Автор: Карлова Валентина Константиновна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 Населённый пункт: рабочий поселок Чунский, Чунский район, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Поволжье", урок в 9 классе Раздел: среднее образование
Цели урока:
1.
Изучить новый материал, закрепить знания, полученные по теме.
2.
Закрепить навыки определения экономико-географического положения района.
3.
Совершенствовать навыки работы с картами.
4.
Расширить кругозор обучающихся.
5.
Развивать коммуникативные способности.
Задачи урока:
1.
Продолжить формирование знаний об экономических районах России.
2.
Показать роль Волги в развитии экономики Поволжья, определить особенности
Э.Г.П.
3.
Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение
хозяйства Поволжья.
4.
Сформировать представление о населении Поволжья.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование: политико-административная карта и физическая карта России,
настенная контурная карта России, контурные карты, атласы, дидактический материал,
презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
-
Ребята,
мы
продолжаем
изучать
экономические
районы
России,
и
сегодня
начинаем изучение Поволжья. Предложите свой план изучения темы. А теперь сравните
его с моим планом (слайд 2).
На столах лежат листы с заданиями, которые вы будете выполнять в ходе урока, за
что каждый из вас получит оценку.
Изучая экономические районы, мы установили, что название района тесно связано
с главной особенностью его географического положения. А с чем связанно название
района, к изучению которого мы приступаем? Вы правы – Волга - связующее звено
республик и областей района, которые «нанизаны» на Волгу как бусины на нить (слайд 3).
Задание: Используя карты атласа, установите состав Поволжья и отметьте на
контурной карте области и республики, входящие в его состав. (Один ученик работает с
настенными картами)
1. ЭГП экономического района Поволжье (слайд 4).
- Дайте определение ЭГП.
(Экономико-географическое
положение
(ЭГП)
–
это
отношение
экономико-
географического объекта к природным и историко-экономическим объектам, находящимся
вне него, но оказывающим влияние на его развитие).
-
Используя
справочный
материал
в
конце
своей
тетради,
назовите
основные
пункты плана характеристики ЭГП экономического района.
План характеристики ЭГП района:
1.
Положение в стране (окраинное, пограничное, центральное, к каким морям имеет
выход), конфигурация территории.
2.
Положение по отношению к другим субъектам РФ.
3.
Положение по отношению к другим государствам.
4.
Транспортные связи.
5.
Положение по отношению к сырьевым и энергетическим базам.
6.
Влияние ЭГП на развитие и размещение хозяйства.
Задание 1: Используя карту Поволжья в атласе, учебник (стр. 158), самостоятельно
оценить
ЭГП,
определить
отличительные
черты
ЭГП
Поволжья
и
сделать
самостоятельно вывод. Время – 3 минуты.
- А теперь, если нет вопросов, выполнить задания на листе с инструкциями,
лежащими у вас на столах. Условие: исправления не допускаются.
Заполнить пропуски:
1.
Главной осью Поволжья является -___________.(Волга)
2.
Район вытянут c ___________ на __________; а это значит - климатические условия
____________. (севера, юг, разнообразны)
3.
.Поволжье находится между индустриальными ядрами России - ____________ и
____________. (Центральной Россией и Уралом)
4.
Граничит с экономическими районами: _____________,_______________,__________,
______________,_____________.
(Центральным,
Центрально-Черноземным,
Северным
Кавказом, Уралом, Европейским Севером)
5.
Этот приграничный район граничит с ________________. (Казахстаном)
6.
Транспортное положение благоприятно (докажите)
1)
_____________ (судоходная река)
2)
____________(транзитные ж/д, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают
Поволжье с севера на юг и с запада на восток)
3)_____________ (По Волге есть выход в моря – Каспийское, Черное и Азовское)
Вывод: Поволжье имеет _______________ положение. (Выгодное)
-
Закончили
самостоятельную
работу.
Желающий
прочитает
свои
ответы,
остальные, взяв карандаш, проверяют свои работы, исправляя ошибки, если они есть.
2. Природные условия.
- А теперь, определим природные условия экономического района, которые оказывают
огромное влияние на развитие экономики и жизнь людей.
Задание: Используя физическую карту района, охарактеризуйте рельеф Поволжья.
