Автор: Правдина Наталья Григориевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОУ ЦССВ "Петровский парк"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Использование нетрадиционных методов изодеятельности в развитии мелкой моторики у детей с синдромом Дауна
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
НЕТРАДИЦИОННЫХ
МЕТОДОВ
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С
СИНДРОМОМ ДАУНА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
НЕТРАДИЦИОННЫХ
МЕТОДОВ
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С
СИНДРОМОМ ДАУНА
В ГОЛОВНОМ МОЗГЕ ЧЕЛОВЕКА ЦЕНТРЫ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ЗА
РЕЧЬ И ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ РУК , НАХОДЯТСЯ СОВСЕМ
РЯДОМ. А ВЕЛИЧИНА ПРОЕКЦИИ КИСТИ РУКИ,
РАСПОЛОЖЕННОЙ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА , ЗАНИМАЕТ
ОКОЛО ТРЕТИ ВСЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПРОЕКЦИИ . ИМЕННО
ЭТИ ДВА, НАУЧНЫХ – ПОДТВЕРЖДЁННЫХ ФАКТА ПОЗВОЛЯЮТ
РАССМАТРИВАТЬ КИСТЬ РУКИ КАК
«ОРГАН РЕЧИ» НАРЯДУ С
АРТИКУЛЯЦИОННЫМ АППАРАТОМ. ВОТ ПОЧЕМУ РАЗВИТЕЕ
ДВИЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК ПРОСТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ , РЕЧИ, ЧТО В
СВОЁ ВРЕМЯ И ДОКАЗАЛ РОССИЙСКИЙ ФИЗИОЛОГ В. М.
ВЕХТЕРЕВ.
В СВОИХ ТРУДАХ ОН ДОКАЗАЛ , ЧТО ПРОСТЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУК, ТАК ЖЕ
СПОСОБСТВУЮТ СНЯТИЮ УМСТВЕННОЙ УСТАЛОСТИ . РАЗВИТИЕ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В КОМПЛЕКСЕ С МАССАЖЕМ
ПАЛЬЦЕВ, ТРЕНИРОВКОЙ ВНИМАНИЯ , ПАМЯТИ, , ЧТО РАЗВИТИЕ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ВЗАИМОСВЯЗАНО С ТАКТИЛЬНЫМИ
ОЩУЩЕНИЯМИ, ЧЕМ БОЛЬШЕ ТРОГАЕТ РЕБЁНОК, ТЕМ
ЧУВСТВИТЕЛЬНЕЕ ПОДУШЕЧКИ ПАЛЬЦЕВ. УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
И НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ РУК. РАЗВИВАТЬ ЕЁ НЕОБХОДИМО В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ.
МОТОРИКА –ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ
( ОБЩАЯ МОТОРИКА, МЕЛКАЯ МОТОРИКА КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ
РУК, АРТИКУЛЯТОРНАЯ МОТОРИКА ).
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НАХОДЯТСЯ В
ПРЯМОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДРУГ ОТ ДРУГА. РЕБЁНОК С НИЗКИМ
УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ БЫСТРО УТОМЛЯЕТСЯ.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА ОТВЕЧАЕТ НЕ ТОЛЬКО ЗА РЕЧЬ, НО ИТАК ЖЕ
ПОЗВОЛЯЕТ РАЗВИВАТЬ КООРДИНАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ,
ВООБРАЖЕНИЕ, ЗРИТЕЛЬНУЮ И ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ.
УЧЁНЫЕ ДАВНО ПРИШЛИ К ВЫВОДУ О ТЕСНОЙ СВЯЗИ РУКИ И РЕЧИ.
ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ КОРЫ
ГОЛОВНОГО МОЗГА НАХОДИТСЯ САМОЕ БОЛЬШОЕ СКОПЛЕНИЕ
КЛЕТОК УПРАВЛЯЮЩИХ РУКОЙ, ПАЛЬЦАМИ И ОРГАНАМИ РЕЧЕВОГО
АППАРАТА.
ЭТА ОБЛАСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА РАСПОЛОЖЕНА РЯДОМ С
РЕЧЕВОЙ ОБЛАСТЬЮ. ТАКОЕ БЛИЗКОЕ СОСЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ПРОЕКЦИИ РУКИ И РЕЧЕВОЙ ЗОНЫ ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ
ОКАЗЫВАТЬ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ И
ИПРЕССИВНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ ТРЕНИРОВКУ ТОНКИХ
ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК.
В НАШЕЙ ГРУППЕ ЖИВУТ ДЕТИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2,5 ДО 5,5
ЛЕТ С СИНДРОМОМ ДАУНА, У НИХ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕ ЖЕ, ЧТО
И У ОБЫЧНЫХ ДЕТЕЙ. НО СРЕДНИЕ СРОКИ ПОЯВЛЕНИЯ
НАВЫКОВ ЗАПАЗДЫВАЮТ ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМАТИВАМИ, И
ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН ПОЯВЛЕНИЯ ГОРАЗДО ШИРЕ, ЧЕМ У
ОБЫЧНЫХ ДЕТЕЙ.
ИЗУЧИВ ОСОБЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ
ДАУНА, МЫ ПРОВЕЛИ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАШИХ ВОСПИТАННИКОВ ,
СОСТАВИЛИ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ, КАЛЕНДАРНЫЙ И
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ , УЧИТЫВАЯ ВАЖНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
ПО РАЗВИТИЮ РУЧНЫХ УМЕНИЙ . ОБОРУДОВАЛИ ГРУППУ
ПОСОБИЯМИ ПО ПЕСКОТЕРАПИИ, НЕТРАДИЦИОННОЙ
АППЛИКАЦИИ
МЫ ПОНИМАЕМ ,ЧТО РАЗВИТИЕ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НАШИМ
ВОСПИТАННИКАМ ЖИЗНЕННАЯ
НЕОБХОДИМОСТЬ.