Автор: Новикова Любовь Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"
Населённый пункт: город Салехард
Наименование материала: Статья
Тема: Развивающие игры для дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Кристаллик» г.Салехард
Воспитатель Новикова Любовь Фёдоровна
Развивающие игры для дошкольников
Как часто родители, покупая игрушки, полагаются на свой вкус. Не слишком
задумываясь,
выбирают
то,
что
броско,
эффектно,
поражает
их
собственное
воображение.
Как
приятно
лишний
раз
порадовать
своего
малыша
чем-то
красивым, ярким, звучащим. Приятно, отправляясь в гости, принести в подарок,
не скупясь, дорогую необычную игрушку. И растут в ящиках и в углах квартиры
горы
катеров,
пожарных
машин,
железных
дорог.
А
ребёнок
привыкает,
повозившись с новой игрушкой день-два, забрасывать её и просить следующую.
Игрушка, умело подобранная, - одно из важных средств воспитания. Но эту
функцию она сможет выполнить только при условии, если родители раньше, чем
приобрести её, попытаются задуматься: сколько игрушек нужно ребёнку? Какие
игрушки подходят для его возраста? Что будет делать ребёнок с новой игрушкой?
Последний вопрос, пожалуй, самый важный, ибо, ответив на него, легче найдётся
ответ и на два предыдущих. Игрушка должна быть, говоря языком специалистов,
функциональной, действующей. Игрушки, на которые можно только смотреть,
бесполезны.
И,
значит,
ребёнку
нужны
только
те
игрушки,
с
которыми
он
действительно может и будет играть.
Значение игрушек в жизни малыша переоценить невозможно, ведь именно
игра - основная деятельность вашего ребенка. К двум годам он уже прекрасно
владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Ребенок
проигрывает
отдельные
сюжеты:
кормление
кошечки,
одевание
куклы,
транспортировка кубиков в автомобильчике. В течение года игры вашего малыша
усложняться
и
наполняться
новым
содержанием:
ребенок
на
ваших
глазах
научиться брать на себя роль - мамы, папы, больного, доктора, водителя и т.д.
Игра,
как
самостоятельная
детская
деятельность
формируется
в
ходе
воспитания
и
обучения
ребенка,
она
способствует
освоению
им
опыта
человеческой
деятельности.
Игрушка
в
данном
случае
выступает
в
качестве
своеобразного
эталона
тех
предметов,
узнать
назначение
которых,
и
освоить
различные
действия,
с
которыми
надлежит
познакомиться
ребенку.
Игра
как
форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и
его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к
жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в
играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные
воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми
разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и
художественным требованиям.
В
каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению
игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические
(транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки - «орудия труда»
(совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие
средства
труда
взрослых);
игрушки-забавы;
театральные,
музыкальны,
спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Крупногабаритные игрушки,
такие
как
самокаты,
детские
автомобили,
тракторы,
большие
легко
трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с
гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за
столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со
всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с
ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют
игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами
эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к
игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми
детьми.
Отбор
игрушек
тесно
связан
с
задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к
игре
коллективной,
в
которой
всеми
игрушками
он
пользуется
совместно
с
другими детьми.
П р и
о т б о р е
и г р у ш е к
д о л ж н ы
учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все
дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними
помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек
способствовал
формированию
у
ребёнка
правильных
представлений
об
окружающем.
Желательно,
чтобы
игрушки
вносил
в
игру
взрослый.
Он
заинтересовывает
ребёнка
сюжетом
совместной
игры,
задаёт
ему
вопросы,
побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Свари ей
кашу». Игрушка для ребёнка полна смысла.
Дети
четырёх-пяти
лет
осуществляют
игровые
действия
чаще
всего
с
помощью
игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом.
В
этом
возрасте
особенное
значение
приобретают
те
предметы,
которые
в
практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки,
бусы,
фартуки,
халаты.
В
этот
период
необходимы
игрушки,
отражающие
специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как
важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол
для
приёма,
палочка-градусник,
шприц,
и
непременно
нужны
пациенты,
терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть
большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».
Однако
никакое
обилие
игрушек,
позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку
товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может
привести
к
перевозбуждению
его
нервной
системы.
Играя
один,
ребёнок
возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет
излишне
подвижным,
раздражительным,
«крикливым».
Но
такая
же
игра
в
коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.
Многие
дети
используют
в
игре
не
только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы- заместители.
Диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными
ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень
интеллекта
ребёнка,
развитие
его
фантазии.
К
сожалению,
не
все
взрослые
понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из
природного,
бросового
материала.
Особое
значение
имеют
игрушки
дидактические,
то
есть
обучающие.
Для
маленьких
детей
она
даже
важнее
сюжетной.
Манипуляции
с
предметами
привлекают
ребёнка,
он
готов
бесчисленное количество раз разбирать и снова складывать матрёшку, башенку,
проталкивать в коробку с вырезами фигурки определённой формы, насыпать в
формочку песок и высыпать его.
П р и
э т о м
р а з в и в а е т с я
целенаправленность действий, формируется умение сначала практически, руками,
а потом на глаз определять форму предметов, величину, цвет, соотносить их
свойства между собой. Подбор дидактических игрушек и игр для детей постарше
– задача не их лёгких. Необходимо хорошо представлять себе, чему игра может
научить ребёнка, как это будет соотнесено со знаниями и умениями, которые у
него уже есть. Если он любит конструировать и сумеет, хотя бы с помощью
взрослого
собрать
модель
самолёта,
катера,
скелет
животных
и
человека,
покупайте ему такие модели.
Возбудимым
детям,
у
которых
необходимо воспитывать навыки усидчивости и внимания, полезны спокойные
настольные
игры,
конструирование.
Но,
добиваясь
обучающего
и
воспитывающего
эффекта,
не
забывайте,
что
игра
есть
игра
и
она
должна
нравиться ребёнку.
Очень хорошо, если у вашего
ребёнка
есть
любимая
кукла,
лошадка,
машина.
Поддерживайте
эту
привязанность!
Учите
детей
бережно
относиться
к
игрушкам.
Поломанные,
старые игрушки лучше починить с участием ребёнка, чем складывать в ящик и
спешить в магазин за новыми. Новые игрушки должны появляться только для
того, чтобы обогатить игру ребёнка, сделать её более содержательной.
Игра
развивает
и
радует
ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия,
переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия,
а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой
личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости,
бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая
игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.
Игрушек
суще ствует
м н оже с т во .
Полезная игрушка должна оставлять простор для детского воображения, быть
открытой для превращений и перемены игровой функции. Игрушка для ребёнка -
это
не
предмет
обладания
или
гордости,
это
всего
лишь
вспомогательный
материал для игры. Свою ценность она обретает в процессе использования, при
условии вложения в неё фантазии и эмоций ребёнка. И пусть Ваш ребёнок играет
с удовольствием.