Напоминание

"Воспитание будущего читателя"


Автор: Асылаева Гульшат Шарифьяновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С №14 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Янаул, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание будущего читателя"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание будущего читателя

«У кого в детстве не было сказки, книги, тот вырастает сухим,

колючим человеком, и люди о него ушибаются, как о лежачий на дороге

камень и укалываются как о лист осота»

(И.Токмакова)

Каждый раз, рассматривая старые фотографии, я останавливаю своё

внимание на одной из них. На меня смотрит мама, молодая, с доброй

улыбкой на лице, которая недавно покинула нас в мир иной.

…Вспоминаю своё счастливое беззаботное детство.

Зимними вечерами мы с младшей сестрой любили слушать сказки и

рассказы, которые нам читала мама.

Эти

вечерние

чтения

после

деревенских

забот

и

работ

было

традицией. И у нас было желание: быстрее научиться читать.

Так нас мама «заразила» чтением, воспитала будущих читателей.

И мы с сестрой уже до школы бегло читали и писали старшим

братьям, хотя нас никто этому не учил.

До

сих

пор

моим

любимым

занятием

и

видом

отдыха

остается

чтение.

…Современные

дети

все

чаще

проводят

свободное

время

за

компьютерными

играми,

просмотром

телепередач

и

все

реже

читают

книги.

И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок

размышляет, воображает, вживается в образ.

Что касается технических средств - не надо прикладывать никаких

усилий, не надо думать – просто сиди и смотри.

Готовых рецептов, как научить ребенка любить книгу нет.

С.Маршак, говорил, что есть талант писателя, и есть талант читателя.

Истоки читательского таланта лежат в детстве.

Воспитанию читателя – дошкольника посвящено мало исследований.

Скорей всего, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его

считают не читателем, а слушателем.

А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы

будущего читателя.

Чтобы

появился

Читатель

(творческий,

заинтересованный)

необходима тактичная помощь чуткого взрослого.

Педагоги начальных классов считают, что приходя в первый класс,

дети должны уметь и считать, и писать, и читать.

Однако

во

ФГОСе

прописано

совсем

другое

нужно

развивать

мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению,

письму.

После дошкольной жизни должно возникнуть желание учиться.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот

мир, сделать его интересным.

А ребенок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать

общение с ней как праздник.

От взрослого зависит то, станет ли ребенок увлеченным читателем

или встреча с книгой в дошкольном детстве останется случайным эпизодом

в его жизни.

Воспитание любви к книге и приобщение детей к чтению – одна из

главных задач моей педагогической деятельности.

В

воспитании

будущего

читателя

в

детском

саду

я

использую

следующие направления:

1.

Создание предметно-развивающей среды:

книжный уголок;

уголок театрализации;

уголок изодеятельности;

уголок «Умелые ручки».

2.

Проведение

занятий

по

ознакомлению

с

художественной

литературой и развитие речи.

3.

Свободная деятельность:

театрализованные игры;

настольный театр;

пальчиковый театр;

конкурсы чтецов;

литературные викторины;

проектная деятельность (создание «книжек-малышек»)

свободная изобразительная деятельность;

чтение сказок перед сном по выбору детей.

4.

Сотрудничество с родителями.

На

каждом

возрастном

этапе

работа

по

воспитанию

будущего читателя имеет свои особенности:

Младший

дошкольный возраст

Средний

дошкольный

возраст

Старший

дошкольный возраст

Рассматривание

иллюстраций.

Эмоциональный

рассказ

сказки

или

рассказа.

Настольный,

кукольный,

пальчиковый театр

Анализ

правильность

поступков

персонажей.

Определение

качеств

характера,

состояние

настроения

(веселый, грустный,

добрый…)

Драматизация

Моделирование.

Составление схем по

тексту.

Сочинение

новых

сказок

с

использованием

эл е м е н т о в

Т Р И З

(придумай

начало

или конец сказки по

новому).

сказок.

Рассказывание

стихов руками.

И после каждой работы со сказкой или рассказом провожу

нравственную беседу: не зря же существует поговорка: «Сказка –

ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

А главный урок – воспитание добрых чувств.

Доброта – наиболее дефицитное явление в окружающем

мире, поэтому обращаем внимание на нравственное воспитание:

сравнение, сопоставление;

дать

«оценку»

положительным

и

отрицательным

героям;

сопереживание действиям и поступкам героев.

В плане дополнительного образования в детском саду можно создать

литературный кружок для детей старшего возраста, цель которого помочь

ребенку

войти

в

мир

художественной

литературы,

сформировать

читательские умения.

Главная задача педагога, работающего по программе приобщения

детей к детской литературе и детскому чтению, - не только воспитывать

самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на

изменение и корректировку своих представлений о детской литературе и

детском

чтении,

путях

и

способах

приобщения

ребенка

к

книге,

установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.

Родители не должны быть наблюдателями, а были партнёрами в деле

приобщения детей к чтению.

К

решению

этой

задачи

привлекаем

родителей:

проводим

совместные

литературные

викторины;

конкурсы

(конкурс

чтецов),

праздники. В прошлом году провели в подготовительной группе праздник

«Как хорошо уметь читать».

Родители

готовят

костюмы

для

театрализованной

деятельности,

помогают

в

приобретении

книг.

Проводим

родительские

собрания,

оформляем выставки книг. Родители вместе с детьми посещают городскую

библиотеку.

Чтение художественной литературы – это совместная деятельность

взрослого с детьми.

Совместные чтения, затронув струны детской души, как когда-то

мою душу, должны способствовать развитию и образованию ребенка в

будущем.

Литература

Гурович Л.М. Ребенок и книга.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…

Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира.

Куликовская Н. Увлечь книгой.

В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.



В раздел образования