Авторы: Юнусова Ольга Владимировна, Гайнутдинова Ольга Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Пестречинский детский сад № 1 "Колокольчик"
Населённый пункт: с.Пестрецы Республика Татарстан
Наименование материала: интегрированное занятие по пожарной безопасности
Тема: Юные пожарные
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1"Колокольчик" Пестречинского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности в
подготовительной группе на тему:
«Юный-пожарный»
Музыкальный руководитель: Юнусова О.В.
Воспитатель: Гайнутдинова О.А.
с.Пестрецы 2016 г.
Тема интегрированного занятия: «Юные пожарники»
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка, Здоровье,
Безопасность
Пояснительная записка
В связи с увеличением числа пожаров по вине детей и повышением детской смертности,
учитывая материалы письма Департамента государственной политики в образовании и
науки, Министерства образования и науки РФ от 30.08 2005г., № 03 - 1572 об установлении
внимания к вопросам безопасности жизнедеятельности детей, считаем актуальным
проведения занятий, игр, бесед, чтения художественной литературы по пожарной
безопасности в дошкольном учреждении. Это позволит формировать осознанное
безопасное поведение детей во время чрезвычайной ситуации (пожар), тем самым,
обеспечивая охрану жизни детей и их безопасность.
Новизна проекта: через создание развивающей среды и внедрение инновационных форм
работы: видеоматериалов в виде слайд-шоу с музыкальным сопровождением и элементами
игровой и познавательной деятельности с детьми формировать осознанное безопасное
поведение воспитанников во время чрезвычайной ситуации (пожар).
Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности.
Задачи
Обучающие задачи:
Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».
Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара,
закрепить знания детей о том, что огонь боится песка, воды и земли.
Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.
Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только
взрослые.
Развивающие задачи:
Развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности
обязательно всегда и везде.
Укреплять здоровья детей, развивать физические качества, вызывать желание помогать
людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, уважения к труду пожарных,
ее значимость в жизни людей.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, где огонь – друг
или враг.
Костюмы пожарных для детей(каски, жилеты).
Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с
водой, песком, землей, стеклянная колба, лист бумаги, немного ваты, деревянная
щепа;
Музыкальный центр , аудио запись песни «Песня пожарных».
Туннель,обручи 3шт., телефон.
Предварительная работа:
Разучивание пословиц и поговорок, загадок о противопожарной безопасности.
Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого;
«Что я видел», «В дыму» В.Житкова; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,
«Кошкин дом» С.Маршака; «Тревога» М.Лазарев.
Рассматривание иллюстраций к ним.
Беседа о профессии «Пожарный».
Разучивание песен, танца.
Ход занятия.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем наших
гостей.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку:
Веселый шалунишка,
Оранжевый мальчишка,
Лишь вечер настает,
Концерт в печи дает.
Разбегался мальчонка,
Трещат дровишки звонко,
Оранжевые пряди
Так хочется погладить…
Зовется он…(Огонь).
Воспитатель: Правильно. Почему возникают пожары?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я получила письмо по электронной почте от инспектора Пожарного.
Инспектор Пожарный просит вашей помощи в тушении пожара. Послушайте, пожалуйста.
«Дорогие ребята детского сада №1! Я – инспектор Пожарный. Хочу попросить вас оказать
помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду
вашей помощи!».
Воспитатель: Вы согласны помочь пожарным?
Дети: Да, согласны!
Воспитатель: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?
Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.
Воспитатель: Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара,
я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных
пожарных. Чтобы добраться быстрее, выполним следующие упражнения:
- «Марш»
- «Поскок»
- «Боковой галоп».
Я вас приглашаю в автобус, займите свои места.
- «Основной ход» (Шома бас)
« Мы едем, едем, едем…»
Пока мы будем ехать, я прошу ответить Вас, на несколько вопросов:
Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные).
Что вы знаете о форме пожарного?
Скажите, ребята, зачем пожарному каска?
Как вы думаете, почему, пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие
машины и уступали место на проезжей части).
Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).
Воспитатель: Вот мы и приехали. Первая остановка «
Рекомендации о безопасном
поведении», а ими являются очень древние пословицы и поговорки. Ребята, а знаете ли вы
пословицы и поговорки, где говорится о пожарной безопасности?
Дети отвечают:
Слезы пожара не тушат.
Спички – не игрушка, огонь не забава.
Нет дыма без огня.
Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.
Спичка – невеличка, огонь – великан.
Водой тушат пожар, а умом предотвращают.
Воспитатель: Посмотрите на экран внимательно. Давайте расскажем, где огонь друг, а где
огонь враг. (Дети рассказывают об иллюстрации)
Воспитатель: Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?
