Автор: Сюсина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сыресинская НОШ"
Населённый пункт: Чувашия Порецкий район село Сыреси
Наименование материала: проект
Тема: "Семья – основа социально-личностного воспитания дошкольников ".
Раздел: дошкольное образование
Проект
Тема
«Семья – основа социально-личностного воспитания
дошкольников ».
1
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….… 3
1.1 Анализ внешней среды… ………………………………………….………. 4
1.2 Анализ внутренней среды………………………………………………….. 6
1.3 Проблематика………………………………………………………….….... 10
2. Основная часть…………………………………………………….……...…. 10
2.1 Концептуализация проекта………………………………………………… 10
2.2 Целеполагание……….………………………………………………….….. 11
2.3 Ожидаемый результат……………………………………………….……... 11
2.4 Реализация проекта…………………………………………….…….….…..12
2.4.1 Этапы работы над проектом. План действий по реализации проекта... 12
2.4.2 Ресурсное обеспечение……………………………………...……….…... 15
2.5 Мониторинг проекта……………………………………...………………... 17
3. Заключение…………………………………………………………..………. 18
4. Список литературы……………………………………………………….…..18
5. Приложение……………………………………………………………………19
2
Введение
Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали,
отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь,
общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция –
воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для
сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим
фактором формирования личности ребенка.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за
всю
историю
своего
существования,
это
первый
и
наиболее
значимый
институт
в
жизни
человека.
Но
важно
семью
рассматривать
как
объект
социальной
действительности,
носитель
многовекового
опыта,
традиций,
обычаев.
В
настоящее
время
в
ДОУ
складывается
система
работы
с
родителями воспитанников, которая предполагает поиск путей и создание
условий для становления личности ребенка, раскрытия его индивидуальных
особенностей.
Нельзя
забывать,
что
на
этом
жизненном
этапе
самыми
близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В
младенческие
годы
и
весь
дошкольный
период
человек
воспитывается
семьей,
жизнью
семьи.
Здесь
зарождаются
его
симпатии,
потребности,
интересы.
Здесь
обозначается
его
характер.
И
поэтому
жизнь
семьи,
ее
нравы, традиции, влечения, идеалы, развлечения влияют на его дальнейшую
судьбу, его гражданскую позицию, подготовку ребенка к полноценному и
эффективному участию в различных видах жизнедеятельности.
3
1.1. Анализ внешней среды
Современная семья в силу социально-экономических потрясений
в
стране
испытывает
огромные
трудности.
Любая
семья
нуждается
в
государственной
и
социальной
поддержке.
Российское
общество,
находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и
поддержать
институт
семьи.
Не
выдерживая
внешнего
деструктивного
натиска, семья рушится.
Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость
семьи от общества. Так как семья выполняет важные социальные функции в
обществе
и
по
этой
причине
государство
и
общественные
организации
объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия,
проводить
социальную
работу,
направленную
на
совершенствование
семейно-брачных
отношений
и
укрепление
семьи.
Общеизвестно,
что
детство
-
уникальный
период
в
жизни
человека.
Именно
в
это
время
формируется
здоровье
и
закладываются
социальные
нормы
поведения,
происходит становление личности.
Семья
и
дошкольные
образовательные
учреждения
—
два
важных
института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но
для
всестороннего
развития
ребенка
необходимо
их
взаимодействие.
Дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в развитии
ребенка.
Здесь
он
получает
образование,
приобретает
умение
взаимодействовать
с
другими
детьми
и
взрослыми,
организовывать
собственную деятельность.
Однако,
насколько
эффективно
ребенок
будет
овладевать
этими
навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
Гармоничное
развитие
дошкольника
без
активного
участия
его
родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Главной
особенностью
семейного
воспитания
признается
особый
эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется
отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.
Более десяти лет дошкольные учреждения России работают в
условиях
свободного
выбора
образовательной
программы.
