Автор: Ожегина Вера Осиповна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Сказка"
Населённый пункт: город Нефтеюганск ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектно-исследовательская деятельность дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Ожегина Вера Осиповна
Проектно-исследовательская деятельность дошкольников
«Мышление – это основной человеческий ресурс, качество нашего будущего
будет целиком зависеть от качества нашего мышления», - утверждает Эдвард де
Боно, британский психолог. Современному человеку для успешной карьеры,
самореализации, счастливой жизни необходимы такие качества, как
ответственность, компетентность, креативность, умение общаться. Стремительная
изменчивость экономических и социальных отношений требует поиска новых,
нестандартных действий в различных ситуациях. Эти качества, умения
необходимо воспитывать с детства.
Проблемой дошкольного образования является требование от детей
усвоения готовых знаний и их воспроизводства. Так на протяжении
всего дошкольного периода ребенок постоянно тренирует конвергентное (на
основе усвоенных алгоритмов) мышление. У него нет ни опыта, ни инструмента к
нестандартному мышлению.
Изучив федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования, понимаешь, что в его основе лежит системно-
деятельностный подход. Это метод обучения, при котором ребенок не получает
знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной
познавательной деятельности. Одной из эффективных технологий в этом
направлении является метод проектной деятельности.
Метод проектной деятельности – это создание педагогом условий, которые
позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый
практический опыт, добывать его поисковым путем, анализировать его. С
помощью метода проектов развиваются такие качества, которые формируются
лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально. Это: умение работать
в коллективе, брать ответственность на себя, умение разделять ответственность,
умение анализировать результаты своей деятельности.
С. Я. Рубинштейн говорил, что мышление обычно начинается с проблемы
или вопроса, с противоречия. Использование проблемных ситуаций в работе
с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого
мышления, познавательных умений и способностей. Именно это и является
первым этапом проектно-исследовательской деятельности. На этом этапе, в ходе
которого ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской
задачи, по мнению Н. Е. Вераксы, можно выделить несколько стратегий поведения
педагога. Первая заключается в создании проблемной ситуации для всех детей.
Вторая – в выявлении сферы интересов каждого ребенка и в создании ситуации,
которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу. Третья
стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком
формулируют исследовательскую задачу проекта. Следующий этап заключается в
планировании деятельности через поиск ответов на вопросы, в каких источниках
можно найти информацию, к кому обратиться за помощью (родителям, педагогам,
какие материалы и оборудование использовать. Третий этап -
выполнение проектов. И четвертый - презентация проекта.
Проектная деятельность влияет не только на
детей. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в поисковом
пространстве, меняет его мировоззрение и не допускает применения стандартных
действий, так как важным моментом этого метода является то, что не педагог
предлагает решение проблемы, он поддерживает размышления детей. Так,
например, в проекте «Кормушка для птиц» целью является не изготовление
кормушки вообще, а создание «своей кормушки», которая уникальна. Главное
в проектной деятельности обсуждение и разработка различных вариантов проекта.
Положительно развиваются в проектной деятельности и отношения между детьми
и родителями. У них появляется общее дело, ребенок становится интересен
родителям, их жизнь наполняется богатым содержанием.
В нашей образовательной организации метод проектов используется не один год,
и мы убедились в эффективности методики для развития в дошколятах таких
качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить, находить
нестандартные решения. Мы уверены, что системно-деятельностный подход в
образовании поможет воспитать из наших малышей ярких личностей, умеющих
мечтать и действовать, строить отношения с окружающими, достойных граждан
страны.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозайка-Синтез, 2010.- 112 с.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое
пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.-144 с.