Напоминание

"Межпредметные связи физической культуры"


Автор: Евлюхин Александр Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА"
Населённый пункт: село Восход, Красногвардейского района, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Межпредметные связи физической культуры"
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «ВОСХОДНЕНСКАЯ ШКОЛА» Межпредметные связи физической культуры (из опыта работы) Работа учителя физической культуры Евлюхина Александра Васильевича
Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов общеобразовательной и профессиональной школы; физической подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; программами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома и на производстве. Широко используется многообразие национальных форм осуществления физической культуры» Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спортзалов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный человек смолоду должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни. Физическая культура - это часть общей культуры, совокупность достижения общества в деле создания и использование спец. среде физического совершенствования человека. Исходя из этогоопределения главное на что сейчас следует обратить внимание во внеурочных занятиях - это создания у учащихся целостного, теоретического представления о физической культуре, как элемента общей культуры человека. Пришло время отказаться от практики проведения занятий по принципу "делай, как я," "плотность любой ценой", когда учитель даёт задание, а ученик механически это выполняет. Ученик должен быть не просто исполнителем воли педагога, а участником творческого процесса. Одних только физических упражнений не достаточно для воспитания у уч-ся подлинной физической культуры с широким пониманием её сути и закономерности. Вопросы повышения интереса к предмету, сознательность условия специальных знаний, умений и навыков по предмету "Физическая культура" тесно связаны с интеграцией знаний, осуществлением литературных связей и ещё, время требует новых нетрадиционных подходов к внеклассным занятиям, в поисках новых средств и методов достижения этих целей. Появление новых, нетрадиционных видов двигательной активности в массовом физкультурном движении, таких как ритмическая и атлетическая гимнастика, ушу, хатка - йога и т.д. заставляет многое пересмотреть в ходе проведения занятий.
Ещё с давних времен передовых ученых волновало не только физическое развитие людей, а тесная связь с жизнью с другими науками. Среди педагогов, придерживающихся пасофических взглядов, выдающиеся роль сыграл Я.А. Коменский (1592 - 1670) который уже тогда, основываясь на собственном опыте пришел к пониманию необходимости развития физического воспитания. В его работе "Великая дидактика" содержится ясное признание того, что правильно выбранные и дозированные физические движения не только облегчают сохранение здоровья, но и помогают переносить усталость, связанную со школьными занятиями. В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил, чтобы более длительные перемены и часть послеобеденного время использовались педагогами для занятий физическими упражнениями, тренировок и в то же время для воспитательной работы. Благодаря сформированному их требованию о соблюдении ритмичности в чередовании труда и отдыха, собранному богатому материалу о физических упражнениях, стремлению к согласованию физического и иного рода воспитанию он способствовал созданию основ современного физического воспитания в школе. Свои глубокие знания по анатомии и физиологии Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) положил в основу создания научной теории физического воспитания. Основной целью педагогической системы П.Ф. Лесгафта является гармоническое, всестороннее развитие деятельности, человеческого организма под которым он понимал систематическое умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание в результате такого воспитания у ребёнка развивается любовь к труду и он подготавливается к любой, элементарной работе. П.Ф. Лесгафт научно обосновал содержание, средства и методы физического воспитания в школе. В основу системы физического образования он положил дидактические принципы сознательности, наглядности, активности, доступности, постепенности, последовательности, которые следовало неукоснительно соблюдать при занятиях физиче скими упражнениями Лесгафт рекомендовал строго придерживаться возрастных, половых и индивидуальных особенностей занимающихся, а педагог должен отлично знать свой предмет, обладать достаточными знаниями по анатомии, физиологии, психологии. Значительное место отводил физическому воспитанию или как он часто выражался, физическому образованию Анатолий Васильевич Луначарский (1875 - 1933).Он ставил физическое образование наравне с начальным образованием. А.В. Луначарский расширял понятия «физическая культура», «физическое воспитание", включая сюда "все стороны физической жизни человека", весь комплекс мер, обеспечивающих здоровье и высокое физическое развитие: вопросы питания, гигиены труда и жилища, организация отдыха, вопросы семьи и брака. Co всеми мероприятиями по физическому развитию населения А.В. Луначарский связывал не только улучшения здоровья людей, но и боле успешное решение социальных, экономических, педагогических, нравственных
и многих других проблем: достижение «более высокого уровня самосознания масс», повышения производительности труда воспитание коллективизма, укрепление школьной и производственной дисциплины, улучшение брачных отношений, возвышение культуры половой жизни, возрождения подлинной красоты женщины, преодоление неурядиц в быту, совершенствование культуры общения людей, борьбу с алкоголизмом. Интересны высказывания А.В. Луначарского о роли физической культуры и спорта в организации досуга, в отвлечении от вредных привычек. Он считал, что «физкультура имеет прямое отношение к борьбе с алкоголизмом и что средством к тому, чтобы вышибить водку из нашей страны, в значительной мэре является как раз разрешение вопросов жилья, питания, время провождения и широкого распространения спорта. Когда анализируешь физическое развитие, физическое воспитание и даже физическое образование в единой педагогической системе Антона Семёновича Макаренко(1888 - 1939) видишь он понимает эти вопросы, применяет очень широко. Основой здоровья он считал осанку – укрепление позвоночника. Своим воспитанникам сам А.С.Макаренко наряду с увлекательными гимнастическими занятиями проводил беседы по проблемам здоровья и гигиены. Многие его воспитанники выросли политически закаленными, физически крепкими, нравственно возвышенными. Это им позволило достойно встретить грозные военные годы, внести свой вклад в Победу и успешно продлить свою деятельность я послевоенные годы.

Средства повышения интереса учащихся к внеклассным занятиям.
