Автор: Бахтина Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Детский сад № 35"
Населённый пункт: Город Чита
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Это русская сторонка –это Родина моя!
Раздел: дошкольное образование
Тема: Это русская сторонка –это Родина моя!
Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений
малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, потешки, загадки,
частушки, скороговорки, считалки.)
Задачи:
Закрепит малые фольклорные формы, представления о жанровых
особенностях, назначении пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.
Учить детей понимать обобщённое значение пословиц и поговорок,
отгадывать загадки, построенные на описании; исполнять частушки;
рассказывать потешки.
Развивать речь, ее выразительность, закреплять умение отвечать на
вопрос полным ответом.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к
Родине.
Методы, используемые на занятии: художественное слово, игра.
Методические приемы: словесные-речевой образец, рассказ, вопросы,
повторение; наглядные; игровые; использование технических средств.
Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок, потешек,
загадок, частушек с детьми.
Материалы: русские народные костюмы, «карусель», презентация.
Оборудование: уголки в коридоре детского сада, оформленные под избу, с
элементами
Звучит русская народная песня. Воспитатель вносит русские народные
костюмы. Дети, заинтересовавшись действиями педагога, подходят к нему.
В: Ребята, а что это перед вами?
Д: Это русские народные костюмы.
В: А кому они принадлежат?
Д: Это одежда людей, которые жили до нас- наших предков.
В: Какие красивые костюмы! Мне сразу захотелось примерить такой костюм!
А вы не хотите нарядиться? (Все одевают костюмы).
Русский народ с древних времен был веселым, задорным. Поэтому, после
тяжелых трудовых будней, чтобы развлечься и отдохнуть, они придумывали
песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, скороговорки,
пестушки, колыбельные, заклички.
Кто из вас знает, как все это называется одним словом?
Д: Фольклор.
В: А что такое фольклор?
Д: Это устное народное творчество.
В: Ребята, а вы не хотите отправиться в путешествие по фольклору?
Я предлагаю вам перенестись в прошлое и оказаться на месте своих предков-
отдохнуть, поиграть, то есть порезвиться, вспомнив потешки, пословицы,
поговорки, игры. Путешествовать мы будем по нашему детскому саду.
Пойдемте за мной.
Наше путешествие начинается.
После трудового дня, уставшие люди шли домой не спеша, разговаривая о
прошедшем дне и подмечая, что происходит вокруг, слагая пословицы.
Давайте и мы присядем и поговорим.
«Что за золото пословицы русские!» - говорил А. С. Пушкин.
Что же такое пословица?
Д: Пословица- это жанр устного народного творчества, короткое, мудрое
выражение с поучительным смыслом.
В: Молодцы, ребята, правильно.
А вы знаете какие-нибудь пословицы? Назовите.
1.
Не зная броду, не суйся в воду.
2.
Готовь сани летом, а телегу – зимой.
3.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4.
Куда иголка – туда и нитка.
5.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Молодцы, ребята, много пословиц знаете. (идем дальше)
Но пословицы- это не просто наша речь. Пословицы ловко, красиво
построены, они советуют, поучают, наставляют, предупреждают.
Существует много пословиц на разные темы. В пословицах выражен
характер народа, его ум, наблюдение за жизнью.
Объясните смысл пословиц.
1.
Один за всех, все за одного. (Эта пословица о настоящей дружбе
товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу,
они поддерживают друг друга в беде)
2.
Семь раз отмерь, один паз отрежь. (Перед тем, как что-то сделать,
нужно подумать, все взвесить, просчитать возможные ошибки и
результаты. Тогда и дело пойдет хорошо)
3.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Эта пословица о том, что
хорошо иметь много друзей, дружба дороже денег)
В: Ребята, а какими были семьи раньше?
Д: Семьи были большие, в них было много детей. Старшие заботились о
младших.
В: Правильно. Давайте и мы зайдем к малышам. Но сначала скажите как
развлекали малышей?
Д: Пели им потешки.
В. Что такое потешки?
Д: Потешки - это жанр фольклора, веселое произведение устного народного
творчества. Потешками потешали, забавляли.
Заходим в группу к малышам.
В: Давайте вспомним потешки и поиграем с малышами.
«Ладушки», «Сорока- белобока», «Идет коза рогатая…»
Молодцы. Мы можем следовать дальше.
Что же вы видите здесь? Кто это?
Д: Это герои былин- Алеша Попович и Аленушка.
В: Они просят вас продолжить поговорки.
1.
Друзья познаются в (беде).
2.
Показать, где раки (зимуют).
3.
Обвести вокруг (пальца).
4.
Делать из мухи (слона).
5.
Не видать, как своих (ушей).
6.
Вставлять палки в (колеса).
7.
Как с гуся (вода).
В: Хорошо. Идём дальше. Устали? Сейчас отдохнем!
Проводится русская народная игра «Карусель»
«Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите, карусель остановите.
Раз- два, раз- два, вот и кончилась игра!»
(игра проводиться 2-3 раза).
В: Отдохнули, поиграли, пора двигаться дальше.
В: Смотрите, чей-то домик. Интересно, кто же в нем живет?
Чтобы это узнать- отгадайте загадку. Что такое загадка?
Загадка- это жанр устного народного творчества, выражение, которое
нуждается в разгадке.
Имя девушки, которая здесь живет, образовано от слова- отгадки.
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)
Образуйте имя девочки- Снегурочка.
Откуда эта девочка? (из сказки)
Сказка- это удивительный, волшебный мир, в котором происходят
самые необыкновенные чудеса и превращения. С давних времен сказки
бережно хранились в людской памяти. Они переходили от дедов и
бабушек к внукам, а от них к их внукам. Сказку любили, ее любят и
сегодня.
Что же произошло со Снегурочкой в сказке?
Д: Девушки водили хоровод возле костра, а потом прыгали через него,
и Снегурочка растаяла.
Вставайте вокруг костра-будем хоровод водить, да через костер
прыгать.
Хороводная игра «Ваня, Ваня- простота»
Дети встают в круг, берутся за руки. Далее выполняются движения по
тексту:
«Ваня, Ваня- простота!
Купил лошадь без хвоста.
(дети идут по кругу, взявшись
За руки по направлению вперед)
Сел задом наперед,
(не разворачиваясь, меняем
направление на противоположное.
Т.е дети идут в хороводе,
Спиной вперед)
И поехал в огород.
Не доехал до горы-
Закусали комары!
(дети поворачиваются друг
К другу и щекочут друг друга)
А теперь прыгаем через костер поочереди.
Ну что же идем дальше (спускаемся к группе).
Все в доме устали и хотят спать. Как мама будет усыплять малыша?
Д: Споет колыбельную.
В: Колыбельная – это тоже жанр устного народного творчества.
Кто желает усыпить малыша?
(дети поют колыбельную)
Наше путешествие закончилось-возвращаемся в группу, в наше время.
Заходим в группу.
Я предлагаю вам отобразить наше путешествие в своих рисунках,
которые можете выполнить, выбрав материал для работы
самостоятельно (Песок, краски, карандаши: восковые и грифельные). А
я это все запечатлю сфотографировав вас на фотоаппарат.
До новых встреч!