Напоминание

"Фольклор Вятки"


Автор: Костицина Ольга Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ №52
Населённый пункт: Кировская область город Киров
Наименование материала: статья
Тема: "Фольклор Вятки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фольклор Вятки Материал подготовила музыкальный руководитель МКДОУ г. Кирова (педагогический стаж 36 лет) Глубоко своеобразна история Вятской земли. До прихода русских людей на земли бассейна Вятки здесь обитали кое-где редкие племена удмуртов, марийце ,пермяков .И вот с 12-13 веков начинается и затем все усиливается, вплоть до19 века, приток русских, вызванных разными причинами: ушкуйничество новгородцев, бегство от монголо-татарского ига из крестьянских княжеств людей разных сословий и классов, позднее –крестьян от крепостников-помещиков и чиновников, староверов от притеснений церковников. Устанавливалось на протяжении веков мирное сотрудничество русских с людьми разных народностей. Не случайно вятчане отличаются отсутствием чувства национальной розни. На психический склад вятчан , несомненно, влияла природа края. Вятская природа , с одной стороны, своей суровостью воспитала у вятчан трудолюбие, приспособляемость и неприхотливость, закаляла их выносливость и терпение, а с другой-давала им все необходимое для жилья, одежды, охоты, земледелия, для кустарничества. Поражающая своей неброской, но притягательной красотой в любое время года, постоянно меняющая по сезонам, она влияла, конечно, и на эстетические вкусы людей: человек с детства привыкал замечать едва уловимые оттенки цветов растений, деревьев, нивы, сочетание красок, переливы звуков полей, лугов, сравнивать картины весны и лета, осени и зимы. Особое, едва ли не самое важное место среди разнообразных жанров народной поэзии вятчан занимают песни. В песнях запечатлены особенности общественных отношений вытичей, их труд, быт, обычаи, нравы, психический склад, особая история населения северо-востока европейской части России. На Вятке преобладают песни, в которых драматические, даже трагедийные фабулы и сюжеты чаще всего разрешаются утверждением веры в силу человеческого духа. Они содержат своего рода своеобразный подтекст : стремление воспитать в людях волю для преодоления разных невзгод и
трудностей. Многообразно тематическое содержание вятских песен : историческое прошлое и солдатчина, горькое одиночество и счастье любви, ревность и сетования на тяжелую долю неразделенной любви, измена, тоска не только по милому или вдали от родителей, в нелюбимой семье замужней женщины, но и по свободному приложению своих си к благородному делу. Одной из самых оригинальных черт вятских песен является отражение в них поэтических картин лесной природы : хождение за ягодами, грибами, воспевание красоты леса, лугов, разлива рек в половодье. В свадебных песнях на первом плане стоят лирические мотивы страданий и тревог невесты на будущее, грусть расставания с родителями, печальное прощание со свободной девичьей жизни, а с другой стороны – смешанные чувства родителей невесты ( что дочь пристроена – радость, но и печаль расставания с нею, тревога за ее будущее и т.д.) Жанровый состав вятских песен носит, в основном, общерусский характер. Это связано с издавна сложившимися здесь общерусскими культурными связями, устойчивости которых способствовал длительный процесс заселения Вятского края преимущественно выходцами из исконно русских земель. Большое место занимают песни лирические песни с социальной и бытовой тематикой, свадебные и хороводные, игровые, плясовые и частушки. Каждый из этих песенных жанров имеет по своему назначению и идейной направленности: протяжные и быстрые ,шуточные и сатирические. Вятским свадебным песням присущи самобытный поэтический склад и оригинальные, очень мелодичные, нежные напевы. Это показатель высоких качеств народной души, нравственных идеалов, здоровой эстетики, одаренности певцов. Такова, например, свадебная песня «Ой да, рябина ли ты…» Это типичное причитание невесты, и поется оно соло. Девушка со всей силой души непосредственно выражает сложность переживаний накануне перемены своей жизни. Сетования невесты в адрес родителей совпадают с переходом от плавной мелодии к речитативу. Глубокий лиризм несут в себе поэтические образы и сложный напев. Грустное, но спокойное вступление с риторически-песенным обращением к рябине, затем крутая смена интонаций в иронических перечислениях предполагаемых причин, почему родители « избыли» свою дочку- все эти интонации и риторического строя в песне как нельзя более выразительно передают драматизм настроений волевой личности, для которой чужды уныние и покорность, что и было свойственно внутреннему облику женщин- вятчанок.
Бесконечное разнообразие поэтических образов, изобразительных средств языка: символы и олицитворения ,меткие метафоры и эпитеты, образные сравнения, возбуждающие активность мысли и чувства, обогощающие представления о внутренних процессах души. Многообразные стилевые средства языка, чувство ритма и вообще чувство меры во всем, что касается напевов, исполнительской культуры и мастерства певцов. Все это такой материал, который свидетельствует об очень значительных идейных и художественных ценностях, которые создает, бережно хранит народ в Вятском крае. Общие особенности вятской песенной культуры кратко могут быть определены в следующих словах: женщины поют преимущественно в среднем и высоком регистрах, мягким голосом, без надрыва, без форсирования голоса и крикливости.Мужские голоса не имеют резкого тембрового различия. Тенорово- баритональная окраска звука сохраняется ими на большей части диапазона. Прелесть вяских песен и стиля пения состоит в мягкости, плавности, деликатности, в естественности звучания песни, что вполне соответствует душевному складу певцов и содержанию их песен. Одним из распространенных жанров, живо и остро откликающимся на события сегодняшнего дня, является жанр частушки. По содержанию частушки различны: задорные и шутливые, с тонким юмором, любовные, насмешливые. В одних воспевается счастливая, благополучная жизнь колхозного крестьянства; в других запечатлены выдающиеся научные открытия века; третьи - это частушки любовной тематики. Среди них есть речитативные и близкие протяжным песням. Не беда, что среди них Кто- то стар и кто- то сед. Нашей жизни нету краше- Доживем и до ста лет. Всех старушек приглашаем: Коль не хочется стареть, Приходите, дорогие, Вместе с нами песни петь.
Мы не только петь умеем: И в труде не подведем. На любую на работу, Как на бой, друзья, пойдем . Пенси петь- душа моя. За песенки бронят меня. Обещаю всем не петь… Запою- не утерпеть! Тракторист, кудрей не вей- ка. Без кудрей и так хорош. Если кудри подовьешь, Вдруг с ума меня сведешь. Буйный ветер, будь свидетель: Я одна иду домой! А вы, звезды, замечайте, С кем гуляет милый мой? Полюбила тракториста- Одеваться стала чисто. Но вот платье мое сине Он запачкал керосином. Я веселая девушка- В веселый час родилася. И с веселым мальчиком Гулять договорилося. Подлинно художественные произведения - песни, сказки, легенды, предания, пословицы, загадки- явления устного народного творчества. Они совершенвтвуются, развиваются, иногда видоизменияются, чтобы не отстать от жизни. Одни пословицы в полном смысле исторические ( Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»). Причина долгой жизни пословиц в образном воплощении той или иной мудрости народа, которая извлечена им из
исторического и трудового опыта. Пословица « В хорошей артели каждый при деле» могла возникнуть давно, однако она созвучна и нашему времени. Относительно сказок следует заметить, что исторический опыт народа по – своему сказался и в этом жанре. В них без труда обнаруживаются особенные свойства : лаконизм речи и удивительная точность языка, красочность глаголов, передающих многообразие, оттенки движений, состояний, поступков героев. Действия героев всегда мотивированы жизненными причинами. Вот остроумная сказка – шутка « Ленивая – ленивица», в которой игра словами, как в прибаутках и присказках, сочетается с насмешкой над женщинами- ленивицами, которые не оправдывают свое высокое назначение матери, жены, воспитательницы детей, мастерицы. Здесь домашняя философия русских крестьянок естественно выходит за рамки быта и поднимается до уровня широких социальных обобщений, охватывающих общечеловеческие моральные проблемы: обличие бездельников, взгляд как фактор, облагораживающий человека, раскрывающий в нем внутреннюю красоту. Сказка поэтому и заканчивается мудрой поговоркой « Красота приглядится, а умная и работящая жена всегда в жизни пригодится». К. Г. Паустовский в статье « Сказка будет жить вечно» писал, что « в работе над сказками стремился передать с наибольшей ясностью их поэтическую сущность и, рассказывая их, чувствовать себя таким же «сказателем», как и любой деревенский дед, что плетет корзины в кругу любопытных ребят и рассказывает им мудрые и простые истории, добавляя к ним «по селе возможности» те поэтические черты, которые сродни ему самому и, по его мнению, послужат лишь к украшению сказки».


В раздел образования