Автор: Ширяева Ксения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ПГО "Детский сад №54"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Полевской
Наименование материала: конспект сюжетно - ролевой игры
Тема: "Путешествие на автобусе"
Раздел: дошкольное образование
Конспект сюжетно – ролевой игры
«Путешествие на автобусе» (старшая группа)
Цель: закрепление знаний правил дорожного движения, формирование у
детей старшего дошкольного возраста умений и навыков безопасного
поведения в окружающей дорожно-транспортной среде посредством
сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
закреплять ранее полученные знания детей о правилах дорожного
движения в сюжетно-ролевой игре;
формировать умение играть по собственному замыслу, поощрять
творческую активность детей в игре;
закреплять знания и навыки культурного поведения в общественных
местах (автобус, театр);
развивать навыки связной речи, внимание, память, быстроту реакции,
сообразительность;
воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма,
активности, ответственности, дружелюбия.
Атрибуты к игре: пригласительный билет; крупный строитель (кубы и
кирпичики), детские стульчики, кошельки по количеству детей; руль, кепка
для шофера; сумка и билеты для кондуктора; дорожные знаки: «Автобусная
остановка», «Осторожно дети», «Место стоянки»; афиша; касса, билеты на
спектакль; программа; макет светофора; шапочки и костюмы: волка, зайца,
лисы, медведя, ежа, крота; декорация леса (деревья, грибы, пень, нора крота),
искусственные цветы.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: светофор, пост ГАИ
(ГИБДД), подземный переход, перекресток, кондуктор, водитель, кассир,
контролер, актер, бор.
Методы и приемы: создание игровой обстановки, беседа, художественное
слово, вопросы, музыкальное сопровождение, игра.
Предварительная работа: занятие «Транспорт родного города»; просмотр
мультфильма «Уроки тётушки Совы «Безопасность на транспорте»; чтение
художественной литературы С.В. Михалкова «Бездельник светофор»;
наблюдения на прогулке за работой водителя; конструирование из бумаги
«Автобус»; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»; беседа по
картине «Правила поведения в транспорте»; беседа по картине «Вежливая
поездка»; изготовление афиши, билетов; дорожных знаков для игры.
Ход сюжетно-ролевой игры:
Воспитатель: Дети, сегодня я обнаружила на столе загадочный конверт.
(Читает адрес.) Он адресован вам, давайте посмотрим, что в этом конверте. В
конверте пригласительный билет на спектакль.
-Посмотрите, нам прислали из театра пригласительный билет и афишу.
Прочитав ее, мы узнаем, что за спектакль состоится в театре, когда и в какое
время. Читает детям афишу.
-Ребята, спектакль по сказке С.Михалкова «Бездельник светофор» состоится
сегодня в 9.30. Нам с вами необходимо немедленно отправиться в театр,
чтобы не опоздать на представление.
-Как вы думаете, на чем мы можем туда добраться?
Дети: «Мы поедим на трамвае, троллейбусе, маршрутном такси, автобусе».
Воспитатель: «Отгадав загадку, вы узнаете,на каком транспорте мы
отправимся в путь»
Загадка
Что за чудо? Синий дом,
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
Дети: «Это автобус».
—Правильно, мы поедем на автобусе. Вы будите пассажирами. А кто ещё
есть в автобусе?
Дети: «Водитель и кондуктор».
(Выбирается водитель и кондуктор, детям раздаются кошельки и деньги для
покупки билетов)
Воспитатель: «Напоминаю вам, что кондуктор продаёт билеты в автобусе и
следит за порядком. Итак, мы идем к автобусной остановке. Как же
называется часть улицы, по которой должны ходить пешеходы?»
Дети: «Тротуар».
- Правильно, пешеходы должны ходить по тротуару. А по какой стороне они
должны идти?
-По правой.
-Почему?
-Чтобы не мешать идущим на встречу пешеходам.
-В пешеходном деле самое главное и трудное переходить улицу. Ребята, где
пешеходы должны переходить улицу?
-В строго определенном месте.
-Правильно, улицу надо переходить в строго определенном месте. А как
называется это место?
-Пешеходный переход.
-А как еще называют пешеходный переход?
-Его ещё можно назвать «зеброй».
-Дети, а ведь у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Кто знает
какие?
-Светофор, инспектор-регулировщик.
(По сигналу светофора дети идут по пешеходному переходу к остановке
автобуса. Конструируют автобус)
Кондуктор: «Уважаемые пассажиры, приготовьте, пожалуйста, деньги для
покупки билетов».
(Дети заходят в автобус, расплачиваются с кондуктором, получают от него
билеты и едут до остановки «Кинотеатр»)
Воспитатель: «Все готовы отправиться в кинотеатр?»
-Да, готовы.
Мы в автобус дружно сели,
И в окошко посмотрели.
Наш шофёр педаль нажал,
И автобус побежал.
(Выставляется знак «Осторожно дети»)
-Дети, как называется этот дорожный знак? Что нужно делать водителю?
Почему этот дорожный знак заключен в красный треугольник?
(Автобус продолжает движение. Дети поют веселую задорную песенку
путешественников).
-Посмотрите, мы подъезжаем к театру. Но нам нужно так поставить автобус,
чтобы он не мешал другому транспорту.
(Выставляется дорожный знак «Место стоянки». Ребенок объясняет
назначение этого знака. Дети выходят из автобуса)
-Давайте вспомним, как нужно вести себя в театре?
-Не шуметь, не кричать, не разговаривать и т. д.
(Дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики. Включается мультфильм
«Бездельник светофор»).
Воспитатель: «А теперь нам пора возвращаться в детский сад, пройдемте к
нашему автобусу».
Вошли пассажиры,
Закрылись все двери.
В автобусе чисто, светло.
Водитель уверен: все дети примерны,
Вот сядут, посмотрят в окно.
И вспомнят, какой же мультфильм
Кинотеатр показал для детей.
Но вот остановка. И дети
Идут в детский сад поскорей. (Дети выходят из автобуса, благодарят водителя
и кондуктора).
Подведение итогов игры:
-Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Как назывался мультфильм,
который мы смотрели?
-Ребята, смотрите, в лесу и вдруг светофор … Почему светофор оказался
лишним в лесу?
-Можем ли мы отказаться от светофора?
-Как помогает светофор людям?
— Ребята, сегодня мне очень понравилось, как вы играли, хорошо справились
со своими ролями, были вежливы, правильно вели себя в общественных
местах. Вы очень внимательные, добрые, дружные. А это самое главное.