Напоминание

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре.


Автор: Войнова Оксана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 12
Населённый пункт: город Урай
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12»

Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре.

Выступление подготовил: О.Г. Войнова,

воспитатель второй младшей группы №1

г.Урай, 2017г.

Младший дошкольный возраст ребенка – самое благоприятное время для начала

развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать

заниматься

с

ребенком.

Ценность

раннего

обучающего

воздействия

давно

подмечена

народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат

маленького ребенка общаться с окружающими людьми.

В копилке у нас есть чудесные произведения – потешки, прибаутки, пальчиковые

игры, артикуляционная гимнастика, стихи для разучивания, музыкальные игры, игры с

элементами логоритмики, подвижные игры с текстом, для того, чтобы дети в игре словом

учились тонкостям родного языка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире

его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее

отношения к сверстникам и взрослым.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание области «Речевое развитие»

направлено

на

достижение

целей

овладения

конструктивными

способами

и

средствами

взаимодействия

с

окружающими

людьми.

Воспитательно-образовательный

процесс

в

детском

саду

в

условиях

реализации

ФГОС

дошкольного

образования

должен

идти

в

интересной,

доступной

игровой

форме.

Построение

образовательного

процесса

должно

основываться

на

адекватных

возрасту

формах

работы

с

детьми.

Детям

еще

трудно

сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, поэтому в своей

работе мы используем преимущественно игровые формы образовательной деятельности.

Мы

хотим

показать,

как

проводится

работа

по

развитию

речи

детей

младшего

дошкольного возраста в игровой деятельности на примере одного дня.

Утром начинается с Ритуала приветствия: «Ласковые имена» Задачи: формирование

грамматического

строя

речи;

концентрация

внимания;

создание

доброжелательной

обстановки.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких –

либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают

участие в пальчиковых

играх - потешках. Благодаря играм с пальчиками дети развивают

мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.

Артикуляционная гимнастика – нужна детям для выработки полноценных движений и

определенных

положений

органов

артикуляционного

аппарата,

необходимых

для

правильного произношения звуков. Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следим чтобы

ребенок усвоил основные движения.

Пальчиковую и артикуляционную гимнастику проводим

в первую половину дня, так же можем повторить во вторую половину дня, перед ужином.

Далее рассмотрим дидактические игры, направленные на развитие речи детей, и их

место в нашем режиме дня.

Словесная игра способствует развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения,

мышления, обогащению словарного запаса.

М а л о п о д в и ж н а я

и г р а.

Цель:

к о о р д и н а ц и я речи с

движением, развитие общих речевых навыков, обогащение

словаря, развитие творческого

воображения развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического

слуха, моторики речевого аппарата. Вначале, предлагая новую игру, четко и выразительно

читаем

относящийся

к ней

стишок.

В течение

игры

стихи

прочитываем

несколько

раз,

а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро

запоминают текст стиха и могут в дальнейшем во время игры рассказывать его сами.

Словесные и малоподвижные игры успешно применяем во время непосредственно-

образовательной

деятельности,

в

свободной

самостоятельной

деятельности,

во

время

прогулки, и в индивидуальных формах работы.

Вот примеры некоторых используемых нами дидактических игр.

Игры на расширение словарного запаса детей -

(«Что это такое», «Угадай по

описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет» и др.)

Главная дидактическая задача этих игр – пополнение словарного запаса ребенка словами,

обозначающими предметы (имена существительные), их признаки (имена прилагательные) и

действия (глаголы).

Игры на развитие звуковой культуры речи -

(«Петушок», «Угадай, что звучит»,

«Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд» и др.). Основная дидактическая задача этих игр –

формирование правильного

звукопроизношения,

отчетливого

произнесение

звуков,

слов,

фраз, хорошего темпа и громкости речи.

Игры на развитие фонематического слуха - («Узнай по голосу», «Кто как кричит»,

«Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно –

быстро» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – уточнять и закреплять правильное

произношение

звуков,

воспитывать

слуховое

внимание,

развивать

интонационную

выразительность.

