Напоминание

Русское народное творчество как средство формирования нравственно – патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.


Автор: Филипьева Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4 "Чиполлино"
Населённый пункт: Республика Хакасия город Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: Русское народное творчество как средство формирования нравственно – патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственно - патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения,

наследования традиционной отечественной культуры. О важности приобщения ребенка

к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию

воспитывает

уважение,

гордость

за

землю,

на

которой

живешь.

Поэтому

детям

необходимо знать и изучать культуру своих предков. Глубинные чувства любви и

привязанности

к

своей

культуре

и

своему

народу являются

базой

формирования

патриотизма и Гражданственности.

Важным средством освоения культуры своего народа является русская народная

игра. Русская народная игра – это наша историческая память, которая содержит в себе

информацию

о

традициях

многих

поколений,

которые

через

игровое

общение

усваивали культуру своего народа. В народной игре имеется весь арсенал необходимых

средств, для формирования человека - Гражданина. Практически нет такого качества

личности, развивать которое нельзя было бы с помощью народной игры. Народные

игры

отличает

широкая

направленность.

В

каждой

решается

сразу

несколько

практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и

природы,

формируется

эмоциональная

сфера,

укрепляются

память

и

внимание.

Тренируется воля, укореняются полезные навыки общения.

Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу,

обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат

личность

тому,

что

цену

имеет

не

любое

личное

достижение,

а

такое,

которое

непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность

самовыражения.

В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена, народные игры

почти исчезли сегодня из детства, но они как жанр русского народного творчества

являются национальным богатством и мы, педагоги, должны сделать их достоянием

наших детей. Многие игры сейчас довольно однообразны, теряется их творческая

природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется и внутренний мир

ребенка, ограничиваются возможности его самовыражения и развития. В этой ситуации

обращение к русским народным играм – основе игровой культуры в целом имеет

огромное

воспитательное

значение.

«Народные

игры»

направлены

на

воспитание

чувства любви к традициям русского народа, к родному краю, на формирование чувства

прекрасного

и

приобщению

детей

к

общечеловеческому

этикету,

на

развитие

творческой деятельности. Через «Народные игры» дети познают окружающий мир и

самих себя, учатся общению, формируют положительное отношение к труду, а также

ребенок наиболее полно выражает свои чувства и переживания.

В своей работе использую словесные народные игры, игры с пением, хороводные и

подвижные русские народные игры ведь дети младшего дошкольного возраста с таким

желанием и эмоциональным настроем играют в русские народные игры и забавы:

«Дедушка Тимофей», «Горелки», «Хромая ворона», «Ручейки», «Дедушка – рожок»,

«Горшки - крыночки», «Солнце и месяц», «Король», «Дрема», «Аюшки», «Непоседа

воробей», «Водяной», «Иголку искать» и т.д. В этом возрасте дети легко включаются в

игру, представляют себя в самых необычных образах. А игры учат ребенка думать,

действовать, будят его чувства, мысли. В работе также использую народный фольклор,

прибаутки, считалки, загадки, тем самым открываю воспитанникам завесу времени и

черты, присущие русскому народу – смекалку, мудрость, находчивость, трудолюбие,

любознательность,

уважение

к

труду.

Ведь

считалки,

распевки,

ролевые

слова,

заклички,

регулирующие

ход

игры,

как

нельзя

лучше

отвечают

потребностям

дошкольного детства. Все они имеют для ребенка поистине волшебное значение и

поддерживают настроение игры. В зависимости от интонации и громкости, с которыми

1

игровые приговоры и припевы произносятся, а также контекста применения, они уже

сами по себе могут побуждать к действию, успокаивать, завораживать, т.е. оказывают

мощное

эмоциональное

воздействие

на

детей.

С

помощью

считалок,

прибауток,

дразнилок создаю хорошее настроение, снимаю чувство страха, беспокойства, тревоги

– словом обеспечиваю эмоционально – психологическое благополучие. Все народные

песни, а также народные мелодии, которые использую в народных играх, обладают

большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Играя вместе с детьми, поощряю проявление их творческой инициативы, оставляю

возможность пофантазировать им самим. Даю возможность детям задуматься, а где же

живет солнышко с лучиками, каково это быть цветочком, о чем думает мышка, сидя в

норке, какие сны видит спящий на лавочке кот?

Таким образом, такая игровая деятельность пробуждает интерес к традиционной

культуре и обычаям русского народа,

способствует положительному проживанию

неудач, умению радоваться успеху других, постоять за себя, ведь народные игры – это

интересный и доступный вид деятельности для ребенка, где ребенок психологически

раскрепощается, где формируются его нравственно – патриотические качества.

2

Список литературы

1.

Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического

воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических

занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.

2.

Алябьева Е.А. "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". – М.,

2009

3.

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2008. –328с.

4.

Воспитание

нравственных

чувств

у

дошкольников

/

Под

ред.

А.М.

Виноградовой. М., 1991.

5.

Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду. Под

ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2001.

6.

Запорожец А.В. Детская эмоциональность: Педагогика. – М.: "Академия", 2000.

– 512 с.

3



В раздел образования