Напоминание

"Влияние спортивной деятельности на эмоциональную и волевую сферы подростков".


Автор: Григорьева Наталья Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ - Лицей №2 им. Б. А. Слободскова
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние спортивной деятельности на эмоциональную и волевую сферы подростков".
Раздел: полное образование





Назад




Влияние спортивной деятельности

на эмоциональную и волевую сферы подростков.

В последние годы все чаще говорят о физической культуре не только

как

о

самостоятельном

социальном

феномене,

но

и

как

об

устойчивом

качестве

личности,

т.е.

личной

физической

культуре.

Ее

формированию

существенно

способствует

и

спортивная

деятельность.

Достижение

человеком

поставленной

цели

в

спорте

связано

с

преодолением

многих

препятствий.

Это

противодействие

соперников,

неблагоприятные

климатические

и

погодные

условия,

негативные

психофизиологические

состояния и т.д. Трудности преодолеваются человеком не только за счет

волевых

усилий,

но

и

за

счет

возникновения

эмоций.

Поэтому

можно

говорить,

что

поведение

и

деятельность

человека

регулируется

как

с

помощью воли, так и с помощью эмоций.

Главной

особенностью

подросткового

возраста

является

его

переходный

характер

от

детства

к

взрослости,

в

котором

резко

обозначаются проявления эмоциональной и волевой сфер.

На

развитие

человека

оказывают

влияние

как

природные,

так

и

социальные

факторы.

Поэтому

исследование

влияния

различных

видов

деятельности на эмоциональную и волевую сферы подростков в современных

условиях является, на мой взгляд, достаточно актуальным.

Исследование проходило в 2015 – 2016 годах на базе Муниципального

бюджетного образовательного учреждения – лицей №2 им. Б.А. Слободскова.

В

исследовании

принимали

участие

ученики

в

возрасте

13-14

лет

в

количестве

40

человек,

из

них

по

10

девушек,

занимающихся

и

не

занимающихся спортом; по 10 юношей, занимающихся и не занимающихся

спортом.

Целью

исследования

было

выявление

влияния

занятий

спортом

на

эмоциональную и волевую сферы подростков.

Исследования показали, что мальчики, которые занимаются спортом,

становятся

более

отзывчивыми,

у

них

на

достоверно

значимом

уровне

повышается эмоциональная эмпатия. Они начинают сопереживать другим

людям.

По

остальным

показателям

эмоциональной

сферы

я

достоверных

различий

не

получила,

однако

выявилась

тенденция

повышения

уровня

обидчивости,

появления

некоторой

враждебности

у

мальчиков,

занимающихся спортом.

У девочек-спортсменок на достоверно значимом уровне более высокая

психомоторная

эмоциональность.

Это

говорит

о

том,

что

тренировки

развивают

у

них

усиленную

работу

опорно-двигательного

аппарата

и

функциональных систем организма, которые положительно влияют на их

психоэмоциональное состояние.

По остальным показателям достоверных различий зафиксировано не

было, однако выявилась тенденция повышения уровня эмоциональности, в

том числе интеллектуальной. Обнаружено, что у девочек, занимающихся

спортом, наблюдается снижение уровня эмоциональной эмпатии.

Показатели волевой сферы у мальчиков, занимающихся спортом, выше,

чем

у

не

занимающихся

сверстников.

Выявилась

тенденция

повышения

различных

видов

агрессии.

Из

этого

можно

сделать

вывод,

что

занятия

спортом развивают у мальчиков чувство постоянной борьбы, соперничества.

У

девочек

эти

показатели

достоверно

не

различаются,

правда,

выявлена

некоторая

тенденция

повышения

уровня

настойчивости,

упорства,

терпеливости, а также повышение самоконтроля за деятельностью у тех, кто

занимается спортом.

Таким

образом,

занятия

спортом

положительно

сказываются

на

показателях эмоциональной и волевой сфер подростков, причем развитие

волевой сферы более выражено у мальчиков.



В раздел образования