Автор: Муратова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель монтессори группы
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР д/с №1 "Ромашка"
Населённый пункт: Приморский край Спасский район с. Спасское
Наименование материала: доклад
Тема: Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании
детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид
совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой
по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на
себя соответствующие роли, распределяют игровой материал,
намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные
игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут
из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые
привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое
впечатление.
Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие
психические свойства и способности она развивает?
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок
познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства,
воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит
становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с
такими сторонами действительности, как действия и
взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и
содержание игр.
Для того чтобы отобразить в игре, какиелибо стороны жизни
взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться,
разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому
знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от
взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные
сведения. Однако главное здесь не количество сведений,
получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено
через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только
слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это
потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные
ситуации.
В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы
замещают людей, находящихся между собой в определенных
социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть
отношений между людьми.
Как же взрослый должен осуществлять функции руководства
игрой, какие педагогические средства использовать?
Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит
свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование
игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в
зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.
В формировании игры можно выделить три основных
этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и
предметамизаместителями; 2) усвоение ролевого
поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3)усвоение
способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к
определенным возрастам: первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент
на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в
совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов
ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с
детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель
постепенно формирует у них умение соотносить название роли с
определенным набором действий и атрибутов, разные типы
отношений между различными ролевыми позициями (управления,
подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача
формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения
взрослый организует такой вид совместной с детьми игры,
основным содержанием которой является процесс придумывания
различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры
перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную
игру с целью всестороннего развития детей.
Одним из педагогических средств, стимулирующих
самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно
большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего
дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает
в качестве пускового момента самостоятельной игры детей.
Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры
детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в
игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то
старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую
ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода
игры, подчиняя ее игровому замыслу.
Игра младших дошкольников требует в значительной степени
опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Основное
требование к игрушке-заместителю-удобство в выполнении
игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым
материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала
изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть
сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или
бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона и т. п.
При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не
только с увлечением используют предложенные взрослым
предметы-заместители, но и сами заранее выбирают и
договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это
тарелка»). Иногда наделяют игрушку-заместитель ролью («Давай
это будет папа, а это дочка»). Дети 4-5 лет осуществляют игровые
действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже
начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным
положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое
значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные
шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы
игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или
иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка,
обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны
пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими
пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся
одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей
должны быть свои папы и мамы.
Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых
действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто
взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом
сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и
заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не
столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней
жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и
покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.
Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд
взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так
же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью
специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце,
тряпочка, веревка, ножницы, лопатка, веник и т. д. Опираясь на
собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском саду), на опыт,
почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач,
ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда.
Правильное руководство формированием игры делает ее
содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном
возрасте, существенно, влияющей на нравственно-трудовое
воспитание ребенка.
Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга.
Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует
все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении
выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного
эталона окружающей материальной действительности. Но ценность
игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят
ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором
поэтапного движения психического развития ребенка, что
обеспечивает для него возможность осуществления всех видов
деятельности на все более высоком уровне.