Игры на развитие грамматического строя речи - («Назови предметы», «Какого это

цвета»,

«Кто

что

делает»,

«Кто

пришел

и

кто

ушел»,

«Один

много».

«Договори

предложение» и др.). Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному

согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов,

правильным способам словообразования.

Особого

внимания

к себе

требуют подвижные

игры.

Эти

игры

обусловлены

определенными

правилами,

соблюдать

которые

маленьким

3-4-летним

детям

трудно.

Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними

обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Разучиваем подвижные

игры на занятиях физической культурой и на прогулке.

Во

второй

половине

дня

организуем сюжетно-ролевые

игры,

которые

являются

благоприятной средой для творческого развития детей, именно эта деятельность помогает

развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Реализовывая вариативную часть рабочей программы проекты «Лего-парк» и «Заячья

семья» мы стараемся каждое занятие представить в виде сюжетно-ролевой игры.

Предмет-

но-методический комплект содержит: семья зайчат (мама — зайчиха и 10 мальчиков-зайчи-

ков и 10 девочек-зайчат), а также домик, в котором живут со своей мамой зайчата и наборы

овощей,

фруктов,

грибов . Опираясь

на

комплексно-тематическое

планирование

данных

проектов, создаём проблемные ситуации, которые мотивируют детей на развитие того или

иного сюжета. Мы изготавливали мебель для зайчат, собирали паровозики разного цвета и

катали

на

них

зайчат,

и

многое

другое. Таким

образом,

развивается ролевой

диалог

с

партнёром-сверстником, взаимодействие с партнёром – взрослым, стимулируется диалог

детей друг с другом.

В

процесс

игровой

деятельности

с

данным

предметно-методическим

комплектом

включаем

музыкально-ритмические

разминки,

которые

развивают

подвижность,

пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую

гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и

произношение.

Создание различных игровых ситуации (игровые этюды) - используем в свободной

самостоятельной деятельности, организуя подгруппу детей или в индивидуальной форме,

например,

«Угостим

зайчат

чаем»

(игра

с проговариванием).

Задачи:

-

расширять

лексической

запас

детей

по

данной

теме;

-

продолжать

учить

употреблять

в речи

существительные в ед. и мн. числе; - развивать мышление, слуховое и зрительное внимание.

Кроме

того,

данный

методический

комплект

позволяет

проводить

комплексную,

интегрированную

непосредственно-образовательную

деятельность

игру

сочетаем

с

познанием, с художественным творчеством, физической культурой и т.д.

Театрализованную деятельность в нашей группе представлена такими видами театра,

как;

пальчиковый

театр;

настольный

театр;

куклы

БИ

БА

БО.

Театрализованную

деятельность организуем так же в вечернее время.

В этом году мы начали работать с пособием «Детский календарь». В данном пособии

большое

внимание

уделяется

изготовлению

различных

атрибутов,

персонажей

для

игр.

Детский календарь — это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в

условиях семьи, а мы помогаем и направляем родителей, обыгрываем атрибуты которые дети

изготовили для игрушек. Мы надеемся что дальнейшая работа с календарём поможет нам

разнообразить игровую деятельность, и пополнить среду дидактическими играми и вовлечь

семью в этот трудоёмкий процесс.

Проводя

такую

работу,

мы

выявили,

что

в игровой

деятельности

речь

ребенка

достаточно хорошо развивается. Игровая деятельность, театрализованные представления

и всевозможные

игры

раскрывают

содержание

воспитания

и обучения

детей,

основные

нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих

отношений. В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые

слова,

учится

правильно

строить

предложения.

И главное

в этом

участие

родителей

и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей.

Таким образом, систематическое использование различных видов дидактических игр,

сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности, помогает нам, педагогам, быстрее и

легче адаптировать детей к условиям дошкольной организации, способствовать расширению

активного и пассивного словаря, активизировать речь детей в целом.



В раздел образования