Напоминание

Это русская сторонка –это Родина моя!


Автор: Бахтина Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Детский сад № 35"
Населённый пункт: Город Чита
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Это русская сторонка –это Родина моя!
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Это русская сторонка –это Родина моя!

Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений

малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, потешки, загадки,

частушки, скороговорки, считалки.)

Задачи:

Закрепит малые фольклорные формы, представления о жанровых

особенностях, назначении пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.

Учить детей понимать обобщённое значение пословиц и поговорок,

отгадывать загадки, построенные на описании; исполнять частушки;

рассказывать потешки.

Развивать речь, ее выразительность, закреплять умение отвечать на

вопрос полным ответом.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к

Родине.

Методы, используемые на занятии: художественное слово, игра.

Методические приемы: словесные-речевой образец, рассказ, вопросы,

повторение; наглядные; игровые; использование технических средств.

Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок, потешек,

загадок, частушек с детьми.

Материалы: русские народные костюмы, «карусель», презентация.

Оборудование: уголки в коридоре детского сада, оформленные под избу, с

элементами

Звучит русская народная песня. Воспитатель вносит русские народные

костюмы. Дети, заинтересовавшись действиями педагога, подходят к нему.

В: Ребята, а что это перед вами?

Д: Это русские народные костюмы.

В: А кому они принадлежат?

Д: Это одежда людей, которые жили до нас- наших предков.

В: Какие красивые костюмы! Мне сразу захотелось примерить такой костюм!

А вы не хотите нарядиться? (Все одевают костюмы).

Русский народ с древних времен был веселым, задорным. Поэтому, после

тяжелых трудовых будней, чтобы развлечься и отдохнуть, они придумывали

песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, скороговорки,

пестушки, колыбельные, заклички.

Кто из вас знает, как все это называется одним словом?

Д: Фольклор.

В: А что такое фольклор?

Д: Это устное народное творчество.

В: Ребята, а вы не хотите отправиться в путешествие по фольклору?

Я предлагаю вам перенестись в прошлое и оказаться на месте своих предков-

отдохнуть, поиграть, то есть порезвиться, вспомнив потешки, пословицы,

поговорки, игры. Путешествовать мы будем по нашему детскому саду.

Пойдемте за мной.

Наше путешествие начинается.

После трудового дня, уставшие люди шли домой не спеша, разговаривая о

прошедшем дне и подмечая, что происходит вокруг, слагая пословицы.

Давайте и мы присядем и поговорим.

«Что за золото пословицы русские!» - говорил А. С. Пушкин.

Что же такое пословица?

Д: Пословица- это жанр устного народного творчества, короткое, мудрое

выражение с поучительным смыслом.

В: Молодцы, ребята, правильно.

А вы знаете какие-нибудь пословицы? Назовите.

1.

Не зная броду, не суйся в воду.

2.

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

3.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4.

Куда иголка – туда и нитка.

5.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Молодцы, ребята, много пословиц знаете. (идем дальше)

Но пословицы- это не просто наша речь. Пословицы ловко, красиво

построены, они советуют, поучают, наставляют, предупреждают.

Существует много пословиц на разные темы. В пословицах выражен

характер народа, его ум, наблюдение за жизнью.

Объясните смысл пословиц.

1.

Один за всех, все за одного. (Эта пословица о настоящей дружбе

товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу,

они поддерживают друг друга в беде)

2.

Семь раз отмерь, один паз отрежь. (Перед тем, как что-то сделать,

нужно подумать, все взвесить, просчитать возможные ошибки и

результаты. Тогда и дело пойдет хорошо)

3.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Эта пословица о том, что

хорошо иметь много друзей, дружба дороже денег)

В: Ребята, а какими были семьи раньше?

Д: Семьи были большие, в них было много детей. Старшие заботились о

младших.

В: Правильно. Давайте и мы зайдем к малышам. Но сначала скажите как

развлекали малышей?

Д: Пели им потешки.

В. Что такое потешки?

Д: Потешки - это жанр фольклора, веселое произведение устного народного

творчества. Потешками потешали, забавляли.

Заходим в группу к малышам.

В: Давайте вспомним потешки и поиграем с малышами.

«Ладушки», «Сорока- белобока», «Идет коза рогатая…»

Молодцы. Мы можем следовать дальше.

Что же вы видите здесь? Кто это?

Д: Это герои былин- Алеша Попович и Аленушка.

В: Они просят вас продолжить поговорки.

1.

Друзья познаются в (беде).

2.

Показать, где раки (зимуют).

3.

Обвести вокруг (пальца).

4.

Делать из мухи (слона).

5.

Не видать, как своих (ушей).

6.

Вставлять палки в (колеса).

7.

Как с гуся (вода).

В: Хорошо. Идём дальше. Устали? Сейчас отдохнем!

Проводится русская народная игра «Карусель»

«Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите, карусель остановите.

Раз- два, раз- два, вот и кончилась игра!»

(игра проводиться 2-3 раза).

В: Отдохнули, поиграли, пора двигаться дальше.

В: Смотрите, чей-то домик. Интересно, кто же в нем живет?

Чтобы это узнать- отгадайте загадку. Что такое загадка?

Загадка- это жанр устного народного творчества, выражение, которое

нуждается в разгадке.

Имя девушки, которая здесь живет, образовано от слова- отгадки.

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

Образуйте имя девочки- Снегурочка.

Откуда эта девочка? (из сказки)

Сказка- это удивительный, волшебный мир, в котором происходят

самые необыкновенные чудеса и превращения. С давних времен сказки

бережно хранились в людской памяти. Они переходили от дедов и

бабушек к внукам, а от них к их внукам. Сказку любили, ее любят и

сегодня.

Что же произошло со Снегурочкой в сказке?

Д: Девушки водили хоровод возле костра, а потом прыгали через него,

и Снегурочка растаяла.

Вставайте вокруг костра-будем хоровод водить, да через костер

прыгать.

Хороводная игра «Ваня, Ваня- простота»

Дети встают в круг, берутся за руки. Далее выполняются движения по

тексту:

«Ваня, Ваня- простота!

Купил лошадь без хвоста.

(дети идут по кругу, взявшись

За руки по направлению вперед)

Сел задом наперед,

(не разворачиваясь, меняем

направление на противоположное.

Т.е дети идут в хороводе,

Спиной вперед)

И поехал в огород.

Не доехал до горы-

Закусали комары!

(дети поворачиваются друг

К другу и щекочут друг друга)

А теперь прыгаем через костер поочереди.

Ну что же идем дальше (спускаемся к группе).

Все в доме устали и хотят спать. Как мама будет усыплять малыша?

Д: Споет колыбельную.

В: Колыбельная – это тоже жанр устного народного творчества.

Кто желает усыпить малыша?

(дети поют колыбельную)

Наше путешествие закончилось-возвращаемся в группу, в наше время.

Заходим в группу.

Я предлагаю вам отобразить наше путешествие в своих рисунках,

которые можете выполнить, выбрав материал для работы

самостоятельно (Песок, краски, карандаши: восковые и грифельные). А

я это все запечатлю сфотографировав вас на фотоаппарат.

До новых встреч!



В раздел образования