Автор: Гайдук Елена Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Северяночка"
Населённый пункт: с. Гыда
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГОДОВОЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 5-6 лет (по формированию лексико-грамматических категорий)
Раздел: дошкольное образование
1
Игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у
дошкольников.
Предложенные игры и упражнения систематизированы, с учетом онтоге-
нетического формирования функции словоизменения у дошкольников. Включа-
ют в себя задания на:
1.
Дифференциацию существительных единственного и множественного
числа (именительный падеж).
2.
Образование формы винительного падежа существительных в единствен-
ном и множественном числе.
3.
Образование формы родительного падежа существительных в единствен-
ном и множественном числе.
4.
Образование формы дательного падежа существительных в единствен-
ном и множественном числе.
5.
Образование формы творительного падежа существительных единствен-
ного и множественного числа.
6.
Образование формы предложного падежа существительных единственно-
го и множественного числа.
7.
Закрепление предложно-падежных конструкций.
8.
Закрепление употребления предлогов и предлогов- наречий.
9.
Закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, поза-
ди.
10. Дифференциацию предлогов.
11. Закрепление согласования существительных и глаголов в числе.
12. Закрепление согласования притяжательных местоимений с существи-
тельными.
13. Закрепление согласования прилагательного с существительным.
14. Закрепление согласования прилагательного с существительным в роде,
числе.
15. Закрепление согласования существительного и прилагательного, образо-
вание уменьшительных форм прилагательных.
16. Работа над пониманием распространенных предложений.
17. Работа над построением предложения, его структурой (по опорным сло-
вам, схеме, предметным картинкам.
Представленные игры направлены не только на формирование грамматического
строя, но и способствуют развитию психических процессов: памяти, внимания,
мышления, восприятия, моторики, воображения.
2
Игра «Сундучки»
Цель: Закрепить умение дифференцировать существительные единственного и мно-
жественного числа в именительном падеже.
Логопед предлагает ребенку два сундучка. В одном лежат игрушки-киндеры
(или картинки) в единственном числе, а в другом точно такие же игрушки, но во
множественном числе. Ребенок выбирает сундучок, другой остается у логопеда. Ло-
гопед достает игрушку и говорит: «У меня волк. А у тебя?» Ребенок называет пред-
мет во множественном числе.
Данную игру можно использовать:
При обучении правильному согласованию существительных с числительными,
прилагательными.
Логопед: У меня один желтый шарик. А у тебя?
Ребенок: У меня пять желтых шариков.
При закреплении умения образовывать прилагательные от существительных.
Логопед: У меня пластмассовая машинка, потому что она сделана из пластмассы. А
у тебя?
Ребенок: А у меня металлическая машинка, потому что она из металла.
На развитие зрительной памяти, объема и концентрации внимания.
Логопед выставляет несколько предметов, дети запоминают, в течение какого то вре-
мени. Затем логопед накрывает салфеткой игрушки. Ребенок называет спрятанные
игрушки (2 зайца, 6 машин). Во втором варианте дети закрывают глаза, логопед пря-
чет, добавляет, меняет местами предметы. Дети отгадывают, что изменилось.
Игра «Теремок»
Цель: Закрепление формы винительного (родительного) падежа, единственного чис-
ла. Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.
Ребенку предлагается альбомный лист с изображением теремка (дома) на фоне
которого контурное изображение героев сказки. Ребенок должен обвести по контуру
и сказать, кого он нарисовал, правильно употребляя падеж.
Второй вариант:
Ребенку предлагается изображение теремка, на фоне которого наклеены поло-
винки животных, насекомых, птиц. Ребенок должен найти вторую часть и сказать,
кого он поселил в теремке.
Ребенок: «Я поселил волка, зайца, кузнечика, воробья и т д.
Игра «Кого лечил доктор Айболит?»
Цель: Закрепление формы винительного (родительного) падежа, множественного
числа. Развитие концентрации внимания, зрительной памяти, мышления (умения
классифицировать).
Детям предлагается панно, на которое выкладываем изображение разных жи-
вотных, птиц во множественном числе. Ребенок должен назвать общее количество
одинаковых животных. («Айболит лечил двух бегемотов, трех жирафов и т д.»)
Затем логопед предлагает распределить животных по группам. Африканских живот-
ных – в левый верхний угол, птиц – нижний правый и т д.
3
Можно использовать игру для закрепления умения образовывать уменьши-
тельно-ласкательные существительные.
При закреплении умения строить простое распространенное предложение.
Ребенок: «Доктор Айболит лечил двух огромных бегемотов, трех пятнистых жи-
рафов и т д.»
Игра «Собери картинку».
Цель: Закрепление умения дифференцировать единственное и множественное
число существительных. Образовывать форму множественного числа в И и В па-
дежах. Развитие зрительного восприятия, воображения, мышления, памяти.
Каждому ребенку предлагается набор из разрезанных картинок в единствен-
ном и множественном числе. Дети собирают, а затем перечисляют, кто или что у
них получилось.
Эту игру можно использовать при развитии мышления – функции обоб-
щения.
При развитии памяти. Логопед называет предметы по порядку, начиная с
трех, постепенно увеличивая количество. Дети должны повторить в этом
же порядке.
Игра «Пройди по дорожке».
Цель: Закрепление формы винительного падежа, единственного и множественного
числа. Развитие внимания (концентрации, переключаемости).
Перед детьми выставляется панно с разноцветными дорожками. В начале пер-
вой дорожки приклеена на липучку деревянная дощечка. Второй – кусочек меха,
третьей – бумага, четвертой – шерстяная ткань. Начало дорожки можно изменять. В
конце дорожки картинки с различными предметами.