Особенностью внеклассных занятий является то, что на них преобладает двигательная деятельность. Объем слов на секциях значительно меньше, чем на уроках других дисциплин. Отсюда ценность каждого учительского слова, его предметность и соответствие поставленное цели в ходе физкультурных замятий приобретают особую роль и значимость. Поэтому приходится много читать, смотреть, слушать, чтобы быть осведомленным во всех областях знаний, чтобы в краткой форме, несколькими главными фразами изложить суть связи с той или иной наукой, увязать с современным ритмом, интенсивностью и напряжённостью образа жизни современного человека. Физическая культура является по-видимому единственным школьным предметом, обучение которому требует от учителя знаний в самых разных областях деятельности человека. Трудно представить себе такой раздел знаний, который не был бы полезен учителю физической культуры. Повышая познавательность занятий я сделал стенд по межпредметным связям, чтобы дети знали чем и для чего они занимаются. Перечень предметов Основные темы по предметам Теоретические и практические данные Гигиена Режим школьника Сведения о режиме дня и личной гигиены Факторы укрепления здоровья Правила приема водных процедур, воздушных и солнечных ванн Влияние физ.упражнений на организм человека Роль физ.упражнений в укреплении здоровья, повышении работоспособности Пагубность вредных привычек Вред алкоголя, никотина, наркотиков для организма. Личная гигиена девушки и юноши Ежедневные гигиенические процедуры Анатомия человека Сердечно сосудистая система Бег с переменной скоростью, бег в чередовании с ходьбой Дыхательная система Плавание, езда на велосипеде, игры на воздухе Опорно-двигательный аппарат Упражнения циклического характера Тонус мышц Подтягивание, сгибание рук, поднимание туловища Биология Основы экологии Влияние среды на организм человека при выполнении физ. упражнений Обмен веществ и превращение энергии в клетках (АТФ) АТФ, основной энергетический источник в физической деятельности. Физика Гидродинамика Разные способы плавания Невесомость Упражнения на равновесие, упр. вестибулярного аппарата Центробежная сила Бег по виражу, метание молота, диска. Иностранный язык Спорт Спортивные термины, считалочки Русский язык Диктанты, сочинения Поверка теоретических сведений
Перечень предметов Основные темы по предметам Теоретические и практические данные Математика Счет, деления, сложения Деления на команды, результаты игр, жеребьёвка, системы игр. Военное дело Строевая подготовка Разновидности ходьбы, перестроении, выполнение команд Труд Швейное дело Пошив костюмов Столярное дело Изготовление мелкого инвентаря История Даты, события История олимпийского движения, победители География Географическое положение Характеристики стран участниц и сран проведения соревнований Химия Белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины Правильное полноценное питание – залог здоровья Музыка Ритм Аэробика, шейпинг, ритмическая гимнастика Эта таблица помогла сделать задания познавательными, разнообразными, интересными, сочетать теорию с практикой. В последние годы среди детей заметно повысился интерес к древним, преимущественно восточным системам физических упражнений, таким как йога, таэквандо, кунфу, тайцзи, ушу и другим. И это не случайно. Ведь именно в данных системах соединяются и совершенствуются физическое, психическое и духовное начала человека. Например, в классической йоге первая из восьми ступеней на пути совершенствования личности, именуемая ямой, направлена на преодоление эгоизма и испытания ученика "праведным образом жизни", требующим не только не убивать, но вообще не причинять страданий кому- либо. На этой ступени ученик должен доказать духовную готовность следовать пути. Занятия тех или иных видов восточного единоборства рассматривается не только как тренировка, а и как жизненный путь человека, включающий в себе достижение физического и духовного совершенства личности. Это опре- деленный образ жизни, основанный на важнейших нравственных ценностях, установках и идеала человека. Йог не выполняет упражнение бездумно. Принимая определенную осанку, он твердо знает, для чего она предназначена и верит, что с помощью этой осанки он добьется желаемого. Известно, что концентрация внимания на определенных участках тела или органах вызывает усиленный прилив крови к ним и это способствует улучшению их питания, повышению обмена веществ в них. Для пропаганды и агитации своим ученикам я рассказываю, что от бездействия наступает атрофия. Сломал человек ногу, пролежал несколько месяцев в постели, не двигая ногой и мышцы на ней почти исчезли, остались кожа да кости. А начал человек ходить, упражняться... и чудо! Мышечные волокна увеличились, налились силой. Родились и новые мышечные клетки. Даже наша кровь поддается тренировке. В спокойном состоянии у человека только 60-70 % крови трудится, остальная находится в резерве - в печени, селезенке, коже и в работе не участвует. Если человек тренируется достаточно
и регулярно, резервная кровь активизируется, увеличивается в объеме, если р ед ко , с л а б о - р е з е р в ум е н ь ш а е т с я . Ч е л о в е к становится менее приспособленным, менее выносливым, быстрее устаёт, сильнее мёрзнет, чаще болеет, не гармонично развивается. 14% молодых женщин теряют способность к материнству из-за школьной гиподинамии, которая приводит к недоразвитию детородных органов. Заинтересовывают учеников и беседы о психорегуляции организма, о психической настройке, которую применяют многие спортсмены перед выходом на старт. С помощью психорегуляции можно гораздо полнее использовать скрытые психические и физические резервы человека и добиваться впечатляющих результатов. Например, на 50% повысить скорость реакции, на 60% улучшить способность к концентрации внимания, на 60% увеличить объем зрительной памяти. Можно научиться засыпать в необычной обстановке и просыпаться в заданное время, управлять непроизвольными функциями организма, например замедлять или увеличивать частоту сердечных сокращении, снимать болевую чувствительность и т. д. Элементы аудочонной тренировки я использую в заключительной части занятий чтобы снять нагрузку. Вообще нам учителям физической культуры очень помогает психо- логическая наука. Зная её определяешь характер ребёнка, его темперамент, его духовные возможности. Это помогает при отборе детей в разные секции, при формировании сборных команд по тому или иному виду спорта. Не знание психологии, от неправильного действия педагога у де т е й могут возникнуть дидактические неврозы, особенно сейчас, когда большая наполняемость классов. В целях повышения интереса к занятиям физической культурой рассказываю детям о рефлексотерапии т.е., о совокупности приемов целенаправленного, преимущественно точечного воздействия на о р г а н и з м п у т ё м р а зд р а же н и я р е ц е п то р н о го ап п а р ат а кож и и п од л е ж а щ и х т ка н е й . Точ еч н о -па льцевый метод ( а к у п р е с с у р а ) оказывает возберидающее или тормозящее действие через т а к называемые активные точки. В ответ на раздражение определенных активных точек в организме возникают реакции, обеспечивающие его адаптацию к изменениям внешней среды, и другие защитные реакции, активизируется деятельность внутренних органов, рег улирует ся мышечный тонус, снимается нервно-психическое напряжение. Так через активные точки стопы можно "подключиться" к любому органу человеческо го о р га н и зма и с т и мул и р о ват ь и л и то рмо зи т ь е г о деятельность. Воздейств и е н а а кт и в н ы е з о н ы п од ъ е м а с т о п ы , г о л е н о с т о п а с т и м ул и р у е т р а б о т у со с уд о в го л о в н о го м о з г а , со судистого центра, а области коленного сустава - повышение с о п р о т и в л я е м о с т и о р г а н и з м а к в и р у с н ы м и а л л е р г и ч е с к и м заболеваниям. Массаж активных точек волосистой части головы содействует улучшению моторной, речевой, зрительной функции, стимулирует деятельность вестибулярного аппарата.
