Авторы: Бестолченкова Татьяна Федоровна, Чулина Татьяна Витальевна
Должность: учитель биологии, учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Важновская средняя школа"
Населённый пункт: Рязанская область, Шацкий р-н, д. Важная
Наименование материала: Экологический проект
Тема: Памятник природы "Реликтовые сосны с колонией серых цапель" Выполнила ученица 8 класса Чулина Нина
Раздел: среднее образование
МОУ «Важновская средняя школа»
Районный открытый детский экологический конкурс
«Зелёная планета 2017», посвящённый Году экологии
и Году особо охраняемых территорий в Российской
Федерации
Экологический проект
Памятник природы
«Реликтовые сосны с
колонией серых цапель»
Номинация
«Природа – бесценный дар, один на всех»
Разработчик: ученица 8класса Чулина Нина
Руководитель: Т.Ф. Бестолченкова
Адрес электронной почты:
E-mail:direktor0604@yandex
д. Важная
2017 г.
В 2016 году ученица 8 класса Чулина Нина под руководством учителя биологии
Т. Ф. Бетолченковой, работала над проектом Памятник природы «Реликтовые
сосны с колонией серых цапель». В 2017 году была продолжена работа по
выполнению данного проекта.
1. Описание экологической проблемы
В середине 20 века сельский учитель Николай Кошелев
на
месте, где Выша
вливается в Цну, обнаружил громадную колонию цапель. Вершины мачтовых 30-
метровых
сосен
венчали
огромные
гнёзда,
с
которых
то
и
дело
взлетали
потревоженные цапли, кружились над лесом и вновь садились на гнёзда. С той
поры минуло более полувека, а колония цапель в лесу на окраине села Выша до
сих пор цела и невредима. Каждый год сюда наведываются специалисты-биологи,
в том числе сотрудники Окского биосферного заповедника. Число гнёзд в разные
годы меняется от пятидесяти до восьмидесяти, но они всегда располагаются
общей группой на близко стоящих деревьях, и как на случайного путника, так и на
опытного учёного производят яркое впечатление.
Я поставила цель -
познакомиться с биологическими особенностями сосны
обыкновенной
и
серыми
цаплями
более
подробно;
встретиться
с
лесничим
Шацкого
лесхоза
Тюриным
Иваном
Николаевичем;
провести
наблюдение
за
соснами
и
поведением
серых
цапель.;
ознакомиться
с
кодексом
леса.
2. Цель проекта:
Развивать у подрастающего поколения умение
наблюдать за жизнью серых
цапель в природе, выражать
бережное
отношение к памятникам природы
родного края через результаты исследовательской, творческой и художественной и
практической деятельности.
Задачи:
- сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;
- воспитание экологической культуры и экологического сознания подрастающего
поколения;
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию учащихся;
- усиление региональной направленности экологического образования;
-
привлечение
подростков к поиску механизмов решения актуальных проблем
местного
сообщества
через
разработку
и
реализацию
социально
значимых
проектов;
-формирование чувства
личной
ответственности
за
состояние
окружающей
среды;
- развитие инициативы и творчества учащихся через организацию социально
значимой деятельности;
-
проведение
информационно
–
просветительской
работы
по
пропаганде
экологической культуры обучающихся;
-
исследование памятника
природы
с
колонией
серых
цапель,
с
целью
сохранения колонии серых цапель у села Выша.
3. География проекта:
- МОУ Важновская средняя школа, долина реки Выша.
4. Участники проекта:
- ученица 8 класса;
-лесничий Шацкого лесхоза Тюрин И.Н.;
-инженер защиты и охраны леса Чулин А. С.
Основные этапы реализации проекта.
I этап – Подготовительный.
1. Определение темы проекта
2. Определение цели и задач проекта.
3. Оценка экологической обстановки в долине реки Выша на месте колонии
серых цапель.
4. Определение основных направлений учебно-исследовательской работы.
5. Организация работы.
II этап – Практический.
1. Выполнение учебно-исследовательской работы.