Дети: За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.
Воспитатель: А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного
обращения с огнем?
Дети: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.
Воспитатель: От чего бывают пожары?
Дети: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных
электроприборов, включенных газовых плит.
Физкультурная минутка.
Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай
И в «01» поскорее звони:
Срочно пожарных! Помогут они!
«Вызов пожарных».
Прыжки через островки (3 шт.).
Пролезть в туннель (1 шт.).
Подбежать к телефону, поднять трубку, вызвать( крикнуть) «01»
Обратно – бег по прямой вернуться на место.
Воспитатель: Молодцы ребята! Занимайте свои места, наше путешествие продолжается, в
автобусе.
« Мы едем, едем, едем…»
Почти каждый ребёнок мечтает стать пожарным.
Песня «Игра в пожарных».
Дети продолжают поездку, подъезжают к следующей остановке.
Муз.рук: Обратите внимание направо – здесь находится остановка «
Картинная галерея».
Она необычная, догадались, почему? (Потому что на каждом слайде изображены правила
безопасного поведения при пожаре).
Муз. рук: Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.
Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная
ситуация и как действовать в данном случае.
После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную
форму:
Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате
о нем ребята помните: Спички не тронь – в спичках огонь.
Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с
утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора,
перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.
Муз.рук: Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беда.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку
Когда, грозя спалить наш дом,
Появится огонь с дымами,
Мы скажем папе или маме -
И вмиг на улицу уйдём.
Уймут пожар песок, вода -
С колодца, речки и пруда,
И возгорания душитель,
Борец с огнём - ОГНЕТУШИТЕЛЬ.
Воспитатель: Ребята, а знаете, что у нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Он тушит
огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель.
Дети трогают, руками на ощупь говорят, из какого материала он сделан.)
Воспитатель: Путешествие продолжается.
« Мы едем, едем, едем…»
Следующая остановка: «
Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами будем
проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем и его свойствами.
Воспитатель: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он
давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые
могли напасть на человека. Но стоило давать волю, оставить его без контроля, как добрые
действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они
возникают там, где неосторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности
люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько
экспериментов с огнем.
Воспитатель надевает фартук, нарукавники и шляпу
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи. – Когда мы зажгли свечи, что мы
увидели? (Огонек). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете,
можно ли к нему прикоснуться?(Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно
уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь -
стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.
Эксперимент второй:
Воспитатель подносит к огоньку лист бумаги. Ребята, быстро сгорает бумага? (Да).
Эксперимент третий:
Воспитатель подносит к огоньку немного ваты. Ребята, а вата быстро сгорает? (Да).
Эксперимент четвертый:
Воспитатель подносит деревянную щепку. Ребята, а дерево быстро сгорает? (Нет). Да,
дерево медленнее загорается, но когда горит, то горит долго. И это очень опасно.
Эксперимент пятый:
Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно
потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, земли, песка). А давайте проверим
правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал,
который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да). Проведем опыт: на
горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что
происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).
Эксперимент шестой, седьмой: Аналогичные опыты проводятся с другими материалами:
песком, землей.
Эксперимент девятый:
Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы.
Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он
гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь
существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь.
Воспитатель: Мы сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается,
садимся в автобус.
« Мы едем, едем, едем…»
Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожарный.
Пожарный: Здравствуйте, ребята! Я инспектор Пожарный, мне нужна ваша помощь. Вы
готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы!) Прежде
чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен.
Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за
неосторожного обращения может возникнуть пожар).
Вопрос третий: Можно ли включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи
взрослого нельзя).
Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (Водой, песком, землей,
огнетушителем).
Пожарный: По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Теперь я
могу вас допустить к тушению пожара. На окраине города возник пожар, его необходимо
потушить. Прежде чем приступить к тушению, необходимо одеть специальную форму
пожарного. (Дети одевают костюмы пожарных).
Танец «Пожарных».
Пожарный: Пожарная бригада! Вы быстро потушили пожар. Молодцы!
Пожарный: А на прощанье хочу дать вам один совет:
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен,
Ребята, помните, о том.
Что нельзя шутить с огнем!
Воспитатель: Ну, ребята, нам пора возвращаться домой. Понравилось вам, наше
путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Мы познакомились со
свойствами огня. Поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила
поведения при пожаре. Помогли инспектору Пожарному потушить огонь).
Ну, вот и прекрасно, я рада от души.
О наших советах другим расскажи:
Что шалость опасна, ребята, с огнем.
Наше путешествие окончено.
Дети встают полукругом звучит
Песня «Про пожарных».