Как методист, рекомендую учителям проводить на у р о ка х фиэкульт-минутки с применением рефлексотерапии. Вот некоторые из них: 1) И.п. сидя за партой, ноги вытянуты, расслаблены, руки на коленях. 1 - ноги скрестить так, чтобы одна стопа оказалась на другой; 2 – растирающее движения с надавливанием одной стопой на другую, одновременно массаж колена, 3 – 4 - поменять ноги и продолжить упражнение. 2 ) И.п. сидя за партой«ноги согнуты, руки на ко л е н я х , 1 - 2 перекатывание стоп с пятки на носок. Руки массируют колено. 3 ) И.п. сидя за партой, массаж биологических зон, расположенных на тыльной стороне фа ланг па льцев, запя стья , с г и б а т е л ь н о й поверхности руки; массаж биологических точек грудины и шеи; массаж кожных покровов головы в области макушки и затылка. 4 ) "Кошка". И,п. стоя у парты, ноги слегка расставлены. Легкие приседания с поворотом туловища, головы рук и рук в разные стороны; кисти рук производят "отталкивающие" движения. Вдох в приседе, выдох -пассивный. Вдох резкий, активный (рот закрыт, прн выдохе слегка открыт)по методу А.Н. Стрельниковой. 5 ) И.п. стоя у парты. Приседая коснуться левым локтем правого колена, затем быстро приподнять его, то же правым локтем до левого колена. (Дыхание по методу А.Н. Стрельниковой). 6 ) И.п., руки опущены ноги на ширине плеч. Руки вперед, вверх, вдох - подняться на носки, руки в стороны, вниз, выдох - опуститься на стопы. 7 ) И.п., руки согнуты на уровне груди, йоги на ширине плеч. Отвести руку с поворотом головы в ту же сторону (дыхание по методу А.Н. Стрельниковой) .Возвратиться в и.п.. тоже другой рукой. 8 ) "Слон" (на расслабление мышц шеи, глаз). Стоя ноги на ширине плеч, или сидя прижать голову к плечу и оглядеть комнату. Стараться двигаться всей верхней частью тела, так как будто рисуешь "восьмерку". Во время движения вытянуть руку и смотреть на пальцы. (Если в поле зрения вся рука, значит упражнение выполнено хорошо). Повторить другой рукой. 9 ) "Сова" (для снятия статического напряжения, возникшего от длитель- ного сидения за партой) обхватить плечо и размять мышцы. Повернуть голову и посмотреть через одно плечо, затем через другое. Опустить голову на грудь, дышать глубоко, расслабляя мышцы. Повторить упражнение, разминая другое плечо.
10) Массаж биологических точек на ушной раковине. Трижды тщательно помассировать раковины от верхней части до мочки. (Способствует улучшено зрения, слуха, усилению произвольного внимания.) 11) "Желтая обезьяна"«Сидя за партой, опустить голову на руки, закрыть глаза, расслабиться и думать только о жёлтой обезьяне(созидательный образ). Продолжая тему о связи с психологией хотелось бы поделиться физическими упражнениями которые воспитывают психологическую устойчивость. 1). И.п. – о.с.. поднимаясь на носках (правой, левой ноги) и отставляя другую ногу назад, падение вперед с выставленными руками и прямым туловищем - первоначально на стену, стоя к ней лицом в 50 см,1 м, затем на 5-3 мата, затем на один мат. 2). И.п. - о .с. . падение вперёд прямым туловищем с выставлением рук вначале падения и со сгибанием их при касании- первоначально на стопку матов, затем на один мат. 3). И.п. - стойка на коленях на мате, руки согнуты в локтях, кисти у плеч. Прогибаясь, перекат вперёд на грудь и кисти, голову отвести назад. 4 ) . И.п. - о.с, падение назад прямым туловищем с последующим резким поворотом лицом вперёд (первоначально на 5-3 мата) с выставленными вперёд руками. 1). И.п. - второй номер стоит в затылок первому на расстоянии одного шага. Первый номер выполняет падение назад прямым туловищем. Второй номер подхватывает его под плечи и возвращает в исходное положение. 2). И.п. - первый номер сидит на полу ноги врозь, второй стоит у него между ног. На счёт "раз" второй номер выполняет прыжок вверх с приземлением ноги врозь, на счёт "два" вернуться в и сходн о е положение. Увеличивать темп. 3). И.п. - первый и второй номера стоят лицом друг к другу на расстоянии 1-2 шага. Первый номер выполняет кувырок вперёд, второй прыжок вверх ноги врозь. Затем оба поворачиваются кругом и выполняют то же движение, но второй выполняет кувырок вперёд, первый - прыжок вверх ноги врозь. 4). И.п. - юноши стоят вплотную спиной друг к другу, взявшись за руки над головой. Приседая и наклоняясь вперёд, первый поднимает второго себе на спину; второй быстро группируясь, перекатом через спину переворачивается назад. Затем учащиеся меняются местами. 5). И.п. - первый стоит спиной ко второму, наклонившись вперёд, второй опираясь руками о спину партнёра (как в игре "чехарда") прыгает через него назад ноги врозь, приземляется, делает кувырок и принимает исходное положение первого. Меняются действиями. Упражнения на перекладине .
