Напоминание

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста


Автор: Муратова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель монтессори группы
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР д/с №1 "Ромашка"
Населённый пункт: Приморский край Спасский район с. Спасское
Наименование материала: доклад
Тема: Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании

детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид

совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой

по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на

себя соответствующие роли, распределяют игровой материал,

намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные

игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут

из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые

привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое

впечатление.

Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие

психические свойства и способности она развивает?

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок

познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства,

воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит

становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с

такими сторонами действительности, как действия и

взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и

содержание игр.

Для того чтобы отобразить в игре, какиелибо стороны жизни

взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться,

разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому

знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от

взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные

сведения. Однако главное здесь не количество сведений,

получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено

через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только

слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это

потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные

ситуации.

В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы

замещают людей, находящихся между собой в определенных

социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть

отношений между людьми.

Как же взрослый должен осуществлять функции руководства

игрой, какие педагогические средства использовать?

Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит

свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование

игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в

зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

В формировании игры можно выделить три основных

этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и

предметамизаместителями; 2) усвоение ролевого

поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3)усвоение

способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к

определенным возрастам: первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент

на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в

совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов

ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с

детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель

постепенно формирует у них умение соотносить название роли с

определенным набором действий и атрибутов, разные типы

отношений между различными ролевыми позициями (управления,

подчинения, равноправия).

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача

формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения

взрослый организует такой вид совместной с детьми игры,

основным содержанием которой является процесс придумывания

различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры

перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную

игру с целью всестороннего развития детей.

Одним из педагогических средств, стимулирующих

самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно

большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего

дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает

в качестве пускового момента самостоятельной игры детей.

Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры

детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в

игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то

старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую

ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода

игры, подчиняя ее игровому замыслу.

Игра младших дошкольников требует в значительной степени

опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Основное

требование к игрушке-заместителю-удобство в выполнении

игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым

материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала

изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть

сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или

бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона и т. п.

При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не

только с увлечением используют предложенные взрослым

предметы-заместители, но и сами заранее выбирают и

договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это

тарелка»). Иногда наделяют игрушку-заместитель ролью («Давай

это будет папа, а это дочка»). Дети 4-5 лет осуществляют игровые

действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже

начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным

положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое

значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные

шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы

игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или

иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка,

обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны

пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими

пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся

одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей

должны быть свои папы и мамы.

Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых

действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто

взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом

сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и

заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не

столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней

жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и

покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд

взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так

же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью

специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце,

тряпочка, веревка, ножницы, лопатка, веник и т. д. Опираясь на

собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском саду), на опыт,

почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач,

ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда.

Правильное руководство формированием игры делает ее

содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном

возрасте, существенно, влияющей на нравственно-трудовое

воспитание ребенка.

Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга.

Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует

все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении

выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного

эталона окружающей материальной действительности. Но ценность

игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят

ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором

поэтапного движения психического развития ребенка, что

обеспечивает для него возможность осуществления всех видов

деятельности на все более высоком уровне.



В раздел образования