3. Участие в акции «Очисти лес» - сентябрь 2016.
4. Участие в акции «Чистый берег реки» - ежегодно, апрель-май;
5. Встреча с лесничим Шацкого лесхоза Тюриным И.Н.- апрель 2016 г.
6. Знакомство с биологическими особенностями сосны обыкновенной и
серыми цаплями.
7. Посещение памятника природы, наблюдение за соснами и поведением
серых цапель.
8. Оформление баннеров с информацией места обитания колонии серых
цапель.
9. Знакомство с «Кодексом леса».
10.
Публикация
результатов
учебно-исследовательской
деятельности
в
специальных изданиях;
11. Подведение итогов II этапа проекта.
III этап – Обобщающий.
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для определения
направления дальнейших действий в сфере организации социально значимых
проектов.
2. Издание материалов проектной деятельности.
3. Использование собранного материала в виде презентации.
4. Обобщение опыта работы.
IV этап – Информационно-просветительский.
Распространение информации о памятнике природы в долине реки Выша.
Определение темы проекта
На уроках биологии в мае 2016 г.учителем Бестолченковой Т.Ф. была проведена
экскурсия на Вышу в долину реки, где располагается колония серых цапель. Мне
очень понравилась эта экскурсия и я решила более подробно изучить эту тему.
Сформулировалась
проблема
проекта,
которая
обуславливает
мотив
деятельности. Также была
проведена встреча с лесничим Шацкого лесхоза
Тюриным И.Н., который рассказал о данном памятнике природы и обозначил
некоторые проблемы, связанные с ним.
Кадровое обеспечение проекта
1.
Учитель
биологии,
первой
квалификационной
категории,
Бестолченкова
Татьяна Федоровна, высшее образование, окончила Рязанский Педагогический
институт в 1973 году и получила специальность учитель биологии и химии.
2.
Лесничий Шацкого лесхоза Тюрин Иван Николаевич, окончил Пензенский
лесной техникум в 1980 году по специальности техник-лесовод. С 1980 года
работал в Подгорновском лесничестве мастером леса 1 год. В 1981 году был
переведен в Ямбирнское лесничество помощником лесничего. Неоднократно
был
награжден
министерскими
грамотами
за
отличную
службу
в
лесном
хозяйстве.
3.
Чулин Александр Сергеевич 1968 г.р. Окончил Политехнический институт в
городе Йошкар-Ола по специальности инженер лесного хозяйства. С 1987 по
2016 год работал в лесном хозяйстве на должности инженера охраны и защиты
леса. Награжден грамотой Министерства лесного хозяйства. Большой вклад
внес
по
защите
леса
от
пожаров
в
2010
году,
за
что
был
награжден
Министерской
грамотой .
Исполнители проекта
Учитель
биологии
Бестолченкова
Татьяна
Федоровна,
педагогический
стаж
раб от ы
44
г о д а ,
в
рамках
проекта
организует
и
руководит
учебно-
исследовательской деятельностью.
Ученица 8 класса Чулина Нина.
Заключение
Результатом
данного
проекта,
должна
стать
организация
интересной,
содержательной,
общественно
значимой,
практической
и
экологической
деятельности учеников в познании себя;
личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего
образовательного учреждения, района.
В
ходе
реализации
проекта
Памятник
природы
«Реликтовые
сосны
с
колонией серых цапель» предполагается достижение следующих результатов:
-
Организация
совместной
деятельности
обучающихся,
преподавателей
школы, жителей поселка по реализации основных мероприятий проекта;
-
Повышение
гражданской
сознательности
обучающихся,
воспитание
ответственности за состояние природы нашей страны;
-
П о в ы ш е н и е
и н т е л л е к т у а л ь н о г о
у р о в н я
о б у ч а ю щ и х с я ,
заинтересованности
в
исследовательской
деятельности,
повышение
общекультурного уровня;
- Мотивирование обучающихся к бережному отношению к окружающей
природе, здоровому образу жизни;
-
В
итоге
обобщения
результатов
проекта
определяется
направление
дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
1.