1) На низкой . Из упора поочерёдно перемах ногами в упор сзади и махом вперёд соскок. 2 ) Из упора соскок согнув ноги вперёд. 3 ) Из виса на подколенках размахивание и махом назад соскок. 4 ) Из виса прогнувшись выход в упор сзади силой и соскок вперёд. 5 ) Подъем переворотом, перемах левой в упор верхом, перехват в хват снизу и оборот вперёд завесой в упор верхом, перемах правой в упор с зади и махом вперёд соскок с поворотом на 180º. Потом эти упражнения можно выполнять на высокой перекладине. Упражнения какого характера можно придумать и при занятиях на брусьях, при выполнении опорных прыжков, ставя сразу два козла, меняя положение в длину или ширину, меняя наклон спинки коня, оставляя мостик и т.д. Есть прямая тесная связь между физической подготовленностью детей и функционированием вестибулярной сенсорной системы. Тренированный вестибулярный анализатор повышает координеционные способности: пространственно временную ориентировку, способность к связи или согласованию движений, равновесие, способность к реакции. А это в свою очередь, содействует успешному овладению школьной программой по физическому воспитанию, достижению высоких спортивных результатов и что очень важно, освоению профессий в которых остро н у ж д а е т с я н а р о д н о е х о з я й с т в о - в о д и т е л ь с к о р о с т ного транспорта,строитель - монтажник, высотник, моряк, лётчик, космонавт н т . д . Недостаточно развитый слабо тренированный вестибулярный анализатор может быть причиной серьёзных травматических повреждений, вызывать затруднения в формировании двигательного навыка. И наоборот при направленной ве стибуляторной т ренировке с п е ц и а л ь н ы м и физическими упражнениями. Прирост вестибулярной чувствительности и устойчивости в в о з р а с т е 7 - 9 лет равен в среднем 29%, в 10 - 1 2 л е т – 4 0 % и 13 - 16 лет – 18%. Поэтому в 10-12 лет дети добиваются высоких результатов в спорте со сложной координацией движений или в танцевальном жанре. Вестибулярный анализатор успешно справляется со своей ролью и поддаётся тренировке в том случае, когда выполняются разнообразные упражнения, эмоциональные, эстетические и технически сложные. В своей работе по тренировке вестибулярного аппарата, я использую ходьбу на носках, пятках, высоко поднимая колени, с поворотами, выпадами, приставными шагами, спиной по направлению движения на полу, по наклонной плоскости. Бег с ускорениями и остановками, спиной по направлению движения, телевыми подскоками, шаги галопа, польки. Прыжки на одной и обеих ногах - частые не высокие и максимально высокие, прыжки вверх о приземлением в глубокий присед, прыжки продвигаясь вперед, влево, вправо, назад. Движение головой в различных пространственных плоскостях. Большую пользу дают упражнения в равновесии, акробатические упражнения - всевозможные перекаты, переверты, кувырки, стойки, а также прыжки с
высоты с различными поворотами туловища, упражнения на автокамере - прыжки и кувырки. Выполняя эти упражнения значительно повышается статокинетическая устойчивость, а это значит многие без проблем могут стать водителями сухопутного, водного, воздушного транспорта, повысится производительность труда, легче служить в войсках где используются скоростные средства передвижения. В различных сферах народного хозяйства выпускники школ должны овладевать новыми сложными двигательными действиями, умениями н навыками, требующими высокой координации движений. в подростковом возрасте можно направленно воздействовать на развитие движений. Для этой цели применяю элементы художественной гимнастики, упражнения прыжкового характера, упр.,с мячом, скакалкой, лентой. Вводной части секционного занятия использую такие тесты: 1) Стоя ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке. Перебросить мяч над головой в левую руку, затем в правую. 2) Стоя ноги врозь, в руках, согнутых под прямым углом, теннисные мячи. Одновременно двумя руками подбросить мячи вверх, затем поймать их. Для координации движений ног применяю следующие тесты: 1 ) Основная стойка, в правой руке теннисный мяч. Ударить мячом о пол, повернуться на 360º налево, приставляя ногу, поймать мяч. 2 ) Прыжки со скакалкой,5 прыжков в вращением скакалки вперёд, прыжком поворотом на 180º направо, круг скакалкой к низу слева. 5 прыжков с вращением скакалки назад, прыжком поворотом на 180º направо, круг скакалкой к верху слева, 5 прыжков с вращением скакалки вперёд. Для развития координации работы рук применяем упражнение с тенни- сным мячем. Ученик принимает удобную позу, держа мяч в одной руке. По команде он начинает выполнять мячам воображаемую восьмёрку между ногами на уровне колен, передавая мяч из руки в руку, примерно посередине между коленями левой и правой ноги. Добиваться максимальной быстроты. Такую же "восьмёрку" можно выполнять баскетбольным мячом с ударами об пол, передачами мяча из-за спины, броски мяча в корзину из-за спины. Упражнения можно усложнить применяя два мяча, из непрерывных исходных положений сидя, лёжа, стоя на одной ноге. Одна из задач физического воспитания это подготовка детей к трудовой деятельности. В программе для 10-11 классов есть требование к профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Для каждой профессии не возможно подобрать отдельно упражнения. Однако огромное количество профессий в конечном счёте можно свети к двум-трём группировкам. Например профессии станочного профиля, тонкие и точные ручные работы, включающие более ста специальностей (обувщики, чертёжники, сборщики мелких деталей, радиомонтажники и др.) Нашей задачей внеурочных занятий является не подготовка словаря, токаря, монтажника, а решение основных задач физического воспитания, одной из которых является тренировка двигательных качеств, имеющих важное значение при освоении тех или иных двигательных умений и навыков, в том числе и навыков, лежащих в основе рабочего
динамического стереотипа. Поэтому мы, зная основные требования, предъявля- емые профессией к организму школьника, можем наряду с изучением программного материала, например по спортивным играм или гимнастике попутно воспитывать и совершенствовать качества и функции, необходимые в конкретных видах трудовой деятельности.
