Автор: Войнова Оксана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 12
Населённый пункт: город Урай
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре.
Выступление подготовил: О.Г. Войнова,
воспитатель второй младшей группы №1
г.Урай, 2017г.
Младший дошкольный возраст ребенка – самое благоприятное время для начала
развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать
заниматься
с
ребенком.
Ценность
раннего
обучающего
воздействия
давно
подмечена
народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат
маленького ребенка общаться с окружающими людьми.
В копилке у нас есть чудесные произведения – потешки, прибаутки, пальчиковые
игры, артикуляционная гимнастика, стихи для разучивания, музыкальные игры, игры с
элементами логоритмики, подвижные игры с текстом, для того, чтобы дети в игре словом
учились тонкостям родного языка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире
его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее
отношения к сверстникам и взрослым.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание области «Речевое развитие»
направлено
на
достижение
целей
овладения
конструктивными
способами
и
средствами
взаимодействия
с
окружающими
людьми.
Воспитательно-образовательный
процесс
в
детском
саду
в
условиях
реализации
ФГОС
дошкольного
образования
должен
идти
в
интересной,
доступной
игровой
форме.
Построение
образовательного
процесса
должно
основываться
на
адекватных
возрасту
формах
работы
с
детьми.
Детям
еще
трудно
сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, поэтому в своей
работе мы используем преимущественно игровые формы образовательной деятельности.
Мы
хотим
показать,
как
проводится
работа
по
развитию
речи
детей
младшего
дошкольного возраста в игровой деятельности на примере одного дня.
Утром начинается с Ритуала приветствия: «Ласковые имена» Задачи: формирование
грамматического
строя
речи;
концентрация
внимания;
создание
доброжелательной
обстановки.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких –
либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают
участие в пальчиковых
играх - потешках. Благодаря играм с пальчиками дети развивают
мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.
Артикуляционная гимнастика – нужна детям для выработки полноценных движений и
определенных
положений
органов
артикуляционного
аппарата,
необходимых
для
правильного произношения звуков. Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следим чтобы
ребенок усвоил основные движения.
Пальчиковую и артикуляционную гимнастику проводим
в первую половину дня, так же можем повторить во вторую половину дня, перед ужином.
Далее рассмотрим дидактические игры, направленные на развитие речи детей, и их
место в нашем режиме дня.
Словесная игра способствует развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения,
мышления, обогащению словарного запаса.
М а л о п о д в и ж н а я
и г р а.
Цель:
к о о р д и н а ц и я речи с
движением, развитие общих речевых навыков, обогащение
словаря, развитие творческого
воображения развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического
слуха, моторики речевого аппарата. Вначале, предлагая новую игру, четко и выразительно
читаем
относящийся
к ней
стишок.
В течение
игры
стихи
прочитываем
несколько
раз,
а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро
запоминают текст стиха и могут в дальнейшем во время игры рассказывать его сами.
Словесные и малоподвижные игры успешно применяем во время непосредственно-
образовательной
деятельности,
в
свободной
самостоятельной
деятельности,
во
время
прогулки, и в индивидуальных формах работы.
Вот примеры некоторых используемых нами дидактических игр.
Игры на расширение словарного запаса детей -
(«Что это такое», «Угадай по
описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет» и др.)
Главная дидактическая задача этих игр – пополнение словарного запаса ребенка словами,
обозначающими предметы (имена существительные), их признаки (имена прилагательные) и
действия (глаголы).
Игры на развитие звуковой культуры речи -
(«Петушок», «Угадай, что звучит»,
«Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд» и др.). Основная дидактическая задача этих игр –
формирование правильного
звукопроизношения,
отчетливого
произнесение
звуков,
слов,
фраз, хорошего темпа и громкости речи.
Игры на развитие фонематического слуха - («Узнай по голосу», «Кто как кричит»,
«Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно –
быстро» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – уточнять и закреплять правильное
произношение
звуков,
воспитывать
слуховое
внимание,
развивать
интонационную
выразительность.