Логопед: «Проследи глазами от начала дорожки к концу, и ты узнаешь, что можно
сделать из меха и т д.» Если задание вызывает трудности, ребенок может провести
указкой по дорожке.
Можно использовать для закрепления умения образовывать относительные
прилагательные.
Игра «Занимательный куб».
Цель: Закрепление формы винительного падежа. Развитие словаря. Закрепление
умения отвечать на вопрос простым распространенным предложением.
На куб наклеиваются сюжетные картины с характерным действием: человек
одевает одежду, портниха шьет, птица летает, человек завязывает, человек рисует,
машина едет. Дети по очереди кидают куб. Логопед задает соответствующие вопро-
сы: «Что можно одевать?, Что можно завязывать?, Кто летает?». Детям нужно на-
звать как можно больше слов, отвечая на вопросы. Можно использовать картинки,
предметы. Побеждает тот, кто больше назовет слов.
4
Собираемся на работу.
Цель: Учить детей правильно употреблять существительные единственного числа в
дательном падеже. Развитие мышления (умения анализировать, классифицировать).
Перед детьми выставляется панно, на котором выставлены картинки с изобра-
жением людей разной профессии. На подносе лежат маленькие картинки с разными
предметами. Дети называют, объясняют, кому этот предмет нужен для работы, вы-
ставляют на панно.
Незнайкины игрушки
Цель: Закрепление формы родительного падежа в единственном числе. Развитие
зрительной памяти.
Логопед выставляет перед детьми «поломанные» игрушки, и предлагает детям
навести порядок, отобрать сломанные игрушки. В процессе дети должны объяснить,
почему они убирают ту или иную игрушку.
Ребенок: «Я убираю машину, потому что она без колеса».
В конце игры дети отбирают картинки с убранными игрушками, вспоминая
недостающие детали.
Игра с мячом: «Кому это надо для жизни?»
Цель: Закрепление формы дательного падежа. Развитие ловкости, быстрой реакции,
внимания, умения строить развернутое высказывание.
Дети садятся вместе с логопедом полукругом. Взрослый кидает мяч любому
ребенку, параллельно задавая вопрос.
Логопед: «Кому нужны для жизни четыре копыта и один хвост?»
Ребенок: «Один хвост и четыре копыта нужны для жизни зебре (зебрам) и т д». От-
веты детей могут быть разнообразными. Ребенок, поймавший мяч, задает свой во-
прос и бросает любому игроку.
Игра «Ванины подарки»
Цель: Закрепление формы дательного падежа единственного и множественного чис-
ла. Закрепление основных и оттеночных цветов. Развитие зрительного восприятия,
наглядно-образного мышления.
Логопед рассказывает историю про мальчика Ваню, у которого недавно про-
шел день рождения. Ване подарили много подарков, он был им очень рад. Для того,
чтобы узнать, чему обрадовался мальчик, нужно собрать разрезанные фотографии.
Логопед рассыпает на полу части разноцветных прямоугольников, с изображе-
нием какого – то изображения; разрезанных по диагонали, вертикали, горизонтали.
Дети собирают картинку, называют разрезанный предмет и развернутым предложе-
нием отвечают на вопрос.
В процессе выполнения задания логопед уточняет цвета прямоугольников.
Второй вариант: логопед предлагает детям цветные контурные изображения,
разрезанные по диагонали, вертикали, горизонтали.
5
«Кому нужна эта одежда?»
Цель: Закрепление формы дательного падежа существительных в единственном и
множественном числе. Закрепление лексической темы «Профессии».
Логопед выставляет на панно разные виды одежды мужскую, женскую, детскую,
рабочую, специальную. Затем предлагает классифицировать её.
Белый колпак, белый фартук нужны – повару; белый халат – врачу; ползунки, распа-
шонка – ребенку; спортивный костюм – спортсмену и т д.
«Кому для работы нужны эти предметы?»
Цель: Закрепление формы дательного падежа существительных в единственном и
множественном числе. Согласование существительных с числительными. Развитие
зрительного восприятия, мелкой моторики. Закрепление лексической темы «Профес-
сии».
Ребенку предлагается обвести по контуру различные предметы, назвать их, со-
считать. Рассказать кому и для чего нужны изображенные предметы.
«Кем хотел стать Незнайка?»
Цель: Закрепление формы творительного падежа существительных в единственном
числе. Развитие логического мышления. Закрепление темы «Профессии».
Логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который не хотел учиться,
но мечтал стать важным человеком. А кем он хотел стать дети должны узнать по
описанию и найти соответствующую картинку.
Этот человек готовит завтраки, обеды, ужины в ресторанах школах – поваром.
Шьет одежду в ателье – портным. Разносит газеты, письма, журналы – почтальоном.
Лечит больных людей – врачом.
«Найди лишний предмет».
Цель: Закрепление формы творительного падежа существительных единственного и
множественного числа. Развитие логического мышления. Закрепление темы «Про-
фессии».
Логопед называет четыре слова (или показывает четыре картинки с предмета-
ми), просит детям определить лишнее слово (или лишнюю картинку). Дети выпол-
няют несколько заданий. Затем дети должны повторить все выделенные слова, или
выставить на доску все картинки. После этого определяют, кому эти предметы нуж-
ны для работы. Составляют предложение о человеке данной профессии.
Второй вариант: Дети собирают разрезанные картинки, определяют лишний
предмет. Называют профессию человека, которому нужны эти предметы для работы.