Напоминание

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГОДОВОЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 5-6 лет (по формированию лексико-грамматических категорий)


Автор: Гайдук Елена Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Северяночка"
Населённый пункт: с. Гыда
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГОДОВОЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 5-6 лет (по формированию лексико-грамматических категорий)
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у

дошкольников.

Предложенные игры и упражнения систематизированы, с учетом онтоге-

нетического формирования функции словоизменения у дошкольников. Включа-

ют в себя задания на:

1.

Дифференциацию существительных единственного и множественного

числа (именительный падеж).

2.

Образование формы винительного падежа существительных в единствен-

ном и множественном числе.

3.

Образование формы родительного падежа существительных в единствен-

ном и множественном числе.

4.

Образование формы дательного падежа существительных в единствен-

ном и множественном числе.

5.

Образование формы творительного падежа существительных единствен-

ного и множественного числа.

6.

Образование формы предложного падежа существительных единственно-

го и множественного числа.

7.

Закрепление предложно-падежных конструкций.

8.

Закрепление употребления предлогов и предлогов- наречий.

9.

Закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, поза-

ди.

10. Дифференциацию предлогов.

11. Закрепление согласования существительных и глаголов в числе.

12. Закрепление согласования притяжательных местоимений с существи-

тельными.

13. Закрепление согласования прилагательного с существительным.

14. Закрепление согласования прилагательного с существительным в роде,

числе.

15. Закрепление согласования существительного и прилагательного, образо-

вание уменьшительных форм прилагательных.

16. Работа над пониманием распространенных предложений.

17. Работа над построением предложения, его структурой (по опорным сло-

вам, схеме, предметным картинкам.

Представленные игры направлены не только на формирование грамматического

строя, но и способствуют развитию психических процессов: памяти, внимания,

мышления, восприятия, моторики, воображения.

2

Игра «Сундучки»

Цель: Закрепить умение дифференцировать существительные единственного и мно-

жественного числа в именительном падеже.

Логопед предлагает ребенку два сундучка. В одном лежат игрушки-киндеры

(или картинки) в единственном числе, а в другом точно такие же игрушки, но во

множественном числе. Ребенок выбирает сундучок, другой остается у логопеда. Ло-

гопед достает игрушку и говорит: «У меня волк. А у тебя?» Ребенок называет пред-

мет во множественном числе.

Данную игру можно использовать:

При обучении правильному согласованию существительных с числительными,

прилагательными.

Логопед: У меня один желтый шарик. А у тебя?

Ребенок: У меня пять желтых шариков.

При закреплении умения образовывать прилагательные от существительных.

Логопед: У меня пластмассовая машинка, потому что она сделана из пластмассы. А

у тебя?

Ребенок: А у меня металлическая машинка, потому что она из металла.

На развитие зрительной памяти, объема и концентрации внимания.

Логопед выставляет несколько предметов, дети запоминают, в течение какого то вре-

мени. Затем логопед накрывает салфеткой игрушки. Ребенок называет спрятанные

игрушки (2 зайца, 6 машин). Во втором варианте дети закрывают глаза, логопед пря-

чет, добавляет, меняет местами предметы. Дети отгадывают, что изменилось.

Игра «Теремок»

Цель: Закрепление формы винительного (родительного) падежа, единственного чис-

ла. Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Ребенку предлагается альбомный лист с изображением теремка (дома) на фоне

которого контурное изображение героев сказки. Ребенок должен обвести по контуру

и сказать, кого он нарисовал, правильно употребляя падеж.

Второй вариант:

Ребенку предлагается изображение теремка, на фоне которого наклеены поло-

винки животных, насекомых, птиц. Ребенок должен найти вторую часть и сказать,

кого он поселил в теремке.

Ребенок: «Я поселил волка, зайца, кузнечика, воробья и т д.

Игра «Кого лечил доктор Айболит?»

Цель: Закрепление формы винительного (родительного) падежа, множественного

числа. Развитие концентрации внимания, зрительной памяти, мышления (умения

классифицировать).

Детям предлагается панно, на которое выкладываем изображение разных жи-

вотных, птиц во множественном числе. Ребенок должен назвать общее количество

одинаковых животных. («Айболит лечил двух бегемотов, трех жирафов и т д.»)

Затем логопед предлагает распределить животных по группам. Африканских живот-

ных – в левый верхний угол, птиц – нижний правый и т д.

3

Можно использовать игру для закрепления умения образовывать уменьши-

тельно-ласкательные существительные.

При закреплении умения строить простое распространенное предложение.

Ребенок: «Доктор Айболит лечил двух огромных бегемотов, трех пятнистых жи-

рафов и т д.»

Игра «Собери картинку».

Цель: Закрепление умения дифференцировать единственное и множественное

число существительных. Образовывать форму множественного числа в И и В па-

дежах. Развитие зрительного восприятия, воображения, мышления, памяти.

Каждому ребенку предлагается набор из разрезанных картинок в единствен-

ном и множественном числе. Дети собирают, а затем перечисляют, кто или что у

них получилось.

Эту игру можно использовать при развитии мышления – функции обоб-

щения.

При развитии памяти. Логопед называет предметы по порядку, начиная с

трех, постепенно увеличивая количество. Дети должны повторить в этом

же порядке.

Игра «Пройди по дорожке».

Цель: Закрепление формы винительного падежа, единственного и множественного

числа. Развитие внимания (концентрации, переключаемости).

Перед детьми выставляется панно с разноцветными дорожками. В начале пер-

вой дорожки приклеена на липучку деревянная дощечка. Второй – кусочек меха,

третьей – бумага, четвертой – шерстяная ткань. Начало дорожки можно изменять. В

конце дорожки картинки с различными предметами.

