себя
передачу
семейных
ценностей
и
стереотипов
поведения. В семье социализация проходит наиболее естественно и
безболезненно».
Изучение образовательной практики показывает, что традиционно
вопросам
социального
воспитания
детей
дошкольного
возраста
не
уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на
процесс социализации ребенка-дошкольника. Семья и детский сад –
два
важных
института
социализации
детей,
их
воспитательные
функции
различны,
но
для
всестороннего
развития
ребенка
необходимо их полноценное взаимодействие. Поэтому представляется
необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности
дошкольного образовательного учреждения по организации условий
для
успешной
социализации
ребёнка,
охватывая
развитие
его
поведенческой,
эмоционально-чувственной,
познавательной,
бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.
В
2013
году
вступил
в силу
Новый
федеральный
Закон
«Об
образовании
в Российской
Федерации»,
в котором
впервые
дошкольное
образование
закреплено
в качестве
уровня
общего
образования.
Такой
подход
сделал
необходимой
разработку
федерального государственного стандарта дошкольного образования
(ФГОС ДО).
Разработчики
стандарта
заложили
в документе
несколько
принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности
и само ценности дошкольного детства. Ключевая линия дошкольного
детства -
э т о приобщение
к ценностям
культуры,
социализация
ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста
перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
1) «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);
3)
творческую
индивидуальность
(субъекта
деятельности,
саморазвития)».
На
современном
этапе
проблема
социального
развития
подрастающего
поколения
становится
одной
из
актуальных.
Педагогическое
сообщество
понимает,
что
для
детского
сада
в
условиях реализации ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу
воспитания
дополнительные образовательные
резервы. Одним из
таких
резервов
является
институт
семьи,
чьи
возможности
для
решения задач социализации подрастающего поколения еще не до
конца осознаются и используются образовательными учреждениями.
В
дошкольном
возрасте
происходит
становление
базовых
характеристик
личности:
самооценки,
нравственных
ценностей
и
установок,
а
также
социально-психологических
особенностей
в
общении
с
людьми.
В
условиях
недостаточно
благоприятной
социальной среды, ограниченности контактов у ребенка этот процесс
затруднен. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется
в разноплановой деятельности по освоению окружающего
мира и
мира
взаимоотношений
между
людьми.
Дети
учатся
овладевать
собственными
эмоциями
и
приобретают
опыт
практического
мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном
возрасте.
Сегодня
в
нашем обществе
повысился
социальный
престиж
интеллекта и научного знания. С этим связано стремление многих
родителей научить детей читать, писать и считать, а не способности
чувствовать, думать, исследовать и творить. Кроме того, в последнее
время многие дошкольники испытывают острую нехватку общения,
взаимодействия и внимания со стороны родителей.
Современные
родители всё больше заняты зарабатыванием денег, благоустройством
быта. Нехватку общения с близкими людьми и сверстниками заменяют
компьютеры, планшеты. Родители всё чаще обращаются за помощью к
психологу с жалобами на непослушание детей, агрессивное поведение,
нежелание выполнять требования взрослых.
Все
отклонения
в
социальном
развитии
ребенка
дошкольного
возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых.
Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка
ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение
начинает носить асоциальный характер.
Важным
условием
для
полноценной
социализации
ребенка-
дошкольника
является
вовлечение
родителей
в
воспитательно
образовательный процесс дошкольного учреждения. В ходе апробации
ООП
«Детский
сад
2100»
в
рамках
федерального
эксперимента
«Механизмы
реализации
ФГОС
ДО
в
Основной
образовательной
программе “Детский сад 2100”» коллектив нашего учреждения выбрал
для
работы
методическую
тему
«Взаимодействие
с
семьями
воспитанников».
В
процессе
сотрудничества
родители
наших
воспитанников
позитивно
откликаются
на
родительские
собрания,
семинары,
консультации,
дни
открытых
дверей;
посещают
родительские
клубы
и
школу;
отслеживают
результаты
освоения
программы детьми. С удовольствием посещают праздники, спектакли,
концерты, соревнования. В данном случае позиция родителей является
более
пассивной,
чем
активной.
При
посещении
мероприятий
организованных педагогами родители получают определённые знания,
новую и интересующую их информацию, любуются успехами своих
детей, результатами работы педагогов с детьми.
