Автор: Курамшина Аурика Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 4 "Сказка"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО - Югра
Наименование материала: конспект
Тема: "Мы разные, но мы вместе"
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
группы «Непоседы»
"Мы разные, но мы вместе"
Цель: формирование у детей чувство патриотизма и любви к детям разных
национальностей.
Программное содержание:
1.
Познакомить детей с разными национальностями, посещающих нашу
группу, их обычаями, играми, традициями, блюдами.
2.
Развивать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно и
полно познавать себя и других людей, выразительность речи детей,
актуализировать и обогащать словарь.
3.
Воспитывать в детях сплочённость, сотрудничество, понимание,
уважение к национальности друг друга.
Предварительная работа:
- Беседы на тему: «Что значит дружить?», «Пословицы и поговорки о
дружбе», чтение русских народных сказок, сказок народов России, слушание
музыки разных народов России; рассматривание альбома о костюмах разных
национальностях, разучивание стихов
- Знакомство с жизнью, традициями, обычаями людей разных
национальностей (презентации: «Башкортостан», «Дагестан», «Узбекистан»,
«Ханты – Мансийский автономный округ»).
Оборудование:
- интерактивная доска
- аудиозаписи с музыкой народов Башкортостана, Узбекистана, Дагестана,
Ханты
- презентация по конспекту
- самовар, игрушечная посуда, продукты – имитация
- стол с национальными блюдами
- стойки – берёзы
- 4 платка
Материал:
- готовые бумажные ободки, вырезанные из бумаги цветы
- разрезные картинки с изображением посуды
- картинки с изображениями ягод, грибов, предметов для рыбалки и охоты
народов ханты
- цветные карандаши, фломастеры, мелки
Образовательная деятельность
(Заходят дети в национальных костюмах.
В группе оформлен уголок под горницу.)
-Дети: Здравствуйте!
(Заходит воспитатель в роли сказочницы)
- Воспитатель: Здравствуйте, я сказочница Арина.
-Воспитатель: Сегодня мы расскажем историю простую.
- 1 ребёнок: А может, не простую!
- 2 ребёнок: ведь это как сказать!
- 3 ребёнок: о том, как на планете все взрослые и дети...
- Воспитатель:
В согласии и мире сегодня жить должны.
За лесами, за степями.
За Уральскими горами
Есть в России уголок,
Где построен теремок.
В нём когда-то звери жили,
Жили дружно — не тужили.
- 1 ребёнок: ну а кто живёт сейчас?
- Воспитатель: мы узнаем в тот же час!
(Проходят и садятся на стульчики)
(Музыка. Раскрывается домик, Маша в русском костюме)
Воспитатель: В теремочке том жила Маша — русская душа.
- Маша:
Я сходила на базар
И купила самовар.
Только скучно мне одной,
Не с кем чай попить порой.
- Воспитатель:
Тесто Маша замесила,
Плюшек сдобных напекла.
Стол скатёркой застелила
Да и села у окна.
Долго Маша не сидела,
Вдруг сказала скуке...
- Маша:
Нет! Загляну я в Интернет.
Сайт открою для друзей.
Созову к себе гостей.
Со всех стран и волостей.
И узнаю, как живут
Дети разных областей.
- Воспитатель:
И тут... Откладывать не стала в долгий ящик все дела.
Только Маша сайт открыла,
Адресочек поместила,
Слышит Маша: тук, тук, тук.
- Маша:
Ой, а гости тут как тут!
(Заходят дети в дагестанских костюмах с угощением.)
- 1 Ребёнок:
Ассаламу гялайкум!
-
- 1 Ребёнок:
Можно к вам в теремок?
Мы ребята – дагестанцы,
Вместе весело нам жить,
С вами мы хотим дружить.
- 2 ребёнок:
Дагестан – древнейший край,
Многокрасочный, как рай.
Все народы здесь равны,
Все друг другу мы нужны,
Цену дружбы знаем мы,
Эти узы так важны
Презентация про Дагестан (экран)
- оба ребёнка:
Приезжайте в Дагестан,
В гости к нам из разных стран.
Примем вас всей душой,
Всем салам большой.
- Маша: Проходите, гости дорогие. Я вам рада!
Снова стук в дверь.
Заходят двое детей в башкирских костюмах с угощением – чак-чак.
- Вместе: Исяммесез!
В Интернете прочитали. Что и нас на праздник звали.
-1 Ребёнок:
Башкирская земля родная,
Традиций мне её не счесть.
Другого я не знаю края,
Где б также почитали их.
-2 ребёнок:
Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем все тобой гордиться,
В объятьях родины своей.
- Воспитатель: Моя Родина Башкортостан, столица Башкортостана – город
Уфа. Это очень большой, старинный город, стоящий на реке Белая. У
башкир, так же как у народов других национальностей есть свои традиции и
обычаи. Башкирский народ очень любит свои народные праздники, такие как
Сабантуй, Ураза байрам. В праздничные дни в каждом доме готовят
традиционные башкирские блюда: бишбармак, баурсак, чак - чак. Этими
блюдами угощают всех гостей. У нас есть свои национальные музыкальные
инструменты - домра и курай. Вот послушайте, как звучит курай.
Слушают мелодию.
Наши дома очень похожи с русскими избами, потому что строятся из дерева и
украшаются деревянной резьбой. Но у нашей национальности есть и кочевые
народы, которые живут в юртах.
- Воспитатель: А сейчас предлагаю вам поиграть в башкирскую игру
«Юрта».
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг
по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен
платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя
кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг.
По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и
натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу
и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
- Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!
Заходят дети в узбекских народных костюмах с угощением – лепёшки
- Ассалому алайкум!