Встреча с лесничим Шацкого лесхоза Тюриным Иваном Николаевичем.
Иван
Николаевич
работает
в
Шацком
лесхозе
с
1981
года.
Начинал
помощником
лесничего,
затем
возглавил
Ямбирнское
лесничество
в
должности техника-лесовода. Это человек, болеющий душой за настоящее и за
будущее лесного хозяйства района. Вот что я узнала из рассказа Тюрина И.Н.:
Наименование
памятника
природы,
основание
к
выделению
–
участок
соснового леса близ м. Выша. Решение Рязанского облисполкома от 19.01.1977
года №16.
Площадь объекта – 18 га.
Ширина охранной зоны – 200 метров.
Место нахождения – Ямбирнское лесничество, квартал 71.
Тип ООПТ – зоологический.
Характеристика и значение охраняемого объекта – реликтовое нахождение
сосны. Место обитания колонии серых цапель.
Возраст сосен где находятся гнезда цапель – 140 лет, а возраст единичных
сосен, более крупных – 170 лет.
Работники Ямбирнского лесничества следят за сохранностью сосен, оберегают
гнезда цапель.
Даже высохшие сосны, на которых находятся гнезда птиц, не вырубаются.
С 1997 -2002 г. количество семейных пар цапель колебалось в пределах 74(+ -
3 штуки) гнезд, а с 2002 по 2005 годы – около 50 гнезд.
С каждым годом количество цапель уменьшается, вероятно, не все цапли
возвращаются к нам, так как резко сокращена кормовая база из-за осушения
болот и заболоченных лугов (мелиорация).
2.
Учитель биологии Т. Ф. Бестолченкова
рассказала об особенностях серых
цапель и их мест обитания.
Серая цапля относится к отряду Голенастые или Аистообразные, семейство
цапель. Цапли обладают длинным, заостренным клювом, сжатым с боков, края
которого
усажены
мелкими
зубчикам.
Жировую
смазку
для
перьев
вырабатывает
копчиковая
железа,
птицы
тщательно
следят
за
состоянием
своего оперения. Цапли в основном колониальные птицы, питаются рыбой,
амфибиями
(взрослыми
головастиками),
ракообразными,
водяными
насекомыми, мелкими змеями, отлавливают добычу, главным образом в воде.
Цапля серая встречается в средней и северной части европейской России.
Гнезда устраивает вблизи воды, на верхушках больших деревьев или просто
над водой, в зарослях тростника. В кладке обычно 4-6 зеленовато-голубых яиц.
Насиживание
начинается
с
первого
отложенного
яйца,
поэтому
птенцы
в
гнезде разного возраста. Инкубация длится 26 – 27 суток. Птенцы появляются
голыми, беспомощными, но зрячими. Птенцы оперяются на 7-9 сутки. На зиму
и молодые и старые птицы улетают в юго-западную Африку.
Цапли
полезны.
В
водоемах
они
уничтожают
в
основном
сорную
и
малоценную, преимущественно большую рыбу, которая большого значения
для человека не имеет.
В Рязанской области встречается около 270 видов птиц из девяти тысяч видов
мировой фауны. Одни из них совсем невыездные, как домовой воробей, другие —
как скворцы, прилетают на гнездование лишь в тёплое время. Третьи и вовсе
пролетают транзитом: из тропиков на далёкий север, как, к примеру, гагара. У
Паустовского
в
«Мещёрской
стороне»
вообще
описан
небывалый
случай
—
находка на одном из мещёрских озёр пеликана, напугавшего селян и получившего
прозвище «чёрт». Среди наших птиц есть и вовсе крохотные — желтоголовый
королёк весом в два грамма, а также громадные орланы, достигающие двух
метров
в
размахе
крыльев,
сладкоголосые
певуны
вроде
соловья
и
орущие
ошпаренной
кошкой
иволги.
Многие
птицы
крайне
пугливы
и
невзрачны,
и
большинство рязанцев вообще не догадывается об их существовании. Серая
ц а п л я
—
п т и ц а
с о в с е м
д р у г о г о
п о л ё т а .
