Автор: Попова Вероника Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 5 "Колосок"
Населённый пункт: город Канск, Красноярский край
Наименование материала: долгосрочный познавательно-исследовательский проект
Тема: "Люблю тебя, мой край родной"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок»
Долгосрочный,
познавательно-исследовательский
проект
«Люблю тебя, мой край родной»
Выполнил воспитатель:
Попова В.В.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1
Название проекта: «Люблю тебя, мой край родной»
Тип проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский.
Место проведения: МБДОУ №5 «Колосок»
Срок реализации: 2 года (2014-2016гг.)
Проблема:
В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и
актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования. Воспитание
любви к Родине вбирает в себя любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение
своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство
своей страны.
Проблема патриотического воспитания дошкольников в настоящее время обсуждается все
чаще
и
чаще.
Её
актуальность
очевидна,
так
как
в
современном
обществе
материальные
ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит резкое расслоение
общества, наблюдаются враждебность, эгоизм, у детей искажены представления о доброте и
милосердии, справедливости гражданственности и патриотизме.
Дошкольный
возраст,
как
возраст
формирования
основ
личности,
имеет
свои
потенциальные
возможности
для
формирования
высших
социальных
чувств,
к
которым
относится и чувство патриотизма.
Актуальность воспитания детей дошкольного возраста с использованием регионального
компонента становится жизненно-необходимой, приоритетной задачей в воспитании детей. А
знакомство с окружающим миром, с литературой способствует развитию образного мышления,
наблюдательности, внимания, активизирует речь детей, формирует целостность картины мира.
Используя в своей работе с детьми дошкольного возраста краеведческий материал, мы
воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному
развитию личности; воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой
родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.
Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал
через
совместный
поиск
решения
проблемы,
тем
самым,
делая
познавательный
процесс,
интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности
дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Общий замысел: в результате проделанной мною работы (наблюдение, беседы с детьми,
заинтересованность детей по данной теме), возникла идея о создании долгосрочного проекта по
нравственно-патриотическому воспитанию, который состоит из четырех блоков:
«Мой любимый город- Канск»;
«Необъятный край Красноярья»;
«Флора и фауна Красноярского края»;
«Культура и искусство Красноярского края».
Каждый блок имеет свое тематическое планирование, которое способствует эффективному
усвоению детьми знаний о своем городе, родном крае, поможет им уста новить взаимосвязь
между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и
вместе представляют собой целостную картину сведений о Красноярском крае.
Цель: создание условий для формирования у детей гражданских, патриотических чувств, через
исследовательскую деятельность. Пробуждение интереса и любви к изучению родного края.
Задачи проекта:
1. Формировать любовь к прошлому и настоящему малой родины; к культурному
наследию своего народа; к природе родного края.
2. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения
культурного
наследия
разных
народов,
населяющих
Красноярский
край,
чувства
сопричастности к родному дому, городу, краю.
2
3.
Создавать
условия
для
созидательной
творческой
деятельности
участников
воспитательно-образовательного процесса.
4. Способствовать укреплению и развитию партнерских отношений между родителями,
воспитателями, воспитанниками, специалистами.
Планируемый результат:
Для детей: итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания.
Учитывается активное участие детей в разных видах деятельности;
Освоение доступных знаний о родном крае;
Приобретение
детьми
дошкольного
возраста
навыков
социального
общения
с
взрослыми;
Создание предметно-развивающей среды;
Дети должны знать и называть народы, живущие в Красноярском крае;
Знать животный и растительный мир своего края.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с
детьми и родителями; личностный и профессиональный рост.
Для родителей: активное участие семей воспитанников в образовательном процессе,
укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и воспитателями.
Деятельность по реализации проекта
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
воспитатели группы №7 «Звездочки»;
родители воспитанников;
специалисты;
Этапы реализации проекта:
I этап – организационно-подготовительный
Довести до участников проекта важность данной проблемы;
Выявить интерес детей для определения цели и задач проекта;
Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстративный материал по
данной теме;
Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
Обращение к специалистам;
Разработать перспективный план мероприятий;
Подобрать диагностический инструментарий.
II этап - практический
Проведение цикла познавательных занятий, на темы:
«Мой
город-Канск»,
«Герб
города
Канска», «Памятные
места
города
Канска.
Триумфальная арка», «Люби и знай свой Красноярский край», «Красноярск — столица
края»,
«Животные
Красноярского
края»,
«Зима
в
родном
крае»,
«Путешествие
по
Красной книге Красноярского края», «Хвойные деревья родного края», «Народности
Красноярского края».
Показ
презентаций:
«Мой
город
—
Канск»,
«Путешествие
по
Красной
книге
Красноярского края»
Оформление
альбомов
(дети
совместно
с
родителями):
«Достопримечательности
Красноярска»,
«Заповедники
Красноярского
края»,
«Путешествие
по
Красной
книге
Красноярского края», «Народности Красноярского края»
Ребусы «В мире животных»
Просмотр видеороликов: «Чудесный город Красноярск», «Сибирская река-Енисей»
Квест: «По тропам Красноярья»
Интеллектуальная игра: «Наш Красноярский край»
3
Оформление картотеки дидактических игр: «Знаешь ли ты свой город?», «Подумаем о
родном городе и крае», «Четвертый лишний», «Животные нашего края», «Красный
огонек»
Беседа: «Почетные жители нашего города», «Знакомство с Астафьевым В.П»,
Разучивание стихов о Красноярском крае.
Фотовыставка «Прошлое и настоящее города Канска».
Рассказ воспитателя: «Достопримечательности города Канска» ,«Красноярский край на
карте
России»,
«Реки
Красноярского
края»,
«Семь
чудес
Красноярского
края»,
«Заповедники Красноярского края», «Знакомство с Суриковым В.И»
III этап - заключительный
Выставка продуктов детской деятельности;
Диагностика;
Презентация проекта.
Формы работы:
С детьми: специально организованная деятельность; совместная деятельность: игровая,
познавательная,
трудовая,
художественная;
самостоятельная
деятельность
детей
в
развивающей среде.
С родителями и специалистами: консультации по проблемам патриотического и духовно-
нравственного воспитания детей; привлечение родителей и педагогов к оформлению
наглядного материала.
Форма
проведения:
Дневная
(в
рамках
организации
педагогического
процесса
в
непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни с учетом принципов
частичной интеграции областей).
Методы:
Практические:
Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности
у детей;
Дидактические игры;
Сюжетно – ролевые игры;
Подвижные игры;
Трудовая деятельность в природе;
Продуктивная деятельность.
Наглядные:
Наблюдения;
Сбор фото и видео материалов о родном крае;
Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций;
Информационные стенды;
Личный пример взрослых;
Прогулки.
Словесные:
Беседы;
Чтение художественной литературы;
Разучивание стихотворений;
Рассказ воспитателя;
Рассказ из личного опыта.
4
Перспективный план работы по проектной деятельности в подготовительной группе на
тему: «Люблю тебя, мой край родной» 2014 – 2016 год
Раздел проекта
Сроки
Мероприятия
Форма
проведения
«Мой
любимый
город- Канск»
Сентябр
ь
Город Канск на Карте Красноярского
края.
Цель:
знакомство
детей
с
географическим
положением города Канска на карте края.
«Мой город — Канск»
Цель:
продолжать
знакомить
детей
с
историей возникновения родного города, его
геральдикой, главой города. Вызвать у детей
интерес к своему городу, прививать чувство
радости за него.
«Герб города Канска»
Цель: закрепить с детьми как выглядит герб
родного города.
Просмотр карты
Красноярского
края
Непосредственно-
образовательная
деятельность с
использованием
ИКТ.
Непосредственно
-образовательная
деятельность
(аппликация)
Октябрь
«Почетные жители нашего города»
Цель:
знакомство
детей
с
выдающимися
людьми нашего города. Объяснить, почему
им присвоено звание почетные.
Беседа
Ноябрь
«Достопримечательности
города
Канска»
Цель:
прививать
интерес
к
историко-
культурному
наследию,
способствовать
возникновению
чувства
гордости
з а
архитектурный памятник города.
«Памятные
места
города
Канска.
Триумфальная арка»
Цель:
закрепить
с
детьми
как
выглядит
Триумфальная арка родного города.
Просмотр
презентации,
рассказ
воспитателя
Непосредственно
-образовательная
деятельность
(рисование)
Декабрь
«Прошлое
и
настоящее
города
Канска»
Ц е л ь :
ф о р м и р о в а н и е
з н а н и й
о б
историческом прошлом и
настоящем города Канска.
«Знаешь ли ты свой город?»
Цель:
Закрепить
знания
детей
о
достопримечательностях родного города
Фотовыставка
Дидактическая
игра
«Необъятный
край
Красноярья»
Январь
«Красноярский край на карте России»
Цель:
знакомство
детей
с
географическим
положением
Красноярского
края
на
карте
России.
«Люби
и
знай
свой
Красноярский
Просмотр карты
России, рассказ
воспитателя
5
край»
Цель: Расширять кругозор дошкольников о
р од н ом
к р а е ,
е го
г е о г р а ф и ч е с ко м
п о л о ж е н и и ,
с и м в о л и к е ,
достопримечательностях.
Познакомить
детей
с
губернатором
края.
Воспитывать
любовь к родному краю, гордость за свою
Родину.
Непосредственно
-образовательная
деятельность
Февраль
«Красноярск — столица края»
Цель:
познакомить
детей
с
Красноярском,
рассказать
о
его
достопримечательностях,
воспитывать гордость за свою Родину.
«Достопримечательности
Красноярска»
Цель:
Расширять
з н а н и я
д е т е й
о
достопримечательностях Красноярска, как о
центральном городе Красноярского края.
«Чудесный город Красноярск»
Цель:
показать
детям
заповедник
Столбы,
реку
Енисей,
Красноярск
в
разное
время
года, посредством видео технологий.
Непосредственно
-образовательная
деятельность
Просмотр
фотоальбома,
изготовленного
воспитанниками,
совместно с
родителями.
Просмотр видео
ролика
Март
«Реки Красноярского края»
Цель:
познакомить
детей
с
р е ка м и
Красноярского
края,
рассказать
об
их
географическом положении.
«Сибирская река-Енисей»
Цель: обогатить знания детей о реке Енисей,
е е
г е о г р а ф и ч е с к о м
п о л о ж е н и и
(протяженности).
«Наш Красноярский край»
Цель: воспитание патриотических чувств у
детей
старшего
дошкольного
возраста;
обобщение
знаний
детей
о
Красноярском
крае: о растительном и животном мире.
Рассказ
воспитателя с
демонстрацией
фотографий
Просмотр видео
ролика
Интеллектуальная
игра
Апрель
«Подумаем о родном городе и крае»
Цель:
закрепление
правил
поведения
в
городе и в природе, развитие экологических
представлений.
«Семь чудес Красноярского
края»
Цель:
познакомить
детей
с
интересными
местами Красноярского края, рассказать об
их особенностях.
Дидактическая
игра
Рассказ
воспитателя с
показом альбома
Май
«По тропам Красноярья»
Цель: расширение представления детей об
истории,
культуре,
природе
Красноярского
Квест
6
края
«Флора и
фауна
Красноярского
края»
Сентябр
ь
«Животные Красноярского края»
Цель:
продолжать
знакомить
детей
с
животными Красноярского края.
«Заповедники Красноярского края»
Цель: познакомить детей с заповедниками,
которые имеются у нас в крае.
Непосредственно
-образовательная
деятельность
Показ альбома,
рассказ
воспитателя
Октябрь
Хвойные деревья родного края
Цель :формирование патриотических чувств:
любовь к природе, бережное отношение к
ней; любовь к Родине, своему краю.
«Четвертый лишний»
Цель: закрепление представлений о природе
родного
края.
Развитие
логиче ского
мышления.
Непосредственно
-образовательная
деятельность
Дидактическая
игра
Ноябрь
Ребусы «В мире животных»
Цель: Закрепить знания о животных; учить
разгадывать зашифрованные слова..
Самостоятельная
деятельность
детей
Декабрь
«Зима в родном крае»
Цель:
Обучение
рисованию
деревьев
в
зимнем
лесу
в
стандартной
технике
на
цветной
бумаге,
уточнить
и
обобщить
знания о зиме.
«Путешествие
по
Красной
книге
Красноярского края»
Цель:
формирование
у
дошкольников
экологического
сознания,
уважительного
отношения
к
природе
родного
края,
активной
жизненной
и
гражданской
позиции.
«Макеты разных климатических зон
Красноярского края»
Ц е л ь :
ф о р м и р о в а н и е
з н а н и й
у
воспитанников
о
природно-климатических
зонах
Красноярского
края,
посредством
макетов климатических зон
Непосредственно
-образовательная
деятельность
(рисование)
Непосредственно-
образовательной
деятельности с
использованием
ИКТ(выступления
детей)
Работа со
специалистами
«Культура и
искусство
Красноярского
края».
Январь
«Народности Красноярского края»
Цель: узнать какие народы проживают на
территории Красноярского края.
«Сказки народов Севера»
Цель:
знакомство
детей
с
творчеством
народов Севера.
НОД, просмотр
альбома
Чтение сказок
Февраль
Знакомство с Астафьевым В.П
Цель:
познакомить
детей
с
выдающимся
п и с а т е л е м
р о д н о г о
к р а я ,
е г о
произведениями.
« Ч т е н и е
с т и х о т в о р е н и й
о
Беседа
7
Красноярском крае»
Цель:
дать
представление
о
красоте
природы
родного
края
выраженной
в
художественном слове.
Рассказывание
стихотворений
детьми.
Март
«Музей»
Цель:
по следовательно
р у ко в од и т ь
процессом
формирования
самостоятельной
игры старших дошкольников.
«Музей в чемодане»
Сюжетно-ролевая
игра
Выездная
экскурсия
Апрель
«Знакомство с Суриковым В.И»
Ц е л ь :
П о з н а к о м и т ь
с
творчеством художника Красноярского края,
его вкладом в развитие культуры.
Рассказ
воспитателя,
показ картин
Май
Диагностика (подведение итогов)
Ресурсное обеспечение:
1.
Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом».
2.
Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
3.
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации на 2001-2005г.»
4.
Д о м о ж а к о в а
Т.
И .
« В о с п и т а н и е
п а т р и о т и з м а
у
д е т е й
с т а р ш е г о
дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006г. №8
5.
Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002
№6.
6.
Журнал «Дошкольное воспитание», №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,
7.
Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г.; №1, 5, 6, за 2005год.
8.
Журнал «Народное образование», №7 за 2001год.
9.
Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г, «С чего начинается Родина?»
10. Зеленова Н. Г., Л.Е. Осипова «Мы живём в России» М: 2007г.
11.
Комратова Н.Г, Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
12.
Коротовских Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ
2006 № 8.
13.
Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление
ДОУ 2005 №1.
14. Новицкая
М.
Ю.
«Пат риотиче ско е
во спит ание
в
дет ском
с а д у » . - М :
Линко- пресс, 2003г.
15. Степанов А.П. «Енисейская губерния». – СПб., 1835г.
16. Царёв В.И. «Канск Градостроительная летопись» Красноярск Витал 1996г.
17. Щеглов И.В. «Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири». –
СПб., 1884.
18.
Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».
Управление ДОУ 2004 № 4.
8