Напоминание

"Поисково-познавательная деятельность дошкольников в процессе экологического воспитания".


Автор: Шпигоцкая Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №46 "Мишутка"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск
Наименование материала:
Тема: "Поисково-познавательная деятельность дошкольников в процессе экологического воспитания".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Поисково-познавательная деятельность дошкольников в

процессе экологического воспитания».

Детство — это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с

природой

и

окружающей

действительностью

ребенок

учится

говорить,

мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики.

Сейчас уже никого не нужно убеждать в том. насколько важно экологическое

воспитание и развитие. Природа дает людям все необходимое для жизни, но

человек не всегда ценит это, часто нерационально использует природные

богатства.

Познание

окружающего

должно

проходить

в

непосредственном

взаимодействии

ребенка

с

миром

природы

и

разворачиваться,

как

увлекательное путешествие, вовлекающее малыша в изучение разнообразных

проявлений природы так, чтобы он получал от этого радость.

Существенную

роль

в

этом

направлении

играет

поисково-

познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-

экспериментальных действий. В процессе чего дети преобразуют объекты с

целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.

При организации поисковое - познавательной деятельности с детьми

дошкольного возраста использую следующие формы работы:

- занятия;

- беседы познавательно-эвристического характера;

- знаково-изобразительные средства;

-киносеансы;

- прослушивание аудиозаписей;

- дидактические и развивающие игры, упражнения;

- сюжетно-ролевые игры;

- -эксперименты и опыты:

-рассматривание картин;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголках природы;

- экологическая тропа;

- -акции добрых дел;

- предметные недели;

- кружковая деятельность;

- -конкурсы;

- праздники, развлечения, вечера досуга;

-театрализованная деятельность;

- Красная книга;

-Дни открытых дверей;

-диагностика развития детей.

Концепция

дошкольного

воспитания

нацеливает

на

использование

нетрадиционных

форм

занятий

с

детьми

(НОД

«Исследователи»,

«Путешествие» в., КВН, '"Что? Где? Когда? ", "Поле чудес", "Удивительный

калейдоскоп" и т. п.). Интересны комбинированные и комплексные занятия, в

которых

познание

окружающего

мира

сочетается

с

другими

видами

деятельности

(речевой,

математической,

музыкальной,

изобразительной,

(напр. «Праздник леса»)

Организация развивающей среды - это одно из условий решения задач

поисково-познавательной деятельности в детском саду. Предметная среда

окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.

Сегодня,

основными

требованиями,

предъявляемыми

к

среде

как

развивающему

средству,

является

обеспечение

развития

активной

самостоятельной детской деятельности.

Примером

такой

развивающей

среды

стала

творческая

лаборатория

центр в группе.

Очень

интере сно

проходят

занятия

с

детьми

в

ц е н т р е

экспериментирования. Дошкольникам задаются вопросы: "Какой песок легче

- сухой или мокрый? ", "Что тонет в воде камень, песок или дерево? ", "Что

происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду? ", "Что

произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой? " и т. д. После того,

как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты с солью, водой

сопровождаются

у

детей

проговариванием

и

выдвижением

множества

гипотез-догадок,

попытками

предугадать

ожидаемые

результаты.

Это

положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные

предложения,

делать

выводы.

Многократное

повторение

одних

и

тех

же

опытов,

свойственное

многим

детям,

вырабатывает

у

них

определенный

алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность

в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?»

и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных

областях окружающего нас мира.

Вне

занятий

опыты

в

лаборатории

проводятся

только

по

желанию

детей. Педагог уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается.

Пусть ребенок пробует, ошибается, варьирует, но сам приходит к результату.

Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной

деятельности

детей,

отражаются

в

дискуссии.

Здесь

дошкольники

рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют

полученные данные.

Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и

поддерживающие активность воспитанников. В ходе дискуссии обязательно

обсуждаются ошибки в опытах, противоречивые суждения. Окончательный

вывод формулирует воспитатель.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный

подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и

изготовленные в ходе предыдущей работы пособия систематизированы и

оформлены в наборы для исследования определенных свойств предметов и

явлений, по сезонам (времена года).

Еще

одним

примером

адекватной

развивающей

среды

является

экологический центр, создавая который, мы исходили из базовой идеи о том,

что

развивает

та

среда,

в

которой

ребенок

активно

действует.

В

экологическом центре знакомлю детей с разнообразными видами комнатных

растений, рассказываю о месте их произрастания, показываю особенности

приспособления к среде, общность этих особенностей, у растений одной и

разных климатических зон. Интересны и поучительны дня детей следующие

экспозиции:

«Пустыня». «Лес». «Горы». «Северный полюс». «Коллекция семян».

«Коллекция камней, ракушек», «Подводный мир» и др.

Становление поисковое - познавательной деятельности дошкольника

зависит как от сотрудничества с партнёром-взрослым, так и от полноты и

разнообразия предоставляемых материалов. Их наличие позволяет не только

поддерживать изначально присущую ребёнку любознательность, не дать ей

погаснуть, но и развить его познавательные интересы.

Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми

навыков поисково- познавательной деятельности осуществляется легче, если

в процессе познания включаются игровые обучающие ситуации, элементы

сюжетно-ролевой игры, дидактические и развивающие игры, упражнения.

Дидактические

игры

проводим

в

зависимости

от

уровня

экологической

воспитанности

и

степени

овладения

детьми

опытно-экспериментальных

действий с подгруппами по 5-6 человек.

В

дошкольном

возрасте

у

ребенка

бурно

развивается

воображение,

которое

особенно

ярко

обнаруживает

себя

и

в

игре,

и

при

восприятии

произведении художественно-познавательного характера. Самое доступное,

самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это

когда ему вслух читают интересные книги. Для детей подходят произведения

таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я,

Маршака и др.

Очень любят малыши сказки. Детям младшего дошкольного возраста

наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по

душе волшебные сказки. Также в младшем дошкольном возрасте ребенка

привлекают легкие шуточные стихи, загадки, потешки, небывальщины и др.

малые формы фольклора.

Ознакомление дошкольников с Красной Книгой поможет детям понять

важность того, что природу родного края мы должны беречь и охранять.

Веками

человек

был

потребителем

по

отношению

к

природе:

жил

и

пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Важно, чтобы у детей

возникло желание охранять и оберегать природу.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое

значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние

параметры

объектов

природы

(окрас,

строение,

запах

и

д.

р.,

но

и

приобретают

различные

навыки,

направленные

на

познание

или

практическое

преобразование

природы

(труд

по

уходу

за

растениями

и

животными, изо деятельность и рассказы детей на основе наблюдений) .

Во

время

проведения

экскурсий

и

целевых

прогулок

происходит

ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения

за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся

ориентироваться на местности. Прогулка - это замечательное время, когда

взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и

неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных,

насекомых,

а

у

ребенка

появляется

возможность

экспериментировать

в

естественных условиях.

Опытно-экспериментальная

деятельность

успешно

реализуется

и

в

процессе экскурсий по Экологической тропе - демонстрационному маршруту,

проходящему

через

различные

природные

объекты

МДОУ

«Детский

сад

№103».

Экологическая

тропа

организуется

таким

образом,

что

позволяет

знакомить детей с различными природными явлениями, живыми и неживыми

объектами, проводить наблюдение, опыты, эксперименты, организовывать

игры.

Для

полноценного

развития

личности

дошкольников,

обеспечения

максимальной реализации потенциальных познавательно-исследовательских

спо собно стей,

формирования

социально-практиче ского

о пы т а

воспитанников,

исходя

из

их

интересов

и

возможностей

функционирует

кружок

«Семицветик».

Благодаря

оказанию

данных

дополнительных

образовательных

услуг

воспитанники

кружка

умеют

выявлять

причинно-

следственные связи в природе; обсуждать и опытным путем подтверждать

условия роста и жизни растений; распознавать деревянные и металлические

предметы, рассуждать об их свойствах и использовании человеком; опытным

путем

демонстрировать,

что

люди

позаимствовали

у

природы

для

своей

хозяйственной

деятельности;

выдвигать

и

обосновывать

гипотезы;

использовать накопленный опыт в практической художественно - творческой

деятельности.

Важнейшим

показателем

результативности

воспитательное

-

о б р а зо ват е л ь н о й

р а б от ы

я вл я е т с я

п ол ожи т е л ь н а я

д и н а м и к а

общеобразовательного развития детей.



В раздел образования