Игры на развитие грамматического строя речи - («Назови предметы», «Какого это
цвета»,
«Кто
что
делает»,
«Кто
пришел
и
кто
ушел»,
«Один
–
много».
«Договори
предложение» и др.). Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному
согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов,
правильным способам словообразования.
Особого
внимания
к себе
требуют подвижные
игры.
Эти
игры
обусловлены
определенными
правилами,
соблюдать
которые
маленьким
3-4-летним
детям
трудно.
Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними
обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Разучиваем подвижные
игры на занятиях физической культурой и на прогулке.
Во
второй
половине
дня
организуем сюжетно-ролевые
игры,
которые
являются
благоприятной средой для творческого развития детей, именно эта деятельность помогает
развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Реализовывая вариативную часть рабочей программы проекты «Лего-парк» и «Заячья
семья» мы стараемся каждое занятие представить в виде сюжетно-ролевой игры.
Предмет-
но-методический комплект содержит: семья зайчат (мама — зайчиха и 10 мальчиков-зайчи-
ков и 10 девочек-зайчат), а также домик, в котором живут со своей мамой зайчата и наборы
овощей,
фруктов,
грибов . Опираясь
на
комплексно-тематическое
планирование
данных
проектов, создаём проблемные ситуации, которые мотивируют детей на развитие того или
иного сюжета. Мы изготавливали мебель для зайчат, собирали паровозики разного цвета и
катали
на
них
зайчат,
и
многое
другое. Таким
образом,
развивается ролевой
диалог
с
партнёром-сверстником, взаимодействие с партнёром – взрослым, стимулируется диалог
детей друг с другом.
В
процесс
игровой
деятельности
с
данным
предметно-методическим
комплектом
включаем
музыкально-ритмические
разминки,
которые
развивают
подвижность,
пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую
гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и
произношение.
Создание различных игровых ситуации (игровые этюды) - используем в свободной
самостоятельной деятельности, организуя подгруппу детей или в индивидуальной форме,
например,
«Угостим
зайчат
чаем»
(игра
с проговариванием).
Задачи:
-
расширять
лексической
запас
детей
по
данной
теме;
-
продолжать
учить
употреблять
в речи
существительные в ед. и мн. числе; - развивать мышление, слуховое и зрительное внимание.
Кроме
того,
данный
методический
комплект
позволяет
проводить
комплексную,
интегрированную
непосредственно-образовательную
деятельность
–
игру
сочетаем
с
познанием, с художественным творчеством, физической культурой и т.д.
Театрализованную деятельность в нашей группе представлена такими видами театра,
как;
пальчиковый
театр;
настольный
театр;
куклы
БИ
БА
БО.
Театрализованную
деятельность организуем так же в вечернее время.
В этом году мы начали работать с пособием «Детский календарь». В данном пособии
большое
внимание
уделяется
изготовлению
различных
атрибутов,
персонажей
для
игр.
Детский календарь — это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в
условиях семьи, а мы помогаем и направляем родителей, обыгрываем атрибуты которые дети
изготовили для игрушек. Мы надеемся что дальнейшая работа с календарём поможет нам
разнообразить игровую деятельность, и пополнить среду дидактическими играми и вовлечь
семью в этот трудоёмкий процесс.
Проводя
такую
работу,
мы
выявили,
что
в игровой
деятельности
речь
ребенка
достаточно хорошо развивается. Игровая деятельность, театрализованные представления
и всевозможные
игры
раскрывают
содержание
воспитания
и обучения
детей,
основные
нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих
отношений. В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые
слова,
учится
правильно
строить
предложения.
И главное
в этом
участие
родителей
и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей.
Таким образом, систематическое использование различных видов дидактических игр,
сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности, помогает нам, педагогам, быстрее и
легче адаптировать детей к условиям дошкольной организации, способствовать расширению
активного и пассивного словаря, активизировать речь детей в целом.