Педагогам
это
позволяет
проявлять
творчество,
более
смело
использовать
инновации,
а
детям — получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и
признание самоценности дошкольного периода жизни. Педагоги получили
возможность
самостоятельно
организовывать
педагогический
процесс,
использовать
все
многообразие
форм,
определять
свой
стиль,
свои
направления в работе с детьми.
4
Анализ внешней среды:
Сильные стороны
Слабые стороны
Вариативность
и
разнотипность
программ
С т р о г о е
с л е д о в а н и е
е д и н о й
программе
Наличие материально – технической
базы
Недостаточное
о снащение
материальными
и
современными
техническими средствами
Наличие Основных
Общеобразовательных
программ,
р а з р а б о т а н н ы х
н а
о с н о в е
федеральных
го с уд а р с т в е н н ы х
требований к ее структуре и условиям
(ФГТ)
Содержание
не
соответствует
п р и н ц и п а м
к о м п л е к с н о
тематического
планирования
и
и н т е г р а ц и и
о б р а з о в а т е л ь н ы х
областей
Н о р м а т и в н о -
п р а в о в о е
обеспечение:
-
Конвенция
ООН
о
правах
ребенка ст. 5, 7, 9, 10.
- Семейный кодекс Российской
федерации п. 3 ст. 18 и п. 5 ст. 14
Закона
Российской
Федерации
“Об
образовании”.
- п. 19 “Типового положения о
д о ш кол ь н ом
о б р а з о в а т е л ь н о м
учреждении”.
- Приоритетного национального
проекта в сфере образования.
-
Конституции
Российской
Федерации.
-
Конституции
Чувашской
Республики.
- Закон Чувашской Республики
«Об образовании».
-
С т р а т е г и я
р а з в и т и я
5
образования
Чувашской
Республики
до 2040 года.
1.2 Анализ внутренней среды
Работа дошкольной разновозрастной группы «Парус» МБОУ
«Сыресинская ООШ» Порецкого района Чувашской Республики направлена
на обеспечение, сохранение физического и психического здоровья детей и
определяется следующими задачами:
•
создание
условий
для
обеспечения
оптимальной
образовательной
среды, для развития детей и повышения комфортности их пребывания в
дошкольной группе.
• повышение качества образовательного процесса.
Внутренняя среда
Сильные стороны
Слабые стороны
1 .
Н а л и ч и е
п р и м е р н о й
основной
общеобразовательной
программы дошкольного образования
«От
рождения
до
школы»
под
редакцией
Н.
Е.
Вераксы,
Т.
С.
Комаровой, М. А. Васильевой.
1.
Отсутствие
условий
для
б л а г о п р и я т н о г о
к л и м а т а
взаимодействия с родителями.
2.
Наличие
м е тод и ч е с ко й
литературы.
2.
Недостаточная
проработка
НОД
по
социально
–
личностному
развитию.
3. Наличие рабочей программы
по группе.
3.Недостаточное
владение
компьютерной техникой.
4.
Готовность
педагогов
работать
в
инновационном режиме, организации
новых
форм
о б р а з о ват е л ь н о го
процесса.
4.
Н ед о с т аточ но е
ко л и ч е с т в о
современного учебно-дидактического
материала:
-
дидактических
развивающих
и г р
п о
н р а в с т в е н н о
–
патриотическому воспитанию.
5. Наличие:
5. Недостаточное финансирование
6
- зданий, помещений;
- музыкального оборудования;
- физкультурного оборудования;
- медицинского оборудования;
2.
Наличие
библиотечного
фонда:
-
детской
художе ственной
литературы;
3. Наличие видео-аудиотехники.
6. Наличие
1. Локальные акты:
•
У с т а в
д о ш к о л ь н о г о
образовательного учреждения;
• Договор с родителями детей;
•
Должностные
инструкции
работников.
2.
Лицензия
дошкольного
образовательного
учреждения
на
право
ведения
образовательной
деятельности.