Где-нибудь на берегу Оки или Прони эта большая зоркая и тревожная птица
человека не подпустит и на пушечный выстрел: взмоет ввысь и унесётся прочь на
затерянное в пойме болотистое озерцо. В полёте она вытягивает прямые ноги и
сгибает шею змеевиком. Так не поступают ни журавль, ни гусь, ни лебедь. Гнутая
шея всегда выдаёт цаплю. Чтобы рассмотреть эту птицу поближе, можно часами
сидеть на болоте, маскируясь под тростник. Но есть и другой путь. В середине
XX века по профессии учитель труда и рисования, а по натуре географ и биолог
Николай Кошелев совершил важное открытие в области орнитологии. Обследуя
старый сосновый лес у села Выша в Шацком районе, в месте, где Выша вливается
в
Цну,
сельский
учитель
обнаружил
громадную
колонию
цапель.
Вершины
мачтовых 30-метровых сосен венчали огромные гнёзда, с которых то и дело
взлетали потревоженные цапли, кружились над лесом и вновь садились на гнёзда.
С той поры минуло более полувека, а колония цапель в лесу на окраине села
Выша
до
сих
пор
цела
и
невредима.
Каждый
год
сюда
наведываются
специалисты-биологи, в том числе сотрудники Окского биосферного заповедника.
Число гнёзд в разные годы меняется от пятидесяти до восьмидесяти, но они
всегда располагаются общей группой на близко стоящих деревьях, и как на
случайного путника, так и на опытного учёного производят яркое впечатление.
Почему появилась проблема сохранения колонии серых цапель?
Колония цапель у села Выша, возможно, самая крупная в Рязанской области и,
несомненно, самая доступная для экскурсий, потому как лежит всего лишь в
пятистах метрах от села. Цапли ведут себя очень шумно и чётко сообщают о
месте дислокации. На это укажет и своеобразный запах на небольшом пятачке
леса,
буквально
сшибающий
с
ног.
Тем
более,
что
эти
птицы,
вопреки
представлениям, питаются не только лягушками, но и другой водной живностью,
в том числе и рыбой. Кстати, пристрастие цапли к рыбе вышло ей боком: в
советские годы наряду с коршуном её зачислили во вредные виды, говоря о
подрыве
рыбного
запаса
страны,
и
принялись
усиленно
уничтожать.
Реабилитировали
позднее:
выяснилось,
что
серая
цапля
и
рыбы
потребляет
немного, и выискивает больную снулую и поражённую глистами добычу. долина
р е к и
В ы ш а .
У охотников цапля популярностью не пользуется: мясо её хотя и съедобно, но до
неприятного жирное. И всё же находятся те, кто стреляет в большую серую птицу
ради
забавы.
Под
пологом
старого
леса,
где
вьёт
гнёзда
сорокопут-жулан
и
о х о т и т с я
ё ж ,
н е р е д к о
в с т р е ч а ю т с я
п у с т ы е
п а т р о н ы .
Но
к
тому
времени
численность
птицы
была
сильно
подорвана,
и
восстанавливается крайне медленно. Вот почему так важно сохранить колонию
цапель у села Выша. Энтузиазм Кошелева позволил сохранить от вырубки один
из
самых
старых
лесных
массивов
на
Рязанской
земле.
На
карте
региона
появилась новая особо охраняемая природная территория — долина реки Выша.
В проекте выделяются три направления:
1.
Место обитание серых цапель.
Сосновый бор. Реликтовые сосны.
2.
Условия для обитания колонии серых цапель.
Наличие высоких сосен вблизи водоемов для питания.
3.
Знакомство с «Кодексом леса»
Расширение знаний о правилах поведения в лесу.
4.
Планирование работы
Составляется график работы над проектом.
Согласуются способы совместной деятельности.
Мероприятия проекта и организационный план проекта:
№ Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Идея проекта.
15марта
2016г.
