Автор: Джавадова Галина Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 им. С.М.Омарова
Населённый пункт: Республика Дагестан, город Махачкала
Наименование материала: статья
Тема: "Уроки толерантности и милосердия"
Раздел: полное образование
УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И МИЛОСЕРДИЯ
Сострадание есть величайшая форма
человеческого существования
Ф.М.Достоевский
Милосердие,
сострадание,
любовь
к
человеку,
стремление
помочь
слабым,
обездоленным, лишенным приюта, ласки, забота близких
вот что должно лежать в самой
сути
человеческой
жизни.
В
толковом
словаре
В.И.Даля
этому
слову
дается
такое
определение: «Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому,
жалостливость, мягкосердость...».
Воспитание
личности
сложный, кропотливый процесс, который продолжается всю
жизнь. Воспитывают родители, школа, окружение, воспитывает сама жизнь. В воспитании
милосердия нет надежнее союзника, чем художественная литература, с каждой страницы
которой
льется
целительный
свет
гуманизма.
Если
представить
возможность
создания
«хрестоматии милосердия» книг русских писателей, то придется признать включение всей
русской классики: от Пушкина, призывавшего «милость к падшим», до Чехова, презиравшего
самодовольное, слепое и глухое счастье мещанина, весьма довольного собой.
Очень важно заметить ростки доброты, человеколюбия, любви ко всему живому в
каждом ребенке, не дать им заглохнуть. Мне вспоминается давний эпизод в моей школьной
практике. Будучи классным руководителем 5 класса, я часто приходила на уроки других
учителей, наблюдала за своими учениками, подчас шаловливыми, иногда грубыми, даже
жестокими.
Однажды
на
уроке
литературы
(они
изучали
повесть
Короленко
«Дети
подземелья») я увидела своих ребят иными. С замиранием сердца они слушали рассказ
учителя Астаповой Л.Н. о судьбе бедных детей
Валека, Маруси, вынужденных жить в
каменном подземелье, высасывавшим жизнь из крохотной Маруси, не видевшей солнца,
медленно умиравшей. Когда же Лилия Николаевна читала строчки, говорившие о смерти
бедной девочки, ее голос дрожал, в нем слышалась боль, сострадание, в глазах многих
учащихся я увидела слезы. Да, велика сила таланта писателя, пробудившего в сердцах детей,
живших в иное время, сочувствие, сострадание. Притихшие, они сидели молча. Они по-
своему поняли слова писателя: «Хорошо, что твою дорогу пересекла жизнь Маруси, Валека»
в нем сохранилась доброта, милосердие, сочувствие, сострадание. Лилия Николаевна, видя
это, посоветовала им прочитать и другую повесть Короленко
«Слепой музыкант», призвала
их внимательно посмотреть вокруг
не живет ли рядом с тобой слабый, больной человек,
старый или совсем ребенок, помочь ему передать частицу тепла своего сердца, встать на
защиту слабого, остановить того, кто обижает даже животных.
1
Человек не рождается злым, жестоким
это насаждает в нем окружение, жестокие
поступки взрослых, а ребенок как губка впитывает в себя все как доброе, так и плохое,
жестокое. Уродливые явления жизни, попирание законов милосердия бесчеловечны
с ними
надо бороться постоянно, ежедневно с помощью книг и хороших поступков. Пробуждать в
душах наших детей сочувствие, сострадание, замечать ростки милосердия и не давать им
заглохнуть
задача и родителей, и преподавателей.
Что же происходит сейчас? Почему растет количество брошенных детей, стариков,
почему увеличивается число домов ребенка, детских домов, приютов для престарелых?
Почему зачерствели сердца людей, наших соотечественников? Никогда в России, даже в
самые тяжелые годы, не было таких страшных цифр: треть всех детей, попадающих в Дома
ребенка
«отказники»! Какое это страшное слово
«отказник»! Матери отказываются от
родных детей из-за нищеты, пьянства, легкомыслия. Их берет под опеку государство, мамами
для них становятся няни, медсестры, врачи.
Формируя добрые, гуманные отношения между всеми детьми, обращаем внимание на
необходимость заботы и доброе отношение к слабым. Этому помогают и проводимые в
нашей школе
гимназии №1 г.Махачкалы
следующие мероприятия:
а) участие в школьной акции «Ярмарка добра», акции «Милосердие», акции «Дети-
сироты». Учащиеся дают благотворительные концерты в школе;
б) учителя проводят классные часы, различные мероприятия;
в) организовывают поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов
педагогического труда;
г) к 23 февраля собирают посылки солдатам;
д) отправляют эсемески вместе с родителями в помощь больным детям.
Все это дети делают с удовольствием, им нравится доставлять радость другим.
В очередной раз учащиеся гимназии № 1 приняли участие в акции «Милосердие».
Группа учащихся 11-х, 7-х, классов отправились в Дом ребенка с игрушками. Сколько
радости, восторга вызвало это у детей не только Дома ребенка, но и наших школьников.
Больше часа провели они в этом доме, и хочется верить, что наши дети будут помнить об
этих малышах, которым доставили радость, и сами испытали чувство радости от сделанного.
«А когда мы поедем к ним в следующий раз?», «Давайте ходить к ним каждое воскресенье»,
сыпались предложения со всех сторон.
Мы, учителя, убедились: сердца наших детей открыты для добра, они готовы делиться
со всеми, кто нуждается в этом. Добро всегда добром возвращается: люби людей, делись
теплотой своего сердца
ты будешь счастлив.
Учитель технологии гимназии №1
Джавадова Г. В.
2