Напоминание

Игры, направленные на развития и обогащения лексики дошкольников


Автор: Усюкевич Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Родничок"
Населённый пункт: город Болгар, Спасский район,Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Игры, направленные на развития и обогащения лексики дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры, направленные на развития и обогащения лексики дошкольников

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным

ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей

деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные

изменения в психике детей, происходит формирование основных

психических процессов и свойств личности, появляются психические

новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

Так в период младенчества (до 1 года) ведущим видом деятельности является

непосредственно – эмоциональное общение, в раннем детстве (от 1 года до 3

лет) – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном

возрасте – учеба, в подростковом – общение со сверстниками.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети

отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений

взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности .

В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта

ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к

элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается

способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно

преобразовывать их .

Важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется

тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного

воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий

такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не

могло бы быть по-настоящему освоено.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и

взаимодействии. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно

связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни .

В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей

увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют

усилия мысли и воли, преодоления трудностей. Игра занимает большое место

в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания

дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая

повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы,

социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они

делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих

силах .

Игры с правилами дают возможность систематических упражнений,

необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного

внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами

имеет определенную дидактическую задачу, но, в конечном счете, она

направлена также на решение основных воспитательных задач. Интересная

игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более

трудную задачу, чем на занятии .

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством развития и

обогащения лексики является игра. Игра имеет важное значение в

умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические

игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста .

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дети любят играть и даже к знакомым играм проявляют интерес.

Дидактическая игра - незаменимое средство обучения детей преодоление

различных затруднений в речи. Полноценное развитие сторон речи

(звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) -

необходимое условие подготовки ребенка к обучение грамоте .

Важное условие результативного использования дидактических игр – это

соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны

учитываться следующие дидактические принципы: доступность,

повторяемость, постепенность выполнения задания .

Используя дидактические игры и упражнения, педагог продолжает учить

детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по

звучанию, вычислять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук.

Эффективность использования игр в развитии речи детей доказана многими

учеными: Г.С. Швайко , М.Г. Генинг и Н.А. Герман , Ю. Рязанцевой и

многими другими педагогами-исследователями.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным

восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями.

Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в

них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и

умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические

ошибки .

Словесные игры важны для подготовки детей к школе, так как требуют и,

следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить

нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои

мысли, применять знания.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх

дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять

знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные

ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно

решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя

характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки

сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам,

признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на

занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении

дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации

содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному

составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного

словаря .

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься

умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее,

трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что

его учат.

В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно

включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается

сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания

ответа. Вызывается один ребенок или несколько детей по очереди. К оценке

ответа постепенно начинают привлекать всю группу детей. Именно такой

подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе

с детьми. Однако коррекция речевой деятельности, особенно словаря должна

осуществляться в теснейшей связи с коррекцией познавательной

деятельности. Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не

только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр .

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых

– расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с

детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо,

непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей .

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься

умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее,

трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что

его учат. Для удобства использования словесных игр в педагогическом

процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение

выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-

ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения

сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные

умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать

предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что

нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания,

сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора:

«Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного

не называть» и др .

Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры-

предположения. Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я

сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми

ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего

действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или

«Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от

детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с

поставленными условиями или созданными обстоятельствами .

Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я

начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы

вдруг погасло электричество во всем городе?».

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-

доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно»,

«Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети

высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: «Заводы

не могли бы работать—например выпекать хлеб», «Остановились бы

трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т. д.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами,

установления причинных связей. В них содержится и соревновательный

элемент: «Кто быстрее сообразит?» .

Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это игры,

зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся

они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была

волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».

Дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие

— врачами, чтобы все были здоровы (видимо, следуя примеру воспитателя),

третьи — отдавая дань любви к воспитателю, хотят быть тоже

воспитателями. Особая ценность этих игр состоит в том, что у детей в

процессе игры происходит активизация и обогащение словаря .

Игры-загадки широко используют, как словесные игры при словарной работе

с детьми. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание,

рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной

работы. Основным признаком загадки является замысловатое описание,

которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично

и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием

загадок является окружающая действительность: социальные и природные

явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием

общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них

отражаются достижения науки, техники, культуры. Главной особенностью

загадок является логическая задача. Способы построения логических задач

различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям

старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать,

припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного

труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,

формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В ходе игр-

загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение

словарного запаса .

Таким образом, наиболее удачным средством развития и обогащения лексики

детей дошкольного возраста, является дидактическая игра. Именно с

помощью нее легче и удобнее воспитателю воспитывать звуковую культуру

речи детей дошкольного возраста. Использования игровых моментов,

направленных на развитие фонематического анализа, позволяет закреплять

свойственные детям интерес к звуковой культуре речи. Дидактические игры

способствуют развитию их познавательной активности, улучшения

произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к

языку .

При использовании различных видов дидактических игр для развития

словаря дошкольников следует помнить, что подбирать игровой материал

нужно в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями

детей и задачами словарной работы.



В раздел образования