Автор: Филипьева Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4 "Чиполлино"
Населённый пункт: Республика Хакасия город Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: Русское народное творчество как средство формирования нравственно – патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Нравственно - патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения,
наследования традиционной отечественной культуры. О важности приобщения ребенка
к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию
воспитывает
уважение,
гордость
за
землю,
на
которой
живешь.
Поэтому
детям
необходимо знать и изучать культуру своих предков. Глубинные чувства любви и
привязанности
к
своей
культуре
и
своему
народу являются
базой
формирования
патриотизма и Гражданственности.
Важным средством освоения культуры своего народа является русская народная
игра. Русская народная игра – это наша историческая память, которая содержит в себе
информацию
о
традициях
многих
поколений,
которые
через
игровое
общение
усваивали культуру своего народа. В народной игре имеется весь арсенал необходимых
средств, для формирования человека - Гражданина. Практически нет такого качества
личности, развивать которое нельзя было бы с помощью народной игры. Народные
игры
отличает
широкая
направленность.
В
каждой
решается
сразу
несколько
практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и
природы,
формируется
эмоциональная
сфера,
укрепляются
память
и
внимание.
Тренируется воля, укореняются полезные навыки общения.
Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу,
обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат
личность
тому,
что
цену
имеет
не
любое
личное
достижение,
а
такое,
которое
непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность
самовыражения.
В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена, народные игры
почти исчезли сегодня из детства, но они как жанр русского народного творчества
являются национальным богатством и мы, педагоги, должны сделать их достоянием
наших детей. Многие игры сейчас довольно однообразны, теряется их творческая
природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется и внутренний мир
ребенка, ограничиваются возможности его самовыражения и развития. В этой ситуации
обращение к русским народным играм – основе игровой культуры в целом имеет
огромное
воспитательное
значение.
«Народные
игры»
направлены
на
воспитание
чувства любви к традициям русского народа, к родному краю, на формирование чувства
прекрасного
и
приобщению
детей
к
общечеловеческому
этикету,
на
развитие
творческой деятельности. Через «Народные игры» дети познают окружающий мир и
самих себя, учатся общению, формируют положительное отношение к труду, а также
ребенок наиболее полно выражает свои чувства и переживания.
В своей работе использую словесные народные игры, игры с пением, хороводные и
подвижные русские народные игры ведь дети младшего дошкольного возраста с таким
желанием и эмоциональным настроем играют в русские народные игры и забавы:
«Дедушка Тимофей», «Горелки», «Хромая ворона», «Ручейки», «Дедушка – рожок»,
«Горшки - крыночки», «Солнце и месяц», «Король», «Дрема», «Аюшки», «Непоседа
воробей», «Водяной», «Иголку искать» и т.д. В этом возрасте дети легко включаются в
игру, представляют себя в самых необычных образах. А игры учат ребенка думать,
действовать, будят его чувства, мысли. В работе также использую народный фольклор,
прибаутки, считалки, загадки, тем самым открываю воспитанникам завесу времени и
черты, присущие русскому народу – смекалку, мудрость, находчивость, трудолюбие,
любознательность,
уважение
к
труду.
Ведь
считалки,
распевки,
ролевые
слова,
заклички,
регулирующие
ход
игры,
как
нельзя
лучше
отвечают
потребностям
дошкольного детства. Все они имеют для ребенка поистине волшебное значение и
поддерживают настроение игры. В зависимости от интонации и громкости, с которыми
1
игровые приговоры и припевы произносятся, а также контекста применения, они уже
сами по себе могут побуждать к действию, успокаивать, завораживать, т.е. оказывают
мощное
эмоциональное
воздействие
на
детей.
С
помощью
считалок,
прибауток,
дразнилок создаю хорошее настроение, снимаю чувство страха, беспокойства, тревоги
– словом обеспечиваю эмоционально – психологическое благополучие. Все народные
песни, а также народные мелодии, которые использую в народных играх, обладают
большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.
Играя вместе с детьми, поощряю проявление их творческой инициативы, оставляю
возможность пофантазировать им самим. Даю возможность детям задуматься, а где же
живет солнышко с лучиками, каково это быть цветочком, о чем думает мышка, сидя в
норке, какие сны видит спящий на лавочке кот?
Таким образом, такая игровая деятельность пробуждает интерес к традиционной
культуре и обычаям русского народа,
способствует положительному проживанию
неудач, умению радоваться успеху других, постоять за себя, ведь народные игры – это
интересный и доступный вид деятельности для ребенка, где ребенок психологически
раскрепощается, где формируются его нравственно – патриотические качества.
2
Список литературы
1.
Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического
воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических
занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
2.
Алябьева Е.А. "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". – М.,
2009
3.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2008. –328с.
4.
Воспитание
нравственных
чувств
у
дошкольников
/
Под
ред.
А.М.
Виноградовой. М., 1991.
5.
Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду. Под
ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2001.
6.
Запорожец А.В. Детская эмоциональность: Педагогика. – М.: "Академия", 2000.
– 512 с.
3