3 .
С в и д е т е л ь с т в о
о б
а к к р е д и т а ц и и
д о ш к о л ь н о г о
образовательного учреждения.
В дошкольной группе созданы необходимые условия для организации
образовательной
деятельности
с
детьми,
организации
совместных
мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по их
запросам.
Таким
образом,
имеются
определенные
условия
для
реализации
данного проекта.
Я, Сюсина Татьяна Викторовна, работаю в дошкольной группе с 1989
года, имею 1 квалификационную категорию.
Чтобы систематизировать работу с детьми
по теме “Моя семья” в
7
октябре месяце провела первичную диагностику по образовательной области
«Социализация».
Предмет диагностики – особенности социально-личностного развития
детей среднего дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений детей
с родителями
2.
Выявить
уровень
усвоения
детей
программного
содержания:
представлений детей о семье, ее членах, родственных отношений, ее истории.
Уровень знаний ребенка о семье, семейном быте, традициях (по каждому ребенку)
(примерная диагностическая карта):
Задания
Ребенок
допускает много
ошибок, не
желает
рассказывать
1 балл
Ребенок
отвечает
правильно,
но
д о п ус к а е т
н е
точности.
2 балла
Ребенок отвечает
правильно,
рассказывает
охотно.
3 балла
Ф
И
О
семьи
Мама
( п о
и м е н и
и
отчеству)
О т е ц
( п о
имени)
Родители
мамы (бабушка и
дедушка)
Родители
отца
(бабушка
и
дедушка)
Наше село
Ваша улица
8
Район,
где
мы живем
Кем
работает
мама
(папа)?
Сколько
л е т
б а б у ш к е
(дедушке)
При анализе результатов диагностики выявился низкий уровень, что
составляет:
18% - ребенок отвечает правильно, рассказывает охотно.
33% - ребенок допускает много ошибок, не желает рассказывать.
49% - ребенок отвечает правильно, но допускает не точности.
Не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать
полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Маша”, “дядя
Миша”. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой
домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из
детей знает свое родословное, семейные традиции, праздники. Забыты такие
понятия как “род”, “родословная”, “предки”.
Провела анкетирование среди родителей, чтобы получить информацию
о том, на что направлены основные заботы родителей (на физ. здоровье,
познавательно –речевое развитие и т. д)
Посетила некоторые семьи для выявления общей семейной атмосферы,
стиль
взаимоотношения
между
членами
семьи
и
эмоциональное
благополучие детей.
1.3. Проблематика
В нашей группе «Парус» уделяется недостаточно внимания социально-
личностному развитию детей.
Воспитатели недооценивают роль семьи в образовательном процессе.
Проявилось частичное отсутствие должного взаимодействия педагогов
с родителями.
В дошкольную группу дети приходят из разных семей: многодетных,
одиноких матерей и неполных семей.
Анализ
проведенных
диагностик,
беседы
с
детьми,
наблюдения
за
самостоятельной детской деятельностью, позволили мне сделать вывод, что
9
уровень
освоения
детьми
программного
содержания
по
образовательной
области «Социализация» находится на низком уровне.
Среди
родителей,
как
показало
анкетирование,
нет
должного
взаимопонимания
между
членами
семьи,
многие
не
знают
историю
происхождения своей семьи.
Для того, чтобы родители помогли нашей группе, надо работать тесном
контакте с семьями своих воспитанников.
Исходя из данных результатов анализа возникла ПРОБЛЕМА: Как
организовать
образовательную
работу
с
детьми
и
родителями
по
формированию у детей семейной, гражданской принадлежности .
Появилась идея: создать проект «Семья – как основа социально –
личностного развития ребенка».
Цель
проекта:
Формирование
у
детей
семейной,
гражданской
принадлежности в процессе ознакомления со своей семьей.
