Напоминание

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников


Автор: Ожегина Вера Осиповна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Сказка"
Населённый пункт: город Нефтеюганск ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектно-исследовательская деятельность дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ожегина Вера Осиповна

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников

«Мышление – это основной человеческий ресурс, качество нашего будущего

будет целиком зависеть от качества нашего мышления», - утверждает Эдвард де

Боно, британский психолог. Современному человеку для успешной карьеры,

самореализации, счастливой жизни необходимы такие качества, как

ответственность, компетентность, креативность, умение общаться. Стремительная

изменчивость экономических и социальных отношений требует поиска новых,

нестандартных действий в различных ситуациях. Эти качества, умения

необходимо воспитывать с детства.

Проблемой дошкольного образования является требование от детей

усвоения готовых знаний и их воспроизводства. Так на протяжении

всего дошкольного периода ребенок постоянно тренирует конвергентное (на

основе усвоенных алгоритмов) мышление. У него нет ни опыта, ни инструмента к

нестандартному мышлению.

Изучив федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования, понимаешь, что в его основе лежит системно-

деятельностный подход. Это метод обучения, при котором ребенок не получает

знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной

познавательной деятельности. Одной из эффективных технологий в этом

направлении является метод проектной деятельности.

Метод проектной деятельности – это создание педагогом условий, которые

позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый

практический опыт, добывать его поисковым путем, анализировать его. С

помощью метода проектов развиваются такие качества, которые формируются

лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально. Это: умение работать

в коллективе, брать ответственность на себя, умение разделять ответственность,

умение анализировать результаты своей деятельности.

С. Я. Рубинштейн говорил, что мышление обычно начинается с проблемы

или вопроса, с противоречия. Использование проблемных ситуаций в работе

с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого

мышления, познавательных умений и способностей. Именно это и является

первым этапом проектно-исследовательской деятельности. На этом этапе, в ходе

которого ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской

задачи, по мнению Н. Е. Вераксы, можно выделить несколько стратегий поведения

педагога. Первая заключается в создании проблемной ситуации для всех детей.

Вторая – в выявлении сферы интересов каждого ребенка и в создании ситуации,

которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу. Третья

стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком

формулируют исследовательскую задачу проекта. Следующий этап заключается в

планировании деятельности через поиск ответов на вопросы, в каких источниках

можно найти информацию, к кому обратиться за помощью (родителям, педагогам,

какие материалы и оборудование использовать. Третий этап -

выполнение проектов. И четвертый - презентация проекта.

Проектная деятельность влияет не только на

детей. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в поисковом

пространстве, меняет его мировоззрение и не допускает применения стандартных

действий, так как важным моментом этого метода является то, что не педагог

предлагает решение проблемы, он поддерживает размышления детей. Так,

например, в проекте «Кормушка для птиц» целью является не изготовление

кормушки вообще, а создание «своей кормушки», которая уникальна. Главное

в проектной деятельности обсуждение и разработка различных вариантов проекта.

Положительно развиваются в проектной деятельности и отношения между детьми

и родителями. У них появляется общее дело, ребенок становится интересен

родителям, их жизнь наполняется богатым содержанием.

В нашей образовательной организации метод проектов используется не один год,

и мы убедились в эффективности методики для развития в дошколятах таких

качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить, находить

нестандартные решения. Мы уверены, что системно-деятельностный подход в

образовании поможет воспитать из наших малышей ярких личностей, умеющих

мечтать и действовать, строить отношения с окружающими, достойных граждан

страны.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие

для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозайка-Синтез, 2010.- 112 с.

2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое

пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.-144 с.



В раздел образования