Логопед: «Проследи глазами от начала дорожки к концу, и ты узнаешь, что можно

сделать из меха и т д.» Если задание вызывает трудности, ребенок может провести

указкой по дорожке.

Можно использовать для закрепления умения образовывать относительные

прилагательные.

Игра «Занимательный куб».

Цель: Закрепление формы винительного падежа. Развитие словаря. Закрепление

умения отвечать на вопрос простым распространенным предложением.

На куб наклеиваются сюжетные картины с характерным действием: человек

одевает одежду, портниха шьет, птица летает, человек завязывает, человек рисует,

машина едет. Дети по очереди кидают куб. Логопед задает соответствующие вопро-

сы: «Что можно одевать?, Что можно завязывать?, Кто летает?». Детям нужно на-

звать как можно больше слов, отвечая на вопросы. Можно использовать картинки,

предметы. Побеждает тот, кто больше назовет слов.

4

Собираемся на работу.

Цель: Учить детей правильно употреблять существительные единственного числа в

дательном падеже. Развитие мышления (умения анализировать, классифицировать).

Перед детьми выставляется панно, на котором выставлены картинки с изобра-

жением людей разной профессии. На подносе лежат маленькие картинки с разными

предметами. Дети называют, объясняют, кому этот предмет нужен для работы, вы-

ставляют на панно.

Незнайкины игрушки

Цель: Закрепление формы родительного падежа в единственном числе. Развитие

зрительной памяти.

Логопед выставляет перед детьми «поломанные» игрушки, и предлагает детям

навести порядок, отобрать сломанные игрушки. В процессе дети должны объяснить,

почему они убирают ту или иную игрушку.

Ребенок: «Я убираю машину, потому что она без колеса».

В конце игры дети отбирают картинки с убранными игрушками, вспоминая

недостающие детали.

Игра с мячом: «Кому это надо для жизни?»

Цель: Закрепление формы дательного падежа. Развитие ловкости, быстрой реакции,

внимания, умения строить развернутое высказывание.

Дети садятся вместе с логопедом полукругом. Взрослый кидает мяч любому

ребенку, параллельно задавая вопрос.

Логопед: «Кому нужны для жизни четыре копыта и один хвост?»

Ребенок: «Один хвост и четыре копыта нужны для жизни зебре (зебрам) и т д». От-

веты детей могут быть разнообразными. Ребенок, поймавший мяч, задает свой во-

прос и бросает любому игроку.

Игра «Ванины подарки»

Цель: Закрепление формы дательного падежа единственного и множественного чис-

ла. Закрепление основных и оттеночных цветов. Развитие зрительного восприятия,

наглядно-образного мышления.

Логопед рассказывает историю про мальчика Ваню, у которого недавно про-

шел день рождения. Ване подарили много подарков, он был им очень рад. Для того,

чтобы узнать, чему обрадовался мальчик, нужно собрать разрезанные фотографии.

Логопед рассыпает на полу части разноцветных прямоугольников, с изображе-

нием какого – то изображения; разрезанных по диагонали, вертикали, горизонтали.

Дети собирают картинку, называют разрезанный предмет и развернутым предложе-

нием отвечают на вопрос.

В процессе выполнения задания логопед уточняет цвета прямоугольников.

Второй вариант: логопед предлагает детям цветные контурные изображения,

разрезанные по диагонали, вертикали, горизонтали.

5

«Кому нужна эта одежда?»

Цель: Закрепление формы дательного падежа существительных в единственном и

множественном числе. Закрепление лексической темы «Профессии».

Логопед выставляет на панно разные виды одежды мужскую, женскую, детскую,

рабочую, специальную. Затем предлагает классифицировать её.

Белый колпак, белый фартук нужны – повару; белый халат – врачу; ползунки, распа-

шонка – ребенку; спортивный костюм – спортсмену и т д.

«Кому для работы нужны эти предметы?»

Цель: Закрепление формы дательного падежа существительных в единственном и

множественном числе. Согласование существительных с числительными. Развитие

зрительного восприятия, мелкой моторики. Закрепление лексической темы «Профес-

сии».

Ребенку предлагается обвести по контуру различные предметы, назвать их, со-

считать. Рассказать кому и для чего нужны изображенные предметы.

«Кем хотел стать Незнайка?»

Цель: Закрепление формы творительного падежа существительных в единственном

числе. Развитие логического мышления. Закрепление темы «Профессии».

Логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который не хотел учиться,

но мечтал стать важным человеком. А кем он хотел стать дети должны узнать по

описанию и найти соответствующую картинку.

Этот человек готовит завтраки, обеды, ужины в ресторанах школах – поваром.

Шьет одежду в ателье – портным. Разносит газеты, письма, журналы – почтальоном.

Лечит больных людей – врачом.

«Найди лишний предмет».

Цель: Закрепление формы творительного падежа существительных единственного и

множественного числа. Развитие логического мышления. Закрепление темы «Про-

фессии».

Логопед называет четыре слова (или показывает четыре картинки с предмета-

ми), просит детям определить лишнее слово (или лишнюю картинку). Дети выпол-

няют несколько заданий. Затем дети должны повторить все выделенные слова, или

выставить на доску все картинки. После этого определяют, кому эти предметы нуж-

ны для работы. Составляют предложение о человеке данной профессии.

Второй вариант: Дети собирают разрезанные картинки, определяют лишний

предмет. Называют профессию человека, которому нужны эти предметы для работы.



В раздел образования