И,
тем
не
менее,
наблюдая
за
взаимоотношениями
детей
и
родителей, родителей друг с другом мы часто отмечаем что:
- у большинства родителей недостаточно развита коммуникативная
культура,
общение
между
родителями
происходит
на
уровне:
«Здравствуйте» и «До свидания», это в лучшем случае, а иногда они
даже не здороваются;
-
в
большинстве
случаев
чувствуется
авторитарный
подход
по
отношению к своим детям;
- родители не считаются с мнением своего ребенка в решении тех
или иных задач, навязывают свою точку зрения;
- многие родители не считают необходимым
проводить больше
времени в кругу семьи с детьми, они считают, что детям нужно давать
больше
самостоятельности,
свободы,
не
научив
их
правильно
пользоваться этой свободой;
-
другие, наоборот, считают
необходимости контролировать
каждый шаг ребенка (дети должны делать
только то, что одобрено
родителями).
Мы сделали вывод, что
работа с родителями требует не только
изменения
подхода
к
семье,
но
и
поиска
новых
форм
отношений
дошкольного
учреждения
с
семьей.
Новизна
таких
отношений
определяется
понятиями
«сотрудничество»
и
«взаимодействие».
Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие –
представляет
собой
способ
организации
совместной
деятельности,
которая
осуществляется
на
основании
социальной
перцепции
и
с
помощью общения.
Для
нас
важно
добиться поддерживающего
взаимодействия
педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических,
ближайших
задач
воспитания
и
социализации
ребенка
в
обновляющемся обществе, а также
конструктивного взаимодействия,
позволяющего
снизить
уровень
невротизации
ребенка
в
условиях
общественного
воспитания
и
обеспечивающее
глубинные
связи
между детским садом и семьей. Деятельность родителей и педагогов в
интересах ребенка будет
успешной только в том случае, если они
станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть
его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию
индивидуальных
о собенно стей,
развитию
с п о с о б н о с т е й ,
формирования
ценностных,
жизненных
ориентиров.
Перед
нами
возникли
вопросы:
Как
улучшить
психологический
климат
между
детьми и родителями, наладить конструктивное взаимодействие между
семьёй и детским садом? Как вовлечь родителей в образовательный
процесс, научить их помогать ребёнку исследовать окружающий мир,
добывать
необходимые
знания,
находить
ответы
на
возникающие
вопросы? Какой совместной деятельностью увлечь родителей, чтобы
каждый мог внести свой посильный вклад в общую работу и увидеть
результат своего труда?
Для
апробации
новой
формы
взаимодействия
с
семьями
воспитанников было принято решение объединить родителей, детей
старшего дошкольного возраста и педагогов единым обще садовским
проектом
«Мир
вокруг
нас»
на
основе
семейно
творческого
проектирования.
В проекте приняли участие четыре группы старшего дошкольного
возраста, три группы общеразвивающей направленности и одна группа
компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями
речи. Выбор тематики внутригрупповых проектов
был организован
по принципу работы с детьми на «Утреннем круге» где дети имеют
возможность определить для себя интересные дела на предстоящий
день. Детям было предложено подумать и нарисовать о чём бы им
хотелось узнать в ближайшее время. Предложенные детьми темы и
вопросы обсуждались на «Утреннем круге» в каждой группе они легли
в основу тематик внутригрупповых проектов.
Тематика совместных внутригрупповых проектов близка и знакома
как детям, так и родителям. Например: «Вместе весело шагать по
просторам» - коллажи, рассказы о совместном проведенном отпуске, с
родителями;
«С
Днем
рождения
любимый
Братск»
-
выпуск
праздничных газет о нашем городе, изготовление памятных подарков,
подготовка
концерта;
«Поможем птицам» - (экологическая акция)
изготовление газет, плакатов, картин, брошюр с целью организации
помощи птицам; «Моя безопасность» - плакаты, буклеты, памятки по
соблюдению
правил
дорожного
движения;
«Профессии
наших
родителей»
-
изготовление
сюжетно
ролевых
игр,
альбомов
«Профессии наших мам»; «Книги и их тайны» - изготовление книг,
изучение
истории
появления
книг,
подготовка
презентации;
«Круговорот
воды
в
природе»
-
изучение
природных
явлений,
проведение
опытов,
подготовка
презентаций;
«Путешествие
по
планете
Земля»,
«Я
и
мир
вокруг
меня»
и
другие.