Профессии, связанные с работой на конвейерах.
Задачи: ППФП развитие выносливости и выполнению упр., на координация., движений. Средства: Опорные прыжки через коня и козла, акцентируя точный наскок на мостик, точную постановку рук и приземление; запомнить положение рук под углом 15,90 и 150º, а затем по сигналу воспроизвести указание положения, упражнения с предметами и отягощениями. Лёгкая атлетика - бег на месте с различной частатой шагов, пробегание отрезков по 20-30 м с максимальной скоростью и максимальной частатой шагов, бег на средние дистанции, прыжки по разметки, на одной ноге, без зрительного контроля. Баскетбол - передвижение с мячом, меняя направление и скорость движения, различные передачи, броски в корзину с различных расстояний и исходных положений.
Слесари накладчики и ремонтники.
Задачи ППФП: развитие общей выносливости, силы и статической выносливости мышц спины, брюшного пресса, разгибателей бедра, статической и динамической выносливости мышц пальцев рук, совершенствование координации движений рук, закаливанию. Средства: упражнение на гимнастической стенке, скамейке, с резиновым амортизатором, упражнения с гантелями, набивными мячами, штангой, гирями, поднимание и переноска тяжелых предметов, упражнения на кистевых воротах. Бег на средние и длинные дистанции, метание гранаты. Игровые упражнения, направленные на совершенствование точности и ловкости движений рук, внимания.
Профессии электронной, часовой, некоторые специальности

легкой и пищевой промышленности.
Задачи: развитие выносливости и быстроты реакции совершенствование координации движений рук и подвижности суставов кисти. Средства: строевые упражнения, упражнения с гимнастическими палками, булавами, теннисными и набивными мячами, упр., на гимнастической стенке и акробатические упражнения, эстафеты с передачей предметов различными способами - над головой, за спиной, сбоку, на полу, в прыжке. Лёгкая атлетика - прыжки, бег с высокого и низкого старта с ускорением, бег на средние и длинные дистанции, метание. Баскетбол - различные передачи мяча, броски мяча в корзину одно} ной и двумя руками, ведение мяча с изменением направления и скорости движения, остановки по сигналу.
Волейбол - приём мяча, совершенствование точных передач, игра в кругу.

Профессии транспорта - механики, водители строительных и

сельскохозяйственных машин.
Задачи: развитие силы, статической выносливости мышц, спины, плечевого пояса, рук, пространственной ориентировки, совершенствование быстроты, точности движений и вестибулярной устойчивости. Средства: гимнастика - упражнения на снарядах, общеразвивающие упражнения на согласование движений руками и ногами, упражнения с гантелями, элементы акробатики. Лёгкая атлетика - бег на длинные и средние дистанции, а также спринтерский бег с высокого и низкого старта с изменением направления и скорости движения, метание в цель. Баскетбол - передачи и ловля мяча во встречных колоннах и в кругу, введение мяча по коридорам разной ширины, зигзагообразно, с ускорениями и разными способами с места и в движении, в прыжке, после поворота кругом, броски в корзину, подвижные игры и эстафеты с мячом. Детей знакомлю с задачами ППФП на конкретную профессию и для развития физических качеств предлагаю эти упражнения выполнять дома. В наше время большие экологические проблемы. Одна из них повышен уровень радиации. Всемогущая физическая культура монет повысить сопротивляемость организма к радиационному воздействию. Занятия нужно проводить на свежем воздухе. С воздухом в организм человека поступает едвали не больше 1% всей радиактивности. И только в ветряную погоду, особенно в сельской местности, занятия желательно проводить в помещении. В помещении необходимо постоянно проводить влажную уборку, у входа должна лежать влажная тряпка, чтобы дети вытирали ноги. Деятельность различных систем организма находится в прямой зависимости от активности скелетных мышц. Двигательная активность стимулирует обмен веществ и энергии, совершенствует все функции и системы организма и повышает его жизнедеятельность. На мой взгляд, обязательным, для повышения защитных свойств организма являются упражнения на растягивание и расслабление (прилагаются). Упражнения на растягивание рефлекторно воздействует на определённую систему органов. Расслабление поможет приостановить ненуж- ное расходование энергии, нейтрализует утомление, снимает нервное нап- ряжение, даёт ощущение покоя и сосредоточенности. Особое внимание необ- ходимо обращать на естественные упражнения для дыхания. К естественной гимнастике дыхания относится: смех, вздохи, стоны, зевание. Повышая сопро- тивляемость радиационному воздействию, должно быть уделено внимание воспитанию выносливости, так как развитие этого качества способствует росту функциональных возможностей, вегетативной нервной системы, влияю- щей на величину резервов организма противостоящих неблагоприятным воз- действиям, окружающей среды. В настоящее время наряду с интеграцией знаний основ наук и прик- ладных знаний в структуре учебного предмета возрастает роль межпредметных связей по линии координации программ. Усиливается использование опорных знаний, полученных при изучении одного предмета, в процессе усвоения учащимися новых знаний по другому предмету.
Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимопроникновения процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и систематическое мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Покажу на примере организации изучения двигательной активности человека как могут реализоваться межпредметные связи. Проблема двигательной активности сформулирована как учебная проблема. «Движение и здоровье». Носит она комплексный характер и включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов: естественнонаучный, который раскрывает анатомо- физиологические основы двигательной активности человека, обосновывает её влияние на работоспособность всех систем и органов, включая Мерзею систему и умственную деятельность, показывает мировоззренческое значение знаний о живой природе (отражён в программах по природоведению, физике, биологии). Гигиенической, раскрывающей основы, гигиены опорно-двигательной системы организма человека, включающей правила гигиены и тренировке, медицинские сведения о заболеваниях человека, обусловленных гиподинамией об их предупреждениях о мерах пергой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (отображён в программах по природоведению, ДПЮ, биологии). Практический, вырабатывающий у учащихся умения выполнять комплексы физических упражнений для развития скелета и мышц, для укрепления их силы и выносливости, знакомящий с двигательным режимом для разных возрастных групп, формирующий двигательные умения н навыки с учётом особенностей развития организма девочек и мальчиков, а также развивающий потребность в двигательное активности (отражён в программах по физической культуре); трудовой, показывающий роль физического труда в развитии человеческого организма, в укреплении здоровья и обеспечивает двигательной активности, демонстрирующий значение двигательной активности и сохранения трудоспособности человека, в повышении работоспособности в условиях умственного труда, обеспечивающий включение учащихся в трудовую деятельность, дающий обоснование гигиены и физиологии труда (частично представлен в программе по разделу биологии "Человек и его здоровье", требует связей в трудовым обучением); Эстетический, раскрывающий связь между двигательной активностью и красотой фигуры человека, грацией, эстетикой движений, осанкой человека и его здоровьем (отображён в программах по изобразительному искусству); Педагогический, заключённый в раскрытии взаимосвязей между двигательной активностью и физической, гигиеническим и трудовым воспитанием, самовоспитанием подростков, в формировании у них потребностей в двигательной активности и умении соблюдать личную и общественную гигиену. Вопросы повышения интереса к нашему предмету, осознанность усвоения специальных знаний, умений и навыков по физической культуре тесно связаны с интеграцией знаний, осуществлением межпредметных связей. Например: при первых занятиях на тренажерах изучаем что влияет на утомление мышц.
Работу проводим так. Выходит первый ученик и удерживает гантели на вытянутых руках, это статическая работа, замеряем время до начала утомления, затем выходит другой ученик и поочередно выполняет подъём и опускание этих гантелей, это динамическая работа, замеряем время до начала утомления. Дети делают вывод, что при статической работе быстрее наступает утомление. Следующие упражнение выполняем с гантелями разного веса к замеряем время, ученикам наглядно видно, что чем больше вес, тем быстрее наступает усталость. Затем выполняем упражнение с гантелями в быстром темпе и ритмично. Дети видят, что при ритмичном выполнении упражнения утомление наступает медленнее. В заключительном выводе все говорят о том, чтобы была высокая производительность труда, работу нудно выполнять ритмично, чтобы мышцы успевали отдохнуть, рассчитывать вес и характер работы. Работоспособность восстанавливается в условиях активного отдыха. Такая связь биологии с физиче ской культурой помогает активно и целенаправленно влиять на осознанность занятий физической культурой, экспериментально показать учащимся, что физическим трудом, физическими упражнениями, спортивными играми нужно заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. Без соответствующей подготовки длительная игра, например в футбол, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму. Тесная связь спорта с живописью, с искусством, начиная с Древней Греции. Расцвет скульптуры в Древней Греции не случаен, ведь она наиболее полно передаёт пластику человеческого тела. А так как в жизни каждого грека занятия физическими упражнениями занимали огромное место, то это в какой-то мере повлияло на преобладание скульптуры над другими видами изобразительного искусства. Спортивные состязания давали возможность ваятелям наблюдать в движениях обнажённые, прекрасно физически развитые тела атлетов н изображать их, поражая современников и последующие поколения безупречностью форы. Например, известный всему миру "Дискобол" Мирона, это сгусток энергии, которая напрягла все мускулы атлет а, это сжат ая п р у ж и н а , которая кажется вот - вот распрямится на глазах у зрителей, и диск, вырвавшись из рук юноши- спортсмена, полетит через стадион. Среди наших современников тема молодости, здоровья, оптимизма проходит красной нитью через работы художников А.Дейнеки и Ю. Пименова "Футбол", "Конькобежец", "Мальчик прыгающий в воду", ''Стометровка", "Вратарь с мячом". В сентябре мы общались с детьми впечатлениями о прошедших олимпийских играх, обсуждали чемпионов. Вот здесь можно увязать урок с историей. Детям очень интересны рассказы о древних олимпийских играх в Древней Греции, в области Элида, где ручей Кладиус встречается с рекой Алфей. Это живописная местность, застроенная многочисленными храмами, алтарями, купальнями, помещениями для упражнения борцов и прыгунов - палестрами, помещениями для бегунов и метателей -
гимнасиями, стадионами, жилищами атлетов, украшенная скульптурами и фонтанами. Это местность носит название Олимпия. По всем дорогам, ведущим в данное царство спорта, многочисленными людскими потоками из разных областей Эллады стекались в Олимпию участники состязаний и их почитатели: политики, ученые, торговцы, философы, поэты, музыканты, художники, артисты, ораторы, историки. Особое оживление царило на олимпийской дороге. Вдоль неё стояли статуи победители предшествующих олимпийских игр. Молва связывает возникновение Олимпийских игр древности с именем Ифита, владыки этого края. Годы его правления то и дело омрачались кровавыми распрями с соседями. И однажды, когда вот-вот должна была вспыхнуть очередная война со Спартой, Ифит предложил спартанцам вложить мечи в ножны и заключить мир, устроить в честь этого события состязания атлетов. "Дабы не оружием и кровью, а силой и ловкостью величие людей утверждают". Предложение было принято и Олимпия стала местом мирных спортивных баталий. Тему олимпийских игр можно использовать в тесной связи с географией. Ученики называют много имён, фамилий, спортсменов из разных стран мира, а при открытии и закрытии олимпийских игр, знакомятся с такими странами, которых даже нет в учебниках по географии. А как они помогают воспитывать патриотов и интернационалистов! Сейчас все дети изучают Гимн Украины и Крыма. Я рекомендую учителям, чтобы они приводили в пример американских или других спортсменов, которые с гордостью поют свой гимн и дорожат своим флагом. В каждом классе обучаются дети многих национальностей. У каждого своя вера, но на примере олимпийцев, у нас нет и не может быть вражды между ними, все люди - братья и сестры. Учитель не может работать творчески в одиночку. Необходимо содружество как с учеником, так и с коллегами, преподающими другие предметы. Осуществление межпредметных связей - одни из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения. На методическом объединении учителей начальных классов, предложил им проводить словарные диктанты со спортивными словами, например волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, хоккей, олимпиада, спортсмен и др. Было дано задание, чтобы учителя учили детей и записывали спортивные термины. В практике учителей русского языка есть "спортивные" диктанты, сочинения "о пользе занятий спортом", "мой любимый вид спорта", "что мне даёт спорт". Включили они в свои уроки и разделы "Интервью" и "Спортивные репортажи. Работа над интервью формирует у школьника умение видеть, наблюдать, слышать живую речь, умение собирать необходимый материал. А репортаж, особенно спортивный, это прежде всего рассказ очевидца, свидетеля или участника событий. Ознакомившись с репортажем мы можем наглядно представить себе происходившее настолько зримо, будто сам при этом присутствовал. Сейчас в нашем школьном парламенте есть группа детей, которая помогает подводить итоги школьных соревнований и мероприятий, выпускает "Молнии".