Учитель
биологии,
Чулина Нина
2
- актуализация знаний
- анализ проблемы
- ожидаемые результаты
Март
До10
апреля
15 августа
Учитель
биологии,
Чулина Нина
3
Проведение
классных
часов:
Памятник
архитектуры «Колония серых цапель»
Проведение экскурсий
на место обитания
колонии серых цапель.
Апрель
Май
Кл.
руководители
Работники
Шацкого
лесхоза
4
Обследование территории.
Сбор информации
Апрель-
август
Чулина Н.
5
Оформление информационного стенда
Организация рисунков и фотографий
памятника архитектуры «Колония серых
цапель»
Апрель
Май
Активисты
классов.
Кл.
руководители.
6
Структурирование информации
Расширение информации
Апрель
Август
Учитель
биологии
Чулина Н.
7
Презентация проекта
Сентябрь
2017г.
Чулина Н.
8
Сбор мусора в месте расположения колонии
серых цапель
Апрель
Чулин А.С.
(инженер
охраны леса)
Группа
учащихся
11
Информирование населения
Май
Чулин А.С.
(инженер
охраны леса)
Группа
учащихся
1
2
Подведение итогов
Сентябрь
Чулина Н.
Актуализации знаний
Передо мной выстраиваются
основные понятия темы.
Выяснилось, что серая
цапля и рыбы потребляет немного, и выискивает больную снулую и поражённую
глистами добычу. Но к тому времени численность птицы была сильно подорвана,
и восстанавливается крайне медленно. Вот почему так важно сохранить колонию
цапель у села Выша.
Место обитания серых цапель и опасность ее уничтожения
Энтузиазм Кошелева позволил сохранить от вырубки один из самых старых
лесных массивов на Рязанской земле. На карте региона появилась новая особо
охраняемая природная территория — долина реки Выша.
Однако, вырубка
сосен
– не главный и не самый опасный источник исчезновения
колонии серых цапель. Главная опасность – повсеместная вырубка лесов, в том
числе
и
высыхание
реликтовых
сосен,
а
также
заболоченность
рек
и
водоемов.
Проблема вырубки леса. Это одна из важнейших экологических проблем. Без
лесов не будет жизни на Земле. Значит перед нами встает проблема сохранения
лесов.
Знакомство с «Кодексом леса»:
1.
Сохраняйте леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и
внуков, внуков наших внуков.
2.
Свято храните «зеленое равновесие» - новые посадки должны полностью
восполнить срубленные деревья.
3.
Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, душе –слушайте
таинственную музыку леса.
4.
Приходите в лес с любовью, не берите спички, топоры, уважайте жизнь лес,
даже ту, что невидима вам.
5.
Относитесь к старым, полувысохшим деревьям как к выполнившим долг
солдатам – пусть их участь напомнит еще раз вам о необходимости беречь
лес.
6.
Если вы видите новое, неизвестное растение, то постарайтесь узнать его
название.
7.
Если
вы
собираете
дикие
плоды
и
грибы,
не
уничтожайте
деревья,
кустарники, грибницы.
8.
Относитесь к животным как старший брат, без жестокости и бездушия, не
мешайте им жить своей жизнью.
9.
Кроме ягод и грибов, уносите из леса только приятные воспоминания и
восхищения его красотой.
Я очень надеюсь, что «Кодекс» будет не только способствовать воспитанию
у вас бережного и ответственного отношения к природе, но и напоминать,
что лес учит доброте, принося не только радость, но и пользу при разумном
к нему отношении.
Сбор информации
Я обращалась к различным источникам информации, собирала интересующие их
сведения, фиксировала их и готовила к использованию в проекте.
Вся
информация
собиралась
с
помощью
бесед,
поиска
в
старых
газетах,
в
библиотеке, сохраненные фотографии.
Сбор информации завершается составлением презентации.
Структурирование информации
Систематизация информации, решения проблемы.
Выбирается оптимальное решение и оформление работы.
Расширение информации
1.
