Автор: Шпигоцкая Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №46 "Мишутка"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск
Наименование материала:
Тема: "Поисково-познавательная деятельность дошкольников в процессе экологического воспитания".
Раздел: дошкольное образование
«Поисково-познавательная деятельность дошкольников в
процессе экологического воспитания».
Детство — это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с
природой
и
окружающей
действительностью
ребенок
учится
говорить,
мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики.
Сейчас уже никого не нужно убеждать в том. насколько важно экологическое
воспитание и развитие. Природа дает людям все необходимое для жизни, но
человек не всегда ценит это, часто нерационально использует природные
богатства.
Познание
окружающего
должно
проходить
в
непосредственном
взаимодействии
ребенка
с
миром
природы
и
разворачиваться,
как
увлекательное путешествие, вовлекающее малыша в изучение разнообразных
проявлений природы так, чтобы он получал от этого радость.
Существенную
роль
в
этом
направлении
играет
поисково-
познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-
экспериментальных действий. В процессе чего дети преобразуют объекты с
целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.
При организации поисковое - познавательной деятельности с детьми
дошкольного возраста использую следующие формы работы:
- занятия;
- беседы познавательно-эвристического характера;
- знаково-изобразительные средства;
-киносеансы;
- прослушивание аудиозаписей;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
- -эксперименты и опыты:
-рассматривание картин;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- экологическая тропа;
- -акции добрых дел;
- предметные недели;
- кружковая деятельность;
- -конкурсы;
- праздники, развлечения, вечера досуга;
-театрализованная деятельность;
- Красная книга;
-Дни открытых дверей;
-диагностика развития детей.
Концепция
дошкольного
воспитания
нацеливает
на
использование
нетрадиционных
форм
занятий
с
детьми
(НОД
«Исследователи»,
«Путешествие» в., КВН, '"Что? Где? Когда? ", "Поле чудес", "Удивительный
калейдоскоп" и т. п.). Интересны комбинированные и комплексные занятия, в
которых
познание
окружающего
мира
сочетается
с
другими
видами
деятельности
(речевой,
математической,
музыкальной,
изобразительной,
(напр. «Праздник леса»)
Организация развивающей среды - это одно из условий решения задач
поисково-познавательной деятельности в детском саду. Предметная среда
окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.
Сегодня,
основными
требованиями,
предъявляемыми
к
среде
как
развивающему
средству,
является
обеспечение
развития
активной
самостоятельной детской деятельности.
Примером
такой
развивающей
среды
стала
творческая
лаборатория
центр в группе.
Очень
интере сно
проходят
занятия
с
детьми
в
ц е н т р е
экспериментирования. Дошкольникам задаются вопросы: "Какой песок легче
- сухой или мокрый? ", "Что тонет в воде камень, песок или дерево? ", "Что
происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду? ", "Что
произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой? " и т. д. После того,
как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты с солью, водой
сопровождаются
у
детей
проговариванием
и
выдвижением
множества
гипотез-догадок,
попытками
предугадать
ожидаемые
результаты.
Это
положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные
предложения,
делать
выводы.
Многократное
повторение
одних
и
тех
же
опытов,
свойственное
многим
детям,
вырабатывает
у
них
определенный
алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность
в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?»
и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных
областях окружающего нас мира.
Вне
занятий
опыты
в
лаборатории
проводятся
только
по
желанию
детей. Педагог уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается.
Пусть ребенок пробует, ошибается, варьирует, но сам приходит к результату.
Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной
деятельности
детей,
отражаются
в
дискуссии.
Здесь
дошкольники
рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют
полученные данные.
Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и
поддерживающие активность воспитанников. В ходе дискуссии обязательно
обсуждаются ошибки в опытах, противоречивые суждения. Окончательный
вывод формулирует воспитатель.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный
подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и
изготовленные в ходе предыдущей работы пособия систематизированы и
оформлены в наборы для исследования определенных свойств предметов и
явлений, по сезонам (времена года).
Еще
одним
примером
адекватной
развивающей
среды
является
экологический центр, создавая который, мы исходили из базовой идеи о том,
что
развивает
та
среда,
в
которой
ребенок
активно
действует.
В
экологическом центре знакомлю детей с разнообразными видами комнатных
растений, рассказываю о месте их произрастания, показываю особенности
приспособления к среде, общность этих особенностей, у растений одной и
разных климатических зон. Интересны и поучительны дня детей следующие
экспозиции:
«Пустыня». «Лес». «Горы». «Северный полюс». «Коллекция семян».
«Коллекция камней, ракушек», «Подводный мир» и др.
Становление поисковое - познавательной деятельности дошкольника
зависит как от сотрудничества с партнёром-взрослым, так и от полноты и
разнообразия предоставляемых материалов. Их наличие позволяет не только
поддерживать изначально присущую ребёнку любознательность, не дать ей
погаснуть, но и развить его познавательные интересы.
Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми
навыков поисково- познавательной деятельности осуществляется легче, если
в процессе познания включаются игровые обучающие ситуации, элементы
сюжетно-ролевой игры, дидактические и развивающие игры, упражнения.
Дидактические
игры
проводим
в
зависимости
от
уровня
экологической
воспитанности
и
степени
овладения
детьми
опытно-экспериментальных
действий с подгруппами по 5-6 человек.
В
дошкольном
возрасте
у
ребенка
бурно
развивается
воображение,
которое
особенно
ярко
обнаруживает
себя
и
в
игре,
и
при
восприятии
произведении художественно-познавательного характера. Самое доступное,
самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это
когда ему вслух читают интересные книги. Для детей подходят произведения
таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я,
Маршака и др.
Очень любят малыши сказки. Детям младшего дошкольного возраста
наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по
душе волшебные сказки. Также в младшем дошкольном возрасте ребенка
привлекают легкие шуточные стихи, загадки, потешки, небывальщины и др.
малые формы фольклора.
Ознакомление дошкольников с Красной Книгой поможет детям понять
важность того, что природу родного края мы должны беречь и охранять.
Веками
человек
был
потребителем
по
отношению
к
природе:
жил
и
пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Важно, чтобы у детей
возникло желание охранять и оберегать природу.
В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое
значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние
параметры
объектов
природы
(окрас,
строение,
запах
и
д.
р.,
но
и
приобретают
различные
навыки,
направленные
на
познание
или
практическое
преобразование
природы
(труд
по
уходу
за
растениями
и
животными, изо деятельность и рассказы детей на основе наблюдений) .
Во
время
проведения
экскурсий
и
целевых
прогулок
происходит
ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения
за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся
ориентироваться на местности. Прогулка - это замечательное время, когда
взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и
неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных,
насекомых,
а
у
ребенка
появляется
возможность
экспериментировать
в
естественных условиях.
Опытно-экспериментальная
деятельность
успешно
реализуется
и
в
процессе экскурсий по Экологической тропе - демонстрационному маршруту,
проходящему
через
различные
природные
объекты
МДОУ
«Детский
сад
№103».
Экологическая
тропа
организуется
таким
образом,
что
позволяет
знакомить детей с различными природными явлениями, живыми и неживыми
объектами, проводить наблюдение, опыты, эксперименты, организовывать
игры.
Для
полноценного
развития
личности
дошкольников,
обеспечения
максимальной реализации потенциальных познавательно-исследовательских
спо собно стей,
формирования
социально-практиче ского
о пы т а
воспитанников,
исходя
из
их
интересов
и
возможностей
функционирует
кружок
«Семицветик».
Благодаря
оказанию
данных
дополнительных
образовательных
услуг
воспитанники
кружка
умеют
выявлять
причинно-
следственные связи в природе; обсуждать и опытным путем подтверждать
условия роста и жизни растений; распознавать деревянные и металлические
предметы, рассуждать об их свойствах и использовании человеком; опытным
путем
демонстрировать,
что
люди
позаимствовали
у
природы
для
своей
хозяйственной
деятельности;
выдвигать
и
обосновывать
гипотезы;
использовать накопленный опыт в практической художественно - творческой
деятельности.
Важнейшим
показателем
результативности
воспитательное
-
о б р а зо ват е л ь н о й
р а б от ы
я вл я е т с я
п ол ожи т е л ь н а я
д и н а м и к а
общеобразовательного развития детей.