Напоминание

"Конспекты коррекционно- развивающих занятий с детьми 5-6 лет"


Автор: Карелина Яна Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Сказка" г. Надым"
Населённый пункт: город Надым ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Конспекты коррекционно- развивающих занятий с детьми 5-6 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Заняти

составлены

по

программе

«Я

,ТЫ,

МЫ»

Князева

О.Л.,

СтеркинаР.Б. и пособия «Коррекционно - развивающие занятия» Катаева

Л.И.

Цель: Помочь

ребенку

осознать

свои

характерные

особенности

и

предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции —

чувства

и

переживания,

а

также

понимать

эмоциональные

состояния

других

людей.

обучение

детей

этически

ценным

формам

и

способам

поведения

в

отношениях

с

другими

людьми.

Это

формирование

коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты,

кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Раздел 1. Уверенность в себе

Занятие 1. «Ты и твои родители»

Цель:

1.

Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Цель: снятия эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.

2. Разминка (5 мин.)

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

Цель: релаксация, развитие мелкой моторики рук, памяти, речи.

Паучок ходил по ветке.

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг пошел,

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой

руки)

Паучков на землю смыл.

(Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение «дождик»)

Солнце стало пригревать,

(Хлопнуть ладонями по столу/коленям, затем ладони боковыми сторонами прижаты

друг к другу, пальцы растопырены, качают руками «солнышко светит»)

Паучок ползут опять.

(Действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(«Паучки» ползают по голове)

3. Основное содержание занятия -18 мин.

- Беседа с детьми об их родителях, о том, похожи ли они на родителей, на

кого именно.

Цель: помочь ребенку лучше понять свое внешнее сходство с родителями и

отличие от них.

- Игра «Подбери парную картинку».

Цель: развитие логического мышления, речи и памяти.

Описание игры:

- Игра: «Изобрази явление»

Цель: развитие эмоционально – выразительных движений.

Описание игры:

Психолог и дети перечисляет признаки осени: дует ветер, качаются деревья,

падают листья, идет дождь, образуются лужи.

Психолог показывает движения соответствующие этим явлениям.

«Дует ветер» - дует, вытянув губы;

«Качаются деревья» - покачивает вытянутые руки вверх;

«Падают листья» - выполняет плавные движения рук сверху вниз;

«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз;

«Образуются лужи» - смыкают руки в кольцо перед собой.

Детям предлагается запомнить и повторить показанные движения.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они

приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 2. «Каждый привлекательный по своему»

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.Цель: снятия

эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.

2. Разминка (5 мин.)

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

Цель: релаксация, развитие мелкой моторики рук, памяти, речи.

Паучок ходил по ветке.

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг пошел,

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой

руки)

Паучков на землю смыл.

(Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение «дождик»)

Солнце стало пригревать,

(Хлопнуть ладонями по столу/коленям, затем ладони боковыми сторонами прижаты

друг к другу, пальцы растопырены, качают руками «солнышко светит»)

Паучок ползут опять.

(Действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(«Паучки» ползают по голове)

3. Основное содержание занятия -18 мин.

- Беседа с детьми о том, как ребенок относится к своей внешности.

-

- Игра «Запомни картинки»

Цель: Развитие внимания и зрительной памяти.

-Игра «Чем похожи и чем отличаются»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 3. «Фоторобот»

Цель: развивать воображение ребенка в создании

внешнего облика человека.

1.

Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Цель: снятия эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.

2. Разминка (5 мин.)

Пальчиковая гимнастика «Перчатка» Цель: релаксация, развитие мелкой

моторики рук, памяти, речи.

Веселая мышка перчатку нашла,

(Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью,

то тыльной стороной вперед)

Гнездо в ней устроив.

(Ладони смыкаются «ковшом»)

Мышат позвала.

(Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают – разгибают пальцы

«зовущий жест»)

Им корочку хлеба дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальцев)

Погладила/отшлепала всех

(Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.

На слово «отшлепала» - стучать подушечкой большого пальца по остальным)

И отправила спать.

(Ладони прижаты друг к другу, кладутся под щеку)

3. Основное содержание занятия -18 мин.

- Игра «Фоторобот».

-

Игра «Овощи»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание

способности к согласованному взаимодействию.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 4. «Шляпы, одежда, грим...»

Цель:

помочь

детям

понять,

что

внешность

человека

может

меняться,

отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера;

побуждать

детей

экспериментировать

со

своей

внешностью,

осваивая

конкретные способы ее изменения.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Цель: снятия эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.