Педагогами
совместно
с
родителями
было
разработано
и
реализовано
20
краткосрочных проектов, объединённых в один общий проект: «Мир
вокруг нас».
Реализация проектов полностью зависела
от активного участия
родителей.
Для
введения
родителей
в
совместную
деятельность
педагогами
были
проведены
консультации,
собрания
по
тематикам
«Азбука
взаимопонимания»,
«Развитие
творческих
способностей
детей»,
«Как
помочь
раскрытию
дарования».
Оформлены
тематические стенды «Понимаем ли мы друг друга», «Сила радости»,
«Детства мудрые слова» в которых диалог с родителями ведётся от
лица ребёнка.
Приглашение
участвовать
в
совместных
проектах
родители
получили в форме пригласительных оформленных руками детей. В
беседах
родители
выражали
неуверенность
в
своих
способностях,
боязнь,
что
не
получится,
выражали
сомнения,
ссылались
на
отсутствие
времени.
Вариант
участия
хотя
бы
в
одном
проекте,
тематика которого важна для их ребёнка,
нашёл положительный
отклик у родителей. Трудности, возникающие при реализации первых
проектов,
были связаны с новизной работы её необычностью для
родителей.
Количество
семей
принимавших
участие
в
одном
групповом проекте на начальном этапе работы колебалось от трёх до
семи.
В ходе работы родители вместе с детьми занимались не только
поиском
и
оформлением
необходимых
материалов
по
теме.
Они
получили
возможность
участия
в
совместной
образовательной
деятельности с детьми, творческих мастерских, оформлении выставок
и другой детской деятельности. Что с восторгом было воспринято
нашими воспитанниками. Делая общее дело дети учились работать в
коллективе,
решать
общую
задачу,
не
только
для
своего
удовлетворения или по указке взрослого, но и стремились доставить
радость сверстникам и взрослым. Они старались
проявлять свою
инициативу, вносить в общий замысел свои задумки, предложения,
старались
применить
в
работе
свой
опыт,
поделиться
им
с
родителями. Между детьми и родителями происходило одновременно
и
взаимодействие,
и
творческое
соревнование.
Дети
приобрели
хорошие
навыки
сотрудничества,
ощутили
уверенность
в
своих
способностях,
удовлетворённость
от
общего
дела
и
полученного
продукта.
Результаты работы в семейных проектах представлялись на обще
садовских выставка.
Выставки оформлялись самими участниками.
Группы обменивались накопленными материалами по темам проектов
(презентациями,
альбомами,
фотоматериалами,
выставочными
работами,
макетами,
поделками),
что
позволило
заинтересовать
большее количество участников.
На круглом столе – «Познаём мир с ребёнком»» состоявшемся в
марте 2016 года, родители и педагоги обменялись впечатлениями о
своём участии в проектах. Предложенная форма работы по взаимному
сотрудничеству
в
проектной
деятельности
признана
родителями
интересной,
актуальной,
познавательной,
необычной.
Родители
отмечают, что стали более внимательно относиться к образовательной
работе в учреждении, с пониманием относиться к потребностям детей
в активных видах
деятельности, научились поддерживать детскую
инициативу,
проявлять
заинтересованность
к
продуктам
детской
деятельности.
Понимая
значимость
семьи
в
процессе
социализации
ребенка,
сегодня важно находить пути вовлечение семьи в образовательный
процесс. Так как педагогов и родителей объединяют единые задачи.
Семейно творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых,
наполняют
их
творческой
энергией,
способствуют
позитивным
изменениям
в
семье,
помогают
выстроить
взаимодействие
и
сотрудничество семьи и дошкольного учреждения.
Литература:
1.
Т.А.
Данилина,
Т.С.
Лагода,
М.Б.
Зуйкова.
Взаимодействие
дошкольного
учреждения
с
социумом
/Пособие
для
практических
работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2013г.
2.Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для
педагогов
детских
учреждений,
М.,
Гуманитарный
Издательский
Центр ВЛАДОС, 20212 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования.