Напоминание

"Уроки толерантности и милосердия"


Автор: Джавадова Галина Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 им. С.М.Омарова
Населённый пункт: Республика Дагестан, город Махачкала
Наименование материала: статья
Тема: "Уроки толерантности и милосердия"
Раздел: полное образование





Назад




УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И МИЛОСЕРДИЯ

Сострадание есть величайшая форма

человеческого существования

Ф.М.Достоевский

Милосердие,

сострадание,

любовь

к

человеку,

стремление

помочь

слабым,

обездоленным, лишенным приюта, ласки, забота близких

вот что должно лежать в самой

сути

человеческой

жизни.

В

толковом

словаре

В.И.Даля

этому

слову

дается

такое

определение: «Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому,

жалостливость, мягкосердость...».

Воспитание

личности

сложный, кропотливый процесс, который продолжается всю

жизнь. Воспитывают родители, школа, окружение, воспитывает сама жизнь. В воспитании

милосердия нет надежнее союзника, чем художественная литература, с каждой страницы

которой

льется

целительный

свет

гуманизма.

Если

представить

возможность

создания

«хрестоматии милосердия» книг русских писателей, то придется признать включение всей

русской классики: от Пушкина, призывавшего «милость к падшим», до Чехова, презиравшего

самодовольное, слепое и глухое счастье мещанина, весьма довольного собой.

Очень важно заметить ростки доброты, человеколюбия, любви ко всему живому в

каждом ребенке, не дать им заглохнуть. Мне вспоминается давний эпизод в моей школьной

практике. Будучи классным руководителем 5 класса, я часто приходила на уроки других

учителей, наблюдала за своими учениками, подчас шаловливыми, иногда грубыми, даже

жестокими.

Однажды

на

уроке

литературы

(они

изучали

повесть

Короленко

«Дети

подземелья») я увидела своих ребят иными. С замиранием сердца они слушали рассказ

учителя Астаповой Л.Н. о судьбе бедных детей

Валека, Маруси, вынужденных жить в

каменном подземелье, высасывавшим жизнь из крохотной Маруси, не видевшей солнца,

медленно умиравшей. Когда же Лилия Николаевна читала строчки, говорившие о смерти

бедной девочки, ее голос дрожал, в нем слышалась боль, сострадание, в глазах многих

учащихся я увидела слезы. Да, велика сила таланта писателя, пробудившего в сердцах детей,

живших в иное время, сочувствие, сострадание. Притихшие, они сидели молча. Они по-

своему поняли слова писателя: «Хорошо, что твою дорогу пересекла жизнь Маруси, Валека»

в нем сохранилась доброта, милосердие, сочувствие, сострадание. Лилия Николаевна, видя

это, посоветовала им прочитать и другую повесть Короленко

«Слепой музыкант», призвала

их внимательно посмотреть вокруг

не живет ли рядом с тобой слабый, больной человек,

старый или совсем ребенок, помочь ему передать частицу тепла своего сердца, встать на

защиту слабого, остановить того, кто обижает даже животных.

1

Человек не рождается злым, жестоким

это насаждает в нем окружение, жестокие

поступки взрослых, а ребенок как губка впитывает в себя все как доброе, так и плохое,

жестокое. Уродливые явления жизни, попирание законов милосердия бесчеловечны

с ними

надо бороться постоянно, ежедневно с помощью книг и хороших поступков. Пробуждать в

душах наших детей сочувствие, сострадание, замечать ростки милосердия и не давать им

заглохнуть

задача и родителей, и преподавателей.

Что же происходит сейчас? Почему растет количество брошенных детей, стариков,

почему увеличивается число домов ребенка, детских домов, приютов для престарелых?

Почему зачерствели сердца людей, наших соотечественников? Никогда в России, даже в

самые тяжелые годы, не было таких страшных цифр: треть всех детей, попадающих в Дома

ребенка

«отказники»! Какое это страшное слово

«отказник»! Матери отказываются от

родных детей из-за нищеты, пьянства, легкомыслия. Их берет под опеку государство, мамами

для них становятся няни, медсестры, врачи.

Формируя добрые, гуманные отношения между всеми детьми, обращаем внимание на

необходимость заботы и доброе отношение к слабым. Этому помогают и проводимые в

нашей школе

гимназии №1 г.Махачкалы

следующие мероприятия:

а) участие в школьной акции «Ярмарка добра», акции «Милосердие», акции «Дети-

сироты». Учащиеся дают благотворительные концерты в школе;

б) учителя проводят классные часы, различные мероприятия;

в) организовывают поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов

педагогического труда;

г) к 23 февраля собирают посылки солдатам;

д) отправляют эсемески вместе с родителями в помощь больным детям.

Все это дети делают с удовольствием, им нравится доставлять радость другим.

В очередной раз учащиеся гимназии № 1 приняли участие в акции «Милосердие».

Группа учащихся 11-х, 7-х, классов отправились в Дом ребенка с игрушками. Сколько

радости, восторга вызвало это у детей не только Дома ребенка, но и наших школьников.

Больше часа провели они в этом доме, и хочется верить, что наши дети будут помнить об

этих малышах, которым доставили радость, и сами испытали чувство радости от сделанного.

«А когда мы поедем к ним в следующий раз?», «Давайте ходить к ним каждое воскресенье»,

сыпались предложения со всех сторон.

Мы, учителя, убедились: сердца наших детей открыты для добра, они готовы делиться

со всеми, кто нуждается в этом. Добро всегда добром возвращается: люби людей, делись

теплотой своего сердца

ты будешь счастлив.

Учитель технологии гимназии №1

Джавадова Г. В.

2



В раздел образования