Автор: Усюкевич Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Родничок"
Населённый пункт: город Болгар, Спасский район,Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Игры, направленные на развития и обогащения лексики дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Игры, направленные на развития и обогащения лексики дошкольников
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным
ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей
деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные
изменения в психике детей, происходит формирование основных
психических процессов и свойств личности, появляются психические
новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Так в период младенчества (до 1 года) ведущим видом деятельности является
непосредственно – эмоциональное общение, в раннем детстве (от 1 года до 3
лет) – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном
возрасте – учеба, в подростковом – общение со сверстниками.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети
отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений
взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности .
В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта
ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к
элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается
способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно
преобразовывать их .
Важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется
тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного
воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий
такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не
могло бы быть по-настоящему освоено.
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и
взаимодействии. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно
связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни .
В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей
увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют
усилия мысли и воли, преодоления трудностей. Игра занимает большое место
в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания
дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая
повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы,
социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они
делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих
силах .
Игры с правилами дают возможность систематических упражнений,
необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного
внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами
имеет определенную дидактическую задачу, но, в конечном счете, она
направлена также на решение основных воспитательных задач. Интересная
игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более
трудную задачу, чем на занятии .
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством развития и
обогащения лексики является игра. Игра имеет важное значение в
умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические
игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста .
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дети любят играть и даже к знакомым играм проявляют интерес.
Дидактическая игра - незаменимое средство обучения детей преодоление
различных затруднений в речи. Полноценное развитие сторон речи
(звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) -
необходимое условие подготовки ребенка к обучение грамоте .
Важное условие результативного использования дидактических игр – это
соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны
учитываться следующие дидактические принципы: доступность,
повторяемость, постепенность выполнения задания .
Используя дидактические игры и упражнения, педагог продолжает учить
детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по
звучанию, вычислять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук.
Эффективность использования игр в развитии речи детей доказана многими
учеными: Г.С. Швайко , М.Г. Генинг и Н.А. Герман , Ю. Рязанцевой и
многими другими педагогами-исследователями.
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным
восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями.
Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в
них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и
умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические
ошибки .
Словесные игры важны для подготовки детей к школе, так как требуют и,
следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить
нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои
мысли, применять знания.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх
дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять
знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные
ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно
решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя
характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки
сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам,
признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на
занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении
дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации
содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному
составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного
словаря .
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься
умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее,
трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что
его учат.
В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно
включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается
сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания
ответа. Вызывается один ребенок или несколько детей по очереди. К оценке
ответа постепенно начинают привлекать всю группу детей. Именно такой
подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе
с детьми. Однако коррекция речевой деятельности, особенно словаря должна
осуществляться в теснейшей связи с коррекцией познавательной
деятельности. Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не
только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр .
Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых
– расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с
детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо,
непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей .
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься
умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее,
трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что
его учат. Для удобства использования словесных игр в педагогическом
процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение
выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-
ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения
сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные
умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать
предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что
нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.
В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания,
сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора:
«Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного
не называть» и др .
Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры-
предположения. Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я
сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми
ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего
действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или
«Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от
детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с
поставленными условиями или созданными обстоятельствами .
Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я
начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы
вдруг погасло электричество во всем городе?».
Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-
доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно»,
«Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети
высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: «Заводы
не могли бы работать—например выпекать хлеб», «Остановились бы
трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т. д.
Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами,
установления причинных связей. В них содержится и соревновательный
элемент: «Кто быстрее сообразит?» .
Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это игры,
зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся
они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была
волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».
Дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие
— врачами, чтобы все были здоровы (видимо, следуя примеру воспитателя),
третьи — отдавая дань любви к воспитателю, хотят быть тоже
воспитателями. Особая ценность этих игр состоит в том, что у детей в
процессе игры происходит активизация и обогащение словаря .
Игры-загадки широко используют, как словесные игры при словарной работе
с детьми. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание,
рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной
работы. Основным признаком загадки является замысловатое описание,
которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично
и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием
загадок является окружающая действительность: социальные и природные
явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием
общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них
отражаются достижения науки, техники, культуры. Главной особенностью
загадок является логическая задача. Способы построения логических задач
различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям
старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать,
припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного
труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,
формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В ходе игр-
загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение
словарного запаса .
Таким образом, наиболее удачным средством развития и обогащения лексики
детей дошкольного возраста, является дидактическая игра. Именно с
помощью нее легче и удобнее воспитателю воспитывать звуковую культуру
речи детей дошкольного возраста. Использования игровых моментов,
направленных на развитие фонематического анализа, позволяет закреплять
свойственные детям интерес к звуковой культуре речи. Дидактические игры
способствуют развитию их познавательной активности, улучшения
произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к
языку .
При использовании различных видов дидактических игр для развития
словаря дошкольников следует помнить, что подбирать игровой материал
нужно в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями
детей и задачами словарной работы.