2. Разминка (5 мин.)

Пальчиковая гимнастика «Перчатка» Цель: релаксация, развитие мелкой

моторики рук, памяти, речи.

Веселая мышка перчатку нашла,

(Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью,

то тыльной стороной вперед)

Гнездо в ней устроив.

(Ладони смыкаются «ковшом»)

Мышат позвала.

(Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают – разгибают пальцы

«зовущий жест»)

Им корочку хлеба дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальцев)

Погладила/отшлепала всех

(Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.

На слово «отшлепала» - стучать подушечкой большого пальца по остальным)

И отправила спать.

(Ладони прижаты друг к другу, кладутся под щеку)

3. Основное содержание занятия -18 мин.

- Игра «Путаница»

Дети соединяют цветным карандашом или фломастером изображения людей,

одетых «неправильно», с теми, у кого они «взяли одежду». (Альбом «Мы все

разные» с. 12-13).

- Игра «Выложи картинки по порядку, найди лишнюю картинку»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления и речи.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 5. «Маски»

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Основное содержание занятия -18 мин.

- Выполнение задания в альбоме «Мы все разные»

Цель:

побуждать

детей

экспериментировать

со

своей

внешностью

помощью масок).

- Игра « Чем похожи и чем отличаются?»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Описание игры:

- Игра «Поставь пальчик»

Цель: развитие внимания.

3. Разминка (5 мин.)

«Порхание бабочки»

Цель: релаксация и развитие воображения.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

Занятие 1 «Ты и другие в зеркале»

Цель: развивать представления о себе (своем «Я») и своем отличии от других.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Разминка (5 мин.)

«Порхание бабочки»

3. Основное содержание занятия -18 мин.

- Игра «Кто наблюдательнее»

Цель: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса.

- Задание «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 2. «Плач, смех, испуг»

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Основное содержание занятия -18 мин.

- Тренинг «Телефонный разговор»

- Игра «Фрукты»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание

способности к согласованному взаимодействию.

3. Разминка (5 мин.)

«Тихое озеро»

Цель: релаксация и развитие воображения.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 3. «Мимические признаки эмоций»

Цель:

продолжать

учить

детей

распознавать

различные

эмоциональные

состояния по выражению лица.

В этом возрасте детей можно учить определять эмоциональные состояния

человека

не

только

по

общему

выражению

его

лица,

но

и

с

помощью

выделения более тонких признаков (морщинки на лбу, поднятые и сведенные

брови, различное выражение глаз).

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Разминка (5 мин.)

«Тихое озеро»

Цель: релаксация и развитие воображения.

3. Основное содержание занятия -18 мин.

- Задание: «Выложи цифры так, как только что увидел»

Цель: расширение объёма памяти и развитие внимания.

- Игра «Подбери пару к слову»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 4. «Праздник»

Цель:

познакомить

детей

с

эмоциями,

соответствующими

праздничной

атмосфере, развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит

от отношения окружающих.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Разминка (5 мин.)

Пальчиковая гимнастика «Перчатка» Цель: развитие мелкой моторики рук,

памяти, речи.

Веселая мышка перчатку нашла,

(Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью,

то тыльной стороной вперед)

Гнездо в ней устроив.

(Ладони смыкаются «ковшом»)

Мышат позвала.

(Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают – разгибают пальцы

«зовущий жест»)

Им корочку хлеба дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальцев)

Погладила/отшлепала всех

(Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.

На слово «отшлепала» - стучать подушечкой большого пальца по остальным)

И отправила спать.

(Ладони прижаты друг к другу, кладутся под щеку)

3. Основное содержание занятия -18 мин.

- Беседа с детьми о праздниках, к которым относятся и дни рождения. Что

такое праздник? Почему в такой день люди, как правило, собираются вместе,

накрывают

стол

с

угощением,

поздравляют

друг

друга

или

именинника,

желают здоровья, счастья? Спросите детей, какие еще бывают пожелания. И,

конечно, в праздничные дни все стараются порадовать друг друга подарками.

- Аппликация «Праздничный стол»

- Задание «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 5. «Чувства и предпочтения»

Цель: развивать у детей понимание того, что чувства и настроения человека

связаны с его предпочтениями.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Основное содержание занятия -18 мин.

- Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

3. Разминка (5 мин.)