- Ребёнок:
Жемчужина в оправе скал,
Пустынь, степей и рек;
Страна моя - Узбекистан,
С тобою я - навек!
Шурпа, лепёшка, плов, шашлык -
Пусть будут на столе,
И не погаснет ваш тандыр
У дома в махалле.
Здесь уважают мир и труд.
Мы каждый брату - брат.
Карнаи весело поют.
О Родина - рахмат!
Презентация на экране про Узбекистан
- Но вот незадача. Гости несли нам узбекскую чайную посуду – пиалу, но они
разбились. Давайте поможем их склеить.
(Дети собирают пиалы из частей)
(Рассматривают, любуются красотой)
- Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!
Заходят дети в русских народных костюмах с угощением - блины
-Здравствуйте.
- 1 ребёнок:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
-2 ребёнок:
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
- 3 ребёнок:
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Презентация о России
– Воспитатель: Вот берёзонька – символ нашей Родины. Давайте присядем
около берёзки. В давние времена, после сбора урожая девушки по традиции
собирались в берёзовой роще – пели песни, да плели венки, давай те мы с
вами сядем на полянку и украсим свои веночки.
Работают под песню «Во поле берёзка стояла».
После того как сплели венки, наряжают гостей и кланяются.
- Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!
Заходят дети в хантыйских народных костюмах с клюквой
- Вуща вулаты!
- оба ребёнка:
Всех людей мы называем – ханты.
Ханты – русский, ненец и узбек,
Потому что слово – ханты
В переводе значит человек.
Презентация про народы ханты и манси
- Народы ханты и манси трудолюбивые, мужчины занимаются охотой и
рыболовством, женщины занимаются детьми, готовят еду, рукодельничают. В
тайге водится много грибов и ягод.
- Сейчас поиграем в игру «Собери ягоды, грибы»
(из разложенных карточек нужно выбрать мальчикам необходимые предметы
для охоты и рыбалки, а девочкам съедобные лесные ягоды и грибы)
- Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!
- Воспитатель: Сколько гостей собралось! Какие вы все разные! Кто с
косичками, кто с веснушками, у кого голубые глаза, у кого карие, кто выше,
кто ниже. У вас разные национальные костюмы, вы принесли свои
национальные угощения, приветствовали друг друга на родных языках. Но
несмотря на всё это всех объединяет то, что вы — «земляки». Повторите это
слово: «зем-ля-ки». Земляки — это люди, родившиеся на одной земле. Вот
как называется край, где вы родились?
- В Ханты - Мансийском крае
- А как называется наш город, в котором мы живём?
- Город Нижневартовск
- А какие ещё народы являются нашими земляками?
- Дети: Казахи, армяне, белорусы, чуваши и многие другие.
- Воспитатель: В России проживает более 170 национальностей.
(пальчиковая гимнастика)
А у нас в стране живут:
Русский, коми и якут.
И нанаец, и мордвин,
И калмык, и осетин,
И тувинец, и бурят—
Все они дружить хотят!
- Воспитатель: Большинство людей на нашей планете живут дружно.
Уважают друг друга, понимают, сотрудничают, помогают друг другу, ходят в
гости, устраивают весёлые праздники. Вот как сегодня у Маши.
Пока пели и плясали,
В теремочек постучали.
(Входит Незнакомец, роль которого исполняет ребёнок)
- Маша: ой, кто это такой?
(Дети здороваются, разглядывают Незнакомца.)
- Незнакомец: Здравствуйте!
Вы так весело играли.
Песню пели, танцевали.
Я зашёл на огонёк
В ваш красивый теремок.
Меня зовут Ваня Зеленок.
- Воспитатель: Как вы решите, ребята, пригласим гостя в теремок? Он так
не похож на нас.
- Маша: Конечно, пригласим, доброму гостю всегда рады!
- Воспитатель: Я другого и не ожидала, правильно, ребята! Ведь мы тоже
не похожи друг на друга, а вместе всегда весело. Ребята, бывает так, что к
нам в группу приходят новые дети. Они чувствуют себя в новом коллективе
неуверенно, стесняются, а некоторые боятся. Что можно сделать, чтобы
новенький чувствовал себя комфортно, уютно в нашей группе? Как мы
можем ему помочь?
Игра «Я могу»
(передают друг другу сердечко)
- Все национальности России должны беречь и передавать следующим
поколениям богатейшую культуру, язык, традиции своих предков.
- В заключении давайте проведём эксперимент. Сейчас я вам предлагаю взять
по одной палочке и попробовать её переломить. Посмотрите, как ваши
палочки легко сломались, а попробуйте переломить связку палочек. Не
получается. Одного человека можно легко обидеть, а вот если люди разных
национальностей живут дружно, крепко прижавшись плечом к плечу, им
ничего не страшно, они могут преодолеть любые трудности.
– Сейчас я вам и нашим гостям предлагаю взяться за руки, что бы получился
хоровод дружбы. Ведь мы должны дружить, независимо от того, какой мы
национальности, должны знать, чтить и уважать традиции и обычаи друг
друга, и тогда нас никто не сможет обидеть, и никаким злым силам нас не
одолеть.
(Дети встают в круг)
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть нижневартовцем? (выставляют большие пальцы)
Хорошо!
- Маша: Спасибо, что пришли в гости. Принесли тепло и радость.
- Воспитатель: Посмотрите, ребята, нам Ваня принёс подарок. Что это? Да,
ребята, эта карта нашей страны, но она что-то не яркая. Как мы можем её
украсить?
- Дети: раскрасить.
- Воспитатель: А чем?
- Дети: красками, карандашами.
- Воспитатель: давайте дружно раскрасим карту России.
- Маша: А сейчас всех приглашаю к столу отведать национальные блюда.