На
территории
Поволжья
выделяют
следующие
природные
районы:
Правобережное Приволжье, Степное Заволжье, Среднее и Нижнее Поволжье (слайд 5).
В целом природные условия можно назвать благоприятными. Но есть и проблемы,
связанные с ними, которые вызывают трудности в жизни людей. Какие? Подумайте и
выполните
письменно задание 2 на листе с инструкциями, используя текст учебника и
карты атласа.
Задание 2. Природные условия. Заполнить таблицу.
Природные условия
Преимущества
Недостатки
Рельеф
Равнинный
Холмистый
характер
н а
правом берегу в лесостепной
з о н е
с п о с о б с т в у е т
образованию оврагов
Климат
Благоприятный
для
развития
сельского хозяйства
Сухость климата возрастает
с
северо-запада
на
юг о -
восток;
в
южных
районах
нередки
засухи;
требуется
орошение
Природные зоны
Разнообразный
состав
-
от
лесных
зон
до
полупустынь;
различные
виды
хозяйственной
деятельности
Увеличение площади пустынь,
в
результате
хозяйственной
деятельности.
- А теперь, проверим вашу работу. Желающий прочитает свои ответы, остальные с
карандашом следят за ним, проверяют его и себя.
3.
Природные ресурсы.
- От чего зависит специализация любого экономического района? Правильно, от
природных условий и природных ресурсов. Природные условия Поволжья мы оценили, а
чем богат район, какими ресурсами?
Работа с картой: Определите природные ресурсы района. Дайте оценку минеральным,
агроклиматическим, земельным, водным и рыбным ресурсам.
По карте Поволжья ученики определяют, какими ресурсами располагает Поволжье:
1. Минеральные ресурсы:
а) ведется добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области)
(слайд 6);
б) поваренная соль озер Эльтон и Баскунчак (слайд 7);
в) строительные материалы.
2. Агроклиматические и земельные ресурсы (условия для развития АПК) (слайд 8).
3. Водные ресурсы водохранилищ реки Волги (слайд 9).
4.
Рыбные
ресурсы
–
это,
прежде
всего,
осетровые
(90%
мировых
запасов)
Каспийского моря (слайд 10).
- Каких ресурсов недостаточно или отсутствуют совсем? (слайд 11).
- Специализация хозяйства района во многом определяется этими ресурсами.
Задание 3.
Используя экономическую карту района и инструкции, заполнить таблицу с
указанием
отраслей
специализации,
которые
позволяют
развивать
в
Поволжье
имеющиеся природные ресурсы.
Природные ресурсы
Местонахождение
О трасли специализации
1. Нефть, газ.
Топливная нефтеперерабатывающая
2.Поваренная соль.
Химическая и пищевая
3.Рыбные
Рыбная (пищевая)
4. Агроклиматические
АПК (хозяйство)
Вывод: Природные ресурсы позволяют развивать многоотраслевое хозяйство.
4. Население Поволжья. Презентация.
- Сейчас вы прослушаете сообщение о населении Поволжья (слайды 12 – 17).
- Ваша задача: при прослушивании вы должны выполнить задание 4.
Задание 4. Заполнить пропуски:
1. Преобладающий народ в Поволжье ____________ (русские)
2.
На
территории
Поволжья,
в
историческом
прошлом,
существовали
государства
_____________________________________________________
(Булгарское и Хазарское
царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства)
3. Самый крупный этнос после русских этого района и всей страны
_________________ (татары)
4. Немцы в Поволжье поселились в ___________ (18 веке)
5. Насильственной миграции подвергались ___________ и __________ (немцы и калмыки)
6.
Народы
Поволжья
исповедуют
____________,
____________,
_____________
(православие, ислам и буддизм).
7. Города - миллионеры ________ , ___________ (Казань, Самара)
3. Закрепление.
-Итак, сегодня мы приступили к изучению нового экономического района – Поволжья.
- Какие главные вопросы мы рассмотрели? Какие субъекты входят в состав этого района?
Назвать и показать на карте.
- А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: улучшится ли ЭГП Иркутской области,
если она окажется в составе Поволжья? В чем это выразится? Как это отразится на
специализации ее хозяйства?
4. Оценки за урок. Собрать листы с выполненными заданиями.
Домашнее задание:
1) на контурной карте нанести минеральные ресурсы;
2)
§
33, 34 (стр. 161 -162).