Сейчас очень распространенное среди детей школьного возраста близорукость. Из-за такого зрения молодые люди отказываются от профессии, о которой мечтали. А ведь близорукость можно предупредить, и опять же нам поможет физическая культура. Глазам тоже нужны физические упражнения. Тут можно воспользоваться советами йогов.
Вот эти упражнения:
1) Посмотреть вверх, вниз. Повторить 3 раза. Закрыть глаза. Повторить все упражнения 6-12 раз. 2) Посмотреть вверх, прямо, вниз. Повторить 3 раза. Закрыть глаза. Повторить 6-8 раз. 3) Посмотреть вправо, влево. Повторить 3 раза. Закрыть глаза 6-9 раз. 4) Посмотреть вправо, прямо, влево, прямо. Повторить 2 раза. Закрыть глаза. Повторить 4-6 раз. 5) Посмотреть вверх, вправо, вниз - влево. Повторить 2 раза. Закрыть глаза. Повторить 4-6 раз. 6) Посмотреть вниз – вправо, вверх - влево. Повторить 2 раза. Закрыть глаза. Повторить 4-6 раз. 7) Вращать глаза по кругу, сначала влево, затем вправо. Повторить 4- 6 раз в каждую сторону. 8) Посмотреть на кончик носа, затем в пространство. Повторить 4-6 раз. 9) Посмотреть на кончик пальца, держа его примерно в 30 см от лица, затем в пространство. Повторить 4-6 раз. 10) Смотреть пристально, не моргая на предмет, стараясь вглядеться в него. Но без напряжения, 5-6 секунд. 11)Сомкнуть веки, а затем моргнуть несколько раз. Снова сомкнуть, 15 - 30 секунд. 12) Массировать веки, поглаживая их мягко указательным и большими пальцами в направлении от носа к внешним углам глаз 15-30 секунд. Упражнения можно выполнять в течении дня в любое время, а также лёжа в постели утром и вечером. Ох как не приятно когда болят зубы. Болезни зубов распространены одинаково как среди взрослых, так и среди детей. Все знают, что нужно чистить зубы щёткой, но не все знают, что больше полезен массаж десен пальцами, чтобы активизировать в деснах циркуляцию крови. Для этого (предварительно вымыв руки с мылом) указательным и большими пальцами следует надавить на десны - на верхней челюсти сверху вниз, на нижней снизу вверх. Такой ежедневный массаж в течении 2-3 минут улучшает кровообращение в околозубных тканях, укрепляет десны. С этой же целью а старину народы Закавказья и Средней Азии чистили зубы и массировали десны кожурой от плодов граната и молодого ореха, а уральцы и сибиряки жевали "серку", которая варилась из сосновой смолы. Связь физической культуры со всеми науками поистине безгранична. Какую бы науку не взял. "Королевой спорта" называют лёгкую атлетику. На
секциях особо приходиться обращаться к науке физике, особенно разделу кинематики. Из этой темы объясняю детям, что такое движение, скорость, ускорение, прямолинейное и криволинейное движение. Например при изучении техники бега привожу формулу время я перемещени скорость  объясняю, от чего зависит скорость бега, как нужно правильно выполнять движение ногами в беге на короткие и длинные дистанции, применяю спец., беговые упражнения. Изучения прыжков в длину, высоту, метаний, не возможно без законов физики. Своеобразна техника бега по виражу или техника метания диска и молота. Раскрывая основы этих движений приходится обращаться к теме центростремительное ускорение. Во время метаний мяча, гранаты, объясняю от чего зависит дальность полёта, здесь и начальное ускорение и правильная траектория, угол вылета, скорость разбега, правильная работа всех мышц и т.д. Физика приходит на помощь на секциях по футболу, баскетболу, волейболу, стрельбе. Одним из средств развития внеклассных мероприятий является с вя зь с классным руководителем, а через него и с родителями. Средства физического воспитания помогают классному руководителю не только укрепить здоровье учащихся, но и лучше изучить их характеры, формировать у них нравственные качества и организаторские способности, привитие не- обходимых знаний и навыков по личной гигиене просвещение родителей по вопросам физической культуры и родителей по вопросам физической культуры и спорта.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Комплексы ППФК 1. ПРОФЕССИИ СВЯЗАННЫЕ С РАБОТОЙ НА КОНВЕЙЕРАХ. Примерный комплекс специальных упражнение, которые рекомендуется ис- пользовать на уроках физической культура: 1) Бег с максимальной скоростью на отрезках 20-30 м,3-4 раза. 2) Бег прыжками по "кочкам". 30-40 сек, 3) Лежа на спине «Выполнить положение "мост".2-3 раза. 4) Стоя ноги врозь, в руках гантели(3-5 кг).1 - гантели к плечам; 2 - гантели вверх; З - гантели к плечам; 4 - и.п.,10-15 раз. 5) Верхняя передача волейбольного мяча,5-8 раз. 6) Ведение баскетбольного мяча по кругу,30-40 сек. 7) Броски мяча по кольцу,10-12 раз. 8) Сидя на гимнастической скамейке, ноги закреплены. 1 - наклон туловища назад, 2 - и.