Автор: Григорьева Наталья Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ - Лицей №2 им. Б. А. Слободскова
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние спортивной деятельности на эмоциональную и волевую сферы подростков".
Раздел: полное образование
Влияние спортивной деятельности
на эмоциональную и волевую сферы подростков.
В последние годы все чаще говорят о физической культуре не только
как
о
самостоятельном
социальном
феномене,
но
и
как
об
устойчивом
качестве
личности,
т.е.
личной
физической
культуре.
Ее
формированию
существенно
способствует
и
спортивная
деятельность.
Достижение
человеком
поставленной
цели
в
спорте
связано
с
преодолением
многих
препятствий.
Это
противодействие
соперников,
неблагоприятные
климатические
и
погодные
условия,
негативные
психофизиологические
состояния и т.д. Трудности преодолеваются человеком не только за счет
волевых
усилий,
но
и
за
счет
возникновения
эмоций.
Поэтому
можно
говорить,
что
поведение
и
деятельность
человека
регулируется
как
с
помощью воли, так и с помощью эмоций.
Главной
особенностью
подросткового
возраста
является
его
переходный
характер
–
от
детства
к
взрослости,
в
котором
резко
обозначаются проявления эмоциональной и волевой сфер.
На
развитие
человека
оказывают
влияние
как
природные,
так
и
социальные
факторы.
Поэтому
исследование
влияния
различных
видов
деятельности на эмоциональную и волевую сферы подростков в современных
условиях является, на мой взгляд, достаточно актуальным.
Исследование проходило в 2015 – 2016 годах на базе Муниципального
бюджетного образовательного учреждения – лицей №2 им. Б.А. Слободскова.
В
исследовании
принимали
участие
ученики
в
возрасте
13-14
лет
в
количестве
40
человек,
из
них
по
10
девушек,
занимающихся
и
не
занимающихся спортом; по 10 юношей, занимающихся и не занимающихся
спортом.
Целью
исследования
было
выявление
влияния
занятий
спортом
на
эмоциональную и волевую сферы подростков.
Исследования показали, что мальчики, которые занимаются спортом,
становятся
более
отзывчивыми,
у
них
на
достоверно
значимом
уровне
повышается эмоциональная эмпатия. Они начинают сопереживать другим
людям.
По
остальным
показателям
эмоциональной
сферы
я
достоверных
различий
не
получила,
однако
выявилась
тенденция
повышения
уровня
обидчивости,
появления
некоторой
враждебности
у
мальчиков,
занимающихся спортом.
У девочек-спортсменок на достоверно значимом уровне более высокая
психомоторная
эмоциональность.
Это
говорит
о
том,
что
тренировки
развивают
у
них
усиленную
работу
опорно-двигательного
аппарата
и
функциональных систем организма, которые положительно влияют на их
психоэмоциональное состояние.
По остальным показателям достоверных различий зафиксировано не
было, однако выявилась тенденция повышения уровня эмоциональности, в
том числе интеллектуальной. Обнаружено, что у девочек, занимающихся
спортом, наблюдается снижение уровня эмоциональной эмпатии.
Показатели волевой сферы у мальчиков, занимающихся спортом, выше,
чем
у
не
занимающихся
сверстников.
Выявилась
тенденция
повышения
различных
видов
агрессии.
Из
этого
можно
сделать
вывод,
что
занятия
спортом развивают у мальчиков чувство постоянной борьбы, соперничества.
У
девочек
эти
показатели
достоверно
не
различаются,
правда,
выявлена
некоторая
тенденция
повышения
уровня
настойчивости,
упорства,
терпеливости, а также повышение самоконтроля за деятельностью у тех, кто
занимается спортом.
Таким
образом,
занятия
спортом
положительно
сказываются
на
показателях эмоциональной и волевой сфер подростков, причем развитие
волевой сферы более выражено у мальчиков.