Основная часть
2.1. Концептуализация проекта
Оригинальность проекта и инновационный характер обеспечивается
внедрением в практику с детьми разновозрастной группы следующих идей,
обеспечивающих успешную реализацию проекта:
• совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии
с родителями
• сотрудничество с детской библиотекой, со школой.
2.2. Целеполагание
Цель
проекта:
Разработать
систему
работы
по
формированию
представлений о семье, родственных отношениях, распределении семейных
обязанностей и семейных традициях.
Задачи:
1.
Изучить
современную
программно-методическую
литературу
по
социально – личностному развитию;
2. Определить пути решения проблемы;
3.
Подобрать
диагностическую
методику
уровня
усвоения
программного содержания по образовательной области «Социализация»;
4. Привлечь родителей в совместную деятельность детей в условиях
семьи и детского сада;
10
5.
Углубить
представление
детей
о
своей
семье
и
ее
истории,
о
традициях и праздниках;
6. Воспитывать у детей любовь и уважения к членам семьи, проявлять
заботу о родных людях.
Проект должен:
•
Соответствовать
принципу
развивающего
образования,
целью
которого является развитие ребенка;
• Основываться на комплексно – тематическом подходе;
•
Соответствовать
критериям
полноты,
необходимости
и
достаточности;
• Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии
с
возрастными
особенностями
и
возможно стями
образовательных областей.
2.3. Ожидаемые результаты проекта
Опираясь на цель и задачи проекта, предполагаю, что в результате:
• Дети будут правильно называть имена своих родителей, бабушек и
дедушек;
• Называть возраст членов семьи;
• Определять родственные отношения между членами семьи;
• Проявлять заботливое отношение к старшим членам семьи.
Родители:
•
Родители
примут
активное
участие
в
совместной
деятельности
с
ребенком в условиях семьи и детского сада;
• Окажут посильную помощь в организации предметно – развивающей
среды;
• Проанализируют программно-методическую литературу.
Результат может быть оформлен в виде детского праздника, выставок
детских и совместных творческих работ, проведения тематических недель.
2.4. Реализация проекта
11
2.4.1. Этапы реализации проекта и план действий по реализации проекта
I этап - Подготовительный
№ п/п
Мероприятия
Сроки проведения
1
Подбор методической литературы
Начало октября
2
Подбор художественной литературы,
стихотворного материала, сказок,
рассказов
октябрь
3
Подбор подвижных игр, словесных,
сюжетно- ролевых, пальчиковых игр
октябрь
4
Подбор дидактических игр
октябрь
5
Изготовление атрибутов для подвижных
игр; сюжетно – ролевых игр вместе с
родителями
октябрь
6
Посещение семьи
октябрь
7
Сообщение на родительском собрании о
проекте
Конец октября
Задачи мероприятий:
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой
литературы
• Донести до участников проекта важность данной темы
• Проанализировать специальную литературу о роли семьи в обществе.
•
Создать
развивающую
среду:
подобрать
материалы,
игрушки,
атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры,
иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
• Подобрать материал для продуктивной деятельности.
• Составить перспективный план мероприятий.
II этап Деятельный.
План реализации проекта
Реализация основных задач, стоящих перед проектом требует применения
разнообразных форм, видов деятельности. Все они представлены в данной
таблице. Конкретизировать данные виды деятельности, указать точные сроки
их проведения – самая сложная задача.
12
Основные задачи: 1.Расширение представлений детей о своей семье и ее истории; о том,
что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. 2.Формирование интереса к своей семье,
воспитание любви и бережного отношения к членам своей семьи.
Непосредственная
образовательная
деятельность
Методы, формы, темы работы
Социализация
Познание
Беседы: «Что такое семья», «Мама и
папа», «Наши бабушки и дедушки»,
«Младшие
и
старшие
братья
и
сестры», «Мамы и папы имеют имена
и отчества».
Дидактические
игры:
«Настроение»,
«Страна колобков», «Родословная».