п.,20-30 раз. 9) Стоя ноги врозь, в руках булавы. Вращение булав кистями рук,30 - 40 сек. 10) 10. Прыжки через скамейку с продвижением вперед, отталкиваясь левой, правой. 1-2 подхода. 2. СЛЕСАРИ-НАЛАДЧИКИ И РЕМОНТНИКИ. Примерный комплекс специальных упражнений ППФП, используемый на уроках физической культуры: 1) Стоя ноги врозь, в руках груз - вещевой мешок с песком (10-20кг). Вращение груза вокруг себя.20-30 сек. 2) Ходьба по бревну с сохранением равновесия, соскок прогнувшись. 1- 2 подхода. 3) Лазанье вверх-вниз по гимнастической стенке. 3-4 раза. 4) Стоя ноги врозь, гимнастическая палка вертикально на ладони правой руки.1-2 - удерживая палку вертикально на ладони, присесть, другой рукой коснуться пола.3-4 - встать.4-6 раз. 5) Лазанья по канату (шесту) без помощи ног (3-5м). 1-2 подхода. 6) "Ласточка". Поочередная фиксация(4-5 сек.) положения "ласточка" на левой (правой) ноге.3-4 раза. 7) Челночный бег(3-4 х 15-20 м)с ускорением. 2-3 раза. 8) Стоя ноги врозь, ворот о грузом (2-5 кг)внизу. Разматывание и наматывание шнура с грузом на ворот. 3-4 раза. 9) Метание теннисного мяча в цель. 6 попыток. 10) Стоя лицом к гимнастической стенке на расстоянии 3-4 шагов, в ру- ках резиновый амортизатор, закрепленные за рейку. 1 - растянуть резиновый амортизатор, опуская руки вниз; 2 - и.п. – 30 сек.
3 . П Р О Ф Е С С И И ЭЛ Е К Г Р О Н Н О Й , Ч АС О В О Й , Н Е К О Т О Р Ы Е СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЛЕГКОЙ И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Примерный комплекс специальных упражнений: 1) Добрасывание и последующая ловля теннисного мяча (левой, правой, ру- кой) 8-10 раз каждой рукой. 2) Упор лежа на пальцах.1 - согнуть руки,2 - разогнуть. 6-12 раз. 3) Верхняя передача волейбольного мяча над собой.40-60 сек. 4) 4. Ведение баскетбольного мяча с низким отскоком. 40-60 сек. 5) Броски баскетбольного мяча в корзину. 12-15 раз. 6) Стоя, правая на гимнастической скамейке. Прыжки со сменой ног.25-30 сек. 7) Ходьба выпадами с набивным мячом(2-3 кг)в вытянутых руках.20-30 сек. 8) Узкая стойка ноги врозь, руки за голову. 1- присесть; 2 - лечь перекатом на сину; З- 4 встать без помощи рук.6-8 раз. 9) Стоя боком к мишени. Броски теннисного мяча в цель расстояния 5-7м. 15-20 бросков. 10) Лежа на спине, набивной мяч на груди. 1- подбросить набивной мяч толчком от груди вверх; 2 - встать и поймать мяч;3-4 - и.п. 6-8 раз» 11) В приседе прыжки вперед.20-30 сек. 4. ПРОФЕССИИ ТРАНСПОРТА Примерный комплекс специальных упражнений, которые рекомендуется использовать на уроках физической культуры: 1) Ходьба по прямой с закрытыми глазами, руки за голову. 20-30 сек. 2) В парах стоя лицом друг к другу, руки вперед, соединив ладони. Сгибание и разгибание рук с сопротивлением. 20-30 сек. 3) Стоя ноги врозь, ворот с грузом внизу. Наматывание и разматывание шнура с грузом на ворот.3-4 раза. 4) В парах стоя спиной друг к другу, руки в локтевых изгибах партнера. Наклоняясь вперед, поочередно поднимание и потряхивание партнера, лежащего на спине. 3-4 раза каждому. Наклоны выполнять не резко, плавно. 5) Верхняя передача волейбольного мяча в парах.40-50 сек. 6) Передача и ловля теннисного мяча в парах.30-40 сек. 7) В парах лицом друг к другу, взявшись за руки. Приседая на правой, левой, 4-8 раз на каждой. 8) В парах стоя лицом друг к другу, взяться правой рукой за предплечье партнера. Перетягивание партнера на свою сторону.3-4 раза. 9) Челночный бег по прямой о ускорением(3-4x10-15 м). 2-3 раза. 5. СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ Примерный комплекс специальных упражнений: 1) Ходьба по перевернутой гимнастической скамейке, 20-30 сек. 2) И.п. - о.с. на гимнастической мате, руки за голову. 1- присесть, 2 - перекатом лечь на спину,3-4 - и.п. 3-4 раза.
3) И.п. - стоя лицом к гимнастической скамейке, правая нога на скамейке. Прыжки над скамейкой со сменой толчковой ноги. Темп средний,20-30 прыжков. 4) И.п. - лежа на спине, руки вверх. 1- поднимая туловище, наклониться вперед, коснуться руками ног,2- и.п. 15-20 раз. 5) Лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз. 2-3 подхода. 6) И.п. - лежа на животе поперек гимнастической скамейке, хват руками за ближний край скамейки, ноги закреплены.1-2 - прогибание туловища назад; 3-4 - и.п., 6-8 раз. 7) Прыжки через гимнастическую скамейку, отталкиваясь правой, левой с продвижением вперед. 1-2 подхода. 8) И.п. - стоя лицом к стене (на расстоянии)1 шага).1 – падая вперед и коснувшись стены, согнуть руки;2- отталкиваясь руками от стены, вернуться в и.п.,8-12 раз. 9) Сжимание кистевого эспандера (теннисного мяча) правой, затем левой рукой.25-30 раз. 10) И.п. - упор лежа сзади, ноги согнуты. Передвижение вперед с опорой на руки.20-30 сек.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники