Напоминание

"Мы разные, но мы вместе"


Автор: Курамшина Аурика Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 4 "Сказка"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО - Югра
Наименование материала: конспект
Тема: "Мы разные, но мы вместе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

группы «Непоседы»

"Мы разные, но мы вместе"

Цель: формирование у детей чувство патриотизма и любви к детям разных

национальностей.

Программное содержание:

1.

Познакомить детей с разными национальностями, посещающих нашу

группу, их обычаями, играми, традициями, блюдами.

2.

Развивать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно и

полно познавать себя и других людей, выразительность речи детей,

актуализировать и обогащать словарь.

3.

Воспитывать в детях сплочённость, сотрудничество, понимание,

уважение к национальности друг друга.

Предварительная работа:

- Беседы на тему: «Что значит дружить?», «Пословицы и поговорки о

дружбе», чтение русских народных сказок, сказок народов России, слушание

музыки разных народов России; рассматривание альбома о костюмах разных

национальностях, разучивание стихов

- Знакомство с жизнью, традициями, обычаями людей разных

национальностей (презентации: «Башкортостан», «Дагестан», «Узбекистан»,

«Ханты – Мансийский автономный округ»).

Оборудование:

- интерактивная доска

- аудиозаписи с музыкой народов Башкортостана, Узбекистана, Дагестана,

Ханты

- презентация по конспекту

- самовар, игрушечная посуда, продукты – имитация

- стол с национальными блюдами

- стойки – берёзы

- 4 платка

Материал:

- готовые бумажные ободки, вырезанные из бумаги цветы

- разрезные картинки с изображением посуды

- картинки с изображениями ягод, грибов, предметов для рыбалки и охоты

народов ханты

- цветные карандаши, фломастеры, мелки

Образовательная деятельность

(Заходят дети в национальных костюмах.

В группе оформлен уголок под горницу.)

-Дети: Здравствуйте!

(Заходит воспитатель в роли сказочницы)

- Воспитатель: Здравствуйте, я сказочница Арина.

-Воспитатель: Сегодня мы расскажем историю простую.

- 1 ребёнок: А может, не простую!

- 2 ребёнок: ведь это как сказать!

- 3 ребёнок: о том, как на планете все взрослые и дети...

- Воспитатель:

В согласии и мире сегодня жить должны.

За лесами, за степями.

За Уральскими горами

Есть в России уголок,

Где построен теремок.

В нём когда-то звери жили,

Жили дружно — не тужили.

- 1 ребёнок: ну а кто живёт сейчас?

- Воспитатель: мы узнаем в тот же час!

(Проходят и садятся на стульчики)

(Музыка. Раскрывается домик, Маша в русском костюме)

Воспитатель: В теремочке том жила Маша — русская душа.

- Маша:

Я сходила на базар

И купила самовар.

Только скучно мне одной,

Не с кем чай попить порой.

- Воспитатель:

Тесто Маша замесила,

Плюшек сдобных напекла.

Стол скатёркой застелила

Да и села у окна.

Долго Маша не сидела,

Вдруг сказала скуке...

- Маша:

Нет! Загляну я в Интернет.

Сайт открою для друзей.

Созову к себе гостей.

Со всех стран и волостей.

И узнаю, как живут

Дети разных областей.

- Воспитатель:

И тут... Откладывать не стала в долгий ящик все дела.

Только Маша сайт открыла,

Адресочек поместила,

Слышит Маша: тук, тук, тук.

- Маша:

Ой, а гости тут как тут!

(Заходят дети в дагестанских костюмах с угощением.)

- 1 Ребёнок:

Ассаламу гялайкум!

-

- 1 Ребёнок:

Можно к вам в теремок?

Мы ребята – дагестанцы,

Вместе весело нам жить,

С вами мы хотим дружить.

- 2 ребёнок:

Дагестан – древнейший край,

Многокрасочный, как рай.

Все народы здесь равны,

Все друг другу мы нужны,

Цену дружбы знаем мы,

Эти узы так важны

Презентация про Дагестан (экран)

- оба ребёнка:

Приезжайте в Дагестан,

В гости к нам из разных стран.

Примем вас всей душой,

Всем салам большой.

- Маша: Проходите, гости дорогие. Я вам рада!

Снова стук в дверь.

Заходят двое детей в башкирских костюмах с угощением – чак-чак.

- Вместе: Исяммесез!

В Интернете прочитали. Что и нас на праздник звали.

-1 Ребёнок:

Башкирская земля родная,

Традиций мне её не счесть.

Другого я не знаю края,

Где б также почитали их.

-2 ребёнок:

Звучит курай, лаская сердце

Красивых, любящих людей.

Мы можем все тобой гордиться,

В объятьях родины своей.

- Воспитатель: Моя Родина Башкортостан, столица Башкортостана – город

Уфа. Это очень большой, старинный город, стоящий на реке Белая. У

башкир, так же как у народов других национальностей есть свои традиции и

обычаи. Башкирский народ очень любит свои народные праздники, такие как

Сабантуй, Ураза байрам. В праздничные дни в каждом доме готовят

традиционные башкирские блюда: бишбармак, баурсак, чак - чак. Этими

блюдами угощают всех гостей. У нас есть свои национальные музыкальные

инструменты - домра и курай. Вот послушайте, как звучит курай.

Слушают мелодию.

Наши дома очень похожи с русскими избами, потому что строятся из дерева и

украшаются деревянной резьбой. Но у нашей национальности есть и кочевые

народы, которые живут в юртах.

- Воспитатель: А сейчас предлагаю вам поиграть в башкирскую игру

«Юрта».

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг

по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен

платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя

кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг.

По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и

натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу

и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

- Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!

Заходят дети в узбекских народных костюмах с угощением – лепёшки

- Ассалому алайкум!

- Ребёнок:

Жемчужина в оправе скал,

Пустынь, степей и рек;

Страна моя - Узбекистан,

С тобою я - навек!

Шурпа, лепёшка, плов, шашлык -

Пусть будут на столе,

И не погаснет ваш тандыр

У дома в махалле.

Здесь уважают мир и труд.

Мы каждый брату - брат.

Карнаи весело поют.

О Родина - рахмат!

Презентация на экране про Узбекистан

- Но вот незадача. Гости несли нам узбекскую чайную посуду – пиалу, но они

разбились. Давайте поможем их склеить.

(Дети собирают пиалы из частей)

(Рассматривают, любуются красотой)

- Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!

Заходят дети в русских народных костюмах с угощением - блины

-Здравствуйте.

- 1 ребёнок:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

-2 ребёнок:

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

- 3 ребёнок:

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Презентация о России

– Воспитатель: Вот берёзонька – символ нашей Родины. Давайте присядем

около берёзки. В давние времена, после сбора урожая девушки по традиции

собирались в берёзовой роще – пели песни, да плели венки, давай те мы с

вами сядем на полянку и украсим свои веночки.

Работают под песню «Во поле берёзка стояла».

После того как сплели венки, наряжают гостей и кланяются.

- Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!

Заходят дети в хантыйских народных костюмах с клюквой

- Вуща вулаты!

- оба ребёнка:

Всех людей мы называем – ханты.

Ханты – русский, ненец и узбек,

Потому что слово – ханты

В переводе значит человек.

Презентация про народы ханты и манси

- Народы ханты и манси трудолюбивые, мужчины занимаются охотой и

рыболовством, женщины занимаются детьми, готовят еду, рукодельничают. В

тайге водится много грибов и ягод.

- Сейчас поиграем в игру «Собери ягоды, грибы»

(из разложенных карточек нужно выбрать мальчикам необходимые предметы

для охоты и рыбалки, а девочкам съедобные лесные ягоды и грибы)

- Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!

- Воспитатель: Сколько гостей собралось! Какие вы все разные! Кто с

косичками, кто с веснушками, у кого голубые глаза, у кого карие, кто выше,

кто ниже. У вас разные национальные костюмы, вы принесли свои

национальные угощения, приветствовали друг друга на родных языках. Но

несмотря на всё это всех объединяет то, что вы — «земляки». Повторите это

слово: «зем-ля-ки». Земляки — это люди, родившиеся на одной земле. Вот

как называется край, где вы родились?

- В Ханты - Мансийском крае

- А как называется наш город, в котором мы живём?

- Город Нижневартовск

- А какие ещё народы являются нашими земляками?

- Дети: Казахи, армяне, белорусы, чуваши и многие другие.

- Воспитатель: В России проживает более 170 национальностей.

(пальчиковая гимнастика)

А у нас в стране живут:

Русский, коми и якут.

И нанаец, и мордвин,

И калмык, и осетин,

И тувинец, и бурят—

Все они дружить хотят!

- Воспитатель: Большинство людей на нашей планете живут дружно.

Уважают друг друга, понимают, сотрудничают, помогают друг другу, ходят в

гости, устраивают весёлые праздники. Вот как сегодня у Маши.

Пока пели и плясали,

В теремочек постучали.

(Входит Незнакомец, роль которого исполняет ребёнок)

- Маша: ой, кто это такой?

(Дети здороваются, разглядывают Незнакомца.)

- Незнакомец: Здравствуйте!

Вы так весело играли.

Песню пели, танцевали.

Я зашёл на огонёк

В ваш красивый теремок.

Меня зовут Ваня Зеленок.

- Воспитатель: Как вы решите, ребята, пригласим гостя в теремок? Он так

не похож на нас.

- Маша: Конечно, пригласим, доброму гостю всегда рады!

- Воспитатель: Я другого и не ожидала, правильно, ребята! Ведь мы тоже

не похожи друг на друга, а вместе всегда весело. Ребята, бывает так, что к

нам в группу приходят новые дети. Они чувствуют себя в новом коллективе

неуверенно, стесняются, а некоторые боятся. Что можно сделать, чтобы

новенький чувствовал себя комфортно, уютно в нашей группе? Как мы

можем ему помочь?

Игра «Я могу»

(передают друг другу сердечко)

- Все национальности России должны беречь и передавать следующим

поколениям богатейшую культуру, язык, традиции своих предков.

- В заключении давайте проведём эксперимент. Сейчас я вам предлагаю взять

по одной палочке и попробовать её переломить. Посмотрите, как ваши

палочки легко сломались, а попробуйте переломить связку палочек. Не

получается. Одного человека можно легко обидеть, а вот если люди разных

национальностей живут дружно, крепко прижавшись плечом к плечу, им

ничего не страшно, они могут преодолеть любые трудности.

– Сейчас я вам и нашим гостям предлагаю взяться за руки, что бы получился

хоровод дружбы. Ведь мы должны дружить, независимо от того, какой мы

национальности, должны знать, чтить и уважать традиции и обычаи друг

друга, и тогда нас никто не сможет обидеть, и никаким злым силам нас не

одолеть.

(Дети встают в круг)

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо кружиться в танце? (кружатся)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо быть нижневартовцем? (выставляют большие пальцы)

Хорошо!

- Маша: Спасибо, что пришли в гости. Принесли тепло и радость.

- Воспитатель: Посмотрите, ребята, нам Ваня принёс подарок. Что это? Да,

ребята, эта карта нашей страны, но она что-то не яркая. Как мы можем её

украсить?

- Дети: раскрасить.

- Воспитатель: А чем?

- Дети: красками, карандашами.

- Воспитатель: давайте дружно раскрасим карту России.

- Маша: А сейчас всех приглашаю к столу отведать национальные блюда.



В раздел образования