«Порхание бабочки»

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 6. «Сказочные герои и ты»

Цель: учить детей распознавать эмоциональные переживания героев сказок и

соотносить их со своим опытом.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Разминка (5 мин.)

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

Цель: релаксация, развитие мелкой моторики рук, памяти, речи.

Паучок ходил по ветке.

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг пошел,

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой

руки)

Паучков на землю смыл.

(Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение «дождик»)

Солнце стало пригревать,

(Хлопнуть ладонями по столу/коленям, затем ладони боковыми сторонами прижаты

друг к другу, пальцы растопырены, качают руками «солнышко светит»)

Паучок ползут опять.

(Действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(«Паучки» ползают по голове)

3. Основное содержание занятия -18 мин.

- Беседа с детьми

Спросите кого-либо из детей, с какой картинкой он соединил изображение

мальчика, стоящего в углу. Все ли дети согласны с тем, что настроения

мальчика и Буратино, которого держит за шиворот Карабас-Барабас, похожи?

Страшно ли Буратино и мальчику? На картинке Буратино явно испуган, а

мальчик, которого наказали, испытывает другие чувства. Спросите детей, что

чувствуют они сами в подобных случаях (обиду, грусть, одиночество, иногда

сердятся на взрослых). Надо посмотреть и на другие картинки. В каком

случае Буратино, скорее всего, тоже грустно и одиноко? В темном чулане, где

он сидит с пауками. Значит, надо соединить между собой эти две картинки.

- Игра «Чем похожи, чем отличаются?»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

- Игра «Поезд»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники

встают

в

круг

и

кладут

руки

на

плечи

друг

другу.

Они

приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 7. «Несовпадение настроений»

Цель: учить детей понимать настроение другого, принимать его позицию.

Как правило, взрослые, оценивая поведение и поступки ребенка, называют их

«хорошими» и «плохими».

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Разминка (5 мин.)

«Тихое озеро»

Цель: релаксация и развитие воображения.

3. Основное содержание занятия -18 мин.

- Игра «Кто наблюдательнее»

Цель: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса.

- Игра «Подбери пару к слову»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они

приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 8. «Что тебя огорчает или чему ты радуешься»

Цель:

учить

детей

определять,

какие

эмоциональные

реакции

вызывают

разные жизненные события.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Основное содержание занятия -18 мин.

- Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

- Игра «Поставь пальчик»

Цель: развитие внимания.

3. Разминка (5 мин.)

«Порхание бабочки»

Цель: релаксация и развитие воображения.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 9. «Как называются эмоции»

Цель: знакомить детей с названиями различных эмоциональных состояний.

Порой для того чтобы другой человек тебя лучше понял, очень важно точно

определить свои ощущения и переживания. В нашем языке много слов для их

обозначения. Данная тема специально выделена, с тем чтобы научить детей

находить

и

подбирать

слова,

которые

позволяют

точнее

сформулировать

ощущения и переживания, как собственные, так и других людей.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Основное содержание занятия -18 мин.

- Игра «Посуда»

Цель:

расширение

словарного

запаса,

развитие

внимания,

воспитание

к

способности к согласованному взаимодействию.

-Задание: «Нарисуй м зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

3. Разминка (5 мин.)

«Тихое озеро»

Цель: релаксация и развитие воображения.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Раздел 3, Социальные навыки

Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядка,

закаливание, профилактика заболеваемости и т. д.), педагоги дошкольных

учреждений пока до конца не осознают значение их психического здоровья и

эмоционального благополучия. Проводя в дошкольном учреждении большую

часть

времени,

находясь

в

постоянном

вынужденном

контакте

со

сверстниками

и

взрослыми,

дети

испытывают

серьезные

психические

нагрузки.

Основным

условием

профилактики

эмоциона льного

неблагополучия

является

создание

благоприятной

атмо с феры,

характеризующейся

взаимным

доверием

и

уважением,

открытым

и

благожелательным общением.

Занятие 1. «Конфликты между детьми»

Цель:

научить

детей

анализировать

причины

ссоры;

помочь

им

освоить

способы

самостоятельной

регуляции

межличностных

конфликтов,

не

допуская их крайнего проявления — драки.

Каждый педагог знает, что часто возникающие ссоры и споры между детьми

несут

в

себе

реальную

угрозу

не

только

их

эмоциональному,

но

и

физическому здоровью, поскольку нередко кончаются дракой. Воспитатель

обычно

стремится

своевременным

вмешательством

предотвратить

драку,

остановить ссору. Но, к сожалению, значительно реже педагоги учат детей

самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Основное содержание занятия -18 мин.