Словесные игры: «Назови ласково»,
« В о л ш е б н ы е
с л о в а » ,
«Комплименты».
Сюжетно–
ролевые
игры:
«Семья»,
«Детский сад».
П а л ьч и ко в ы е
и г р ы :
« С е м ь я » ,
«Птенцы»,
«Части
тела»,
«Пальчик-
мальчик, где ты был? », «Ладушки»,
«Этот пальчик дедушка… », «Мамин
праздник», «Мамин день».
Художественное творчество
Рисование : «Моя семья», «Портрет
мамы»,
«Портрет
папы»
«Нарисуй
свое настроение».
Аппликация: «Букет для мамы»,
«Ракета для пап» .Заучивание стихов
о маме, папе, бабушке, дедушке.
Коммуникация
Чтение художественных
произведений о семье.Е. Благинина
«Посидим в тишине», «Научу
обуваться братца», Л. Воронцова
«Маша – растеряша», С. Прокофьев
«Когда можно плакать», К. Ушинский
«Петушок с семьей», В. Берестов
«Больная кукла, Бычок, Котенок». В.
Маяковский «Что такое хорошо, что
такое плохо», А. Шлыгин «По дороге
13
в детский сад», Э. Шим «Петух и
наседка», «Все умеют сами». Сказки:
«Волк и семеро козлят», «Курочка
ряба», «Гуси лебеди», «Три медведя»,
«У страха глаза велики». Э.
Мошковская «Жадина», «Капризы»,
«Как собака друга искала»
(мордовская сказка). Потешки:
«Жили у бабуси», «Знаешь, мамка,
где я был? », «Дедушка Егор».
Нетрадиционное домашнее задание
(приложение 4)
Музыка
Разучивание
песен
о
маме,
папе,
бабушке.
Физкультура
Комплекс утренней гимнастики:
«Медвежья семья».
Подвижная игра «Птенчики и
птицы».
Социальный опрос семей (выявление социального статуса).
№ п/п
Мероприятия
Сроки
1
Участие в оснащение развивающей
среды (закупка игрушек и оборудования,
литературы.
В течение всего проекта
2
Пошив
костюмов
для
игр
в
бытовом
уголке.
Октябрь
3
Жу р н а л
с
р е ц е п т а м и
бл юд
« Л ю б и м о е
б л ю д о
с е м ь и
» ,
«Фотоконкурс».
В течение всего проекта
4
Э л е к т р о н н а я
п р е з е н т а ц и я
«Семейное древо»
декабрь
Также использовалось анкетирование, выданы памятки родителям
(приложение 1, 2 и 3)
III этап Заключительный
Оценка результатов проекта
14
Выставка творческих работ детей по
продуктивному виду деятельности
декабрь
Выставка «Семейный альбом»
декабрь
Выставка журнала «Любимое блюдо
семьи»
декабрь
Мул ьт и м ед и й н а я
п р е з е н т а ц и я
«Семейное древо»
декабрь
2.4.2 Ресурсное обеспечение проекта
Для обеспечения выполнения данного проекта необходимо наличие следующих видов
ресурсов:
Предметно развивающая среда
Образовательное
п р о с т р а н с т во
(школа)
Учебно-методический комплекс
М е т о д и ч е с к и й
к а б и н е т :
методиче ская
литература,
ОО
программа,
конспекты,
детская
л и т е р а т у р а ,
и н с т р у к ц и и ,
дидактические игры.
К о м п л е к с
о б е с п е ч е н и я
жизнедеятельности
Пищеблок,
прачечная,
подсобные
п ом е щ е н и я ,
о з д о р о в и т е л ь н ы й
комплекс
Развивающая среда
Познавательная Лаборатория
(кабинет физики)
Видеосалон
Книжный уголок
Игровой уголок
Коммуникативная
Семейная гостевая
Чайный столик
Бюро находок
Уголок уединения
Уютный диванчик
Оздоровительная
Спортивный уголок
15
Творческая
Театральный уголок
Школьная мастерская
Песочный дворик
Взаимодействие
С
д е т с к о й
б и б л и о т е к о й ,
с
краеведческим музеем.
Оказание
посильной
помощи
родителей группы.
2.5 Мониторинг
Проведение повторной диагностики по образовательной области «Социализация»
по выявлению уровня знаний детей о семье, семейном быте, традициях показало (образец
диагностической карты):
Задания
Ребенок
допускает
много
о ш и б о к ,
н е
желает
рассказывать
1 балл
(низкий уровень)
Ребенок отвечает
правильно,
но
допускает
неточности
2 балла
(средний
уровень)
Ребенок отвечает
правильно,
рассказывает
охотно
3 балла
(высокий уровень
Как
зовут
маму
(папу) (по имени и
отчеству)?
Как зовут бабушку
( д ед у ш ку ) ?
( п о
имени и отчеству)
Сколько
лет
маме
(папе)?
С к о л ь к о
л е т
бабушке(дедушке)?
Как ты помогаешь
маме
(папе)
п о
16
дому?
К а к
з о в у т
маму(папу) мамы?
С к о л ь к о
л е т
маме(папе)?
Кто
старше:
папа
или дедушка?
Ум е е ш ь
л и
т ы
готовить?
• высокий уровень - 61 %
• средний уровень - 28 %
• низкий уровень - 11 %
Мероприятия,
направленные
на
вовлечение
родителей
в
процесс
формирования у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности в
процессе ознакомления детей со своей семьей дал положительный результат.
Задача
проекта
по
активному
вовлечению
родителей
в
совместную
деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада была успешно
реализована.
По количеству участия родителей в творческих заданиях и конкурсах, я
разделила их по 3 категориям.
1 категория - родители приняли активное участие в проекте;
2 категория – родители приняли частичное участие;
3 категория – родители не приняли участие в проекте
Несмотря на то, что дети были основными участниками воспитательно-
образовательного процесса нашего проекта, они вовлеклись в педагогический
процесс
только
на
этапе,
когда
родители
и
воспитатель
уже
начали
совместную
деятельность.
Очень
важно,
чтобы
такая
этапность
была
соблюдена, поскольку все, что осваивалось в стенах дошкольной группы,
должно, по мере возможности закрепляться и поддерживаться в условиях
семьи.
3. Заключение
В ходе реализации проекта, дети подводятся к первоначальному, еще
элементарному
осознанию
семьи,
системы
родственных
отношений,
17
определят
свое
место
как
члена
семьи.
Несомненен
результат
проекта:
создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных
отношений,
помочь
им
понять
необходимость
заботливого
отношения
к
членам семьи, а самое главное - наметить перспективные дальнейшие пути
образовательного процесса социально – личностного развития дошкольника.
4. Список использованной литературы
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Федеральные Государственные Требования к структуре основной
общеобразовательной программы от 23 ноября 2009 г. N 655
3. Формирование у детей интереса к семейным традициям. Журнал
«Ребенок в детском саду» №5 2009 г.
4. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 2011, №4 2010
5. Журнал «Дошкольное образование» №7 2009, №2 2010
6. Журнал «Управление ДОУ» №3 2007, №2 2006
7. «Я – человек» Козлова С. А. М. : МГПУ, 1996»
8.
«Играйка»:
восемь
игр
для
развития
речи
дошкольников.
Н.
В.
Нишева
9. Детство – пресс, 2003
10.
Дошкольная
педагогика
под
редакцией
В.
И.
Логиновой,
П.
Г.
Саморуковой. Просвещение 1988
11. «Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005
12. «Книга для чтения в детском саду и дома» составитель в. В. Гербова
Москва ОНИКС 2008
13. Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9, 10 от 20 ноября 1989
14.
Психические
состояния
и
социально-личностное
развитие
дошкольников: Учебно-методическое пособие. - Чебоксары: «Новое Время»,
2008
Приложение 1
1. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей
родителей
18
Уважаемые родители!
