Автор: Максименко Софья Захаровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова
Населённый пункт: п. Борисовка Белгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Статья "Использование интерактивных технологий на уроках математики"
Раздел: среднее образование
Использование интерактивных технологий на уроках математики
Одной из главных проблем преподавания математики является
нежелание обучающихся заниматься данной дисциплиной. Наблюдается
низкая активность на уроках, невыполнение домашних заданий или
частичное их выполнение, отсутствие творческого подхода к освоению
материала.
Анализ ситуации показал, что причинами низкой мотивации изучения
математики являются:
- стремление обучающихся, в первую очередь, получить профессиональное
образование;
- обучающиеся не видят необходимости изучения общеобразовательных
дисциплин, считая эти знания ненужными;
- низкий уровень подготовки за курс основной школы по математике (95%
имеют оценку «удовлетворительно»);
- сложность учебного материла;
- снижение значимости отметки как мотиватора обучения.
Часто опора происходит на, так называемую, «отрицательную
мотивацию»: не будешь учиться, не сдашь экзамен, не получишь стипендию,
будут неприятности. Отрицательная мотивация не может работать
долгое время. Задача педагога выработать положительную мотивацию к
обучению, изучению дисциплины.
Решение этой задачи возможно с помощью современных педагогических
технологий,
прежде
всего,
путем
примененяя
интерактивных
методов
о бу ч е н и я . Интерактивное
обучение
–
обучение,
построенное
на
взаимодействии
всех
обучающихся.
Именно
интерактивные
технологии
содержат
такие
приёмы
и
методы,
которые
позволяют
сделать
урок
необычным,
более
насыщенным
и
интересным,
качественно
осваивать
учебный материал, формируя одновременно мощную мотивационную сферу
обучающихся.
Примером интерактивного обучения является групповое взаимодействие
на уроке – это методы «Каждый учит каждого», «Бенефис» и другие. Работа в
группе, совместный поиск решения повышает познавательную активность,
подтягивает
слабоуспевающих
Групповое
взаимодействие
возможно
на
различных
этапах
урока:
изучение
нового
материала,
закрепление,
повторение ранее изученного, решение задач.
На открытом
Важную
роль
в
формировании
положительной
мотивации
играет
повышение
познавательной
активности
обучающихся.
Для
этого
используются
различные
приемы: проблемное
обучение;
наглядность,
доступность,
элементы
игры,
историзма,
занимательности;
творческие
домашние задания и другие.
Неисчерпаемые
возможности
для
повышения
эффективности
урока,
разнообразия наглядности, сочетания различных методов дает использование
на уроках ИКТ. Практически ни один урок не обходится без презентации,
позволяющей
сократить
время
изложения
нового
материала,
выделить
главное, организовать повторение и контроль.
Работая над повышением мотивации изучения математики необходимо
использовать
педагогику
сотрудничества.
Эта
технология
предполагает
создание
для
обучаемого
ситуации
успеха
–
субъективное
переживание
удовлетворения
от
процесса
и
результата
самостоятельно
выполненной
деятельности.
Использование передовых педтехнологий, создание на уроке ситуации
успеха, сотрудничество и содружество с каждым обучающимся позволяет
развивать и стимулировать мотивацию изучения математики, способствует
формированию информационно-коммуникационных компетентностей
студентов.
В
современном
образовательном
процессе
основные
методические
инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, что
позволяет
сделать
образовательный
процесс
более
эффективным
и
результативным. Интерактивный: от англ. (inter - “между” act – “действие”)
таким
образом,
дословный
перевод
обозначает
интерактивные
методы
–
позволяющие
учится
взаимодействовать
между
собой;
а
интерактивное
обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся,
включая педагога. Следует отметить, что именно интерактивные технологии
содержат
такие
приёмы
и
методы,
которые
позволяют
сделать
урок
необычным,
более
насыщенным
и
интересным,
качественно
осваивать
учебный материал, формируя одновременно мощную мотивационную сферу
ученика. Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная на
более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с
другом, при этом акцент делается на доминирование активности учащихся в
процессе обучения.
Исследования,
проведенные
в
80-х
гг.
Национальным
тренинговым
центром
(США,
штат
Мэриленд),
показали,
что
интерактивные
методы
позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Результаты этого
исследования
отражены
в
"Пирамиде
обучения",
из
которой
видно,
что
наибольший
процент
усвоения
имеют
интерактивные:
дискуссионные
группы
-
50%,
практика
через
действие
-
75%,
обучение
других
или
немедленное применение - 90%. Здесь уместно привести изречение Сенеки
«Уча других, мы учимся сами».
Таким образом, интерактивное обучение позволяет решать одновременно
несколько
задач,
главной
из
которых
является
развитие
ключевых
компетенций.
Надо
понимать,
что
интерактивное
обучение
сохраняет
конечную
цель
и
не
изменяет
основного
содержания
образовательного
процесса. Однако, по сравнению с традиционными формами ведения занятий,
в
интерактивном
обучении
меняются
формы
взаимодействия
учителя
с
учащимися: роль учителя перестаёт быть центральной. Теперь учитель, как
правило, выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера
группы, создателя условий для инициативы учащихся. Он лишь регулирует
процесс и занимается его общей организацией: готовит заранее необходимые
задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт
консультации,
контролирует
время
и
порядок
выполнения
намеченного
плана.
Следует подчеркнуть, что, применяя интерактивные методы обучения,
учитель отказывается от передачи готовых знаний, и побуждает обучаемых к
самостоятельному поиску. Большинство интерактивных методов обращается
к опыту самого учащегося, поэтому новое знание или умение формируются
на основе субъектного опыта учащихся. При этом им приходится вступать в
коммуникацию
друг
с
другом,
совместно
решать
поставленные
задачи,
преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на
компромиссы,
что,
в
конечном
итоге,
ведёт
к
качественному
усвоению
знаний.
Без
сомнения,
интерактивные
методы
позволяют
организовать
процесс обучения в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки,
что дает возможность учащимся не только получать новые знания, но и
приобретать при этом навыки познавательной деятельности, развивая более
высокие формы взаимодействия и сотрудничества.
Изменяя
задачи
для
субъектов
процесса
обучения
на
уроке
в
соответствии с современными требованиями, учитель должен понимать, что
ему
необходимо
видоизменить
и
структуру
урока.
Одна
из
самых
распространенных структур интерактивного урока, называется схемой Колба
или
моделью
Колба.
Это
теория
специалиста
по
психологии
обучения
взрослых
Дэвида
Колба,
посвященная
поэтапному
формированию
умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в
ходе интерактивных уроков. Вот основные этапы применения схемы Колба на
уроке:
1.
Мотивация
и
объявление
новой
темы
–
10%
времени
от
общей
длительности урока;
2.
Закрепление
(повторение)
пройденного
–
20%
времени
от
общей
длительности урока;
3.
Изучение нового материала – 50% времени от общей длительности yрока.
4.
Оценивание – 10% времени от общей длительности урока;
5.
Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) - 10% времени от общей
длительности урока.
Использованная литература:
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, М., - «Педагогика»,
2012.
2.Границкая А.С. Научить думать и действовать, М. – Просвещение, 2011.
3.Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического
выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.