- Тренинг

Разыграйте

сценки

примирения

и

ссоры.

Выберите

двоих

детей

и

предложите им придумать диалог для первой ситуации (с. 3). Распределите

роли: один ребенок — «девочка на качелях», другой — «один из недовольных

детей, нетерпеливо ждущих своей очереди». Что скажут друг другу дети,

чтобы им помириться? А теперь представим себе, что они поссорились: как

они поговорили в этом случае?

Аналогичным образом разыграйте остальные ситуации.

Подведите детей к пониманию того, что если очень захотеть, то ссоры

можно избежать.

- Задание «Выложи круги»

Цель: развитие внимания и памяти.

3. Разминка (5 мин.)

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

Цель: релаксация, развитие мелкой моторики рук, памяти, речи.

Паучок ходил по ветке.

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг пошел,

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой

руки)

Паучков на землю смыл.

(Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение «дождик»)

Солнце стало пригревать,

(Хлопнуть ладонями по столу/коленям, затем ладони боковыми сторонами прижаты

друг к другу, пальцы растопырены, качают руками «солнышко светит»)

Паучок ползут опять.

(Действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(«Паучки» ползают по голове)

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 2. «Какие качества помогают дружбе»

Цель: познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе,

научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Основное содержание занятия -18 мин.

- Чтение и обсуждение сказки «Кот в сапогах».

-Беседа с детьми.

Последовательно

обсудите

оценки

детей

по

каждому

персонажу.

Побуждайте

их

обосновывать

свои

оценки,

вспоминая

соответствующие

события из сказок. Задайте детям вопросы о том, кто из их друзей или

знакомых своими качествами похож на этих сказочных героев.

Попытайтесь

подвести

детей

к

пониманию

противоречивости

характеров

персонажей (Емеля — добрый, веселый, но ленивый; Карлсон — веселый,

находчивый,

но

при

этом

жадный;

Царевна-лягушка

трудолюбивая,

находчивая, добрая, но не веселая и т. п.). Это поможет детям осознать, что у

каждого человека также могут быть более и менее привлекательные черты,

которые, однако, не мешают дружбе. Побеседуйте на эту тему.

- Тренинг

Раздайте каждому из детей листок бумаги небольшого формата, на котором

крупными буквами написано его имя. Теперь, когда дети умеют пользоваться

пиктограммами,

предложите

им

оценить

друг

друга.

Для

этого

можно

использовать

только

положительные

оценки:

веселый,

добрый,

смелый,

трудолюбивый,

умный

и

т.

д.

Педагог

должен

обратиться

к

детям

с

позитивным высказыванием, например: «Я вами горжусь, вы у меня такие

замечательные! Наверняка каждый из вас с удовольствием похвалит своих

друзей

за

их

хорошие

качества.

А

теперь

возьмите

свой

карандаш

(фломастер),

подойдите

друг

к

другу

и

нарисуйте

на

листочках

своих

товарищей

хорошие

значки

(пиктограммы

положительных

оценок).

Старайтесь каждому нарисовать самый подходящий для него значок».

Такой тренинг можно организовать в двух вариантах:

1)

проводить его раздельно с каждой подгруппой из пяти—семи детей; в

этом случае ребенок должен нарисовать пиктограмму на листочках всех

остальных детей в подгруппе;

2)

проводить одновременно со всей группой, предварительно разбив ее на

подгруппы;

далее

дети

действуют

внутри

своих

подгрупп

аналогично

первому варианту.

Такого рода тренинги положительно сказываются на отношениях между

детьми и улучшают общий психологический климат в группе.

Помните, в этих случаях недопустимо использовать отрицательные оценки.

Также не следует предлагать детям самим выбрать того, к кому он хочет

подойти: это может вызвать отрицательные переживания у тех детей, которые

останутся без положительных оценок со стороны сверстников.

3. Разминка (5 мин.)

«Порхание бабочки»

Цель: релаксация и развитие воображения.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 3. «Внимательный, равнодушный»

Цель: обсудить с детьми качества «внимательность», «равнодушие» и их

значение в межличностных отношениях.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Разминка (5 мин.)

«Необычная радуга»

Цель: релаксация и развитие воображения.

2. Основное содержание занятия -18 мин.

Беседа с детьми:

Спросите

детей,

что

значит

быть

внимательным

к

другому

человеку

(вовремя заметить, что он нуждается в помощи, и оказать ее; если он огорчен

— постараться утешить, успокоить, чем-то порадовать, чтобы улучшить его

настроение,

и

т.

п.).

Поскольку

детям

самостоятельно

решить

подобные

проблемы довольно сложно, проявите инициативу.

Поделитесь с ними вашими собственными воспоминаниями. Например,

расскажите о случае, когда кто-то из ваших воспитанников проявил к вам в

трудную минуту сочувствие, и как это на вас подействовало: помогло в

работе, избавило от дополнительной усталости, улучшило настроение.

После этого попросите детей вспомнить аналогичные примеры из своей

жизни. Помогите им вопросами: как заботилась о тебе мама (бабушка), когда

ты заболел? Кто из детей может рассказать, как мама его пожалела, когда он

ударился, упал, замерз или был чем-то огорчен? Как она это заметила, что

спросила, что сделала? И т. п. Побуждайте детей вспоминать при этом свои

ощущения: почувствовал, что боль прошла, стало легче, перестал быть таким

грустным и т. д. Здесь же уместно заметить, что если ты внимателен к

другому, то ему от этого тоже становится лучше.

Попросите детей вспомнить события, когда они проявили внимание к кому-

либо

из

родных,

друзей

или

просто

другому

человеку

и

оказали

им

поддержку, а также события, когда дети не проявили такого отношения. В

последнем случае постарайтесь вызвать у детей сочувствие к оставшемуся

без внимания человеку, высказать сожаление о том, что так случилось.

- Игра тренинг

Разыграйте по ролям несколько коротких ситуаций по данной теме.

Побуждайте

детей

с

помощью

выразительных

движений

и

мимики

изображать

какое-либо

настроение,

а

других

узнавать,

«читать»

это

настроение.

Старайтесь,

чтобы

один

и

тот

же

ребенок

побывал

в

разных

игровых

ситуациях: и в той, когда к нему отнеслись внимательно, и в той, когда его

проблему не заметили. После каждой ситуации задайте вопрос о том, что он

почувствовал в том и в другом случае.

- Задание «Подбери четвертую фигуру»

Цель:

развивать

логическое

мышление,

умение

сравнивать

фигуры

и

на

основе

выделенных

признаков

делать

умозаключения

и

устанавливать

закономерности в изображениях.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 4. Лживый, правдивый

Цель: обсудить с детьми качества «лживость», «правдивость» и их значение в

общении с окружающими.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Разминка (5 мин.)

«Необычная радуга»

Цель: релаксация и развитие воображения.

3. Основное содержание занятия -18 мин.

-

Беседа

с

детьми:

«Как

влияют

лживость

и

правдивость

на

дружеские

отношения».

Предложите им вспомнить случаи, когда лживость привела к неприятным

последствиям: обманутый человек был выставлен в смешном виде; друг

оказался ненадежным, и теперь ему уже нельзя доверять: ребенок испытал

неприятные

переживания,

потому

что

его

обманули

и

не

выполнили

обещания.

- Задание «Назовите три предмета белого, синего и красного цвета»

Цель: развивать восприятие и память, активизировать словарный запас.

- Игра «Позы»

Цель:

развитие

воображения,

эмоционально

выразительных

движений,

внимания и памяти.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 5. «Смелый, трусливый»

Цель: обсудить с детьми качества «смелость», «трусость» и их значение для

общения с другими.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Разминка (5 мин.)

Пальчиковая гимнастика «Перчатка» Цель: релаксация, развитие мелкой

моторики рук, памяти, речи.

Веселая мышка перчатку нашла,

(Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью,

то тыльной стороной вперед)

Гнездо в ней устроив.

(Ладони смыкаются «ковшом»)

Мышат позвала.

(Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают – разгибают пальцы

«зовущий жест»)

Им корочку хлеба дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальцев)

Погладила/отшлепала всех

(Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.

На слово «отшлепала» - стучать подушечкой большого пальца по остальным)

И отправила спать.

(Ладони прижаты друг к другу, кладутся под щеку)

3. Основное содержание занятия -18 мин.

Беседа с детьми: «Как смелость и храбрость помогают в дружбе?»

- Игра «Транспорт»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание

способности к согласованному взаимодействию.

-Задание: «Нарисуй м зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 6. «Добрый, жадный»

Цель:

обсудить

с

детьми

качества

«доброта»,

«жадность»

и

их

роль

в

межличностном общении.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Разминка (5 мин.)

«Воздушный шарик»

Цель: релаксация, развитие дыхания и развитие воображения.

3. Основное содержание занятия -18 мин.

- Беседа с детьми : «Жадность и доброта»

- Игра «Зимующие птицы»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание

способности к согласованному взаимодействию.

- Задание: «Назови предметы похожие на круг, квадрат, треугольник»

Цель: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 7. «Порадуй своего друга»

Цель: учить детей позитивным способам общения со сверстниками, помочь

им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять

друзьям эту радость.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Основное содержание занятия -18 мин.

- Тренинг

Предложите детям придумать как можно больше хороших слов, которые

будут приятны другу. Попросите постараться их запомнить.

Спросите детей, кто из знакомых им людей сейчас особенно нуждается в

теплом

отношении

(кому-то

грустно,

кто-то

заболел,

у

кого-то

пропала

собака). Обсудите, каким образом можно проявить к ним внимание: сказать

добрые слова, сделать что-то хорошее, помочь. Напомните детям об этой

беседе через какое-то время. Возможно, кто-то расскажет о том, что ему

удалось сделать.

- Игра «Что к чему подходит»

Цель: развитие мышления и речи.

3. Разминка (5 мин.)

«Воздушный шарик»

Цель: релаксация, развитие дыхания и развитие воображения.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 8. «Один и вместе с друзьями»

Цель:

побеседовать

с

детьми

об

одиночестве,

объяснить

преимущества

дружбы на примере коллективных игр.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Разминка (5 мин.)

«Необычная радуга»

Цель: релаксация и развитие воображения.

3. Основное содержание занятия -18 мин.

- Беседа с детьми: «Один и вместе с друзьями»

- Игра «Слушай хлопки»

Цель: развитие слухового внимания, способность к волевому управлению

поведения.

- Задание: «Дорисуй картинку»

Цель: развитие образного мышления, воображения, мелкой моторики рук.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 9. «Давай познакомимся»

Цель: научить ребенка самостоятельно устанавливать новые контакты.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Разминка (5 мин.)

«Порхание бабочки»

3. Основное содержание занятия -18 мин.

- Беседа с детьми:

Для

того

чтобы

дети

были

общительными,

их

нужно

научить

самостоятельно завязывать новые контакты.

Задайте им следующие вопросы:

Умеете ли вы знакомиться?

Как можно подружиться с незнакомым мальчиком или девочкой?

Побуждайте детей называть как можно больше способов начать разговор.

При этом предложите им припомнить соответствующие случаи из своего

жизненного

опыта.

Если

с

кем-либо

из

детей

хотели

познакомиться

незнакомый мальчик или девочка, спросите, улыбались они или хмурились,

что

при

этом

сказали

или

сделали.

Поинтересуйтесь,

что

почувствовал

ребенок: было ли ему это приятно, интересно, или он скорее удивился.

А теперь имеет смысл узнать, как сами дети проявляли инициативу при

знакомстве с новыми для них сверстниками. Продолжите беседу в том же

ключе: высказывания, выражение лица, настроение и др. Можно разделить

детей на пары и разыграть по ролям короткие диалоги знакомства.

Обращайте

внимание

детей

на

мимику

и

выразительные

движения,

стимулируйте их угадывать эмоциональные реакции сверстников в процессе

общения.

- Игра «Кто назовет больше предметов»

Цель: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса.

Описание игры:

- Задание: «Выложи круги»

Цель: развитие внимания и памяти.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 10. «Делаем вместе»

Цель: объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и

трудно, так как нужно уметь договариваться.

1. Ритуал приветствия (3 мин.) – «Дружба начинается с улыбки» (развитие

доброжелательного отношения друг к другу). Стоящие в кругу дети берутся

за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Разминка (5 мин.)

«Тихое озеро»

Цель: релаксация и развитие воображения.

3. Основное содержание занятия -18 мин.

- Беседа с детьми:

Побеседуйте о том, что делать общее дело не только интересно, но и трудно:

нужно уметь договориться, соблюдать очередность, выслушивать и уважать

мнения своих друзей.

- Игра «Одежда»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание

способности к согласованному взаимодействию.

- Задание: «Выложи цифры так, как только что увидел»

Цель: расширение объёма памяти и развитие внимания.

4. Ритуал окончания (4 мин.) - Игра «Прощание».

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».



В раздел образования