Автор: Максименко Софья Захаровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова
Населённый пункт: п. Борисовка Белгородской области
Наименование материала: Открытый урок "Проценты"
Тема: Открытый урок по теме "Проценты" в 5 классе
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борисовская средняя общеобразовательная школа имени Кирова»
п. Борисовка Белгородской области
Открытый урок по теме
«Проценты»
в 5 классе
Учитель математики
МБОУ «БСОШ имени Кирова»
Максименко С. З.
Год представления: 2017
Тема урока: проценты
Тип урока: изучение нового материала
Решаемые проблемы: нахождение процента от числа
Планируемые результаты:
предметные УУД: научиться решать задачи на нахождение процента от числа
метапредметные УУД:
o
коммуникативные: находить в тексте информацию, необходимую для
решения задачи
o
регулятивные: обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить
план выполнения работы
o
познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи
личностные УУД: формирование навыков анализа.
Ход урока:
Выясняем у учащихся, что они знают о процентах, что они слышали от родителей, дедушек
и бабушек, где они встречались с понятием процента, с каким словом ассоциируется
слово „процент“.
Далее учитель рассказывает историю возникновения процента.
Слово процент от латинского словосочетания «pro centum», что буквально означает «за
сотню» или «со ста». Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях,
вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян.
Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли
процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян
проценты перешли к другим народам Европы.
Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных
расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в
скорописи буква t превратилась в наклонную черту (/), возник современный символ для
обозначения процента.
«Римляне брали с должника лихву (т. е. деньги сверх того, что дали в долг). При этом
говорили: «На каждые 100 сестерциев долга заплатить 16 сестерциев лихвы».
Проценты — одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной
жизни. Учащиеся приводят примеры:
в выборах приняли участие 57% избирателей,
рейтинг победителя хит-парада равен 75%,
успеваемость в классе 85%,
рождаемость понизилась на 7%,
банк начисляет 8% годовых,
молоко содержит 1,5% жира,
материал содержит 100% хлопка и т.д.
Далее учащиеся разбиваются на три группы и выбирают из книги несколько задач.
Первая группа задач — воспроизводящего уровня, вторая группа — конструктивного
уровня, третья группа задач — творческого уровня. По одному представителю каждой
группы выходят к доске и объясняют классу решение своих задач. Во время объяснения
учащиеся с места исправляют ошибки и дополняют ответы стоящих у доски.
Детям предлагается оценить решение задач своих одноклассников.
Далее на уроке проходит решение задач с комментированием у доски. Решаются задачи
из учебника.
Затем учитель проектирует на доску следующие задания:
1).
Сколько процентов площади большого квадрата
(см. рисунок):
1.
Заштриховано
2.
Обозначено крестиками
3.
Обозначено кружочками
4.
Обозначено чёрточками
2).
В школе 800 учеников. 15% из них получили «5».
Сколько учеников получили «5»?
3).
Выразите десятичной дробью: 23%, 6%, 54%, 130%.
4).
Выразите в процентах: 0,25; 0,09; 1,25; 2,3
5).
На пастбище 100 животных: 39 телят, 52 овцы,
остальные козы. Сколько процентов от общего
количества составляют овцы, телята, козы?
6).
В классе 30 человек, из них 10% отсутствует. Сколько учеников отсутствует?
7).
Клубника содержит 6% сахара. Сколько килограммов сахара в 200% клубники?
Посложнее:
1).
В школе 300 человек, 10% учеников отсутствует. Сколько человек отсутствует? Сколько
присутствует?
2).
В библиотеке 950 книг. Детские книги составляют 30%. Сколько детских книг в библиотеке?
3).
В магазин привезли 1500 кг фруктов. Яблоки составили 40% всех фруктов, груши — 30% всех
фруктов, остальные — виноград. Сколько было винограда?
4).
Число 5700 уменьшили на 20%. Какое получилось число?
5).
Что больше 25% от 60 или 80% от 5?
6).
Книга стоила 200 р., но её цену 2 раза понижали на 5%. Сколько она стала стоить?
7).
Длина прямоугольного поля — 500 м. Ширина составляет 20% от длины. С каждого га собрали
42 ц. пшеницы. Сколько собрали пшеницы?
Ученики должны решить любые 8 заданий.
Затем на доске высвечиваются правильные ответы, по которым учащиеся, обменявшись
тетрадями, должны отметить количество правильных друг у друга:
7—8 заданий — „отлично“;
5—6 заданий — „хорошо“;
2—4 задания — „удовлетворительно“;
оценка „неудовлетворительно“ не выставляется.
Рефлексия
Класс пишет телеграмму учителю (или родителям, другу, подругу), чему каждый научился на
уроке.
ТЕЛЕГРАММА
Задание на дом
Задаются задачи для обязательного решения и для решения по желанию.