Во время работы над проектом узнаю новое о памятнике природы
«Колония серых цапель», весь материал применяю на уроках географии и
биологии.
2.
Приглашение на классные часы работников лесхоза с целью расширения
знаний о природе нашей местности.
3.
Проводятся классные часы и экскурсии на тему Памятник природы
«Колония серых цапель».
Ожидаемые результаты
- бережное отношение к месту обитания серых цапель;
- очистка от мусора зоны обитания серых цапель;
- знание «Кодекса леса»
- воспитание чувств бережного отношения к природе родного края.
4.Оформление результатов работы.
-Оформление творческого проекта;
- выступление по теме проекта;
- проведение информационных классных часов о пользе леса и условиях обитания
серых цапель.
- оформление «Кодекса леса» на информационном стенде.
5. Презентация проекта.
Вся работа сводится в конечном результате
к проекту. Но самое главное это
умение донести информацию до слушателя: правильно изложить свои мысли,
проанализировать свою деятельность и добиться того, чтобы у слушателей возник
интерес к проблеме.
6.Практическая часть
№ Что делаем
Время,
сроки
Кто делает
1
Очистка
территории
на
ме с т е
р а с п о л ож е н и я
колонии цапель
Апрель
Чулин А. С.
Зеленый
патруль
2
Изготовление
баннеров
«Колония серых цапель»
Апрель - май
Чулин А. С.
Зеленый
патруль,
Шацкий
лесхоз
3
Установка
баннеров
с
у к а з а н и е м
м е с т а
обитания колонии серых
цапель
Май
Чулин А. С.
Зеленый
патруль
6.Подведение итогов
При
поддержке
учителя
биологии
Бестолченковой
Татьяны
Федоровны
идет
анализ проделанной работы, анализируются этапы работы, проводится оценка
выполненной работы, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их
исправления.
По итогам проекта можно сделать вывод, что на территории местечка Выша
располагается
колония
серых
цапель,
которая
является
одной
из
наиболее
популярных достопримечательностей за пределами региона.
По моим наблюдениям уже 6 марта 2017 года прилетели первые цапли.
Если раньше цапли располагались все в одном месте, то сейчас можно наблюдать
за тем, что они располагаются по периметру участка. Это объясняется тем, что
сосны, на которых гнездятся цапли со временем поражаются аммиаком, который
образуется из помета цапель. И вследствии этого сосны гибнут.
Работники лесхоза периодически вывозят из мест расположения серых цапель
упавшие деревья, чтобы предупредить захломление участка.
Заявка на участие в муниципальном конкурсе
«Зелёная планета 2017»
Номинация «Природа – бесценный дар, один на всех»
ФИО участника (полностью)
Чулина Нина
Дата рождения 16.01.2002
Домашний почтовый адрес с индексом – 391572, Шацкий район
пос.. Выша д.34 кв.2
Сотовый телефон - 8-910-621-24-66.
Место учебы, класс - МОУ «Важновская средняя школа», 8 класс.
Фамилия, имя, отчество, должность руководителя – Бестолченкова Татьяна
Федоровна, учитель биологии.
Наименование базового учреждения, его точный адрес, контактные телефоны,
факс: МОУ «Важновская СШ», 391574, Рязанская область, Шацкий район, д.
Важная, ул. Набережная, д.12.
Электронная почта, тел. 8(49147) 2-74-25. E-mail:direktor0604@yandex
Подпись руководителя
Пузакова В.Е.___________
М.П.
Согласие на обработку персональных данных
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О
персональных данных»
Я, Мурунга Светлана Владимировна
(ФИО родителя)
даю согласие на обработку персональных данных моего сына (дочери)_______
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В связи с участием в открытом детском экологическом конкурсе «Зелёная планета
2017», при условии, что их обработка осуществляется ОГБУДО «Детский эколого-
биологический
центр»,
принявшем
обязательства
при
сохранении
конфиденциальности указанных сведений.
Подпись заявителя (родителя)Мурунга С.В. _________________________
(расшифровка подписи)
«01»марта 2017 г.