Просим вас заполнить анонимную анкету.
1.Где вы черпаете педагогические знания:
а.используете собственный жизненный опыт, советы знакомых;
б. читаете педагогическую литературу;
в. используете советы воспитателей;ё
г. слушаете радиопередачи и смотрите телевизионные передачи;
2. Какие методы воспитания вы считаете наиболее результативными:
а. убеждение;
б.принуждение;
в.требование;
г. поощрение;
д. наказание;
е. обучение и личный пример;
3. Какие виды поощрения вы используете чаще:
а. словесные;
б.подарки;
в.развлечения;
4.Какие виды наказания, на ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании;
а. запугивание;
б.проявление неодобрения (словесно, мимикой или жестами)
в. физическое наказание;
г. лишение развлечений или обещанных подарков;
д. словесная угроза;
5.Единодушны ли члены вашей семьи в своих требованиях к ребенку:
а. единодушны всегда;
б.иногда расходятся во мнениях;
в. единодушия не бывает никогда;
Спасибо!
Приложение 2
2. Анкета «Какой вы родитель?»
19
Тест
Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с
детьми (в скобках указывается количество баллов).
1. Сколько раз тебе повторять? (2)
2. Посоветуй мне, пожалуйста… (1)
3. Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)
4. И в кого ты такой уродился?! (2)
5. Какие у тебя замечательные друзья! (1)
6. Ну на кого ты похож (а)? (2)
7. я в твои годы!.. (2)
8. Ты моя опора и помощник (ца)! (1)
9. Ну что за друзья у тебя? (2)
10. О чём ты только думаешь? (2)
11. Какая (ой) ты у меня умница! (1)
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)
13. У всех дети как дети, а ты… (2)
14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! (1_
Оценка результатов:
5 – 7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и
уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.
8 – 10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком,
непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его
развитии на него самого.
11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его
развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Приложение 3
«Искусство быть родителем»
20
1. Ваш малыш не в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что создал Вам
дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в
том, что не оправдал Вашего ожидания. И Вы не в праве требовать, чтобы он
разрешил Вам эти проблемы.
2. Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И
решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему
жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный
путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их
реализации.
3. Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его
упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия.
4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что
вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.
5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в малыше. Быть
уверенными в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится
Папка – передвижка
«Наказывая, подумай: зачем?»
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни
психическому.
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте.
Никаких наказаний в целях «профилактики».
3. За один раз – одно. Не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и
награды.
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать поздно.
5. Наказан – прощён.
6. Наказание без унижения.
7. Ребёнок не должен бояться наказания
Приложение 4
21
Нетрадиционная форма работы ( домашнее задание)
Альбом «Это Я»
1.Это Я (Фотографии и/или рисунок);
2.Меня зовут … (Имя, аппликация с именем, значение имени);
3.Мои родители (Имя, фотографии и или/рисунки);
4. Мои родственники (аналогия)
5.Придумать герб семьи (рисунок и рассказ)
6. Я живу…;
7. Мой портрет в лучах солнца или какой Я? (ладошка ребенка – в сердцевине
маленькая фотография, на каждом пальчике указана хорошая черта
(характеристика));
8. Я люблю…;
9. Я – красивый (фотографии и рассказ);
10. Я – сильный и ловкий (фотографии и рассказ);
11. Я сообразительный (рисунок и рассказ);
12. Я – умный ( рисунок и рассказ);
13. Я хочу … (рисунок и рассказ);
14. Я научился (рисунок и рассказ);
15. Я хожу в детский сад… (рисунок и рассказ);
16. Я увлекаюсь…(рисунок и рассказ);
Цель:
– принятие, усвоение дошкольником безусловного позитивного отношения
к себе со стороны значимых людей.
– собственное восприятие и оценка глубоко сущностных, очень личных
сторон самого себя.
22